ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этнический состав, расселение и численность казахского народаКазахский этнос занимает по численности второе место после узбеков среди тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Так по данным Агентства Республики Казахстан по статистике общая численность казахов в 2003 г. составляла более 11 млн. человек, из них на территории Республики Казахстан 7985 тыс. человек. В странах ближнего зарубежья проживают 1814300 казахов, в том числе в Узбекистане – 96200 чел., России – 687800 чел., Туркменистане – 87600 чел., Кыргызстане – 42600 чел., Украине 10500 чел., Таджикистане – 10000 чел., Азербайджане – 4000 чел., Грузии – 3000 чел., Молдове – 2000 чел., Армении – 500 чел., Беларусии – 300 чел. В странах дальнего зарубежья: Китае – 1258500 чел.; Монголии – 83000 чел.; Афганистане – 28000 чел.; Турции – 20000 чел.; Иране – 3450 чел.; странах Балтии – 2500 чел.; Германии – 700 чел.; Японии – 40 чел.; Австралии – 40 чел.; Бельгии – 28 чел.; Саудовской Аравии – 28 чел.; Норвегии – 20 чел.; Кубе – 2 чел. Всего 1476228 чел. Кроме того, во Франции находятся 172 семьи; Щвеции – 51 семья; Пакистане – 36 семей; США – 23 семьи; Австрии – 18 семей; Щвейцарии – 4 семьи; Дании 4 семьи. Характерной чертой казахского этноса является сложная и разветвленная внутриэтническая структура, пронизывающая сверху вниз весь социальный организм казахов. Структура казахов основанная на системе родства была чрезвычайно громоздкой и многоступенчатой. Каждое племя дробилось на множество иерархических организованных таксономических групп и более мелких подразделений и ответвлений, взаимосвязанных сложной системой родства и общественных отношений. Вследствие этого каждое звено родоплеменной структуры имело сложные генеалогические предания и родословные, возводившие обычно свое происхождение к одному общему легендарному предку. Традиция единого генеалогического древа обусловливала обязательную инкорпорацию чужих этнических элементов в состав каждого племени, включение их в традиционную генеалогию. Поэтому генеалогическая структура кочевого общества казахов была реальной лишь в низших звеньях и идеальной, легендарно-мифологической на высшем уровне. Иначе говоря, на уровне семейно-родовых групп господствовали кровнородственные, а на уровне всего социума – традиции в сфере общественного сознания, закрепленные в мировоззрении и идеологии. Они составляли ядро духовного единства общества, поскольку большинство казахов не мыслили себя вне какой-то генеалогической группы. В повседневной жизни принадлежность к тому или иному ру (род), особенно при межгрупповом общении, определяло в известной мере социальный статус индивида, его положение в обществе и не редко вплоть до мельчайших деталей регламентировала отношение к нему окружающих, систему взглядов и общение с другими индивидами. Казахский этнос подразделялся на три жуза, своеобразные этнотерриториальные общности: Старший, Средний и Младший, каждый из которых состоял из определенного количества крупных ру (род, племя). Каждое племя имело свой собственный уран, т.е. особый символ родовой принадлежности, в качестве которого обычно фигурировало имя предка, а также особую тамгу, т.е. знак собственности. В масштабах рода осуществлялись все основные хозяйственные функции, а также он входил в военно-политическую организацию общества. В территориальном отношении крупные родоплеменные группировки, как правило, организовывались в территориальные общности «жұрт». Обычно более мелкие внутриплеменные подразделения, располагались по большей части смешанно, мозаично черезполосно. В отдельных случаях для некоторых крупных родоплеменных группировок свойственна своя самостоятельная политическая организация «улус». Обозначения многочисленных уровней. В казахском языке употребляются для родовой системы обычно всего лишь несколько терминов (ата-баласы, ру, арыс, ел и др.). Ру не имеет четкого смыслового значения и носит нередко универсальный характер. Перевод «ру» на русский язык термином «род» не совсем удачен. В последнее время широкое хождение получили термины «клан», «фратрия», «линидж», «патронимия» и т.д. Этнический состав казахов интересен тем, что в нем имеются представители всех главнейших тюркских и монгольских племен. Как известно, жузы-своеобразное проявление древней триальной этнотерриториальной организации, появились в древние времена: триедиными были этнополитические структуры и правящие династии саков- скифов, гуннов, огузов, карлуков и многих других этносов Центральной Азии. Рассмотрим в общих чертах родовую структуру казахских жузов. Казахи Старшего жуза традиционно занимали территорию юго-западного Семиречья: бассейн реки Или, междуречья Чу и Таласа, предгорную полосу Джунгарского и Заилийского Алатау, Киргизского хребта, а также районы верхнего течения Сырдарьи. Зимние пастбища в основном располагались в равнинной части региона в песках, предгорных речных долинах, а в недалеком прошлом (XVIII в.) окраины Ташкента. Летние пастбища при вертикальном кочевании в основном были расположенны в горных и высокогорных районах западных острогов Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау и в полупустынной зоне по речным долинам и озерам при меридиональном кочевании. Казахи Старшего жуза в основном занимались кочевым скотоводчествим хозяйством, а в речных долинах и предгорных районах, сравнительно хорошо практиковалось поливное земледелие. Племена Старшегого жуза, собирательно называемые уйсунь, нередко отождествляются с усунями древнекитайских династийных хроник. Появление этнонима уйсунь в составе казахского этноса и роль таких племен как джалаир в составе данного жуза требует дальнейших исследований. Старший жуз состоял главным образом из древних племен канглы и дулат, образовавших сложные роды с частями уйсуней. Исконные жители юга Казахстана - племя канглы, в продолжении веков выделявшее мигрантов на юго-запад и запад вместе с родственным ему поколением шанышкылы (катаган), обитало на Сыр-Дарье и Чирчике, также в Ташкентском оазисе. Многочисленную часть Старшего жуза составляют дулаты, простираясь от р. Или до р. Сыр-Дарьи. Оно делится на четыре самостоятельных рода: ботпай, жаныс, сикым, шымыр. Самые ранние сведения о племенах албан-суан относятся к начальным векам нашей эры, в рассматриваемое время они кочевали в долине р. Или. В нижней части р. Или кочевали аулы самого древнейшего племени Семиречья-сарыуйсунов. Представители главного по значению племени Старшего жуза – джалаиров - жили в бассейне р. Каратал, в дуальном союзе, состоявшем из шести родов Сырманак и семи родов Шуманак, было всего 13 родов. Из остальных племен Старшего жуза шапырашты и ысты кочевали у Алатауских гор, вблизи современной Алматы, а племена сиргели, ошакты – в бассейне Сыр-Дарьи. По отношению к последним четырем, надо отметить, возможную их близость к канглам. На основе ряда статистических материалов представляется возможным вычислить примерную численность казахов Старшего жуза. Она не превышала на рубеже XIX-XX вв. 1,5 млн. человек. Согласно народным преданиям казахи Старшего жуза подразделялись на 11 племен: джалаир, ошакты, дулат, албан, суан, канглы, сары-уйсунь, шапрашты, сргели, шанышклы, ысты. При этом источники указывают на наличие ряда этнических групп, в частности, катаганов, шакшан, бестамгалы, в составе казахов Старшего жуза, которые занимали самостоятельную, промежуточную позицию в традиционной внутриэтнической структуре. Казахи Среднего жуза традиционно занимали территорию Центрального, Северного и Восточного Казахстана, а также отчасти Южного по среднему течению Сырдарьи. Места кочевок казахов данного этнокультурного объединения охватывали в широком плане с запада на восток почти все пространство от водораздела Иргиз-Тургай до Западного Алтая и Тарбагатая, а с юга на север от среднего течения Сырдарьи, пустыни Бетпак-Дала и северной оконечности озера Балхаш до южных приделов Западно-Сибирской низменности, охватывая практически всю территорию Тургайского плато, Казахского мелкосопочного, бассейны рек среднего течения Иртыша, низовья и среднее течение Ишима, Тургая и Тобола, доходя до Кулундинской и Ишимской степи. Зимние пастбища казахов Среднего жуза располагались в основном в пустынной и полупустынной зонах на юге Казахстана и в лесостепной зоне – на севере региона при меридиональном кочевании и на предгорных равнинах и низкогорных участках, речных долинах и околоозерных районах – при вертикальном кочевании. Летние пастбища при меридиональном кочевании были расположены в степной зоне, в районах сравнительно хорошо обеспеченных в теплый период года атмосферными осадками и водными источниками при вертикальном кочевании – в низкогорных и высокогорных районах на альпийских и субальпийских лугах. Казахи Среднего жуза в основном занимались кочевым скотоводническим хозяйством, а речных долинах и околоозерных районах широко практиковалось земледельческое хозяйство и рыболовство. Системообразующую роль в образовании Среднего жуза сыграли, по-видимому, природно-климатические условия, которые в сочетании с этнокультурными явлениями детерминировали специфику исторического процесса восточной части Казахстана. В этноисторическом плане происхождение казахов Среднего жуза следует, очевидно, связывать с этнокультурной общностью кыпчакских племен средневекового Казахстана, с кочевыми тюркскими и тюркизированными группами улуса Орда-Еджена. Численность казахов Среднего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла примерно 1200-1300 тыс. человек и могла достигать 1500 тыс. человек с учетом казахов Китая и Монголии. Все племена Среднего жуза известны еще в древние времена как самостоятельные этнические формирования. Политическая история средних веков способствовала сильной перемешанности племен Среднего жуза между собой. Но тем не менее в общих чертах расселение племен соответствует этногеографии домонгольского периода: на востоке - кереи, к западу найманы, еще далее аргыны и, наконец, кыпчаки. Аргыны, происхождение которых исследователи связывают с белыми гуннами (аргу), был самым многочисленным родовым компонентом казахского народа. Аргыны занимали обширные регионы Центрального и Северного Казахстана. Родовая структура аргынов состоит из двух ветвей: по старшей линии «Бес Мейрам», младшей «Жетi Момын». Кроме них, в аргынскую конфедерацию входит ряд родов (таракты и др.). До XIII века самостоятельные этнополитические объединения найманов занимали территорию от Монголии до Черного Иртыша и Семиречья. После поражения от монголов они отодвинулись на запад и многочисленные их группы жили в Центральном, Восточном Казахстане так и в Присырдарьинских районах. Кереитские правители в свое время поддерживали Чингисхана, а позже им же были рассеяны. Одна часть оказалась в составе Младшего жуза. Кереи имели два родовых объединения: абак, состоящий из 12 родов, в основном обитает в восточной части Среднего жуза, и ашамайлы в северной части Казахстана. Уак - племя, родственное керею, богатыри из этого племени воспеты во многих эпосах ногайлинского цикла (XIV-XVI вв.). Уаки в основном в Северном и Северо-Восточном Казахстане. Кыпшак - племя, сыгравшее выдающуюся роль в истории средневековья Евразийских степей. Восточный историк Рашид-ад-дин, также и Абульгази Бахадур, считали их родиной южно-сибирскую лесостепь, поскольку слово «кыпчак»- означает сердцевину дерева. Вытеснив огузов из политической арены в XI веке, кыпчаки стали господствующим этносом большей части казахских степей. Возможно, это способствовало вхождению различных частей этого народа в этнический состав многих народов. Главные ветви кыпчаков обитали в Прииртышской долине, Тургайских степях и на юге Казахстана. Коныраты своими летними кочевками доходили до р. Тургай, Улытау, озера Теликол и т.д. В древности коныраты были связаны родством с монгольскими племенами, как известно, и дом Чингисхана состоял с ними в родстве. Они активно участвовали в монгольских завоеваниях и в управлении зависимыми народами. Коныраты имеют очень разветвленную родовую схему, по генеалогическим сказаниям, все они объединяются в два больших союза: Котенши, Коктынулы. Казахи Младшего жуза традиционно занимали территорию всего Западного Казахстана от водораздела Иргиз-Тобол-Тургай-Мугоджарские горы до восточной оконечности Каспийского моря и низовий Урала и Тобола, захватывая огромную территорию, включающую полуостров Мангышлак, северную часть плато Устюрт, восточную часть Прикаспийской низменности, часть возвышенности Общий Сырт, Эмбенское и западную часть Тургайского плато, южные оконечности Уральских гор, Мугоджары, северную часть Туранской низменности и северное побережье Аральского моря. Зимние пастбища казахов Младшего жуза в основном располагались в полупустынной и пустынной зонах, в песках и речных долинах, прибрежной полосе Аральского моря, Сырдарьи, Урала и их многочисленных притоков и рукавов. Летние пастбища в основном локализуются в степной зоне на севере региона, в речных долинах Тургая, Иргиза, Тобола, на Эмбенском и Тургайском плато. Казахи младшего жуза главным образом занимались кочевым скотоводческим хозяйством, а в речных долинах, особенно по Сырдарье, Тургаю, Тоболу, Иргизу, Уралу, земледелием и рыболовством. Ч.Ч. Валиханов считал племена Младшего жуза автохтонами казахской территории. Действительно, ряд племен имеет настолько древнее происхождение, что начало их генеалогии теряется в мифах. В частности, это касается общего названия племени Младшего жуза - Алшын. Младший жуз состоит из трех родоплеменных объединении, каждое из которых занимает в генеалогической иерархии свое место. Самым старшим считается союз шести племен – алимулы. Алимулинцы занимают южную половину Западного Казахстана. Существуют различные варианты исторических легенд о происхождении их. Судя по всему, в субстрате находится смесь тюрков с угрофинскими родами. Например, шомекей, видимо, имеет какую-то связь с названием р. Шу, кете и шекты также древнетюркского происхождения, а роды каракесек, торткара, карасакал имеют очень запутанную генеалогию, что осложняет и без того сложную проблему происхождения казахского этноса. Один из составляющих Алимулы - племя торткара состоит из четырех родов. Основная часть их обитала севернее остальных племен Алимулы. В XV-XVII в.в. ряд подразделений этого племени играли выдающуюся роль в судьбах южных городов. Известен правитель Средней Азии – Жалантос Бахадур, основавший ряд грандиозных архитектурных сооружений в г. Самарканде. Зимние стоянки рода торткара – Сырдарья, Куандарья, Жанадарья. Байулы - самое многочисленное объединение во всех трех казахских жузах, по данным, относящимся к концу XIX века, их насчитывается 1.030.000 отчасти роды этого объединения обитали на территории Хорезма и Бухарского ханства, часть сосредоточена в пределах Букеевской Орды. Многочисленность этого союза объясняется большим числом племен, вошедших сюда. Их 12: адай, алтын, жаппас, алача, байбакты, маскар, берш, таз, есентемир, шеркеш, тана, кызылкурт, ысык. Останавливаться на каждом нет смысла, проиллюстрируем этногенез на примере одного из них. Адай – один из многочисленных племен, известный по многочисленным подвигам и воинственностью. Многие исследователи не без основания их связывают с древними насельниками Западного Казахстана - с даями. В XIX веке до 70-х годов адаи жили в основном на Мангыстауском полуострове, на летние пастбища поднимались до рек Сагыз и Жем. И, наконец, последнее племенное объединение Младшего жуза - Жетыру. По казахским историческим преданиям, известный законодатель, хан Тауке соединил семь слабых и немногочисленных родов Средней Орды в один союз и включил их в состав Младшего жуза. Но данные о происхождении этих племен не всегда согласуются с утверждением этой легенды. И родовая тамга, и название свидетельствуют, что кереиты, несомненно, ветвь в древности, отделившаяся от керейского этноса, название другого племени – табын, означает в переводе с монгольского языка «пять». Возможно, название происходит от объединения пяти родов. Кердери - потомки ранних юечжей, которые в свое время были выгнаны из Семиречья аргынами и уйсынами. В X веке Аральское море в источниках называли Кердерийским. Так называлась и одна провинция Хорезма, были также и города под этим названием. Другое племя союза «жеты ру» - джагалбайлы, в малом количестве встречается в этническом составе многих тюрских народов: каракалпаков, узбеков, ногайцев. Они же имеются в среде племен Среднего жуза, особенно в Центральном Казахстане. Основная часть Жетыру кочевала западнее от родов Младшего жуза, ближе к р.Тобол. Тамга племени тама похож на кипчакский. Что касается двух оставшихся племен телеу и рамадан, то историческое свидетельство о них очень ограничены и в основном относятся к более позднему времени. Ряд исследователей их происхождение связывают с половецкими ордами и пробовали доказать этот тезис на материале топонимии Поволжья. По этнографическим исследованиям известно, что эти племена очень рассеяны по всему Казахстану. В 1801 г. произошло переселение 5 тыс. хозяйств казахов Младшего жуза за Урал в междуречье Волги и Урала. Этой миграцией была образована Букеевская орда (с 1812 г. – ханство, а с 1845г. – Внутренняя орда). Появление Внутренней орды на политической карте России стало искусственным явлением и обусловлено многими социально-экономическими факторами как эндогенного (собственно казахское общество, так и экзогенного происхождения – в данном случае Российская империя). Внутренняя орда занимала территорию части возвышенности Общий Сырт и часть Прикаспийской низменности по рубежу рек Малого и Большого Узеня до Курахайского морцо на юго-востоке и от верховий Малого Узеня до горы Богдо и через Чапчачи до Телепневой ватаги на юго-западе и на юге по побережью Каспийского моря. Казахи Внутренней орды в основном занимались кочевым скотоводческим хозяйством. Зимние становища в основном располагались в песках и лиманах по всей территории Орды, тогда как летние – в речных долинах, по большей части на севере региона. При этом имели место как меридиальные кочевки с юга на север, так и обратно меридиальные с севера на юг, что зависело от конкретных особенностей обитания. Согласно материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897г. на площади 70781 кв. версту было зафиксировано 207299 чел. казахского населения. Казахи Внутренней орды представляют 16 этнических групп, численность которых, по данным на середину XIX в., составляла: адай – 7515 чел., алаша – 11150 чел., байбакты – 16025 чел., берш – 26785 чел., жаппас – 4520 чел., есентемир – 2330 чел., исык – 3345 чел., кызылкурт – 4125 чел., кете – 2055 чел., маскар – 1805 чел., ногай – 5465 чел., жетыру – 6175 чел., тазлар – 555 чел., тана – 6405 чел., туленгут – 2460 чел., серкеш – 13795 чел.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|