Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С редакционным содействием Майкла Эрика Беннета и Донны Уилсон 17 страница




Однажды поздно вечером позвонила женщина; она была в высшей степени встревожена и с трудом связывала слова. Мне удалось выяснить, что она только что посмотрела зрелищный фильм ужасов, в котором главные герои убивали своих родителей. Фильм «преследовал» её и чрезвычайно беспокоил. Поскольку эти чувства были внедрены фильмом, я не увидел никакой полезной информационной ценности в том, что она прокручивает фильм заново и пребывает в плохом состоянии. После того как она разрушила фильм, её голос мгновенно сделался спокойным; и я потратил немного времени на выяснение того, не было ли в её собственной жизни чего-то, с чем ей нужно было поработать.

Другую женщину преследовал образ Майкла Джексона. После одного удара молотком осталась только белая перчатка. Ещё два удара молотком избавили и от перчатки. Некоторые люди сообщают, что образ не исчезает полностью, но одна или больше субмодальностей сдвигаются так, что он больше не беспокоит их: образ может стать меньше, дальше или чёрно-белым.

Вы также можете предложить кому-либо просмотреть фильм «наизнанку». Мы не знаем, что это означает, но в ответ на эту инструкцию люди делают в своей голове интересные и полезные вещи. Один из способов представлять себе «наизнанку» состоит в том, что всё, находящееся в центре исходного фильма, перемещается на наружный край, а всё, что по краям, оказывается сплющенным в центре.

Другой референтный опыт для разрушения заключается в том, чтобы смотреть фильм, когда он останавливается и проекционная лампа прожигает дырку в каждом кадре. Вы также можете просто сжечь образ дотла.

Другим полезным референтным опытом для разрушения картины является поворачивание калейдоскопа, вид акварельного рисунка на тротуаре под дождем, видение образа в зеркале, которое разбивается, видение образа в водоёме, поверхность которого приходит в волнение и т. п.

Вы также можете использовать этот процесс в обратной последовательности. Мне позвонила женщина, которая очень страдала от ощущения, что она фрагментирована, «как если бы жонглировала слишком большим количеством вещёй, за которыми невозможно уследить». Визуально у неё было много мимолётных движущихся образов. Я попросил её вообразить, что она видит всё это на поверхности пруда, который был взволнован штормовым ветром, и что когда ветер улёгся и поверхность постепенно выровнялась, фрагментарные образы начинают постепенно срастаться и собираться вместе в единую организованную картину. Через несколько минут картина собралась в одно целое; женщина была спокойна и расслаблена и знала, что делать дальше.

Отделение себя от контекста

Как обсуждалось в главе II, многим людям мешают неприятные чувства при реакциях на других людей или события. Часто бывает полезно разрушить эти неприятные причинно-следственные связи, чтобы освободить место для более приятных. Вот один из способов сделать это:

1. Подумайте о неприятном воспоминании и прокрутите его как короткий фильм. Обратите внимание, как вы реагируете на это воспоминание сейчас...

2. Увидьте на картине себя, в диссоциированном состоянии. Используйте для различения между собой и контекстом любые субмодальные различия, которыми вы можете легко воспользоваться — такие, как размер, цвет, дистанция, прозрачность и т. п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если картина далеко, увидьте себя близко.

3. Прокрутите фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости, и контекстом. движущимся на половинной скорости (не наоборот!) Вы увидите, как вы появляетесь в конце фильма раньше, чем появляется контекст, так что вам придется ждать, пока контекст не догонит вас...

4. Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!) На этот раз контекст достигнет конца фильма раньше, чем вы...

5. Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.

6. Если изменений нет, проделайте это ещё раз, на этот раз в ассоциированном состоянии; и используйте размер, чтобы сделать себя больше, чем контекст.

Проделав это, люди обычно сообщают об ощущении, что «мозги перевернулись вверх дном». Эта техника очень полезна для разрушения заякоренных связей типа «причина-следствие» между контекстом и вами. Когда вы двигаетесь на удвоенной скорости, стимулы появляются после ваших реакций на них. Этот метод использует темп для разрушения причинно-следственной последовательности. Когда следствие происходит до причины, оно неожиданно оказывается лишённым смысла. Вы можете использовать эту технику в супружеской и семейной терапии, чтобы «стереть с доски» старые неприятные причинно-следственные связи, так чтобы вы могли вмонтировать какие-либо другие, более приятные.

Отделение внутреннего состояния от внешнего поведения

Иногда заякоренные причинно-следственные связи, которые надо разрушить — это связи не между чьим-то чужим поведением и вашим внутренним состоянием, а между вашим собственным поведением и вашим же внутренним состоянием. Это особенно вероятно, к примеру, если вы можете ввести себя в депрессию в контексте, в котором вокруг вас происходит не так много такого, что могло бы вас расстроить. Стив Лэнктон работал с пожилой клиенткой, которая поглаживала себя по бедру, бормоча, «Больно, больно». Когда Стив поднял её руку с бедра, рука продолжала гладить воздух, но потеряла контакт с бедром. Она казалась пораженной, и сказала: «Боль исчезла!»

Используйте любую субмодальность, чтобы создать различие между вашим собственным внешним поведением и вашим внутренним состоянием. Сделайте это любым способом, какой покажется вам наиболее подходящим. Потом прокрутите фильм вперед, в ассоциированном состоянии, со своим внутренним состоянием на удвоенной скорости и внешним поведением на половинной. Потом прокрутите фильм обратно со своим внутренним состоянием на половинной скорости и внешним поведением на удвоенной.

Отделение внутреннего состояния от внутренних расчетов (мышления)

Если вы попадаете в плохое состояние с помощью своего собственного мышления, без особой помощи со стороны, то вы можете использовать ту же процедуру для разрушения этих причинно-следственных связей. На этот раз используйте любую субмодальность, чтобы создать различие между вашим мышлением и вашим внутренним состоянием. Потом прокрутите фильм вперед со своим внутренним состоянием на удвоенной скорости и своими расчётами на половинной. Потом прокрутите фильм обратно с вашим внутренним состоянием на половинной скорости и вашими расчётами на удвоенной. Попробуйте это сделать как в ассоциированном, так и в диссоциированном состоянии, чтобы выяснить, что для вас наиболее эффективно.

Моделирование выдающегося мастерства

Наилучшим источником новых субмодальных техник является моделирование людей, которые делают что-либо хорошо, дабы узнать, как они это делают. Обычно мы предлагаем нашим развитым тренинговым группам искать умения, которые они могли промоделировать друг от друга, и нам нравится делать это самим всегда, когда есть возможность.

Недавно мы ехали на машине по извилистой дороге в колорадских Скалистых Горах на наш летний тренинг с погружением. Мы обдумывали свою программу, и из-за сочетания умственного напряжения и извилистой дороги я (Коннира) начинала чувствовать тошноту. Стив сказал, «Хорошо, просто стань мной. Я чувствую себя хорошо». Стив просто шутил, но я подумала, что это неплохая идея. Поэтому я притворилась, что я Стив: я переняла тон и темп его голоса, позу, мышечное напряжение и т. п. Как только я это сделала, моя тошнота исчезла, и я почувствовала себя хорошо.

Потом нам стало любопытно, что же определило эту разницу? Какие внутренние сдвиги я совершила, когда «стала Стивом», так что моя тошнота исчезла? Первоначально эта информация находилась вне моего сознания. Подумав об этом, я постепенно поняла, что в качестве «Стива» я приобрела панорамное осознание горизонта вокруг меня; мой фокус внимания был на дальнем кольце гор, соединяющихся с небом. Это было почти так, как если бы это дальнее кольцо было моей кожей — моей собственной границей. Даже когда мы проезжали узкой долиной, где я не могла видеть слишком далеко, внутренне я имела этот стабильный панорамный далёкий круг гор повсюду вокруг меня. В сравнении со всем этим в моей голове движение машины, в которой я сидела, казалось мне совершенно незначительным. Я в первую очередь реагировала на стабильность широкого внешнего окружения, а не на относительно незначительное движение машины.

Раньше мне советовали смотреть на далекую точку, чтобы избежать тошноты во время автомобильной езды. Я пробовала, но это не срабатывало. Наличие целостной устойчивой панорамы окрестностей, а не простое смотрение в одну точку — вот что определило для меня разницу. С этого времени, если мы едем куда-то по извилистой дороге, я сначала внимательно рассматриваю географическую панораму вокруг себя и ставлю её на место, чтобы поддерживать себя в нужном состоянии. С тех пор меня больше не укачивало в машине.

Это заворожило нас. Это соответствовало тому, что мы выяснили о внутреннем опыте друг друга ранее и помогло нам понять друг друга ещё лучше. Стив держит в своей голове панораму окружающего всегда, не только когда он едет через горы. Для него всегда имело значение, где мы живем. Поскольку мы проводим большую часть времени, работая внутри своего офиса, я часто спрашивала его: «Какая разница, находимся ли мы в городе или в горах?» Теперь мне понятно, что, поскольку он всё время сохраняет вокруг себя эту панораму, это для него действительно важно. Ему также труднее сконцентрироваться на задании, когда окружение хаотическое. Я обычно могу легче сосредоточиться, независимо от характера окружения. Вообще говоря, я лучше осознаю окружающих меня людей. Хотя я ценю географическую красоту, я весьма гибко отношусь к тому, где живу.

В этом случае вместо того, чтобы задавать Стиву вопросы о субмодальностях, я идентифицировалась с ним путем синхронизации с его внешним поведением. Внешнее поведение является проявлением внутренних субмодальностей, поэтому если вы очень близко синхронизируетесь с кем-либо, вы также воспримете и его субмодальности.

Этот процесс «влезания в чужую шкуру» называется ещё «глубоким трансовым отождествлением» и «переключением референтного индекса». Для того, чтобы сделать усвоенное с помощью этого процесса легко доступным в будущем, в том числе и другим людям, важно пойти дальше и определить конкретные внутренние субмодальности, характеризующие состояние.

В некоторых отношениях это конкретное применение может показаться тривиальным. Однако этот метод является входной дверью ко многим других завораживающим открытиям касательно человеческих умений и способностей. Отождествляясь с кем-либо, имеющим некий навык, и кодируя в субмодальностях то, чему вы научились, вы можете понять его «природную» способность и легко обучить ей других.

Мы изучили процесс глубокого трансового отождествления много лет назад. Несмотря на то, что мы нашли его полезным лично для себя, мы не могли определить основополагающую структуру того, чему мы научились, применяя его. Изучение тонких субмодальных различий позволяет тщательно определить состояние, которого вы достигаете, отождествляясь с кем-либо другим. Нам нравилось наблюдать за людьми в парке или местах для гулянья, или за знаменитостями по телевизору, перенимая их положение тела, манеру двигаться, интонации голоса и т. п., и, наблюдая, как сдвигаются наши внутренние субмодальности. Это хороший способ начать детально понимать, насколько сильно состояния других людей отличаются от ваших собственных. Отождествляясь со своими клиентами, вы можете получить ценную и детализированную информацию о том, в какого рода мире они живут. Поскольку всегда остается опасность, что вы можете галлюцинировать, мы предлагаем вам обращаться с информацией, которую вы получаете, как с подлежащей проверке гипотезой, а не как с истиной. Позволяет ли это более эффективно работать с вашим клиентом? Позволяет ли это вам преуспеть в умении, которое было раньше вне пределов вашей досягаемости?

Субмодальное моделирование — необычайно мощный и полезный процесс. Хотя мы многое можем сделать с помощью существующей технологии, всё ещё есть вещи, которых мы пока делать не можем. Мы не начали исследовать границы существующих методов, а новые изобретения и открытия сделают их ещё более эффективными. Когда вы досконально овладеете техниками из этой книги, мы приглашаем вас продолжить моделирование других умений и способностей.

Библиография

Бэндлер Ричард. «Используйте свой мозг для изменения» 1985

Бэндлер Ричард и Гриндер Джон. «Из лягушек - в принцы» 1979

Бэндлер Ричард и Гриндер Джон. «Рефрейминг: Нейро-Лингвистическое Программирование и трансформация смысла» 1981

Гриндер Джон и Бэндлер Ричард. «Транс-Формация: Нейро-Лингвистическое Программирование и структура гипноза» 1981

Бэндлер Ричард. «Магия в действии». 1985

Содержание

Предисловие Ричарда Бэндлера

Выражения признательности

Введение

1. Временные линии

Способ, каким вы думаете о времени, оказывает удивительное влияние на ваш опыт. В этой главе показывается, как выявить у себя и других способы кодирования времени и как изменить их, приводятся интересные примеры того, как изменение временных линий позволило людям совершить значительные личностные трансформации.

2. Использование времени

Используемые вами временные формы глаголов могут либо помочь в вашей работе по изменению, либо помешать вам оказать желаемое воздействие.

3. Техника взмаха.

Описываются тонкие нюансы эффективности при выполнении «продвинутого» взмаха и способы выполнения взмаха в аудиальной и кинестетической системах; приведены примеры того, как добиться эффективности взмаха в «трудных» или «уникальных» ситуациях.

4. Сдвиг важности критериев.

Иногда критерии — такие, как «необходимость быть правильным», «ублажение окружающих», «власть» и т. п. — приобретают излишнюю значимость; или же другие критерии, типа «забота о здоровье», «учёт потребностей окружающих» значимы недостаточно. Субмодальности можно использовать для быстрого изменения важности чего-либо для вас.

5. Устранение навязчивостей.

Сильные реакции, такие как компульсивная еда, гнев, зависимости и т. д., не поддающиеся другим методам, часто могут быть быстро изменены с помощью «взрыва» компульсии с последующим взмахом.

6. Техника порога «Последняя соломинка»

Как «вытащить» кого-либо из разрушительного поведения или отношений.

7. Внутренняя/внешняя референция

Некоторые люди «от природы» принимают решения самостоятельно, в то время как на других легко произвести впечатление и подчинить мнению окружающих. Воспользуйтесь предлагаемой информацией, чтобы помочь людям принимать самостоятельные решения.

8. Стратегия реагирования на критику.

Пошаговая процедура, используемая теми, кто от природы хорошо реагирует на критику. Научитесь оставаться в ресурсном состоянии, оценивая критику и, решая, как вы можете использовать эту «обратную связь» для улучшения своего поведения.

9. Доступ к кинестетическим состояниям...

Вызывание наркотических состояний может быть больше, чем просто развлечением. Этот метод используют люди, нуждающиеся в анестетиках или обезболивающих, но желающие избежать отрицательных побочных эффектов действительного приема наркотиков. Метод может быть использован для получения любого состояния с сильным кинестетическим компонентом.

10. Другие субмодальные вмешательства....

Специфические вмешательства «Кратчайшей Терапии» для изменения вашего мышления. Моделирование мастерства.


[1] Репрезентация — представление, предъявленность

[2] Дискретное — прерывное, с чёткой границей

[3] Аналоговое — непрерывное, без чётких границ

[4] См. Р. Бэндлер, Д. Гриндер: «Из лягушек — в принцы»

[5] Континуум — непрерывная последовательность чего-либо.

[6] См. предыдущие книги серии.

[7] Генерализация —обобщение, распространение на новые контексты, ситуации, состояния

[8] ТА — Транзактный Анализ

[9] См. «Используйте свой мозг для изменения».

[10] См. С. и К. Андреас; «Сердце разума»

[11] Рефреймировать - визуально поместить проблемное событие в какую-либо рамку или фон

[12] описана в других книгах по НЛП

[13] Якорение — приведение в определенное состояние (например: расслабления, успокоения).

[14] означает, что действие совершается в данный момент — прим. перев.

[15] обозначают действия, завершившиеся к данному моменту — прим. перев.

[16] «having» в данном случае можно было бы перевести «после того, как»; на русский вся конструкция лучше переводится одним деепричастием совершенного вида — прим. перев.

[17] Больше об этом читайте в книге «Рефрейминг» Бэндлера и Гриндера

[18] на русский язык иногда лучше перевести деепричастием — прим. переводчика

[19] переведено деепричастием «обсуждая» — прим. переводичка

[20] в языках латинской группы; в русском нет точного эквивалента этой приставки, за исключением заимствованных слов — прим. переводчика

[21] См. другие книги по НЛП

[22] Компульсия — непреодолимое иррациональное побуждение, импульс. (Здесь и далее все примечания Л. Миникеса)

[23] Суицид — самоубийство, гомицид — убийство другого человека

[24] Генеративный — творческий, порождающий

[25] Булимия —навязчивое переедание, Анорексия —навязчивый отказ от пищи

[26] «reflect» означает одновременно «размышлять» и «отражать» — прим. переводчика

[27] Слово «break» может переводиться и как «нарушать (слово)», и как «ломать» — прим. переводчика

[28] foolproof — «дуракоустойчивых» (прим. переводчика)




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных