Кожевенное искусство
Обработкой шкур и кож занималась каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины.
Одежды из шкур домашних животных и диких зверей шили женщины, применяя фабричные иглы и нити из прочной верблюжьей шерсти (шуда жiп). Почти в каждом доме были различные тулупы (тон). Они подразделялись на следующие виды: сенсен тон (сенсен тон), сшитый из шкур шестимесячных нестриженых ягнят; елтири тон (елтiрi тон) – шкур двух-трехмесячных ягнят. Тулупы шили шерстью вовнутрь, которые сохраняли тепло даже в сильные холодные сибирские месяцы.
Распространенным также был пошив шуб из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур.
Особую отрасль составляло тиснение с помощью штампов на коже и этим занимались мужчины.
Наиболее трудоемкой была орнаментация кожанных настенных панно (тускиiз), которые были редкостью даже в среде феодальной знати.
Мастера изготовляли сосуд для кумыса из конской кожи (торсык) в двух видах.
Из конской кожи, а также из шейной части кожи верблюда шили сосуды для кумыса (суйретпе).
Из кожи лошадей и крупного рогатого скота изготавливали ведра (шелек) для дойки кобылиц, а также сосуды, которыми черпали воду при поливе земельных участков.
Мастера шили сапоги (етiк), женские ичиги (мәсi) и кожанные калоши (кебiс).
Различные части сапог сшивали сухожильными нитями (тарамыс), а подошву подбивали деревянными гвоздями, которые считались прочными.
Женская обувь (мәсi) была без каблуков, сверху обычно надевали кожаные калоши (кебiс). Сапожки украшались узорной аппликацией из кожи, вышивкой и выглядели нарядно.
Обработка камня
Камнерезное дело казахов было связано в основном с сооружением различных надгробных памятников. Этим ремеслом занимались специалисты, искусство которых часто передавалось от поколения к поколению.
Регион, где наиболее распространено камнерезное искусство, охватывал плато Устюрт и полуостров Мангыстау (Западный Казахстан), богатых известняком и ракушечником.
Казахи делали следующие надгробные сооружения:
1) кулпы тас (кой тас) – стелы прямоугольной формы с навершием различных геометрических форм;
2) кошкар тас (кошкар тас) – надгробное сооружение в виде стилизованного изображения барана-самца (кошкар) с рельефным выделением головы и завитых рогов;
3) кой тас (кой тас) – вертикальный гладкий или резной блок, покоящийся на земле или на пирамидальном возвышении;
4) сандык тас (сандык тас) – надмогильное сооружение в виде сундука;
5) саганатам (саганатам) – надмогильное сооружение в виде ограды с открытым верхом;
6) кумбез (кумбез) – мавзолей.
Казахские захоронения относятся к числу родовых, т.е каждого умершего старались предать погребению рядом с могилами предков.
Все ремесла были в ведении мужского труда, кроме кожевенного, где принимали участие и женщины.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|