Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ




 

Для формирования нравственных ориентиров поведения человека необходимо определить критерии добра и зла, которые в наше время размыты. Центральное понятие - смысл жизни человека: вопросы бытия, представления человека о мире и о себе, цели, ценности, идеалы, а также принципы жизни, исходя из которых человек действует. Нравственная направленность человека определяется его мировоззрением. Если смысл жизни связывается с получением наслаждений (гедонизм), успеха (прагматизм), общностью взглядов определенной группы людей (корпоратизм) или личным самосовершенствованием (перфекционизм), то для каждого человека критерии добра и зла будут своими, в зависимости от его цели: «добро есть то, что хорошо для меня». Даже при гуманистическом обосновании смысла жизни, связанном со служением людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей, есть опасность впасть в ошибки при интуитивном различении добра и зла, при субъективном определении блага: что для одного может быть благо, для другого может быть зло. Где идеальные критерии? «Трагедия современного человечества заключается в том, что оно начинает рассматривать человека больного, поврежденного, смертного, как нормальное состояние человека и выводить из его поведения философские, политические и научные системы. Здесь можно говорить об отклонении вселенского значения» (Михаил Недельский, ст. «Психотерапия: соблазн подмены»).

На нравственно-совершенное человеку указывает совесть - «нравственное чувство в человеке, внутреннее осознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к добру и истине, отвращающее от лжи и зла, прирожденная правда в различной степени развития» (В.И.Даль). Голос совести, не заглушённой прагматизмом, внутреннее требование правды, выражающееся в основном в принципе: «не делай другому того, чего не желаешь себе», определяет естественный нравственный закон в человеке. Опыт указывает на независимость от разума и воли человека существования нравственного закона, о его идеальности что дает основания утверждать о независимости его происхождение от чело века. «Истинный источник закона нравственного, так же как и источник законов нашей природы, вне нас, в той высочайшей природе, которой мы обязаны своим существованием, Боге» (В.Д.Кудрявцев). Человек, верно переживший совестный акт, получает доступ в сферу, где долг не тягостен, где дисциплина слагается сама собою, где инстинкт примеряете с духом... Совесть указывает человеку на единый нравственно лучший исход из данного жизненного положения... Это есть сознание нравственной очевидности (И.А.Ильин). Но голоса совести часто недостаточно, чтобы регулировать человеческие отношения, т.к. «человек научился относиться критически к совести и ограждать себя от нее, т.к. для неких условных целей человека может быть полезно многое такое, что совершенно противоречит голосу совести и нравственному совершенству...» (И.А.Ильин).

Чтобы регулировать человеческие отношения в соответствии с естественным нравственным законом, заложенным в душу человека, человечеству даны как средство воспитания законы, без которых невозможно функционирование никакого человеческого общества, которые содержат в себе самые основы нравственности, - Десять заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай. Это ясное, определенное и объективное изложение норм совести человеческой, данной Господом человеку при его создании.

1. Я - Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред Лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого подобия того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний, чтобы освятить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.

5. Почитая отца и мать твоих, чтобы было тебе хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни слуги его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

В первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, а десятая призывает к чистоте мыслей и желаний. Они предоставляют человеку максимум свободы в своих житейских делах, отчетливо определив лишь те границы, которые нельзя переступить, не поколебав основ общественной жизни. Десять заповедей являются как бы конституцией человечества, большинство правовых и социальных норм в мире, не говоря уже о моральных, базируются на них.

Далее в Нагорной проповеди Христос разъяснил, как по-новому нужно понимать древние Божественные заповеди. С особенной строгостью Он подчеркивает необходимость исполнять две заповеди «не убий» и «не прелюбодействуй» не только в действиях, но и в мыслях и чувствах сердечных - гневе, вражде, страсти и похоти. Он запрещает восставать на человека со злобой, ибо в таком случае зло проникает в сердце такого человека; необходимо отличать зло от его носителя (человека).

Таким образом, мы видим, что законы, данные Богом человеку в Священном Писании, являются единственно верно сообразными с законом совести. Безусловная любовь к Богу и ближнему - это тот краеугольный камень, на котором построена христианская мораль. Это те нравственные ценности, которые составили основу европейской и русской культуры и права. «Вне христианства нет для человека идеала нравственности, нет нравственных основ, а, следовательно, нет и нравственных стремлений, которыми он должен руко­водствоваться при воспитании детей» (К.Д. Ушинский).

«Мы требуем, чтобы учителя... не только вбивали в голову своим ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно. Но на чем же может опираться нравственное развитие, если не на христианстве?» (Ушинский К.Д.). «Христианство - это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться и всякое истинное воспитание». Христианство - это прикосновение человека к Божественному, он открывает для себя самые важные вещи - смысл своего существования, цель мироздания, бесконечную ценность каждой человеческой души, смысл труда и учебы, красоту человеческий отношений и творчества. Цель жизни христианской - восхождение к Отцу Небесному, обожение, стяжание Духа Святого - предполагает обязательное нравственное совершенствование, и как результат - вечное блаженство с Богом для себя и ближних. Вне этого контекста не откроется и тайна рождения и смерти, утратится и ценность жизни, моральные и этические нормы потеряют почву и разрушатся, как замки на песке. Дети, не знакомые с христианским мировоззрением, слышат запреты и увещевания, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо слушаться родителей. Юноши не понимают, почему нельзя вести добрачную половую жизнь, а девушки - почему нехорошо «прерывать беременность»... «Совесть без Бога есть ужас» (Ф.М.Достоевский). Лишь осознание уникальности каждой души, Богом данной, Богом любимой, Богу предназначенной, является точкой отсчета для построения нравственных отношений между людьми в обществе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных