Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ




 

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - писал К.Д.Ушинский в своей работе «Педагогическая антропология». В понимании человека, его происхождения и сущности, есть два принципиально разных подхода: эволюционный и богословский. Что есть человек по учению Слова Божия и Отцов Церкви - изучает христианская антропология.

Человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1, 27). Человек является хозяином Божия мира, у него есть способность к самостоятельному творчеству, бессмертная душа. Развитие образа Божьего в человеческой душе в сторону совершенствования является уподоблением, подобием Божиим. Человек может бесконечно приближаться к Богу, достигая обожения, как преподобные святые, а может творить дела неподобные, деградировать как личность.

То, что Бог сотворил человека по образу Своему, а Бог-Троица есть прикровенное знание о том, что человек тринитарен. Это уникальное свойство проявляется в трехсоставности человека: тела, души и духа. Душа и дух также трехсоставны и включают в себя мыслительную, желательную и чувствительную силу (по святителю Феофану Затворнику).

Исходя из такого понимания устроения человека уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни, определив потребности тела, души, духа.

 

 

 

 


(предназначена на (входит в общение

ведение земных дел) с Богом)

                   
         
 
 
 
 

 


 

УМ

ЧУВСТВО

ВОЛЯ

СОЗНАНИЕ

ЛИЧНОСТЬ

СОВЕСТЬ,

НРАВСТВЕННОСТЬ


ПОТРЕБНОСТИ

ТЕЛЕСНЫЕ ДУШЕВНЫЕ ДУХОВНЫЕ

УМА СОЗНАНИЯ

Инстинктивные Получать Знать Бога

стремления и информацию;

физиологические размышлять,

потребности: анализировать

питье, еда, сон ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ

тепло, выделение Эстетические запросы, Творить Божью

эмоциональные пережи- волю в соответствии с

вания, потребность в твор- голосом совести

честве, сопереживание

радости и горя других

людей

ВОЛИ СОВЕСТИ

Действовать Общаться

самостоятельно с Богом.

(По Невяровичу В. и свящ. Тимофею.)

Целостность человека состоит в связанности духовной стороны с психофизической жизнью и осмысливается иерархически. Иерархичность состоит в примате духа (движение от высшего к низшему), что является необходимым условием развития от низшего к высшему. Душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души.

Если в человеке совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средство к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле, то в нем нет внутреннего разлада. Такой человек внутренне целен, целеустремлен, целомудрен...

Целомудрие - это то, что помогает сохранять правильную иерархию. «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душой и телом, назначение которых устроить временную жизнь» (св. прп. Никодим Святогорец). В этом единстве здоровье человеческой жизни. Дух помогает различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь для души и тела.

Бог

 
 

 

 


Иерархия в цельном

человеке в норме

 

 


Потеря цельности может произойти по двум причинам:

ПОТРЕБНОСТИ

ТЕЛЕСНЫЕ ДУШЕВНЫЕ ДУХОВНЫЕ

УМА СОЗНАНИЯ

Инстинктивные Получать Знать Бога

стремления и информацию;

физиологические размышлять,

потребности: анализировать

питье, еда, сон ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ

тепло, выделение Эстетические запросы, Творить Божью

эмоциональные пережи- волю в соответствии с

вания, потрбеность в твор- голосом совести

честве, сопереживание

радости и горя других

людей

ВОЛИ СОВЕСТИ

Действовать Общаться

самостоятельно с Богом.

(По Невяровичу В. и свящ. Тимофею.)

Целостность человека состоит в связанности духовной стороны с психофизической жизнью и осмысливается иерархически. Иерархичность состоит в примате духа (движение от высшего к низшему), что является необходимым условием развития от низшего к высшему. Душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души.

Если в человеке совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средство к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле, то в нем нет внутреннего разлада. Такой человек внутренне целен, целеустремлен, целомудрен...

Целомудрие - это то, что помогает сохранять правильную иерархию. «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душой и телом, назначение которых устроить временную жизнь» (св. прп. Никодим Святогорец). В этом единстве здоровье человеческой жизни. Дух помогает различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь для души и тела.

Бог

 
 

 

 


Иерархия в цельном

человеке в норме

 

 


 

1. Тело может вовлечь душу в поиски и удовлетворение своих потребностей - удовольствий. Это рождает покорность души инстинкту. Душа - служанка телесных желаний борется с духом, о чем свидетельствует стыд, отвращение, горечь утраты, жажда очищения.

2. Дух, отвратившись от Бога, живет жизнью души (интеллектуальной, эстетической), душа - жизнью тела (страсти - желания выполнить потребности тела), тело разрушается.

Противоположное целомудрию состояние - это состояние развращенности, развороченности... наружу выплескиваются низменные потребности, а душа подавляется плотским, страстным, греховным. Это возникает оттого, что некоторые потребности души или тела выходят из пределов разумного и во многом подчиняют себе человека, заставляя постоянно заботиться об удовлетворении их как страсти страдания от неутомимой жажды удовлетворения.

«Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое», - пишет свт. Феофан Затворник. При воздержании же и чистоте тела, напротив, человек живет долго в добром телесном и душевном здоровии.

Любую современную проблему жизни, здоровья и благополучия можно успешно решать по совести и в соответствии с заповедями Божиими, т.е. руководствуясь нравственными критериями.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных