Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И.С.Кон. Маргарет Мид и этнография детства 4 страница




 

[71]Доллард (Dollard) Джон (р. 1900) - американский социальный психолог, исследовавший долговременное влияние факторов сегрегации на психику черных и белых жителей одного из небольших городов Юга США (30-е годы).

 

[72]Имеется в виду работа: Cooperation and Competition among Primitive Peoples. N. Y., 1937.

 

[73]Bateson G. Naven. Cambridge, 1936; 2-nd ed.: Stanford, 1958.

 

[74]Спайс (Spies) Уолтер - английский художник-сюрреалист, проведший бблыпую часть своей жизни в Индонезии (Ява, Бали).

 

[75]Балийская письменность - разновидность яванской, которая, в свою очередь, восходит к алфавиту южноиндийского типа.

 

[76]Льюис (Lewis) Нолан (1889-1963) - американский психиатр, профессор психопатологии Колумбийского университета, директор Психиатрического института штата Нью-Йорк.

 

[77]Ангкор Ват - гигантский монументальный храмовый комплекс (1113-1150) на территории современной Кампучии.

 

[78]Модально-зональная теория развития личности Э. Эриксона - попытка усовершенствования фрейдовской теории развития человеческой личности, предпринятая американским ученым Эриком Гамбургером Эриксоном (р. 1902). См. о нем: Анцыферова Л. Я. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона.- Принцип развития в психологии. М., 1978.

 

[79]Mead M. and Bateson G. Balinese Character. A Photographic Analysis. N. Y., 1943.

 

[80]Имеются в виду события 1965-1966 г., когда правые, пришедшие к власти в Индонезии, физически расправились со многими тысячами своих идеологических противников.

 

[81]Метро (Metraux) Рода - американский антрополог, соавтор ряда работ М. Мид.

 

[82]Горер (Gorer) Джоффри (р. 1905) - английский антрополог, много занимавшийся проблемами национального характера. Создатель методики так называемой "антропологии на расстоянии" и теории "пеленочного детерминизма".

 

[83]Ленча - один из гималайских народов, проживающий в индийском штате Сикким и соседнем княжестве Бутан. Язык относится к сино-тибетской семье; общая численность - около 50 тыс. человек.

 

[84]В 1939 г. у Маргарет Мид родилась дочь Мэри Кэтриц Бейтсон.

 

[85]Бихевиоризм - направление в американской психологии, рассматривающее психику как совокупность поведенческих реакций на стимулы внешней среды.

 

[86]Упоминание в некоей "экспериментальной колонии" Геродота, вероятно, результат контаминации сведений из источников, которая произошла у Мид. С одной стороны, Геродот по инициативе Перикла основал афинскую колонию Фурия в Великой Греции (Южная Италия) (445-444 гг. до н. э). Однако никаких данных о социопедагогических экспериментах Геродота в этой колонии античные источники не дают. С другой стороны, в "Истории" Геродота (II, 2) рассказано об "эксперименте" египетского фараона Псамметиха, который изолировал от людского общества двух младенцев, чтобы определить, на каком языке они заговорят, и тем самым выявить "праязык" человеческого рода и узнать, какой народ самый древний.

 

[87]Таро (Colocasia esculenta) - тропическое растение семейства ароидных. В пищу употребляются клубни, имеющие высокое содержание крахмала.

 

[88]Бопито (Katsuwonus sp.)-крупная рыба, разновидность тунца, одна из наиболее распространенных промысловых рыб Океании.

 

[89]Ямс (Dioscorea) - род тропических и субтропических растений. В питании полинезийцев важное значение имеет вид Dioscorea alata, клубни которого достигают веса в несколько десятков килограммов.

 

[90]Наиболее распространенным способом термической обработки пищи в Океании было тушение в земляной печи: па дно ямы укладывалось топливо и поджигалось, на нем располагался слой камней. Когда камни раскалялись, их покрывали травой, укладывали на нее куски пищи, завернутые в банановые или другие крупные листья, затем укрывали пищу слоем листьев и земли. Процесс тушения занимал несколько часов.

 

[91]Плюмерия (Plumeria sp.) - невысокое дерево с ароматными цветами, по запаху напоминающими жасмин.

 

[92]Кава (Piper methyslicum) - перечное растение, кустарник до 4 м высотой. См. примеч. 21 к автобиографии (разд. 1 наст. изд.).

 

[93]В традиционном полинезийском обществе мужчины и женщины готовили пищу и питались раздельно.

 

[94]Ткачество не было известно самоанцам, как и другим полинезийцам. В качестве "материи" использовалась так называемая тапа, изготовлявшаяся из луба некоторых растений путем вымачивания и отбивания. Готовые полотнища тапы обычно окрашивались, на них наносился рисунок,

 

[95]Панданус (Pandanus)-род растений семейства пандановых. В Полинезии наиболее распространен Pandanus odoratissimus - дерево с ветвящимся стволом, снабженное большим количеством дополнительных воздушных корней. Длинные узкие листья пандануса используются для плетения циновок, корзин и т. п.

 

[96]Имеется в виду бумажная шелковица (Brussonetia papirifera) - небольшое дерево или кустарник семейства тутовых, луб которого шел на изготовление лучших сортов тапы.

 

[97]Лавалава (сам.) - набедренная повязка из тапы или материи.

 

[98]М.Мид смешивает два слова: исконное самоанское loli - "морской огурец", съедобный вид голотурии, и заимствованное lole (из англ. lolly) - "конфета".

 

[99]Пуа - гардения (Gardenia sp.), невысокое дерево с ароматными цветами.

 

[100]Банан (Musa) - род многолетних растений, насчитывающий около 70 видов, гигантская трава в несколько метров высотой. Ствол банана издали напоминает древесный, но представляет собой травянистый стебель. Плоды некоторых видов бананов доводятся до состояния полной спелости в специальных подземных хранилищах; отдельные виды становятся съедобными лишь после термической обработки.

 

[101]В оригинале неточность: для плетения используются волокна или узкие полоски, вырезанные из пальмового листа.

 

[102]Точное значение слова ауманга - "компания тех, кто употребляет каву".

 

[103]У самоанской знати имелось четыре основных титула: tui - "верховный вождь" (правитель острова или области), ali'i - "вождь", tulafale - "оратор" и matai - "глава большесемейной общины". Функции носителей различных титулов М.Мид подробно разбирает ниже (с. 108-116). Традиционная система титулов в основном сохранилась до настоящего времени; так, на Западном Самоа избирательным правом пользуются лишь титулованные самоанцы (около 7% населения).

 

[104]Характерной особенностью самоанского языка является стратификация лексики по степени вежливости. При обращении к лицам различных рангов или при упоминании о них для многих слов выбирается один из ряда синонимов. В этих случаях по отношению к самому себе говорящий может использовать самоуничижительную лексику. Так, в качестве глагола "болеть" кроме нейтрального ma'i могут использоваться, например, такие слова: fa'atafa (о высших вождях), falufu (о вождях), gasegase (об ораторах), uagagau (самоуничижительное).

 

[105]В самоанской системе родства термины, обозначающие родных братьев и сестер, используются также и по отношению к кузенам.

 

[106]Свечной орех -дерево (Aleurites sp.), высушенные плоды которого использовались для освещения.

 

[107]Самоанское soa имеет значение "близкий друг, партнер (в делах, в сексуальных отношениях, в танце и т.п.)"; soa может быть и противоположного пола.

 

[108]Siva буквально означает: "танцевать"; "танец".

 

[109]Очевидно, имеется в виду выражение tautalaitiiti "вести себя неприлично, нахально" (букв. "говорить больше, чем следует по возрасту").

 

[110]Sub rosa (лат.) - секретно (букв. "под розой"). У древних римлян роза была эмблемой тайны. Если над пиршественным столом нодвешивалась роза, все происходившее не должно было разглашаться.

 

[111]Сохранение девственности до брака в традиционном самоанском обществе было обязательным лишь для таупоу. Дигитальная обрядовая дефлорация таупоу производилась на малаэ, деревенской площади, в присутствии всех жителей селения.

 

[112]Маланга - церемониальный визит, совершаемый, по самоанскому обычаю, группой лиц в торжественных случаях, а также сама такая группа.

 

[113]Манаиа - титул сына вождя.

 

[114]"Любовные похождения Анатоля" - М. Мид имеет в виду цикл из семи одноактных пьес "Анатоль", созданных известным австрийским писателем и драматургом Артуром Шницлером (1862-1931) в 1893 г.

 

[115]Сердце в анатомическом смысле (сам. fatu), по представлениям, самоанцев, является лишь физиологическим органом. Сердце как местоположение эмоций, орган чувств, противопоставленный разуму (сам. loto; исконное значение - "внутренняя часть чего-либо"), анатомически, не локализуется.

 

[116]"Христианская наука" - мистическая секта, возникшая в конце XIX в. в США, отвергающая любую истину, источником которой не оказывается непосредственное божественное откровение. Последователи этой секты, например, не обращаются к врачам.

 

[117]"Открытый цех" - в отличие от "закрытого цеха" право предпринимателя принимать и увольнять рабочих со своего предприятия без согласия соответствующего профсоюза. Профсоюзы США и Великобритании всегда вели ожесточенную стачечную борьбу против антипрофсоюзной практики "открытого цеха". Термин "открытый цех" появляется у Маргарет Мид не случайно. Время написания книги совпало с ожесточенной борьбой рабочего класса США против антирабочего законодательства "открытого цеха". Рабочее движение стремилось взять реванш за поражение 1910 г.- законодательное введение "открытого цеха" в ряде отраслей индустрии и регионов США (Юг).

 

[118]Дальтон-план - модная в 20-х годах реформа школьного обучения, разработанная в г. Дальтоне (США). Эта реформа фактически отвергала саму идею обязательного урока и обязательной программы обучения, всемерно подчеркивая значимость индивидуального подхода к учащемуся. Дальтон-план нашел свое отражение и в советской школе 20-х годов в виде тaк называемого "бригадио-лабораторного метода".

 

[119]Laissez faire - сжатое изложение экономического кредо французских физиократов второй половины XVIII в. Борясь со стеснениями экономичен ской жизни, заложенными в самой системе феодального экономического и правового порядка, они в качестве основного требования провозгласили лозунг: Laissez faire, laissez passer - букв. "Дайте делать, не мешайте".

 

[120]Лига трезвости (Лига антисалунов) - общественная организация США, возникшая в 80-х годах XIX в. и боровшаяся за полное запрещение производства и продажи спиртных напитков в Америке. Наибольших успехов Лига вместе с Партией запрещения достигла в 20-е годы нашего столетия, добившись принятия в 1919 г. поправки к конституции США, запрещавшей производство и продажу алкогольных напитков в стране. Поправка была отменена в 1933 г. в связи с полной ее неэффективностью - развитием черного рынка продажи спиртного, ростом организованной преступности, столкновением с коммерческими интересами фирм и т. д.

 

[121]Наиболее распространенный в Океании тип судна для плавания в открытом море - каноэ с балансиром, у которого для придания устойчивости основной корпус при помощи особой выносной стрелы - аутригера - соединяется с параллельным корпусу поплавком.

 

[122]Faux pas (франц.) - ошибка, ложный шаг.

 

[123]Предшествующие лингвистические рассуждения М.Мид выглядят довольно наивно. Явление редупликации (полного или частичного удвоения основы слова) действительно очень характерно для австронезийских языков (в частности, и для языков островов Адмиралтейства), однако применение редупликации того или иного типа в каждом языке подчинено строгим правилам грамматики этого языка. Употребление редуплицированных форм точно так же регламентируется законами языка, как, например, употребление форм с суффиксами в индоевропейских языках. Обучение же детей языковым навыкам при помощи повторения отдельных слов и фраз, о котором идет речь ниже, по-видимому, свойственно всем народам мира.

 

[124]Пере - поселок, в котором М. Мид проводила полевые исследования народа манус.

 

[125]Лаплап (яз. ток-писин) - набедренная повязка; небольшая юбочка из (растительных волокон или материи.

 

[126]См. примеч. 42 к автобиографии (разд. I наст. изд.).

 

[127]Ни настоящий кедр (род Cedrus), ни известная у нас под именем кедра сибирская кедровая сосна (Pinus sibirica) в Океании не встречаются. Очевидно, имеется в виду какое-то другое дерево, близкое к кедру по фактуре.

 

[128]У народа манус черепа и некоторые другие кости предков было принято хранить в доме в специальных чашах. Считалось, что в этих чашах обитают духи предков.

 

[129]Пятна Роршаха - чернильные пятна неопределенной формы, толкование которых используется в одной из методик диагностирования личности. Тест предложен немецким психологом Г. Роршахом в 1921 г.

 

[130]Чейенн - индейская народность, проживавшая на территории современного штата Висконсин (США); язык относится к семье алгонкин-ритва.

 

[131]Кафры - устаревшее название некоторых народов группы банту, расселенных на юге Африки, в первую очередь коса (5,4 млн. человек, ЮАР).

 

[132]Кабелл (Cabeil) Джеймс Брэнч (1879-1958) -американский романист и эссеист, очень модный в 1920-е годы; отличался крайне вычурным стилем.

 

[133]Зуньи - см. примеч. 3 к автобиографии (разд. I наст. изд.).

 

[134]"Мидлтаун" - известное исследование социальной структуры и классовых отношений в среднем по величине американском городе, проведенное супругами Р. и Э. Линд в конце 1920-х годов. Книга была опубликована в 1929 г.

 

[135]Мориори - полинезийский народ, коренное население островов Чатем, к востоку от Новой Зеландии. В 1835 г. новозеландские маори из племени таранаки заняли острова, частично истребив, частично обратив в рабства аборигенов, позднее ассимилировавшихся с маори. К концу XIX в. Родной язык помнили лишь отдельные старики-мориори.

 

[136]Остров Лорд-Хау, у восточного побережья Австралии, был необитаем. В данном случае, очевидно, имеется в виду атолл Онтонг-Джава, расположенный к северу от Соломоновых островов, который в XIX - начале XX в. иногда также называли Лорд-Хау. Численность населяющих этот атолл полинезийцев-луангиуа с середины прошлого века быстро сокращалась, но в конце 1930-х годов стабилизировалась, а затем стала расти. Сейчас насчитывается около 1,1 тыс. луангиуа.

 

[137]См. примеч. 44 к автобиографии (разд. I наст. изд.).

 

[138]Древесные кенгуру - род сумчатых, насчитывающий семь видов. Распространены на Новой Гвинее и в Квинсленде (Австралия). Длина тела50-90 см (с хвостом - до 170 см). Ведут древесный образ жизни, но хорошо передвигаются и по земле. Валлаби - род сумчатых семейства кенгуру, насчитывающий шесть видов. По размерам и образу жизни близки к другим кенгуру. Опоссумы - семейство сумчатых, распространенное исключительно на Американском континенте. Видимо, имеются в виду внешне похожие на опоссумов представители семейства кускусов и другие сумчатые небольших размеров. Казуары - семейство крупных (рост - до 1,8 м) нелетающих птиц, близких к страусам эму; распространены на Новой Гвинее и в тропиках Австралии. Мясо казуаров высоко ценится папуасами.

 

[139]Дюгонь - крупное морское млекопитающее отряда сирен. Длина тела - 3 м и более, вес - несколько сотен килограммов. Ценится из-за вкусного мяса и жира.

 

[140]Папуасские женщины переносят тяжести в плетеных сетках, укрепляемых на лбу и свешивающихся за спиной.

 

[141]Абелам - народность, расселенная к югу от арапешей до среднего течения реки Сепик. Язык относится к группе иду семьи сепик-раму; численность - около 40 тыс. человек.

 

[142]Имеется в виду скорлупа ореха арековой пальмы. Ср. примеч. 41 к автобиографии (разд. I наст. изд.).

 

[143]Скарификация - нанесение шрамов па лицо и тело с ритуальными или эстетическими целями.

 

[144]Бандикуты (сумчатые барсуки) - семейство сумчатых, насчитывающее девятнадцать видов, из них восемь распространены па Новой Гвинее. Размеры небольшие (длина тела - 17-50 см, длина хвоста - 9-26 см; вес - до 4,7 кг). Внешне напоминают кроликов и крыс.

 

[145]М. Мид уделяет такое большое взимание игре с губами, рассматривая ее как субститут сосания пальца. Последнее в психоанализе считается одним из ранних проявлений детской сексуальности.

 

[146]Вероятно, речь идет о классификаторном родстве.

 

[147]Имеется в виду опущенная в переводе пятая глава "Рост и инициация мальчиков у арапешей".

 

[148]Rites de passage (франц.) - обряды перехода из одной социально возрастной группы в другую, инициации.

 

[149]Джайны - последователи джайнизма, индийского религиозно-философского учения, возникновение которого связывается с именем Махавиры Джины (VI в. до н. э.). Джайны отличаются крайним аскетизмом и бережным отношением ко всему живому.

 

[150]Вероятно, речь может идти об исламизированных жителях балканских стран.

 

[151]См. примеч. 10 к автобиографии (разд. I наст. изд.).

 

[152]Ментавай - группа островов у западного побережья Суматры (Республика Индонезия).

 

[153]Зуньи - см. примеч. 3 к автобиографии (разд. I часть изд.).

 

[154]По-видимому, известное влияние на стереотипы полового поведения мужчин и женщин оказали механизмы естественного отбора. Степень сексуальной активности женских особей не особенно влияла на факт появления у них потомства. Вероятность же появления потомства от сексуально более активных, более "промискуитетных" мужских особей была выше, чем от особей менее активных. В процессе филогенеза человека такая поведенческая характеристика могла наследоваться потомством мужского пола.

 

[155]Среди коренного населения островов Адмиралтейства выделяются три группы: усиаи, населяющие остров Манус, центральный и единственный крупный остров архипелага; матанкор, живущие на десятках мелких островков, окружающих Манус; манус (или титан), давшие имя самому большому острову, но живущие в свайных постройках на мелководье к югу от него. Первые две группы этнически разнородны.

 

[156]Кивай - группа родственных народов, населяющих дельту реки Флай и западное побережье залива Папуа (юго-запад Папуа - Новой Гвинеи). Языки группы киваи относятся к трансновогвинейской семье. Общая численность кивай - около 23 тыс. человек.

 

[157]Имеются в виду предшествующие разделы книги "Мужчина и женщина", перевод которых в настоящем издании не публикуется.

 

[158]Каинганг - индейская народность, проживающая на юге Бразилии. Язык относится к группе же же-пано-карибской семьи языков. Численность каинганг - около 5 тыс. человек.

 

[159]Эта - низшая каста японского феодального общества, еще в 1922 г. насчитывавшая до 1300 000 человек. Это одна из групп так называемых сенминов, "неприкасаемых". Членам касты запрещались браки со всеми другими сословиями, все виды деятельности, кроме забоя скота и разделки туш и обработки кожи.

 

[160]Гуттериты - одна из сект леворадикального движения в период Реформации, разновидность анабаптизма. Носит название по имени ее тирольского лидера Якова Гуттера. Для секты характерны уравнительно-коммунистические идеалы. Колонии гуттеритов (американское название - меннониты) до сих пор существуют в США.

Амиши - одна из разновидностей протестантской секты меннонитов в США, отличающаяся крайним консерватизмом в одежде и образе жизни. В настоящее время в США не более 17 тыс. амишей.

Данкерды - одна из баптистских сект.

Сикхи - последователи сикхизма, реформистского движения в индуиэме, возникшего в XVI в. В настоящее время одна из религий Индии. Большинство сикхов проживает в провинции Пенджаб. В Индии насчитывается около 10 млн. последователей сикхизма.

Духоборы - русская религиозная секта протестантского толка, возникшая в XVIII в. В 1899 г. в результате преследований царского правительства большинство духоборов эмигрировало из страны (собственное название секты - "Христианская община всеобщего братства") и осело в Британской Колумбии (Каиада). Существование секты в Канаде также связано с рядом эксцессов (нудистские парады, поджоги и т. д.) и судебными преследованиями ее членов канадским правительством.

 

[161]Иши - последний представитель южной группы калифорнийских индейцев яна. Последние годы жизни провел в антропологическом музее Сан-Франциско. Судьба Иши описана Теодорой Крёбер, супругой американского этнографа А. Л. Кребера (русский перевод: Крёбер Т. Иши в двух мирах. М., 1970).

 

[162]Батонга (тонга) - один из народов банту. Проживают в Замбии (900 тыс. человек) и в Зимбабве (150 тыс. человек).

 

[163]Травма рождения - термин из области психоаналитики: первый испуг, переживаемый ребенком при его появления на свет и связанный с переходом па дыхание собственными легкими. По 3. Фрейду, источник всех последующих иррациональных страхов.

 

[164]См. примеч. 57 к автобиографии (разд. I наст. изд.).

 

[165]Культ игрушечной лошадки (hobbyhorse) - распространенный народный обычай в Англии. Во время массовых народных гуляний и празднеств актеры скачут на деревянных лошадках, распевая сатирические баллады, сыпля прибаутками. Восходит ко временам феодальной Англии.

 

[166]Ломакс (Lomax) Алан (р. 1915) - американский специалист по народной музыке. Разработал методику межкультурного сравнения стилей исполнения народных песен, так называемую кантометрику.

 

[167]В данном случае М.Мид ошибочно рассматривает исторический материализм как разновидность позитивистского эволюционизма, к которому марксисты всегда относились весьма критически. См. подробнее: История буржуазной социологии XIX - начала XX в., М., 1979.

 

[168]Имеется в виду Э.Вестермарк (1853-1936) с его "Историей человеческого брака" (The History of Human Marriage, 1921).

 

[169]Mopган (Morgan) Льюис Генри (1818-1881) - выдающийся американский этнограф, археолог и историк первобытного общества. Основоположник научной этнографии неевропейских народов. Фактические материалы и теоретические выводы Моргана, относящиеся к жизни североамериканских индейцев, были высоко оценены Энгельсом в его книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства": "...Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом сорок лет тому назад" (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21, с. 25). Однако с точкой зрения Мид, по которой эволюционизм Моргана вошел "в интеллектуальный аппарат марксизма", согласиться нельзя. Дентальной проблемой творчества Моргана была проблема форм родства и развития семейно-брачных отношений. Решая ее, он иногда давал "экономическое" обоснование динамики этих отношений, по-своему, указывает Энгельс, открывая материалистическое понимание истории. Но эти "обоснования" Энгельс счел совершенно недостаточными и заново их переработал (см. там же, с. 27).

 

[170]Полемика Боаса с Хаддоном по вопросу о линейности развития искусства - от реалистического к геометрическому - изложена им в его статье: Decorative Designs of Alaskan Needle-Class.- Proceedings of the US National Museum, 1908, и книге: Primitive Art, 1927.

 

[171]Парсонс (Parsons) Элси Клюз (1875-1941) - американский этнограф; известна своими работами по индейцам Юго-Запада США, Мексики и Эквадора (пуэбло).

 

[172]Херсковиц (Herskovits) Молвил Жан (1895-1963) -основоположник научных афро-американских исследований, первый африканист США, ученик Франца Боаса. Автор ряда значительных теорий организации примитивной экономики, изменения в культуре, культурной адаптации. См. о нем подробнее: Артановский С. А. Историческое единство человека и взаимное влияние культуры, с. 57-83.

 

[173]Уайт (White) Лесли Алвин (1900-1975) - американский антрополог-теоретик. Одним из первых возродил в американской этнографии понятие эволюции культуры, дискредитированное функционалистами (Evolution of Culture, 1950). Выдвинул так называемое энергетическое понимание культуры как системы производства и управления энергией. См. о нем подробнее: Аверкиева 10. П. Историко-философские взгляды Лесли А. Уайта (1900-1975)-Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979.

 

[174]Огберн (Ogburn) Уильям (1886-1959) - американский социолог. Занимался проблемами социальной динамики и факторами социального изменения.

 

[175]Фрейдовское учение о цивилизации, построенное на понятиях вытеснения и сублимации первичного полового импульса (либидо), действительно видит в ней источник всех невротических заболеваний.

 

[176]Сублимация - термин из области психоаналитики; во фрейдизме бессознательный процесс, в котором половой импульс преобразуется таким образом, чтобы найти свое выражение в какой-нибудь несексуальной и социально приемлемой деятельности.

 

[177]Рационализация - во фрейдизме защитный механизм оправдания задним числом какого-нибудь поступка, снимающий или уменьшающий чувство вины.

 

[178]Уотсон (Watson) Джон Броудас (1878-1978) - американский психолог, ведущий представитель бихевиористского направления в психологии США. Говоря об "уотсоновском оптимизме 20-х годов", М.Мид имеет в виду один из постулатов его книги "Бихевиоризм" (1925). По Уотсону, стоящему на позициях крайнего "энвиронментализма", человечество вступило в эпоху безграничного самоусовершенствования.

 

[179]Скиннер (Skinner) Б. Ф. (р. 1904) - гарвардский психолог, крупнейший представитель современного бихевиоризма. Методику программированного обучения, построенную на его теории "оперантного рефлекса", Скиннер развивает в целом ряде своих работ. Мид отмечает противоречие между гуманистическими декларациями бихевиоризма и его механистическим подходом к человеку как к существу, формируемому системой внешних воздействий.

 

[180]Чэппл (Chappie) Элиот Дисмор (р. 1909) - антрополог и психолог, занимавшийся проблемой реабилитации психических больных. М.Мид правильно отмечает несоответствие грубомеханического подхода к человеку, свойственного бихевиоризму, с учением И. П. Павлова о типах человеческого темперамента, прирожденных особенностях нервных процессов.

 

[181]Имеется в виду книга Grey Walter W. The Living Brain, 1953.

 

[182]Лоренц (Lorenz) Конрад (р. 1903) - австрийский зоолог и этолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии. Исследовал агрессивные формы поведения животных.

 

[183]Тинберген (Tinbergen) Николас (р. 1907) - голландский этолог, профессор кафедры поведения животных в Оксфордском университете, лауреат Нобелевской премии. Один из основоположников современной этологии.

 

[184]"Технократическое движение" - одно из социал-реформистских направлений американской мысли 20-30-х годов. Духовным отцом его был экономист и острый критик американского образа жизни Торстейн Веблен. В 30-е годы его возглавил Говард Скотт. Правильно констатируя глубокое противоречие между неизмеримо возросшими возможностями производительных сил капиталистического общества и устаревшими формами производственных отношений, теоретики движения видели панацею от всех бед в передаче политической власти менеджерам и инженерам. В конце 30-х годов движение скомпрометировало себя связями с американским фашизмом. В настоящее время отдельные ячейки "технократов" еще существуют только в северо-западных штатах Америки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных