Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Археология средневекового Казахстана




Процесс перерастания поселений в города — это прежде всего процесс отделения города от деревни. Города — это центры концентрации ремесел и торговли. Появление городов было связано с развитием ремесленного производства и сопутствующего ему обмена.

В самом общем виде можно принять следующее определение города: агломерация людей, оторвавшихся в какой-либо степени от земледелия, занятых ремесленно-торговой деятельностью и имевших определенный административный статус. Сосредоточие ремесленников в феодальном городе, разумеется, не означает отсутствия ремесленников в соседних селах, так как и преобладание в городе ремесленно-торговой деятельности не исключает полуаграрного характера ряда городских поселений.

Письменные источники и археологический материал свидетельствуют о проживании в городах, с одной стороны, потомков древнеземледельческого населения — кангюев и усуней, с другой — осевших на землю тюргешей, джикилей, тухси, карлуков и других племен. Как свидетельствуют исторические и этнографические наблюдения за жизнью кочевых народов, «чистых кочевников» история не знала. К. Маркс писал относительно прошлого Азии: «У всех восточных племен можно проследить с самого начала истории общее соотношение между оседлостью одной части их и продолжающимся кочевничеством другой части».

Средневековые города сыграли важную роль в развитии экономики, социальных отношений, культуры, науки и искусства Казахстана эпохи феодализма.

Тараз. В письменных источниках город Тараз известен с VI в. В 568 г. Тараз (Талас), находившийся под властью тюркского кагана Дизабула, црибыло посольство византийского императора Юстиниана во главе с Земархом Киликийским. В первые десятилетия VII в. город играет важную роль на трассе Великого шелкового пути. С этого времени он становится широко известным городом Востока. Сведения о нем содержат маршрутники, древние хроники и географические сочинения.

В конце X-XI вв. после завоевания Средней Азии династией караханидов, Тараз становится столицей одного из уделов нового государства. В городе чеканится монета, строятся великолепные архитектурные ансамбли.

Городище древнего Тараза почти не сохранилось. Его территория занята постройками современного города Джамбула. В относительно хорошем состоянии несколько десятилетий назад находилась северо-западная часть памятника, описание которого сохранилось в трудах М. Е. Массона и А. Н. Бернштама. Северная стена шахристана прослеживалась на расстоянии 370 м, западная — на 160 м. На юге остатки городища были видны на протяжении 200 м. К северной стене шахристана примыкала цитадель. Это был прямоугольный в плане бугор со сторонами: северная 175 м, западная 117 м, восточная 115 м и южная 125 м.

Стратиграфические шурфы и раскопки на шахристане и цитадели городища позволили установить основные этапы жизни и развития города. В раскопках на цитадели определена мощность культурных напластований в 7,5 м. Слой первых вв. н. э. обнаружен в раскопках на цитадели и в юго-западной части шахристана, мощность его 0,5 м. Слой состоял из зольных прослоек, обломков сырцовых кирпичей. Керамика, собранная в слое, представлена обломками хумов.

Слой IV-VI вв. в шурфе на цитадели имеет толщину 1,5 м. В нем вскрыты остатки помещений из прямоугольного сырцового кирпича размерами 50X29,5X9,5 см. Стены здания сохранились на высоту до 1 м, толщина их 1-1,5 м. В слое обнаружена своеобразная керамика - тонкостенные чаши, покрытые снаружи белым или розовым ангобом (обмазкой), кувшины с носиком, хумы, жаровни.

Керамика этих слоев представлена двумя группами: неполивной и поливной. Неполивная продолжает традиции предшествующего времени. Это краснолощеные кружки и кувшины с резным орнаментом, крышки с резьбой. Для поливной посуды характерна белая, прозрачная, зеленая и коричневая глазури. Орнамент представляет собой растительные и геометрические мотивы.

Слой XI-XII вв. датируется монетами. В нем найдены изделия из металла — обломки железных ножей, кусочки бронзовых изделий, бусы из стекла и камней, стеклянные сосуды. Наиболее массовыми находками является поливная посуда — чаши, блюда, светильники. Полива на них прозрачная, положенная поверх белого ангоба. Роспись на посуде выполнена коричневыми, зелеными и красными красками, иногда в сочетании с гравировкой. Орнамент растительный, геометрический и буквенный. Неполивная керамика представлена узкогорлыми кувшинами, кружками, чашами, хумами.

Одним из наиболее известных средневековых городов Южного Казахстана был Испиджаб. В письменных источниках он упоминается еще в VII в., а в IX в. назван величайшей пограничной крепостью. В начале X в. Испиджаб известен не только как укрепленный пункт, но и как богатый торговый центр на Великом шелковом пути. «Постройки города из глины, — писал географ X в. ал-Иетахри, — его рынки переполнены, он обилен плодами, в нем — богатые урожаи и много всяких полезных вещей. Вокруг него много городов и селений».

Более подробно об Испиджабе сообщает ибн Хаукаль: «Испиджаб — город, (равный) приблизительно трети Бинкета. Он состоит из медины, цитадели и рабада. Цитадель разрушена, а медина и рабад населены, вокруг медины стена и вокруг рабада также стена окружностью около фарсаха (6-7 км). В рабаде его сады и воды. Постройки его из глины. Он (лежит) на равнине, между ним и ближайшими к нему горами около трех фарсахов. У медины четверо ворот, в том числе ворота Нуджеке-та, ворота Фархана, ворота Савакрасы и ворота Бухары. Рынки его в медине и рабаде, дом правления, тюрьма и соборная мечеть в медине. Это обильный людьми и обширный город, во всем Хорасане и Мавераннахре нет города, с которого бы не взымался харадж, кроме Испиджаба».

Испиджаб был широко известен не только как центр транзитной торговли. Здесь производились многие высококачественные товары, имевшие спрос далеко за пределами Казахстана. Из Испиджаба вывозились белые ткани, оружие, мечи, медь и железо.

Во второй половине XI в. наряду с названием Испиджаб употребляется и другое — Сайрам. В начале XIII в. этот цветущий город вместе с Таразом, Усбаникетом, Саураном был разрушен хорезмшахом Мухаммедом. Вот как повествуют об этом скупые строки древней хроники: «Испиджаб — название большого города, одного из главных городов Мавераннахра, на границах Туркестана. Он был одной из самых процветающих и приятнейших стран Аллаха, наиболее плодородных, обильных деревьями, проточными водами и прекрасными садами. (Так было) пока не пали на эти местности удары судьбы и превратности рока сначала с хорезмшаха Мухаммеда. Он завладел Мавераннахром и уничтожил царство ханидов (караханидов), а их было несколько и каждый охранял свой край. Когда не осталось из них никого, он не смог охранять эти города из-за обширности их области, разрушил своими руками большинство пограничных крепостей и отдал их на разграбление своим войскам. Жители их выселились оттуда и покинули их. И остались сады опустевшими полностью, заставляя плакать глаза и скорбеть сердца из-за разрушенных замков и пустых жилищ и домов. Заблудился проводник этих каналов и они стали течь, блуждая во все стороны без выбора. Потом в 1219-1220 гг. последовали несчастья, подобно которым не происходило с тех пор, как стоят небо и земля. Это приход татар... Они погубили тех, кто оставался там. И не осталось от тех прекрасных садов и славных замков ничего кроме разрушенных стен и следов исчезнувших народов». Скупые, но выразительные слова.

И все же Испиджаб возродился под названием Кары Сайрам. Сведения о нем, как значительном городе, появляются в конце XIII в. В XV-XVI вв. Сайрам снова выступает как крупный торгово-ремесленный центр и центр земледельческого округа. Отсюда, например, снабжалась зерном и продовольствием многотысячная армия Шейбани-хана.

Позднесредневековый Сайрам являлся хорошо укрепленной крепостью, за высокими стенами и рвом которой укрывалось и городское и окрестное сельское население во время междоусобиц и войн. Сайрам свое значение торгово-земледельческого центра и стратегического пункта сохранял и в XVII в. Он играл важную роль в жизни казахов как экономический и культурный центр. В 1684 году Сайрам был разграблен и разрушен джунгарами. Вторично они завоевали город в 1723 г. Однако жизнь на месте бывшего Испиджаба (Сайрама) продолжается до сих пор.

Развалины города находятся в центре одноименного поселка в 12 км восточнее г. Чимкента. Городище сильно разрушено и поэтому топография его изучена недостаточно. В плане развалины имеют вид прямоугольного бугра высотой 2,5-4 м. Протяженность его с севера на юг 500 ж и с востока на запад 550 м. Юго-восточный угол городища выше других — здесь находилась цитадель. Вокруг бугра сохранились участки стен с башнями. Городище со всех сторон было окружено рабадами, сейчас занятыми современными постройками. К городищу некогда примыкала обширная сельскохозяйственная округа, обнесенная валом.

Керамика, собранная на развалинах, в массе своей датируется X-XII вв. Среди случайных находок имеются великолепные глазурованные чаши, двуручная фляга со штампованным орнаментом, ваза, покрытая коричневой поливой и росписью черной краской. Много керамики XV-XVI и XVII-XVIII вв. Она свидетельствует об интенсивной жизни города в эти периоды.

К сожалению, досконально изучить городище трудно, т. к. оно перекрыто современными застройками. Поэтому материальная культура крупнейшего средневекового города Казахстана изучена недостаточно.

Вблизи Испиджаба находилось множество небольших городов и поселений. Среди них Маданкет (Манкес), Джумишлагу, Хурлуг, Чимкент.

Севернее Испиджаба находился округ Кенджида, центром которого был город Усбаникет (Арсубаникет). В персидском географическом сочинении X в. «Худуд ал-Алем» сказано, что Усбаникет — приятный, процветающий и богатый город». Город находился на расстоянии двух дневных переходов от Испиджаба. Локализуется Усбаникет на р. Арысь в районе современного села Мамаевка.

Ему, видимо, соответствует городище Шор-тобе. Это овальный в плане бугор высотой 5-10 м. Наибольшая протяженность его 320 м с востока на запад и 260 м с севера на юг.

Цитадель находится в западной части городища и представляет собой подковообразное всхолмление, которое возвышается почти на 20 м над поймой Арыси. Шахристан укреплен стеной с башнями. С северной стороны к нему примыкает укрепленный рабад площадью около 4 га. С северо-западной стороны городище опоясано рвом. Городище датируется VII-XIII вв.

Отрар — один из немногих средневековых городов Казахстана, локализация которых не вызывает сомнений. Развалины его под названием Отрар-тобе находятся неподалеку от впадения Арыси в Сырдарью, 15 км западнее железнодорожной станции Тимур.

О городе сохранилось много сведений в письменных источниках. В них наряду с именем Отрар встречается и другое — Фараб. Первоначально, как полагают исследователи, Фарабом назывался округ, столицей которого был Отрар. Но затем именем округа стал называться и его главный город. Хотя впервые в источниках Фараб упоминается в 30-х годах VIII в., а Отрар в начале IX в. можно предположить, что город существовал раньше под именем Тарбан (Трабан). Это название встречается в древнетюркских рунических надписях в честь Кюль-Тегина и Бильге-Кагана. То, что Тарбан (Трабан, Турарбанд) и Отрар — одно и то же, можно узнать из сочинения географа XIII в. Якута. Он писал: «Турарбанд... город за Сейхуном, из самых отдаленных городов Шаша, примыкающих к Мавераннахру. Народ этой страны произносит по-разному это имя, и они говорят Турар и Отрар».

В X в. средневековые авторы сообщают, что округ Фараб находится в среднем течении Сырдарьи, что в нем имеются укрепления. В этой местности солончаковая почва и встречаются болота. Главный город округа назывался Кедер и лежал в полуфарсахе от реки. О Кедере известно, что это был новый город, славившийся торговлей и воинственным населением. Определить точное местонахождение Кедера пока не удалось. Кедер, как столица, существовал недолго, лишь до конца X в. В XI в. вновь появляются сведения о городе Фараб, а в начале XIII в. название Фараб меняется на Отрар. Под этим именем город известен до конца своего существования.

Широкую известность Отрар приобретает в связи с завоеваниями Чингиз-хана. Событие, известное в истории как «Отрарская катастрофа», произошло в 1218 г. Чингиз-хан отправил в Среднюю Азию торговый караван из 450 человек. Когда караван прибыл в Отрар, то по приказу правителя Отрара Каир-хана купцы были обвинены в шпионаже и перебиты. Это послужило поводом к войне двух могущественных держав — империи Чингиз-хана и государства Хорезмшахов. В сентябре 1219 г. войска монголов выступили в поход, и началась пятимесячная осада Отрара. Каир-хан со своими «подобными львам» воинами защищался отчаянно.

Однако предательство посланного на подмогу осажденным военачальника Карача-хаджиба позволило монголам ворваться внутрь города. Каир-хан с небольшим отрядом укрылся в цитадели и оборонялся еще месяц, пока все его воины не погибли. Наконец монголам удалось захватить Каир-хана в плен и казнить. Все городские укрепления были разрушены, а все жители, кроме ремесленников, перебиты.

Но, несмотря на гибельные последствия погрома, Отрар вскоре смог вступить в полосу экономического подъема. Это было вызвано его удобным положением на торговых путях. Торговля требовала денег, и в Отраре организуется монетный двор. Первые монеты, чеканенные в Отраре, появляются в 1248 г. Они выпускались от имени верховного монгольского хана Мункэ. Особенно активно монетный двор работал во второй половине XIII — первой половины XIV вв. В монетных кладах, датируемых этим временем, найденных на территории Казахстана и Средней Азии, монеты с чеканом Отрара встречаются часто.

В XIII-XIV вв. за обладание Отраром и районом среднего течения Сырдарьи шла постоянная борьба между джучидами и джагатаи-дами. Они старались укрепить здесь свое влияние. В начале XIV в. при Эрзене-хане в Отраре ведется большое строительство. Возводятся медресе, ханака и мечети. Во второй половине XIV в. сырдарьинскио города, и в том числе Отрар, попали под власть Тимура, при котором город превращается в важный стратегический центр па северных окраинах его владений. В то же время Отрар оставался важным экономическим и военно-политическим центром. Он славился своими укреплениями, населенностью и богатством.

Основной материал из раскопок — керамика. Она неполивная и поливная. Первая представлена хумами, горшками, кувшинами, чашами. Для нее характерно наличие глубоко традиционных и архаических черт, отмеченных для керамики Сырдарьи, начиная с I в. н. э. Поливная керамика распадается на две группы, различающиеся составом глазурей. В одном случае поливы бесцветные, в другом — окрашенные в голубой, синий и зеленый тона. Интерес представляют росписи в виде тамгообразных знаков в центре дна чаш. Аналогичные знаки, процарапанные до обжига, встречаются на поддонах и на нижних частях стенок. Типы сосудов в обеих группах повторяются.

Кроме керамики следует упомянуть о бусах из сердолика, агальматолита, стекла и камня. Поражает совершенством ромбовидная подвеска из зеленого серпентинита, верхняя часть которой имеет форму головки змеи. Найдены также бронзовые браслеты, перстни, кольца. Имеются изделия из дерева, окрашенного в красный цвет, и поделки из кости.

Туркестан. Среди южноказахстанских городов наиболее широко известен Туркестан. Его древнее название Шавгар (Шаугар). Находился он, по сообщениям старых письменных источников, в одном дневном переходе от Отрара по Сырдарье, рядом с современным Туркестаном.

Шавгар был большим укрепленным городом, центром богатого округа. Город славился базаром. А в шахристане имелась соборная мечеть. Местоположение Шавгара устанавливается, благодаря указаниям маршрутников, по которым город находился между Фарабом и Саураном. Округ Шавгар — это район современного Туркестана, а одноименный город отождествляется с городищем Чуй-тобе, расположенном в8мк югу от г. Туркестана.

В XII-XIII вв. Шавгар утратил свое торгово-культурное значение. Город был заброшен и центр округа перенесен в Яссы-Туркестан. Он, как и многие средневековые города, испытал расцвет и упадок. Расположенный на выгодном торговом пути Яссы-Туркестан превратился в резиденцию казахских ханов. В XII веке на территории городища был сооружен знаменитый памятник — мавзолей Ахмеда Ясеви, разрушенный и разграбленный ханом Тохтамышем и заново отстроенный на рубеже XIV-XV вв.

Сооружения и остатки керамики, монетные клады, найденные здесь, представляют большую историческую ценность и указывают на интенсивную жизнь города. Например, керамика Туркестана характеризуется богатым ассортиментом изделий, качественными поливами и росписями, что свидетельствует о наличии в городе высокоразвитого гончарного ремесла и ремесленников, работавших на рынок.

Сауран. Северо-западнее Туркестана, приблизительно в 30 км находятся развалины одного из крупнейших средневековых городов Казахстана Саурана. Впервые Сауран (Савран, Сабран, Ясырван) был упомянут в источниках IX в. В X в. о нем писал ал-Макдиси: «Сауран — большой город, окруженный 7 стенами, одна за другой, а в нем есть рабад. Он — пограничная крепость против огузов и кимаков». В послемонгольское время город играл важную роль в политической и экономической жизни юга Казахстана. Своего расцвета он достиг в XV-XVI вв. По сведениям авторов того времени Сауран был неприступной крепостью с высокими стенами и глубоким рвом. В городе находилась мечеть с двумя «качающимися минаретами». В окрестностях города находился общественный сад, воду для орошения которого давали два кяриза (подземные галереи для вывода на поверхность грунтовых вод). Город был известен и в русских источниках XVI-XVII вв. под названием Ясырван.

Современные развалины Саурана имеют форму овальной площади, окруженной высокими крепостными стенами с башнями и опоясанной глубоким рвом. Общая площадь городища около 45 га. Внутри четко прослеживается направление магистральных улиц, кварталы домов. В город вели два въезда. Раскопки на городище не проводились, но на основании подъемного материала можно датировать Сауран VI-XVIII вв.

Широкой известностью пользовался в средневековье город Сыгнак. Развалины этого некогда цветущего города лежат в 20 км к северо-востоку от железнодорожной станции Тюмень-Арык. Сыгнак (Сугнак, Сыгнах) далеко был известен за пределами юга Казахстана и Средней Азии. Это был крупный торговый центр, куда из далеких мест пригоняли на базар скот, лошадей, доставляли мясо, шерсть, кожу, шелковые и хлопчатобумажные ткани, керамику, стеклянную посуду, ювелирные изделия, зерно, муку.

Город славился своими неприступными укреплениями. И тем не менее, часто подвергался набегам, осадам, грабежам. Сыгнак упоминается еще в X в. в анонимном персидском сочинении «Худуд ал-Алем», а в XII в. город был центром кипчакского государственного объединения. Наибольшего расцвета Сыгнак достигает при Урус-хане. В конце XV в. городом владел казахский хан Бурундук. Вокруг города находились зимние кочевья казахских племен. Сыгнак был известен и в XVII-XVIII вв. В «Чертежной Книге Сибири», составленной в 1801 г., Сыгнак показан как один из немногочисленных в то время городов на юге Казахстана в долине Сырдарьи.

На месте средневекового Сыгнака сейчас лежит городище Сунак-ата. Центральное место в нем занимает пятиугольный бугор, стены которого равны: северная — 275 м, северо-западная — 175 м, юго-западная — 190 м, южная — 175 м и юго-восточная — 320 м. Въезд в городище находился с севера и сейчас имеет вид узкой ложбины. До наших дней сохранились остатки круглых башен. С трех сторон, кроме восточной, к бугру примыкает территория площадью около 25 га, занятая остатками жилых и культовых построек, пересеченная древними улицами и переулками.

На поверхности городища собрана коллекция керамики, монет, металлических изделий, которые отражают различные периоды жизни, уровень экономики и культуры племен, населявших Сыгнак и его округу.

Городище Баба-ата находится в 26 км восточнее с. Чулак-Курган в урочище Капчагай, на берегу горной речки Баба-ата. Городище состоит из цитадели, шахристана и рабадов.

Цитадель — это бугор овальной формы, высотой 10,6 м. Размер площадки на вершине бугра 12X17 м. К цитадели примыкает шахристан.

Шахристан представляет собой возвышенный прямоугольный в плане участок, ориентированный сторонами по сторонам света. Длина северной и южной сторон его равна 182 м, восточной и западной — 145 м, высота — 7-8 м. По периметру шахристан был окружен крепостной стеной, к настоящему времени превратившейся в оплывший земляной вал высотой 0,5-1,5 м над общей плоской поверхностью бугра. На валу заметны 120 остатки 15 башен.

Рабады примыкают к шахристану с трех сторон, кроме северной, и окружены валом с башнями. Высота вала 1,5-2 м, башен — 2-2,5 м.

При раскопках в цитадели были обнаружены остатки монументального сооружения, построенного в VI-VIII вв. Площадь здания 240 кв. м (16X15 м). Стены его возведены из сырцового прямоугольного кирпича размерами 40-41X20-22X9-10 см. Все основные помещения здания находились в верхней части, вход на которую шел по лестничным коридорам, перекрытым Коробовыми сводами. В центре цокольного этажа находился зал, перекрытый куполом. Остальная часть цокольного этажа представляла собой платформу, сложенную из сырцового кирпича на глиняном растворе. Стены здания глухие, лишь в западной стене находился вход. Он шел по коридору шириной 1,2-1,6 м и длиной 4,8 м, перекрытого коробовым сводом, выполненным техникой наклонных отрезков из прямоугольного сырцового кирпича. Высота коридора 2 м. Он вел в центральный восьмигранный зал. Диаметр зала 5,8 м, высота 5,3 м. Он был перекрыт куполом. Для этого был сделан переход от квадрата к восьмиграннику. Поэтому углы зала строители заложили кирпичом до высоты 2,8 м и купол стал опираться на получившиеся таким образом тромпы. В центре зала находился колодец, диаметр которого равен 1,1 м. Стены колодца обложены каменными плитками. На полу в зале лежал слой золы толщиной 6—8 см. Из зала на верхний этаж вели лестничные галереи.

Среди находок с городища вызывают интерес ножи серповидной формы, ромбовидной формы наконечники стрел с черешком. Найдены круглые и биконической формы бусы из пасты, стекла, коралла. Обнаружено много поливной керамики. Это чаши, блюда, покрытые прозрачной, зеленой, желтой и красной поливой. В группе неполивной керамики преобладают хумы, котлы, кувшины и дастарханы. Столовые кувшины часто украшены росписями красной и черной красками.

Кулан. Впервые Кулан упоминается в первой половине VII в., а в VIII в. фигурирует в описаниях арабских источников как крупный военный центр. В конце X в. Макдиси писал: «Кулан, укрепленный город, соборная мечеть в медине. Он уже опустел»1.

Кулан локализуется достаточно четко, потому что в источниках указывается расстояние между ним и Таразом, местонахождение которого хорошо известно. Кулану, как удалось установить, соответствует городище Луговое, расположенное в 120 км восточнее г. Джамбула, в предгорьях Киргизского Алатау.

Если не считать расположения городища, то оно во многом напоминает средневековые города этого региона. Но каждый из них, в том числе Кулан, имеет свои особенности, связанные с расцветом и упадком города. Археологические раскопки показывают, что архитектурные особенности городища Луговое находят ближайшие аналогии в памятниках Чуйской долины, в архитектуре Акбешимских храмов, Краснореченской усадьбы, в южном Казахстане — Баба-ате, Куйрюк-тобе.

Стратиграфический раскоп площадью 30 кв. м, заложенный на цитадели городища, прорезал культурный слой на глубину 4,5 м. В стенах шурфа удалось проследить три разновременных строительных горизонта, свидетельствующие о трех этапах развития города.

Нижний горизонт характеризуется наличием стен из пахсовых блоков, сохранившихся в высоту до 2-х метров. Размеры блоков 120 X120 X Х70 см, кирпича — 48X24X10 см. Пространство между стенами заполнено зольниками, строительными завалами, между которыми имеются обломки сырцовых кирпичей, керамика, кости животных.

Размеры блоков, материал, комбинированная кладка, посуда ручной лепки — хумы, котлы, светильники, водоносные кувшины с широким горлом и столовые кувшинчики, покрытые красным ангобом и лощением,— характерны для VII-VIII вв.

Мастерская, судя по керамическому комплексу, собранному здесь, функционировала в период VII-VIII вв. В одном из отстойников на дне была найдена тюргешская монета VIII в. Открытие мастерской подтверждает данные письменных источников, сообщавших о виноделии в Семиречье уже в VII-VIII вв. н. э.

Кайлык. (Каялык). Город, носивший это название в X-XIII вв. был столицей карлукских джабгу. Сведения о нем содержатся в дневнике дипломата Вильгельма де Рубрука, который проезжал через город осенью 1253 г. по пути в ставку монгольского хана Мункэ. Это был, по словам Рубрука, большой город с базаром. Его посещали многие купцы. В городе, кроме местного тюркского населения, жили выходцы из Ирана и других стран и, кроме мечетей, имелась христианская церковь.

Остатки города найдены вблизи села Антоновского. Здесь находится крупнейшее в Илийской долине городище, расположенное на берегах р. Ащи-Булак. Территория городища окружена стеной, высота которой 3,5—4,5 м. Городище имеет форму неправильного четырехугольника, ориентированного углами по сторонам света. Северо-восточная стена имеет протяженность около 1200 м, юго-западная — 750 м, северо-западная — 650 м, а своей юго-восточной стороной городище вплотную примыкает к горам. Приблизительно через каждые 30-45 м на стене устроены башни, округлой в плане формы. Высота некоторых из них даже сейчас 12-15 м. Въезды в городище были устроены в северо-западной, северо-восточной сторонах.

Вся обширная территория городища покрыта многочисленными буграми, впадинами - следами былой застройки. Особенно насыщена развалинами восточная часть памятника. Здесь сгруппированы десятки бугров квадратной, округлой и прямоугольной форм.

В нижних слоях городища при зачистке обнаружены многочисленные находки. Слои содержали обломки красноангобированных кувшинов со сливами, светильник с желобчатым носиком, чаши, крышки с разным орнаментом. Подобная посуда в юго-западном Семиречье датируется IX-X вв. Эта датировка подтверждается находками бронзовых бляшек с сердцевидным отверстием и обломками импортной керамики.

Верхние слои городища вскрыты в раскопе общей площадью около 150 кв. м. Культурный слой насыщен обломками керамики, зольными линзами, угольками, обломками жженых кирпичей. На площади раскопа удалось проследить остатки строительных конструкций. К стене (ширина 40 см и высота 50 см) под прямым углом примыкала такая же стенка, но уже шириной 25 см. Пол, зачищенный на уровне основания стен, представляет собой утрамбованную поверхность серого цвета. На нем найдены многочисленные обломки керамики, котлы с носиком, ступки и несколько обломков поливных чаш. Остатки строений, посуда городища датируются XI-XIII вв.

Наиболее высокое экономическое и культурное развитие городища приходится на XI-XII вв. Оно являлось центром Илийской долины и играло важную роль в политической жизни этого района. Во второй половине XIII в. город прекращает свое существование.

Неподалеку от Каялыка в долинах рек Сарканда, Баскана и Лепсы, судя по сведениям письменных источников, располагались многочисленные поселения, одно из которых находилось в 4-5 км к востоку. Остатки этого поселения были обнаружены на левом берегу р. Лепсы. Городище имеет прямоугольные в плане очертания размерами 260X280 м. По периметру оно окружено валом с башнями по углам и на нем. Высота вала до 5 м, башен 8-10 м. Всего башен — 20. Въезд в городище находился в середине юго-западной стены. Керамика, собранная на поверхности памятника, представлена обломками кувшинов, котлов, чаш и датируется XI-XII вв.

Талгар. В географическом сочинении, написанном на персидском языке в конце IX в., есть следующие строки: «Два селения Тон и Тальхиза расположены среди гор на границе между владениями джикилей и кар-луков, вблизи озера Иссык-Куль». По мнению академика А. X. Маргула-на, Тальхиз является искаженным при поздних переписках названием Тальхир (Талгар). В начале XIII в. о нем известно, как о небольшом городке, который находился в предгорьях Заилийского Алатау.

Тальхиз (Тальхир) отождествляется с городищем Талгар, которое находится на южной окраине одноименного города, в 25 км к юго-востоку от Алма-Аты. Расположено оно на правом берегу р. Талгар.

Центральная часть памятника представляет собой несколько возвышенный над общей поверхностью подчетырехугольный в плане участок, ориентированный углами по сторонам света. Размеры его сторон: северовосточной — 300 м, северо-западной — 298 м, юго-западной — 280 м, юго-восточной — 302 м. Со всех сторон городище окружено валом, в значительной степени разрушенным. Хуже других сохранился северо-западный его отрезок. Здесь вал уцелел лишь отдельными участками, почти половина его срыта или же сползла вниз по склону в сторону речки. Широкие, до 20 м, разрывы имеются на северо-восточном участке, значительно искажен контур и юго-западной стены. Углы городища укреплены круглыми выступающими башнями, диаметр северной и южной в основании 18 м, западной — 22 м, восточной — 12 м. По периметру вала также располагались округлые в плане башни. Они находятся друг от друга на расстоянии 20, 22, 30 и более метров. На северо-восточном, юго-западном и юго-восточном участках вала их по 6, на северо-западном — 5.

Очаги в помещениях двух типов. Первый представляет собой овальные в плане ямки диаметром 20-40 см и глубиной 10-12 см. Они заполнены угольками и золой красноватого цвета. Очаги второго типа представляют собой такие же ямки, но обложенные по краям камнями или обломками жженых кирпичей.

Другими важными элементами, датирующими комплекс, служат железные наконечники стрел, плоские, расширяющиеся вперед к округлому лезвию. Среди металлических изделий, главным образом, железа, следует отметить многочисленные гвозди, четырехгранные и круглые со шляпками. Здесь же найдены пряжка с подвижным язычком и бронзовая полушаровидная бляшка диаметром 5 см с дырочками для пришивания к одежде.

Найденный материал, а также монеты позволяют с уверенностью датировать нижний слой городища Талгар на данном раскопанном участке XI-XII вв., может даже началом XIII в.

Жаксылык. Городище находится в 55 км к северо-востоку от развалин Талгара. Расположено оно на левом берегу небольшой речки Котен-Сай, в урочище Жаксылык. Городище представляет собой четырехугольный в плане участок, окруженный оплывшим валом высотой около 2-х метров 136 и шириной в основании 6-7 м. На углах заметны округлые в плане башни в виде несколько выступающих всхолмлений на валу. По башне имелось и на середине каждой из сторон, кроме юго-восточной, в середине которой находился въезд. Городище ориентировано углами с некоторыми отклонениями по сторонам света. Размеры сторон соответственно равны: северо-западная — 98 м, юго-западная — 105 м, юго-восточная — 103 м, северо-восточная — 107 м. К центру от вала поверхность городища понижается. С наружной стороны вала прослеживается ров в виде неглубокой, до 0,5 м, ложбины шириной поверху — 3-4 м. К городищу со всех сторон примыкает территория, тоже окруженная стенами, размеры ее 470X450 м. Въезды устроены в северо-западной стене у северного угла и со стороны реки, в середине северо-восточной стены.

Территория городища вскрыта на площади 540 кв. м. Городище оказалось многослойным. Каждый слой соответствует определенному периоду жизни, причем, судя по мощности слоев, периоды жизни были неравномерными по времени.

Строительных конструкций поздних этапов жизни на городище не сохранилось — они размыты и разрушены. Лишь в некоторых случаях удалось проследить остатки пахсовых стенок. Зато постройки первого этапа жизни сохранились достаточно хорошо.

Раскопанный комплекс построек состоял из 20 помещений, из которых 14 вскрыты полностью, а остальные — частично. Стены построек глинобитные, без фундамента. Внизу у основания они несколько шире, иногда доходят до 1,5 м, тогда как обычная стандартная толщина стен 0,7—1 м.

Керамика из раскопок Жаксылыка, обнаруженная в разных слоях, однотипна и датируется фрагментами посуды X начала XIII вв.; это ручка светильника, покрытая светло-зеленой поливой поверх белого ангоба, с изображением цветка граната. Еще одну группу поливной керамики составляет посуда, покрытая прозрачной глазурью поверх белого ангоба и росписями коричневой и зеленой красками.

К последнему периоду жизни городища относится погребение мужчины, совершенное по мусульманскому обряду. На фаланге пальца скелета имелся бронзовый перстень с рунической надписью, переведенной так: «Опустись на колени, боязливый». Датируется городище также находкой трех сильно окисленных монет, выпущенных в XI-XII вв.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных