Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономическое стимулирование развития ВИЭ




Глава 2. Возобновляемые источники энергии

Использование ВИЭ

Различные сценарии развития человечества предполагают необходимость широкого освоения ВИЭ уже в ближайшие десятилетия, как по причине неизбежного сокращения добычи и повышения стоимости нефти, газа и угля, так и по экологическим причинам (эмиссия СО2 и другие вредные воздействия традиционной энергетики на окружающую среду). Использование ВИЭ, как правило, не оказывает серьезного негативного воздействия на окружающую среду, в большинстве своем они являются экологически чистыми и повсеместно доступными источниками энергии.

Энергетический потенциал большинства из перечисленных выше ВИЭ в масштабах планеты и территорий стран во много раз превышает современный уровень энергопотребления, и поэтому они могут всерьез рассматриваться как возможный источник производства энергии.

К серьезным недостаткам ВИЭ, ограничивающим их широкое практическое применение, относятся невысокая плотность энергетических потоков и их непостоянство во времени и, как следствие этого, необходимость значительных затрат на оборудование, обеспечивающее сбор, аккумулирование и преобразование энергии.

Вместе с тем технологии использования различных ВИЭ активно развиваются во многих странах мира, многие из них достигли коммерческой зрелости и успешно конкурируют на рынке энергетических услуг, в том числе при производстве электрической и тепловой энергии.

Возобновляемые источники энергии в суммарном потреблении первичных источников энергии (ПИЭ) по данным МЭА и REN21 («Renewable Energy Policy Network for the 21st Century») составляют около 15%, причем около 80% от этого значения приходится на биомассу, которая в основном используется как источник тепла для отопления и приготовления пищи, и крупные ГЭС. Доля «новых» или нетрадиционных ВИЭ (солнце, ветер, геотермальная энергия, приливы и др.) в мировом энергетическом балансе все еще очень мала – менее 1% от суммарных ПИЭ и 3…4% от ПИЭ, потребляемых для производства электроэнергии (не учитывая крупных ГЭС). [1]

При этом использование ВИЭ во многих странах мира развивается бурными темпами, и в некоторых странах их вклад в энергетические балансы уже стал существенным. Ежегодный темп роста продаж на рынке фотоэлектрических преобразователей достигает 50%, сетевых ветроустановок –30%, биотоплив – 25%, солнечных водонагревателей – 17%, систем геотермального теплоснабжения – 13%, малых и микро-ГЭС – 8%. В то же время традиционные отрасли энергетики развиваются с темпом 2 – 4 % в год, в том числе крупная гидроэнергетика 2%, атомная энергетика – 1,6%. [2]

Стоимость энергии, получаемой от ВИЭ, в течение последних лет стремительно снижается, и многие технологии становятся конкурентоспособными. В первую очередь, это относится к быстро прогрессирующим технологиям использования биомассы для производства тепла и электроэнергии, солнечным водонагревателям, фото-преобразователям, мини- и микро-ГЭС, ветроустановкам, теплонасосным системам теплоснабжения. Наивысшую конкурентоспособность они проявляют в децентрализованных системах тепло- и электроснабжения. Вместе с тем, во многих случаях ВИЭ пока еще уступают технологиям, основанным на использовании традиционных видов топлив, прежде всего из-за сравнительно высоких начальных капитальных затрат.

Многие страны реализуют специальные национальные и коллективные программы, направленные на стимулирование ускоренного освоения ВИЭ. При этом в качестве важного аргумента активной государственной поддержки ВИЭ рассматривается экологический фактор, в том числе обязательства стран по сокращению эмиссии СО2 в атмосферу в соответствии с Киотским Соглашением. Серьезным мотивационным фактором развития ВИЭ для многих стран, особенно зависящих от импорта традиционных энергоресурсов, является забота об энергетической безопасности.

Исходя из этого только государственная поддержка развития ВИЭ в Европе, США и других странах, включающая прямые инвестиции и экономические механизмы поддержки, оценивается в 10 млрд долларов в год. Из них около 700 млн долларов в год выделяется на научно- исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Развитие ВИЭ инвестируют крупнейшие мировые энергетические компании, банки, международные организации и фонды.

Для стимулирования и поддержки внедрения ВИЭ во многих странах используются различные формы правительственной поддержки:

– льготные тарифы для продажи электроэнергии, выработанной от ВИЭ, в сеть;

– использование для энергии, получаемой от ВИЭ, понятия «зеленая энергия», предполагающего более высокую цену ее для сознательного потребителя;

– налоговые льготы;

– льготные кредиты;

– во многих странах законодательно предписывается обеспечить к определенному сроку заданную долю ВИЭ в энергобалансе.

Особенно большое внимание развитию ВИЭ уделяется Европейским Союзом. К 2010 г. ожидается увеличение удельного вклада ВИЭ в суммарное энергопотребление европейских стран до 11,5%, к 2020 г. – 20%, а к 2030 г. – до 40%. [3]

Россия существенно отстает от основных развитых и многих развивающихся стран как по объему так и по темпам освоения возобновляемых источников энергии. Суммарный вклад ВИЭ в энергетический баланс России по экспертным оценкам не превышает 1%.

Малое внимание развитию ВИЭ в России обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, в том числе:

– большими запасами в стране ископаемого топлива;

– все еще существенно более низкими, чем в других странах, ценами и тарифами на электрическую и тепловую энергию, что снижает экономическую конкурентоспособность ВИЭ;

– слабой информированностью представителей федеральных и региональных органов управления, бизнес-сообщества и населения о возможностях и преимуществах использования ВИЭ;

– недостаточным финансированием научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и, что особенно важно для продвижения новых технологий на рынок, опытно-демонстрационных объектов в различных регионах страны.

Вместе с тем, необходимость ускоренного развития практического использования ВИЭ в стране обусловлена следующими факторами:

– 2/3 территории страны находится вне систем централизованного энергоснабжения, где проживает около 20 млн. человек. Энергоснабжение потребителей здесь осуществляется преимущественно с помощью автономных энергоустановок, требующих завоза дорогого топлива и эксплуатация которых сопряжена с большими издержками, не говоря об их отрицательном воздействии на окружающую среду;

– более 50% регионов страны энергодефицитны – они вынуждены поставлять энергоресурсы из других регионов;

– в России газифицировано всего лишь около 52% населенных пунктов (село – 31%, город –59%); [4]

– имеет место неуклонный и быстрый рост тарифов и цен на энергоресурсы;

– во многих регионах нарастают экологические проблемы, в решение которых могли бы внести существенный вклад возобновляемые источники энергии;

– следует также иметь в виду, что освоение и внедрение в широких масштабах новых энергетических технологий в связи с высокой инерционностью энергетического хозяйства требует значительного времени, как правило, десятилетия.

С учетом этих обстоятельств возобновляемые источники энергии уже сегодня могли бы внести в России существенный вклад в решение следующих актуальных задач:

– Электро- и теплоснабжение автономных потребителей, расположенных вне систем централизованного энергоснабжения;

– Сокращение завоза жидкого топлива в труднодоступные районы и на Крайний Север при одновременном повышении надежности энергоснабжения;

– Повышение надежности энергоснабжения населения и производства (особенно сельскохозяйственного) в зонах централизованного энергоснабжения (главным образом в дефицитных энергосистемах) во время аварийных и ограничительных отключений;

– Сокращение вредных выбросов от энергетических установок в отдельных городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения.

Самым главным достижением в проводимой государством политике последних лет в данной области стало создание нормативной базы ее функционирования, а именно принятие поправок в ФЗ "Об электроэнергетике". Это событие способствовало как созданию институциональных условий функционирования рынка, так и повышению инвестиционной привлекательности отрасли.

В 2009 распоряжением председателя правительства Владимиром Путиным утверждены основные направления государственной политики в развитии возобновляемых источников энергии до 2020 года. Предполагается увеличение производства и потребления электрической энергии с использованием ВИЭ: в 2010 году — 1,5%, в 2015-м —2,5%, в 2020-м — 4,5%[5]

Экономическое стимулирование развития ВИЭ

Схемы поддержки

Общее количество стран, принявших ту или иную систему поддержки развития возобновляемой энергетики, составляет на сегодняшний день 48, в том числе 14, относящихся по критериям ООН к развивающимся. Всего нам известны 4 различные схемы поддержки развития использования ВИЭ.

1. Утверждение фиксированных тарифов на энергию ВИЭ или фиксированных надбавок к рыночным ценам на такую энергию (Австрия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Греция, Испания, Индия, Бразилия, Чехия, Италия, Канада и другие, всего 41 государство).

2. Система обязательных квот на производство или потребление энергии ВИЭ (Великобритания с 2002 года, Италия с 2001-го, Швеция с 2003-го, Бельгия с 2002-го, Япония с 2003-го, Нидерланды – 1997–2000 годы (далее – тарифная схема), США – только на уровне части штатов).

3. Тендерная система реализации проектов генерации на основе ВИЭ (Ирландия, Франция).

4. Система специальных налоговых списаний (tax credits), то есть схема списания инвестиционных затрат на проекты в области ВИЭ за счет других проектов (США).[6]

Рассмотрим 1-ю и 2-ю схемы, так как тендерная система фактически приостановлена во Франции. Она уже несколько лет не используется в Ирландии из-за проблем с ответственностью при задержке или отказе в реализации проектов, полученных на тендерах. В 2006 году правительство Ирландии объявило, что принимает за основу своего нового законодательства немецкую схему (фиксированные тарифы). Налоговые кредиты, используемые в США, не вписываются в российскую налоговую систему.

Из двух первых систем старшая – с использованием фиксированных тарифов, которая впервые была принята в США (на уровне отдельного штата) в 1978 году. К середине 2006 года количество стран, использующих эту систему, достигло 41. В некоторых странах схема была трансформирована в схему фиксированных надбавок к рыночной цене (Дания) или была дополнена таким вариантом (Испания).

Система квотирования потребления энергии ВИЭ существенно более молодая. Большая часть стран ввела ее в период 2001–2003 годов, когда ЕК была принята Директива по возобновляемым источникам энергии, установившая нормативные высокие показатели использования ВИЭ в странах ЕС к 2010 году.

Система квотирования позволила внешне очень просто трансформировать эти нормативные индикаторы в квоты потребления. Однако практика использования этой системы очень неоднозначная. Нидерланды использовали ее в период 1997–2000 годов и затем перешли на тарифную систему с 2003 года. Серьезные неудачи Японии в области ВИЭ в последние годы специалисты связывают главным образом с непроработанной системой квотирования. Швеция, введя систему в 2003 году, провела ее серьезную адаптацию уже в 2005 году.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных