ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЙ И 1 страницаФОБИЧЕСКИЙ НЕВРОЗЫ) Навязчивые явления известны давно. Они описывались еще Plater в 1617 г. Esqurol (1827) описал одну из форм навязчивых состояний — болезнь сомнений (folie de doute). И. М. Балинский (1858) отметил, что общим для всех них является чуждость сознанию, и предложил русский термин «навязчивые состояния». Westphal в 1877 г. указал, что они всплывают в сознании человека помимо его воли при незатронутом в других отношениях интеллекте и не могут быть им изгнаны из сознания. Этот автор полагал, что в основе их лежит расстройство мышления, в то время как В. Morel (1860) причиной их считал нарушения эмоций. В начале XX века P. Janet выделил из неврастении заболевание, одним из характерных признаков которого считал явления навязчивости, и назвал его психастенией (от слов — психическая астения). Термин этот стал широко применяться во французской и отечественной литературе, в то время как в немецкой в качестве его синонима употреблялся термин «невроз навязчивых состояний» (Zwangsneurose). Навязчи- вость в Англии переводят термином obsession, в США — compulsion, поэтому в английской литературе невроз навязчивых состояний обычно называют обсессивным неврозом, в США — компульсивным или обсессивно-компульсивным неврозом, причем фобию выделяют в особую форму невроза. Психастения как самим P. Janet, так и рядом других авторов рассматривалась как заболевание, основной причиной которого являются врожденные особенности нервной системы. Е. Kraepelin помещал ее в группу не психогений, а «конституциональных душевных заболеваний» наряду с маниакально-депрессивным психозом и паранойей. В. П. Осипов (1931) описывал психастению в группе прирожденных психопатических состояний. В. К. Хорошко (1943) хотя и включил психастению в монографию о неврозах, однако подчеркивал, что причиной заболевания являются «конституциональные особенности», «психопатическое предрасположение». Попытки некоторых авторов отнести психастению (невроз навязчивых состояний) к шизофрении или циклотимии оказались неубедительными. К. Kolle (1955) высказывает предположение о том, что невроз этот по существу является особой самостоятельной эндогенной болезнью, отличной от шизофрении и маниакально-депрессивного психоза. Термин «психастения» в настоящее время имеет два значения. Им обозначают, во-первых, одну из форм неврозов, во-вторых, одну из форм психопатий. Мы будем пользоваться этим термином лишь в его первом значении, во втором же будем употреблять термин «психастеническая психопатия» и разграничивать понятия психастении (невроза) и психастенической психопатии. Так, например, один из больных обратился к нам с жалобами на то, что он всегда очень мнительный, тревожный, нерешительный, легко утомляемый и что это мешает его существованию. Какими-либо навязчивостями не страдал. Больной этот является психастеником — психастеническим психопатом, но не больным неврозом. Психастения как невроз может, как мы увидим, легко возникать у таких лиц, но может и не возникнуть у них всю жизнь. Ряд авторов в качестве самостоятельных форм рассматривают невроз навязчивости и фобический невроз. Такое разграничение клинически не оправдано, так как навязчивые страхи (фобии), мысли и действия тесно взаимосвязаны и являются проявлениями единого невроза навязчивых состоя- ний. Поэтому в соответствии с традицией отечественных авторов мы не будем их разграничивать, а будем относить к неврозу навязчивых состояний, основным признаком которого являются психогенно обусловленные навязчивости и в патогенезе которого (в отличие от истерии) не играет роли механизм «бегства в болезнь», «условной приятности или желательности» болезненного симптома. Невроз ожидания мы рассматриваем в качестве особой формы невроза навязчивых состояний. Основной причиной возникновения невроза навязчивых состояний является действие психической травмы. Психические травмы большой силы могут непосредственно вызьшать навязчивые явления. Так, могут возникать некоторые навязчивые воспоминания (образы), воспроизводящие тяжелую психотравмирующую сцену, навязчивые мысли и действия. Сюда же относится и часть заболеваний ятрогенной этиологии, например, некоторые фобии — сифилофобии, канцерофобии, а также навязчивые ипохондрические идеи. Навязчивые переживания могут также вызываться и ус-ловнорефлекторными раздражителями, бывшими в прошлом индифферентными и ставшими патогенными в результате совпадения во времени с условно- и безусловнорефлекторны-ми раздражителями, вызвавшими чувство страха. Так, чувство страха, вызванное сердечно-сосудистыми нарушениями, совпав во времени с пребыванием на площади или свистком паровоза, может в дальнейшем вызываться ими как условный рефлекс. Иногда к возникновению невроза навязчивых состояний ведут психотравмирующие конфликтные ситуации, порождающие сосуществование противоречивых тенденций, например, желание жить вместе с матерью и в то же время отдельно от нее. Сюда же относятся и ситуации, ведущие к столкновению полового или другого влечения с представлениями о недопустимости его удовлетворения. Например, возникшее чувство ненависти к близкому человеку, желание его смерти, придя в столкновение с представлениями о недопустимости таких желаний, может привести к возникновению навязчивого страха острых предметов и сложному защитному ритуалу. Патогенным может оказаться как первое столкновение, так и одно из последующих. В связи с этим представляют интерес экспериментальные дан- ные, полученные Н. Gantt (1953). На основании многолетних опытов на животных этот автор показал, что наиболее тяжелые проявления невроза возникают не при непосредственном его вызывании, а после продолжительного отдыха, когда животные спустя месяцы или годы вновь попадают в ту экспериментальную обстановку, в которой у них формировался невроз. Таким образом, раздражители, не вызывавшие первоначально резких, грубых нарушений нервной деятельности, могут вызвать таковые при повторном действии даже спустя годы. Невроз навязчивых состояний может возникать у лиц с различными типологическими особенностями. По нашим наблюдениям, он часто встречается у лиц со слабостью или недостаточной подвижностью нервных процессов. По П. Б. Ганнушкину, у психопатических личностей, преимущественно эмотивно-лабильных астеников и шизоидов, может возникать под действием сверхсильных психических травм («шоковых переживаний») особое патологическое развитие личности, характеризующееся выявлением навязчивости. Особенно легко навязчивые состояния возникают у людей тревожно-мнительных, боязливых, повышенно совестливых, на чем мы остановимся при рассмотрении психастении. Различные вредности, например травмы, инфекции, интоксикации, ослабляя нервную систему, нарушая подвижность нервных процессов, способствуют тем самым возникновению невроза навязчивых состояний. Отдельные изолированные навязчивости, не препятствующие нормальной жизни и деятельности человека, очень часто встречаются у практически здоровых людей. Сюда относятся, например, некоторые фобии (навязчивый страх некоторых животных или насекомых, темноты и т. д.), навязчивое употребление в речи слов-паразитов («так сказать»), некоторые навязчивые тики и др. Однако среди больных неврозами, обращающихся за врачебной помощью, больные неврозом навязчивых состояний и психастенией встречаются сравнительно редко. Так, по Б. Д. Карвасарскому (1990), больных неврозом навязчивых состояний было 7,8 % на 2900 больных неврозами, лечившихся в Ленинградском психоневрологическом институте имени В. М. Бехтерева. Основным симптомом заболевания являются навязчивые состояния — обсессии (от лат. obsessio — охватывать, овла- девать). Это — образы, мысли, чувства или действия, непроизвольно вторгающиеся в сознание, необоснованность которых больные понимают, с которыми они борются, но преодолеть их не могут. Больные считают их своими собственными, не вызванными каким-либо внешним воздействием. Инженер Г. прекрасно справляется с работой. Никто из сослуживцев не знает, что им овладевает страх при переходе через мосты. «Я боюсь, — говорит он, — что мост может рухнуть, когда я по нему буду идти. Я вижу, как по мосту едут трамваи, автомашины, ходят люди. Я понимаю, что мост капитальный и не провалится. Я понимаю дикость, нелепость, абсурдность моей боязни, но поделать с собой ничего не могу. Едва я пытаюсь заставить себя пройти по мосту, меня охватывает непреодолимый страх, буквально ужас, и я вынужден отступить. В то же время я не боюсь переезжать по этому же мосту в трамвае или автомашине, хотя при этом нагрузка на мост больше, чем если я иду по нему один. Я пытаюсь бороться с этим нелепым страхом, но преодолеть его не могу». «Когда я еду на работу,— рассказывает другой больной,— взгляд мой прикован к окнам домов, мимо которых мы проезжаем. Я должен считать количество окон в этих домах. Делаю я это очень быстро.-Но для чего мне знать, сколько в этом доме окон? Какое мне до этого дело? Я понимаю нелепость этого занятия, но не могу от него избавиться». «По нескольку раз в день, когда я сижу спокойно или пытаюсь читать,— рассказывает Ш.,— помимо моей воли мне лезут в голову мысли о том, как будет лететь женщина, если она выпрыгнет из окна верхнего этажа. Я вынуждена представлять себе, как колоколом раздувается ее юбка и видны кружевные панталоны, как она держит руки во время полета, поворачивается в воздухе... Я б хотела об этом не думать. Я понимаю нелепость, абсурдность размышления на эту тему. Я хочу избавиться от этих мыслей, но помимо моей воли они лезут мне в голову». «Я понимаю, что не болен раком,— говорит Т.,— но мысль о том, что у меня может быть рак, мною то и дело овладевает и я не могу от нее освободиться. Иногда она меня настолько охватывает, что я начинаю терять голову и верить, что у меня рак». Иногда критическое отношение на высоте переживаний может временно утрачиваться больными (например, навязчивый страх заболеть сифилисом может временно перейти у больного в уверенность, что он болен сифилисом), и тогда навязчивое переживание переходит чаще всего в сверхценную, реже в бредовую идею. Различают навязчивые представления, мысли (обсессии), страхи (фобии) и действия (компульсии)1.Навязчивыепред- ставления часто носят характер ярких навязчивых воспоминаний. Сюда относятся некоторые мелодии, отдельные слова или фразы, от звуковых образов которых больной не может освободиться, а также зрительные представления. Иногда они носят яркую чувственную окраску, свойственную ощущениям, и приближаются к навязчивым или психогенным галлюцинациям. Могут они также носить тактильный характер. Так, одна больная испытывала ощущение кусочка сердцевины яблока, застрявшего в горле. Нередко у больных неврозом навязчивых состояний отмечается навязчивое стремление вызвать у себя определенные образы, например, того или иного увиденного лица, обнаженных половых органов или нечистот. Близко к этому стоят и навязчивые воспоминания, при которых больной «должен» вспомнить увиденные им предметы или все детали какого-либо неприятного события. Навязчивые воспоминания нередко отличаются особенным постоянством. Навязчивые образы очень часто возникают в виде чрезвычайно ярких навязчивых воспоминаний, отражающих вызвавшее их психотравмировавшее воздействие. Навязчивые мысли могут выражаться в виде навязчивых сомнений, опасений, воспоминаний, кощунственных или «хульных» мыслей и мудрствований. При навязчивых сомнениях обычно возникает мучительная неуверенность в правильности или завершенности того 1 Большинство психиатров (в том числе и мы) отрицают существование навязчивых влечений к бродяжничеству (дромомании), поджогу (пиромании), обнажению, произнесению ругательств и т. д. В этом случае чаще всего идет речь не о навязчивых, а об импульсивных действиях, или явлениях на-сильственности. Больной с ними либо совсем не борется, так как влечение всецело охватывает личность, либо борется лишь из-за несоответствия влечения моральным требованиям. При навязчивых же состояниях имеется не навязчивое влечение к совершению этих действий, а страх перед возможностью их совершить (броситься с высоты, совершить самоубийство, ударить близкого человека острым предметом), связанный с ярким представлением этого действия, в связи с чем они никогда не реализуются. К неврозу навязчивых состояний следовало бы отнести и перверсии, являющиеся зафиксированными навязчивыми действиями или влечениями, возникающими по механизму условного рефлекса, в частности некоторые формы гомосексуализма, фетишизма, мазохизмаидр. [СвядощА. М., 1974]. или иного действия, со стремлением вновь и вновь проверять его выполнение. Больная с навязчивым сомнением, так ли она выполняет домашнюю работу, десятки раз перетирала тарелки, сотни раз поправляла положенную на стол скатерть или расставленную посуду. Другой больной утратил трудоспособность из-за мучительного сомнения, правильно ли он выписал рецепт, и стремления вновь и вновь его проверить. Рецепт десятки раз сверялся им с рецептурным справочником, и все же мысль, что он мог ошибиться, не покидала его. Третий сомневался, не забыл ли он наклеить марку на конверт, правильно ли он написал адрес. Даже после того, как он несколько раз проверял правильность написания адреса, мучительное сомнение возобновлялось, едва письмо было опущено в ящик. Навязчивые сомнения иногда могут заставлять больного часами до изнеможения проверять правильность выполненного действия. При навязчивых опасениях больные мучительно боятся, что они не смогут совершить то или иное действие или выполнить тот или иной акт, когда это потребуется, например, сыграть перед публикой на музыкальном инструменте или вспомнить слова роли, ответить, не покраснев (эрейтофобия), совершить половой акт, помочиться в присутствии посторонних, уснуть, начать ходить, встав после болезни с постели, проглотить пищу и т. д. Навязчивое опасение иногда может вести к нарушению соответствующей функции и тогда, как мы увидим, давать картину невроза ожидания. При навязчивых воспоминаниях могут возникать не только навязчивые представления (образы), но и навязчивые мысли. Например, больной должен мучительно вспомнить те или иные географические названия, имена, стихотворения. При навязчивых кощунственных или «хульных»- мыслях, помимо воли больного, в сознании всплывают мысли, по содержанию противоположные тем, которые отражают действительное отношение человека к тем или иным вещам — мысли циничного содержания в отношении уважаемых лиц, богохульные мысли у религиозного человека. Могут возникать навязчивые представления сексуального характера, в том числе садистского и мазохистского содержания. При навязчивых мудрствованиях («умственной жвачке») больные вынуждены бесконечно размышлять по поводу тех или иных вещей, которые для них не имеют никакого значе- ния и не представляют интереса, например размышлять о том, что случится, если на Земле наступит состояние невесомости, или если человечество лишится одежды и все должны будут ходить обнаженными, или если у людей сзади вырастет еще по две руки, как тогда люди будут работать, одеваться. У одного из наших больных мудрствования выражались в виде навязчивых сравнений, причем вещей, не имеющих между собой ничего общего. «Эти мысли, — говорит он, — появляются у меня чаще всего, когда я сижу спокойно. Когда я нахожусь в движении или занят интересным делом, я забываю думать о них. Я взял книжку и тогда задумался, что лучше: книжка или фуражка (она лежала рядом). Ну, думаю, фуражку надену, это ерунда, а книжку можно читать и т. д. Я понимаю, что это глупые мысли, что думать об этом не надо, но сделать с собой ничего не могу». В другой раз этот же больной навязчиво обдумывал, что лучше: авторучка или школа. Одно время его не покидали навязчивые мысли, как он понимал бы русскую речь, если бы не был русским. При этом он мысленно по многу раз произносил одно и то же русское слово, чтобы довести себя до того, что он перестанет понимать его смысл и тогда сможет себе лучше представить, как оно будет восприниматься человеком, не понимающим его содержания. Навязчивые страхи (фобии) наиболее разнообразны и встречаются чаще всего. Сюда относятся: боязнь смерти (та-натофобия) от всевозможных причин — заболевания сердца (кардиофобия), возможности покончить жизнь самоубийством (например, выброситься из окна, броситься в воду с моста, нанести себе ранение острым предметом), боязнь погибнуть под обломками здания или во время железнодорожной катастрофы, быть пораженным молнией и т. п., боязнь заражения сифилисом (сифилофобия), бешенством, сапом, заболевания раком (канцерофобия), инфарктом миокарда (инфарктофобия), психическими (лиссофобия) и прочими заболеваниями, боязнь мнимых последствий онанизма (онано-фобия), страх загрязнения (мизофобия), боязнь высоты и глубины, боязнь открытого пространства, улиц, широких площадей (агорафобия), закрытых помещений (клаустрофобия), страх за судьбу своих близких, боязнь одному ходить по улице или обратить на себя внимание и тому подобное. Поведение больных нередко принимает соответствующий характер. Больной со страхом острых предметов просит до- машних убирать и прятать их, больной со страхом площадей обходит их или.пользуется транспортом, чтобы через них переехать. При посещении на квартире больных с навязчивым страхом загрязнения нам нередко бросалось в глаза, что они целыми днями мыли руки до появления экскориаций на коже, кипятили тряпочку и полотенце, чтобы сделать их «стерильными» или, обмотав ими руки, взять «грязный» предмет. Такие больные обжаривали даже хлеб снаружи, чтобы «стерилизовать» его и избегнуть загрязнения. В то же время в доме у них часто была невероятная грязь. Из страха загрязнения некоторые больные не разрешали никому убирать у них в комнате и сами месяцами ее не убирали, не разрешали сменить себе белье. В связи с основной темой страха может появиться ряд фобий, связанных с ней по содержанию. У одной нашей больной был страх смерти. Она боялась, что потолки высоких зданий могут упасть ей на голову, поэтому и не могла заходить в эти здания, боялась скопления людей из-за страха перед паникой, во время которой ее могут раздавить, поэтому она не могла ходить в театры, ездить в автобусах и трамваях. Наконец, она боялась одна выходить на улицу: «Вдруг случится сердечный припадок и никто не окажет помощи». В связи с этим она всегда носила с собой бутылочку с нашатырным спиртом и «компресс для сердца». Больная избегала употреблять слово «земля» и ей было неприятно, когда она его слышала, так как это слово вызывало у нее представление о смерти. Кроме того, больная должна была совершать ряд сложных ритуалов при одевании и еде, чтобы «защитить» себя от возможной смерти. При этом она понимала нелепость, абсурдность всех этих явлений, но преодолеть их не могла. Если же она пыталась их преодолеть, появлялось сильное чувство страха. «Подумай, — говорила она, — это здание стоит 200 лет и может, наверное, простоять еще столько же, а я боюсь в него войти, боюсь, что купол упадет мне на голову и меня задавит. Какая нелепость, а поделать с собой ничего не могу. Если пытаюсь зайти, меня охватывает невероятный страх! Или я боюсь, — говорила она, — одна, без знакомых, ходить по улице,— вдруг мне станет плохо и некому будет мне помочь и т.д.». Иногда фобия может вести к возникновению «порочного круга». Например, почему-либо возникшая (часто физиоген- но обусловленная) боль в области сердца может привести, особенно у тревожно-мнительной личности или у человека, слышавшего об опасности инфаркта миокарда, к страху смерти от «паралича сердца». Чувство страха и фиксация внимания на деятельности сердца способны усиливать неприятные ощущения в этой области и как следствие этого — усиливать страх и т. д. Возникает вышеописанная типичная картина кардиофобии — боязни за деятельность сердца. Появляются психогенно обусловленные ощущения в области сердца и вторично возникает боязнь физической нагрузки (например, ходьбы), страх оставаться одному дома или уезжать далеко от врачей («некому будет помочь»), мысли о неизбежной скорой смерти. Многие больные, пытаясь облегчить себе преодоление навязчивого страха, начинают совершать защитные действия, создавая целые ритуалы, которые должны «предотвратить» то, чего они боятся. Так, больная со страхом загрязнения мыла руки до тех пор, пока пузыри из мыльной пены не появятся 81 раз, и лишь после этого чувствовала успокоение. Если же она была вынуждена прервать эту процедуру раньше, возникало чувство страха, напряженности. Другая больная со страхом заражения могла есть, не боясь заразиться, только предварительно сложив определенным образом вилки и ножи и постучав 3 раза ногой о ножку стола. Один больной должен был сосчитать в уме сумму квадратов первых пяти цифр, чтобы «предотвратить» ожидаемое несчастье. Некоторые больные совершают сложный ритуал при одевании или укладывании в постель, затрачивая несколько часов на эту процедуру и повторяя ее вновь, если «какая-либо часть ее была сделана не так». Важной особенностью фобий является то, что страх при них кондиционален (по латыни conditio — условие), то есть появляется лишь при определенных условиях — в той или иной ситуации или при возникновении определенных представлений и не возникает вне этого. Например, больная агорафобией боится одна переходить широкие площади. Она испытывает страх, если пытается перейти площадь без посторонней помощи. Страх может возникнуть у нее при одной мысли о переходе площади. Однако вне этой ситуации или вне связи с этими представлениями она страха не испытывает. Больная инфарктофобией боится, что у нее может возникнуть инфаркт («случится плохо с сердцем») и никто не ока- жет ей помощи. Поэтому она боится уезжать далеко от медицинских работников, идя на работу, выбирает маршрут вблизи от аптеки и медицинских учреждений. В кабинете врача она сидит совершенно спокойно, страха не испытывает, понимает его необоснованность, просит избавить от него, однако при попытке выехать на машине за город («нет врача поблизости») ее охватывает панический страх, и она вынуждена немедленно вернуться в город. Таким образом, фобия — это страх, связанный с определенной ситуацией или группой представлений и не возникающий в их отсутствие, чем она отличается от страха при неврозе страха. Можно различать следующие три степени выраженности навязчивых страхов [Асатиани Н. М., 1985], которые могут переходить одна в другую: при первой степени страх проявляется лишь под действием травмирующего раздражителя, при непосредственном соприкосновении с ним; при второй степени, кроме того и при ожидании реального предстоящего столкновения с объектом страха; при третьей степени — уже при одном представлении о таком столкновении. В последнем случае навязчивые представления могут настолько охватывать больного, что он не может в течение нескольких часов или дней встать с постели («постельный период») или выйти из комнаты. Характерно следующее наше наблюдение. Больная Н. в течение 8 лет страдает навязчивым страхом загрязнения и боязнью острых предметов. Она понимает его нелепость, абсурдность, но преодолеть его не может. За время болезни степень выраженности страха значительно колебалась. Бывали периоды в течение 1—2 лет, когда фобия была нерезко выражена. Больная могла работать, учиться. Страх возникал только при непосредственном соприкосновении с «грязными» или острыми предметами. Бывали периоды в течение нескольких месяцев и даже 11/ 2лет, когда Н. совершенно утрачивала трудоспособность, часами мыла руки, ни днем, ни ночью не снимала перчатки, особым образом проходила в дверь (так, чтобы не прикоснуться к ее краю), заставляла родителей проделывать сложный ритуал вытирания ног и по нескольку раз повторять его, если ей показалось, что они вытерли ноги недостаточно хорошо. Охваченная страхом, одно время в течение недели не вставала с постели, боясь загрязнения. Могла есть только в том случае, если еду ей подавали особым образом — заранее положив ее на столик, и потом подвигали стол, не приближаясь к ее кровати. За «постельным периодом» болезни вновь последовало улучшение, во время которого работала библиотекарем, хотя фобия и сохранилась. Навязчивые действия у больных носят чаще всего характер описанных выше мер «преодоления» фобий. Иногда они могут иметь и самостоятельное значение. Нередко встречается навязчивое стремление пересчитать без всякой необходимости попадающие в поле зрения предметы, окна, проезжающие автомобили или прохожих на улице (аритмо-мания), а также навязчивые движения, которые носят характер какого-либо простого произвольного акта. Например, больной навязчиво щурит глаза, шмыгает носом, облизывает губы, вытягивает шею и двигает ею, словно ему мешает воротничок, располагает предметы на столе в определенном порядке, если прикоснулся рукой к предмету, обязательно прикоснется к нему еще 2—3 раза, постукивает несколько раз ложкой о край стола перед тем, как начать есть, и т. д. Сюда же относятся и некоторые тики — короткие, стереотипно повторяющиеся движения, совершаемые больными. Среди них могут быть гримасы, подмигивания, пощелкивание языком, жест поправления волос или воротничка. Движения эти не ограничиваются мышцами, иннервируемыми только одним нервом, а носят характер довольно сложных актов. Элементарные навязчивые движения чаще всего возникают в детском возрасте. Первоначально они могут быть связаны с неудобной одеждой, реакцией смущения, неприятными ощущениями или подражанием. В дальнейшем при многократном повторении они становятся привычными, фиксируются. В отличие от истерических тиков в патогенезе их не участвует механизм «бегства в болезнь», «условной приятности или желательности» болезненного симптома. Различные органические гиперкинезы (хореические, хореиформные и др.) отличаются от невротических тиков своей насильст-венностью, невозможностью подавить их усилием воли, большим размахом движений. Они захватывают целые группы мышц и не являются столь локализованными, а также лишены компонента целесообразности, защитного характера [Ковалев В. В., 1979]. Разделение навязчивых состояний на навязчивые представления, мысли, страхи и действия является весьма условным, так как в каждом навязчивом явлении в той или иной степени содержатся и представления, и чувства, и влечения, тесно между собой, связанные. У одного больного может быть ряд навязчивых явлений и ритуалов. По данным А. В. Снежневского, навязчивые явления делятся на две формы: отвлеченные, безразличные по своему содержанию, и образные, с аффективным, нередко крайне тягостным содержанием. К первой относятся бесплодное мудрствование, навязчивый счет, навязчивое воспроизведение в памяти забытых имен, разложение слов на слоги. Остальные представляют собой образную навязчивость. Как показывают наши последние наблюдения, на ЭЭГ в состоянии покоя у больных неврозом навязчивых состояний, в том числе длительно и тяжело болеющих, в большинстве случаев каких-либо отклонений от нормы не обнаруживается. В основе навязчивых состояний, как указывает И. П. Павлов, лежит патологическая инертность нервных процессов. Этой инертностью процесса возбуждения объясняется невозможность для больных подавить явления навязчивости усилием воли, мучительное чувство бессилия в борьбе с ними, а также невозможность быстро закончить действие, носящее навязчивый характер, отсутствие чувства удовлетворенности при его окончании. Этим же объясняется и то, что явление навязчивости лишь с большим трудом поддается подавлению, например при отвлечении внимания, и что действие различных новых раздражителей для этого часто оказывается слишком слабым. Еще в 1913 г. М. М. Асатиани указывал, что в основе ряда фобий лежит механизм образования патологической ус-ловнорефлекторной связи. То, что условнорефлекторная связь, возникшая между тем или иным раздражителем и переживанием, ставшим навязчивым, отличается исключительной устойчивостью, длительно не угасает, также объясняется патологической инертностью процесса возбуждения. Лица, у которых имеется недостаточная подвижность нервных процессов, например психастеники и больные с органическими поражениями головного мозга, естественно, склонны к тому, чтобы у них возникали такие патологические условнорефлек-торные связи. В патогенезе фиксации возникшей условно-рефлекторной связи может участвовать механизм - «условной приятности или желательности» болезненного симптома. В этом случае заболевание относится к истерии. В основе трансформации навязчивой идеи в идею противоположного содержания, а также в основе идей, противоположных основному содержанию сознания больного, по И. П. Павлову, лежит развитие ультрапарадоксальной фазы в очаге патологически инертного возбуждения. Этим объясняются навязчивые богохульные мысли у религиозного человека, влечение совершить действие, которого больной боится. Так, например, у нашего больного, страдавшего боязнью упасть с высоты, когда он находился на верхних этажах и видел открытое окно, появлялось навязчивое желание выброситься из него. У молодой женщины, неудовлетворенной в браке, желание пережить любовную связь во время поездки в поезде трансформировалось в страх езды по железной дороге. Ряд больных, пытаясь преодолеть навязчивое состояние, совершают те или иные действия, носящие иногда характер ритуала, после чего чувствуют известное облегчение. В основе этого, вероятно, лежит механизм отрицательной индукции из нового образовавшегося застойного пункта на очаг, вызывающий явления навязчивости. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|