Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функция мера стоимости




Первой функцией денег является функция меры стоимости, т. е. их способность измерять стоимость всех товаров служит посредником при определении цены. Необходимо понимать, что не деньги делают товары соизмеримыми, а товары соизмеримы с помощью денег, потому, что они, как и деньги, являются продуктами человеческого труда. Цену может иметь только тот товар, который находится в относительной форме стоимости. Сами деньги цены не имеют. Вместо цены деньги обладают покупательной способностью, которая выражается в количестве товаров, которые можно на них купить.

Придавая форму цены другим товарам, сами деньги в условиях обращения полноценных металлических денег не имеют цены. Стоимость золота как денег выражается в потребительной стоимости других товаров. Поскольку золото обменивается на любые товары, его относительная стоимость получает бесконечный ряд выражений, в разнообразных товарах.

Стоимость золота, как и всякого другого товара, определяется количеством общественно необходимого труда, затраченного на его производство. История знает немало примеров, когда удешевление производства золота вызывало "революцию цен".

Особенность функции денег как меры стоимости заключается в том, что ее выполняют действительные деньги (золото, серебро, обладающие самостоятельной стоимостью), которые выражают стоимость товаров идеально, т. е. в виде мысленно представленных денег.

Получившая денежное выражение стоимость товаров проявляется в виде цены. Но так как различные товары обладают неодинаковой стоимостью, для сравнения цен в ходе развития меновых отношений государства стали устанавливать фиксированные масштабы цен, т. е. определенное количество золота и серебра, принятое за денежную единицу.

Функция меры стоимости отражает отношения товара к деньгам как всеобщему эквиваленту. Однако для определения цены товаров этого недостаточно. Необходим масштаб для сравнивания, то есть масштаб стоимости других товаров, масштаб цен.

Масштаб цен определяется государством и служит для измерения и выражения цен всех товаров. Масштаб цен тем лучше выполняет свое назначение, чем реже изменяется его основа, т. е. единица масштаба.

Специфика функции денег как меры стоимости состоит в том, что эту функцию они выполняют как мысленно представляемые идеальные деньги. Для того чтобы измерить стоимость товара в деньгах, нет необходимости иметь при себе единицу измеряемого товара и единицу измерителя, в отличие, например, от гирь в измерении веса.

Средство обращения

В качестве посредника в процессе обращения товаров деньги выполняют функцию средства обращения. Товарный обмен первоначально осуществлялся в форме непосредственного обмена товара на товар. Появление денег означает существенное изменение формы обмена: товар сначала продается за деньги, а затем на вырученные деньги товаропроизводитель покупает необходимые ему товары. Перемещая товары из рук в руки, доводя товары до потребителя, деньги непрерывно находятся в движении, переходя от одного лица к другому, связывая акты обмена в единый процесс обращения товаров.

При товарном обращении роль посредника при обмене товаров выполняют деньги. Здесь товар проходит два изменения формы товарной стоимости:

1) товар продается за деньги, его стоимость из товарной формы превращается в денежную (Т – Д);

2) на вырученные деньги покупается товар, т. е. денежная форма стоимости превращается в товарную (Д – Т).

Следовательно, товарное обращение имеет форму Т – Д – Т. В товарном обращении, где деньги играют роль посредника, акты купли и продажи обособляются, становятся самостоятельными, не совпадают во времени и пространстве. Товаропроизводитель имеет возможность продать товар сегодня, а купить другой товар лишь через день, неделю, месяц и т. д. Он может продавать его на одном рынке, купить нужный ему товар на другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают индивидуальные, временные и пространственные границы непосредственного обмена и способствуют развитию товарного обмена.

Деньги как мера стоимости и как средство обращения образуют единство противоположностей. Одна функция предполагает другую.

Развитие трех следующих функций денег (как средства накопления, как средства платежа и мировых денег) вызвано потребностями товарно-денежного обращения, К. Маркс объединяет эти функции общим понятием "деньги как деньги", где они выступают "в своей металлической плоти как реальный эквивалент товаров или как денежный товар".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных