Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стилистические фигуры

Практическое занятие №9

  1. Понятие о стилистических фигурах: определение, устойчивые признаки. Стилистические фигуры и тропы: соотношение понятий [2, с. 947-951, ст. «Фигуры стилистические»; 4, с. 144-146].

ФИГУ́РЫ СТИЛИСТИ́ЧЕСКИЕ (греч. σχη̃μα, лат. figura — очертание, изображение, вид; оборот речи) — система исторически сложившихся способов синтаксич. организации речи, применяемых преим. в пределах фразы и реализующих экспрессивные качества высказывания (гл. обр. эмоционально-императивные). Ф. с. используются в речи как нехудожественной (обиходно-бытовой и газетно-публицистич. стили), так и художественной (драма, проза и особенно поэзия), когда говорящий (пишущий) ставит перед собой задачу не только сообщить слушающему (читающему) нек-рые объективные данные, но и выразить свое субъективное отношение к излагаемым фактам.

  1. Классификация стилистических фигур, ее принципы. Распределите данные в Приложении стилистические фигуры по следующим группам:

 

1) фигуры прибавления:

  • Анадиплосис – стык, подхват, повтор последнего слова (группы слов) стиха или колона в начале следующего.
  • Анафора – единоначатие, повтор слова или группы слов в начале стихов, колонов или фраз.
  • Эпифора – повтор слова или группы слов в конце стихов, строф, колонов или фраз.
  • Симплока – повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или колонах (сочетание анафоры и эпифоры)
  • Градация – 1) цепь анадиплосисов; 2) всякая цепь членов с постепенным нарастанием значимости (климакс) или убыванием (антиклимакс).
  • Полиптотон – многопадежие, повтор одного и того же слова в разных падежах
  • Плеоназм – многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но и для стилистич. Выразительности. (+)
  • Многосоюзие - особое употребление союзов в стилистич. целях; такое построение фразы, при к-ром все однородные члены предложения связаны союзами, в то время как обычно союзом соединяются лишь два последних однородных члена. П. часто связан с анафорой и обычно подчеркивает внутр. связь перечисляемого.
  • Хиазм – обращенный параллелизм с расположением аналогичных частей в последовательности АБ-БА обычно со значением антитезы.
  • Параллелизм – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ.

2) фигуры убавления;

  • Бессоюзие – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов.
  • Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова (-)

3) фигуры объединения

  • Амплификация – усиление довода путем нагромождения равнозначных выражений, укрепления их гиперболами, градацией, аналогий и контрастов, рассуждений и умозаключений; всякое многословие, излишество средств.

4) фигуры разъединения;

  • УМОЛЧА́НИЕ — условный термин поэтики; имеет несколько значений. Одни истолковывают его как стилистический прием — недоговоренность фраз, слов, — отражающий высокую эмоциональность речи. Другие расширяют значение термина и придают У. важную роль в организации фабулы, композиции.
  • Анаколуф – синтаксическая несогласованность частей или членов предложения как небрежность или ср. выразительности.
  • Асиндетон – бессоюзие
  • Парцелляция – фигура мелодики речи, при которой части единого предложения интонационно обособляются как самостоятельные предложения.

5) фигуры значимости.

  • РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В настоящее время название Р. ф. сохранилось лишь за тремя явлениями стиля, относящимися к интонации: 1) Риторический вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение: 2) Риторическое восклицание, играющее ту же роль усиления эмоционального восприятия: 3) Риторическое обращение, рассчитанное на тот же эффект, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной; эта форма Р. ф. наиболее часто встречается в поэзии.
  • Антанакласис – повтор слова в ином или измененном значении, обычно в диалоге.
  • Антитеза – 1) стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий; 2) обозначение всякого значимого контраста
  • Инверсия – нарушение естественного порядка слов (анастрофа) и разъединение их (гипербатон) для выделения во фразе.
  • Оксюморон – сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антонимичных существительного с прилагательным или глагола с наречием.
  • Припев (рефрен) – повторяющаяся часть песни.
  • Силлепс – объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении.
  • Тавтология – повторение одних и тех же или близких по смыслу и звуковому составу слов (разнов. Плеоназма).
  • Гомеотелевт – слова в строке с одинаковой финальной частью
  • Зевгма – слово, которое в предложении образует однотипные синтаксические сочетания с другими словами, употребляется только в одном из этих сочетаний, в других же опускается
  • Полисиндетон - многосоюзие

 

  1. Придумайте предложения (словосочетания) со словом вечер, в которых оно вступило бы в роли одного из элементов всех перечисленных в списке стилистических фигур.

 

  1. Ответьте на вопросы, приведя примеры из литературы или придумав собственные.

· В чем различие между:

а) эпифорой и рефреном; рефрен – повторяющаяся часть, а эпифора – повторяющееся окончание

б) антитезой и оксюмороном; оксюморон – сжатая антитеза

в) хиазмом и синтаксическим параллелизмом; Хиазм – обращенный параллелизм с расположением аналогичных частей в последовательности АБ-БА обычно со значением антитезы.

г) амплификацией и плеоназмом; Амплификация – усиление довода путем нагромождения равнозначных выражений, укрепления их гиперболами, градацией, аналогий и контрастов, рассуждений и умозаключений; всякое многословие, излишество средств.

д) эллипсисом и умолчанием? Умолчание - недоговоренность фраз, слов, — отражающий высокую эмоциональность речи. Другие расширяют значение термина и придают У. важную роль в организации фабулы, композиции.

· Как сделать:

а) из антитезы оксюморон – убрать союзы а, но

б) из антанакласиса тавтологию – употреблять слово в одном и том же значении, создавать словесные формы, производные слова

в) из эпифоры симплоку – повторять слово еще и в начале строк

  1. Допишите к строчке «Мы встречались с тобой на закате» вторую так, чтобы получить пример:

а) анафоры;

Мы встречались на солнечном мостике

б) эпифоры;

Как небрежный огонь на закате

в) симплоки;

Мы сгорали с тобой на закате

г) анадиплосиса;

На закате бесцветного солнца

д) хиазма.

На закате свиданий беспечных

  1. В приведенном стихотворении И. Бродского выделите все стилистические фигуры.

 

Пилигримы

Мои мечты и чувства в сотый раз

Идут к тебе дорогой пилигримов.

В. Шекспир

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ, анафора, хиазм

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы, инверсия

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката, антитеза

сердца их полны рассвета.

За ними поют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды горят над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним, эпифора

да, останется прежним,

ослепительно снежным,

и сомнительно нежным,

мир останется лживым, параллелизм

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

...И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поэтому либерализм всегда и везде — разновидность фашизма. А фашизм диктаторского типа всегда вырастает из неспособности либерализма обеспечить потребности общественного развития. | Предмет и задачи детской психиатрии.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных