Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значимость качеств личности воспитанного сверстника в представлениях подростков экспериментальных и контрольных классов




Качества   Ранги «популярности», значимость качеств  
IV-VI классы   VII-VIII классы  
К к   К э   К к   К э  
         
Гуманизм, доброта   1/1   1/1   1/1   2/3  
Честность   2/1   2/2   2/1   3/3  
Мужество, храбрость   10/3   10/3   1/1   5/3  
Любовь к Родине   5/3   4/2   4/2   3/1  
Ум, смекалка   —   9/-   6/2   6/3  
Трудолюбие   2/3   2/2   9/3   7/2  
Вежливость   4/2   4/3   —   9/-  
Скромность   7/1   8/3   3/3   5/3  
Коллективизм и товарищество   8/2   6/2   4/1   2/1  
Правдивость и искренность   9/2   10/3   5/-   9/-  
Физическая развитость   -/2   —   2/2   4/3  
Принципиальность и требователь­                  
ность   —   7/-   —   3/3  
Справедливость   —       8/2   8/3  
Добросовестное отношение к учению   3/1   3/2   -/3   3/3  
Дисциплинированность   2/3   3/3   —   4/3  
Целеустремленность   —   9/-       6/-  
Честь, гордость   —   —   3/-   3/-  
Аккуратность   5/1   6/3   —   —  
Бережливость   6/3   5/3   -/3   5/3  
Настойчивость, выдержка   —   4/1   7/1   6/2  
Долг и ответственность   —   6/2   —   3/2  
Самодеятельность   —   8/3   —   4/2  
Самокритичность   —   5/-   —   9/3  
Инициативность   —   10/—   8/3   7/3  
Общественная активность   —   9/-   10/3   2/1  
Всего учащихся          

 

Примечание. Числитель указывает на место качества в ряду наиболее часто называемых; знаменатель—место по значимости. Условные обозначения: К к—классы контрольные; К. э— классы экспериментальные.

Данные по экспериментальным классам показывают содержание и направленность развития представлений подростков о нравственной воспитанности своих сверст­ников. Сравнение ответов на вопросы: «Какие качества тебе присущи?», «Какие ты хотел бы воспитать в себе?» — дало основание сделать вывод об опережающем росте самосознания школьников. Среди качеств, им лично присущих, они видят больше отрицательных (что не характерно для учащихся контрольных классов). Знания о себе, о своих несформированных качествах становятся реальной основой и ориентиром самовоспитания. Пот­ребность в самовоспитании и перевоспитании чаще всего возникает на основе критической самооценки.

По мере того как подросток осознает свои поступки и дает им адекватную самооценку, он начинает предъяв­лять требования к себе, регулировать свое поведение. А это уже новый этап развития.

Таким образом, аналитико-диагностическая деятель­ность воспитателей и воспитуемых является не только этапом и условием, но и методом воспитания, способом формирования моральных норм и представлений, потреб­ности в самовоспитании и саморегуляции поведения.

Однако на этом этапе школьники-подростки в основ­ном еще не устанавливают связей между своими качест­вами и поступками., В жизни и деятельности они могут нарушать принятые нормы и требования. Нравственная воспитанность может проявляться лишь в отдельных действиях и направленных (педагогом или коллективом) поступках. Поэтому школьникам надо помочь осмыслить зависимость между поступками и качествами: качества являются причинами поступков, а поступки — результат личных качеств. Требуется закрепление привычки соот­ветствующего поведения, организации разнообразной социально значимой деятельности, позволяющей рас­крыться лучшим качествам и опереться на них при воспитании недостающих.

Прогностическое исследование, проведенное нами, показало, что нравственное становление личности зави­сит от уровня развития коллектива как носителя соци­ально значимых ценностей. На низком уровне развития взаимодействия личности и коллектива не происходит. В связи с этим должна строиться и стратегия развития процесса нравственного воспитания. Оценочные крите­рии воспитанности, принятые педагогами и подростками, должны подкрепляться соответсизующими критериями

оценки развития класса как коллектива. Это позволит перестроить адекватно принятым критериям отношение подростков к деятельности и поведению, усилить их взаимодействие с коллективом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных