ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
УСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - писал К.Д.Ушинский в своей работе «Педагогическая антропология». В понимании человека, его происхождения и сущности, есть два принципиально разных подхода: эволюционный и богословский. Что есть человек по учению Слова Божия и Отцов Церкви - изучает христианская антропология. Человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1, 27). Человек является хозяином Божия мира, у него есть способность к самостоятельному творчеству, бессмертная душа. Развитие образа Божьего в человеческой душе в сторону совершенствования является уподоблением, подобием Божиим. Человек может бесконечно приближаться к Богу, достигая обожения, как преподобные святые, а может творить дела неподобные, деградировать как личность. То, что Бог сотворил человека по образу Своему, а Бог-Троица есть прикровенное знание о том, что человек тринитарен. Это уникальное свойство проявляется в трехсоставности человека: тела, души и духа. Душа и дух также трехсоставны и включают в себя мыслительную, желательную и чувствительную силу (по святителю Феофану Затворнику). Исходя из такого понимания устроения человека уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни, определив потребности тела, души, духа.
(предназначена на (входит в общение ведение земных дел) с Богом)
УМ ЧУВСТВО ВОЛЯ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТЬ СОВЕСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ ПОТРЕБНОСТИ ТЕЛЕСНЫЕ ДУШЕВНЫЕ ДУХОВНЫЕ
УМА СОЗНАНИЯ Инстинктивные Получать Знать Бога стремления и информацию; физиологические размышлять, потребности: анализировать питье, еда, сон ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ тепло, выделение Эстетические запросы, Творить Божью эмоциональные пережи- волю в соответствии с вания, потребность в твор- голосом совести честве, сопереживание радости и горя других людей ВОЛИ СОВЕСТИ Действовать Общаться самостоятельно с Богом. (По Невяровичу В. и свящ. Тимофею.) Целостность человека состоит в связанности духовной стороны с психофизической жизнью и осмысливается иерархически. Иерархичность состоит в примате духа (движение от высшего к низшему), что является необходимым условием развития от низшего к высшему. Душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. Если в человеке совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средство к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле, то в нем нет внутреннего разлада. Такой человек внутренне целен, целеустремлен, целомудрен... Целомудрие - это то, что помогает сохранять правильную иерархию. «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душой и телом, назначение которых устроить временную жизнь» (св. прп. Никодим Святогорец). В этом единстве здоровье человеческой жизни. Дух помогает различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь для души и тела. Бог
Иерархия в цельном человеке в норме
Потеря цельности может произойти по двум причинам: ПОТРЕБНОСТИ ТЕЛЕСНЫЕ ДУШЕВНЫЕ ДУХОВНЫЕ
УМА СОЗНАНИЯ Инстинктивные Получать Знать Бога стремления и информацию; физиологические размышлять, потребности: анализировать питье, еда, сон ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ тепло, выделение Эстетические запросы, Творить Божью эмоциональные пережи- волю в соответствии с вания, потрбеность в твор- голосом совести честве, сопереживание радости и горя других людей ВОЛИ СОВЕСТИ Действовать Общаться самостоятельно с Богом. (По Невяровичу В. и свящ. Тимофею.) Целостность человека состоит в связанности духовной стороны с психофизической жизнью и осмысливается иерархически. Иерархичность состоит в примате духа (движение от высшего к низшему), что является необходимым условием развития от низшего к высшему. Душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. Если в человеке совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средство к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле, то в нем нет внутреннего разлада. Такой человек внутренне целен, целеустремлен, целомудрен... Целомудрие - это то, что помогает сохранять правильную иерархию. «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душой и телом, назначение которых устроить временную жизнь» (св. прп. Никодим Святогорец). В этом единстве здоровье человеческой жизни. Дух помогает различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь для души и тела. Бог
Иерархия в цельном человеке в норме
1. Тело может вовлечь душу в поиски и удовлетворение своих потребностей - удовольствий. Это рождает покорность души инстинкту. Душа - служанка телесных желаний борется с духом, о чем свидетельствует стыд, отвращение, горечь утраты, жажда очищения. 2. Дух, отвратившись от Бога, живет жизнью души (интеллектуальной, эстетической), душа - жизнью тела (страсти - желания выполнить потребности тела), тело разрушается. Противоположное целомудрию состояние - это состояние развращенности, развороченности... наружу выплескиваются низменные потребности, а душа подавляется плотским, страстным, греховным. Это возникает оттого, что некоторые потребности души или тела выходят из пределов разумного и во многом подчиняют себе человека, заставляя постоянно заботиться об удовлетворении их как страсти страдания от неутомимой жажды удовлетворения. «Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое», - пишет свт. Феофан Затворник. При воздержании же и чистоте тела, напротив, человек живет долго в добром телесном и душевном здоровии. Любую современную проблему жизни, здоровья и благополучия можно успешно решать по совести и в соответствии с заповедями Божиими, т.е. руководствуясь нравственными критериями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|