Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коррекция агрессии у аутичных детей 2-й группы




Второй уровень аффективной организации в норме обеспечивает большую активность в непосредственных чувственных контак­тах с ближайшим окружением. Но отвечая за аффективную адаптацию в достаточно стереотипных условиях существования, ребенок еще ограничен как в наборе врожденных или условно приобретенных положительных приспособительных реакций, так и в способах защиты от дискомфортных, угрожающих воздей­ствий. Последние выражаются преимущественно в недифферен­цированных реакциях типа «двигательной бури». Таким образом, еще не сформировано специальное защитное поведение, изби­рательно направленное на целенаправленное устранение неже­лательного воздействия извне. Следовательно, для этого уровня развернутое агрессивное поведение тоже не характерно.

Однако отдельные реакции активного протеста уже возмож­ны, и в этом наблюдается безусловный шаг вперед по сравне­нию с первым уровнем в развитии форм защитного поведения.

Вместе с тем с этого уровня запускается и ряд аффективных агрессивных действий, тесно связанных с врожденными влече­ниями и проявляющихся у ребенка уже в первые месяцы его жизни (например, хватание матери за волосы, за лицо, жела­ние дотронуться до ее глаз, попытки укусить и т. д.). Эти при­митивные стереотипные реакции неизбежно провоцируются наличием релизеров и вызывают, по-видимому, сильные аффек­тивные переживания. На их основе формируются более разно­образные, но тоже стереотипные аффективные действия с объ­ектами (разрывание бумаги, извлечение неприятных скрежещащих звуков и т. п.). Эти аффективные действия не являются прогрессивными, они лежат в основе приемов патологической аутостимуляции. При доминировании второго уровня аффек­тивной организации происходит фиксация этих агрессивных действий и они начинают преобладать в поведении ребенка.

Как указывалось выше, аутичные дети 2-й группы особенно болезненно переживают малейшие изменения окружающей об­становки; склонны к длительному фиксированию на легко воз­никающих страхах; наиболее ограничены в своих реальных действиях, в выходе за рамки привычного достаточно прими­тивного стереотипа. В их поведении преобладает активное от­вержение и заглушение окружающего. В русле этого и расцве­тают проявления физической аутостимуляции и агрессивных разрядов, направленных на объекты окружения, на других лю­дей и на себя самого ребенка.

Рассмотрим последовательно эти возможные варианты.

Самоагрессия

Проявления ее встречаются у аутичных детей 2-й группы до­статочно часто. Они возникают в ситуации сильнейшей фру­страции для такого ребенка — ломки привычного стереотипа — единственно возможного условия его существования: изменения привычной обстановки в комнате; прихода на занятие нового педагога; накладывания взрослым запрета на обычно дозволен­ное действие и т. д.

Внешне самоагрессия обретает форму характерных для ре­бенка разрядов аутостимуляции, но доведенных до иступления, до сильных болезненных ощущений. Например, ритмически рас­качиваясь, он с силой ударяется головой о стену. Самоагрессия здесь, видимо, и вырастает из защитной (заглушающей внеш­ние отрицательные воздействия) аутостимуляции в тех случаях, когда дискомфорт настолько силен для ребенка, что обычная доза аутостимуляционных приемов не может его нейтрализовать.

В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его. То, что могло по­мочь в случае самоагрессии у аутичных детей 1-й группы, ока­зывает здесь противоположное воздействие — усиливает дис­комфорт ребенка и порождает все более ожесточенный его про­тест. Вместе с тем такую самоагрессию необходимо срочно купировать, так как она часто бывает реально опасной для ребенка.

Если это возможно, следует быстро восстановить изменен­ный стереотип до привычного, т. е. исправить катастрофическую, для ребенка ситуацию. Но в большинстве случаев изменение, доставляющее столько страданий аутичному ребенку, бывает вынужденным и исправить его сложно. Кроме того, взрослый не всегда может безошибочно выявить причину фрустрации ре­бенка (для нее достаточно бывает изменения и какой-то детали ситуации).

Как показывает опыт нашей коррекционной работы, наи­более действенным оказывается следующий способ оказания «скорой помощи»: психолог начинает сопереживать ребенку, активно подключаясь к нему, «голося» вместе с ним, в унисон его отрицательным аффективным переживаниям; вербально обозначая его состояние, причитая «ой-ой-ой, какая беда!» В такой ситуации перенасыщения отрицательным аффективным, знаком ребенок почти всегда замолкает, на время успокаивает­ся, иногда, что особенно ценно, принимает формулировку взрос­лого и в дальнейшем использует ее вместо недифференциро­ванного крика. Но часто подобная форма агрессивного реаги­рования возникает в других ситуациях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных