ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
О праздниках якутовПразднества их бывают весной, начиная с июня месяца. Тогда кобылы ожеребились, и дается короткое время жеребенку, чтобы он поукрепился; потом отнимают его от матери и привязывают, чтобы он по своей воле не сосал. Кобыл доят и молоко льют в кожаные бутыли, называемые у якутов симирами (Symir). Прибавя воды известное им количество, целых 4 или 6 часов беспрестанно мешают палкою, нарочно для того сделанной. Когда оно закисает, то получает приятную кислоту, бродит и посему может сделать человека пьяным. Таковой напиток называется кумыс. Симиры делаются из коровьей кожи, вымоченной долго в крови, а после провяленной в дыму. Сие приготовление дает ей такую плотность и крепость, что она не пропускает уже никогда ни единой капли вливаемого в нее напитка. Наделавши довольное количество кумыса, назначают день для празднества и для веселья, в который приглашены бывают все друзья, соседи и сродники. Всякий приезжает в лучшем одеянии и на лучшем коне. А многие приезжают и незваные, не ради приятности, но ради куска хлеба. В назначенный день, на рассвете, шаманы, богатые и именитые люди собираются в новый шалаш, построенный из бересты и украшенный внутри и снаружи березовыми ветками, которые также раскидывают и на полу, на это только время сделанном. На главном месте, покрытом белыми кобыльими кожами, сидят шаманы; на втором возле них садятся начальники; потом простолюдины садятся все, где кому попадется, пока весь шалаш наполнится народом. Потом старший шаман приказывает одному или двум якутам, которых он ставит в число отменных людей, то есть достойных совершать сей святой обряд, а именно, кто целый месяц не видал мертвого тела, кто никогда не был обвинен в покраже, во лжи, в ложном свидетельстве и прочем, взять сосуд, из которого пьют, и наполнить его кумысом из первой симиры, потом встать перед погасшим огнем, от которого осталась одна горячая зола, поворотиться лицом к востоку, поднять большой кубок до груди и, так пробывши около двух минут, лить три раза понемногу кумыс на золу. Это жертвоприношение Аар-тойону (Aar-Toiоn). Потом, поворотясь совершенно на полуденную сторону света, привносит он такую ж жертву всем добрым богам по их порядку. После этого он воротится к западу и приносит кумысную жертву всем 27 коленам воздушных духов; напоследок, став лицом на север, он ту же жертву приносит восьми коленам демонов и теням усопших шаманов и шаманок, к тем демонам присоединенных. Не забывает он тут принести особливым литьем кумыса жертву Енахсисе (Enachsys), коровнице, о которой я упоминал выше. По окончании всех жертвоприношений тот якут встает опять лицом на восток, и шаман начинает громогласную молитву своему богу: благодарит его за все полученные от него благодеяния, молит о подаче ныне и впредь благоденствия, счастья, доброго размножения их народу, долголетия и мирного жития. По окончании сей молитвы он снимает с себя шапку, омахивается ею трижды и громким гласом кричит “Уруй!” (Oorooi), на что и все перед ним сидящие отвечают трижды “Уруй!”, которое слово на якутском языке значит “Подай!”. Тут уже шаман берет из рук жречествовавшего сосуд с остатком кумыса и, немножко испивши, подает другим шаманам, потом начальникам и всем прочим, включая и тех, которые из-за вышесказанных причин вообще не достойны того, чтобы пить напиток, который налит в первый симир и почитается освященным. Женский пол не пускается на сие празднество, и ему не позволяется вкушать кумыса из того священного симира; но как скоро его опорожнили, то все идут вон из шалаша и садятся на поле перед ним, соблюдая такой порядок, чтобы каждая артель садилась полукругом на восток. Тогда выносят все симиры с кумысом и ставят их на землю по два между березовыми ветвями, прямо воткнутыми в землю и называемыми багах, что значит нечто возвышенное. Кумыс наливают в кубки и разносят по одному на целую артель, сидящую в полукруге. Тогда всяк пьет, и кубок переходит из рук в руки по ходу солнца. Когда все попили сколько им было угодно, тогда начинается веселье: борьба, бега н скакание поартельно. При этом всякий старается наивозможным образом показать все свое искусство и проворство, ибо когда одна артель другую победит во всяческих их схватках, то является общая радость, выраженная криком хвалебным, и победившая сторона имеет надежду на большее счастье впредь, нежели сторона побежденная, и остается в лучшем уважении перед всем обществом. Когда пора пришла разъезжаться и всяк напился как ему хотелось, то все садятся на своих лошадей и становятся на восток полукругом, выпивают еще прощальный кубок кумыса, поворачивают своих лошадей по ходу солнца и отъезжают домой. Сии празднества продолжаются во всем соседстве по очереди до 25 июня. Тогда всякий якут начинает собирать сосновую кору и запасается ею на всю зиму. Сия первая работа продолжается до сенокосной поры, потом приходит время собирать ягоды для зимней провизии. Сосуды, из которых они пьют, или кубки, сделаны из дерева с острой ножкой (без плоского дна), так что они не могут прямо стоять; поэтому у них такой обычай, что, взявши в руку кубок, выпивать из него все досуха. Оный кубок содержит около мерной бутылки напитка и называется по-якутски чорон (Tshoron). Но сия есть самая малая мера; а то есть другой гораздо больше, хотя сделан по тому же образцу, и называется аях, он содержит около восьми наших мерных бутылок. Все эти сосуды украшены чистою резьбою по вкусу того, кто их делает.
ЯКУТСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ (Белка) Летать умеет, но не птица. (Белка-летяга) Без устали по тундре рыщет С красавцем этим плохи шутки, (Белый песец)
Два соболя
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|