ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Схематизируем куздруНУЛЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СХЕМАТИЗАЦИИ
2016 Оглавление Тест № 1. 3 Тест № 2. 3 Тест № 3. 4 Тест № 4. 5 5. Разбираем куздру. 6 6. Схематизируем куздру. 7 7. Абстракция, информация, образ. 8 8. Стереотипы, иждивенчество. 11 9. Работа интеллекта. 14 10. Толпа и авторитет. 17 11. Как научиться думать самостоятельно. 18 12. Схематизация алгоритма схематизации. 21 Приложение № 1. Грамматика русского языка. 22 Приложение № 2. Упражнения для развития образного мышления и синхронизации двух полушарий мозга. 26 Приложение № 3. Развиваем внимание. 27
Проблема в построении адекватных образов в своей психики была у людей всегда, но особенно остро она встала в наш век информации, когда объём текстов удваивается с каждым годом и наше мышление становится клиповым[1]. Возможности психики, внимания и памяти ограничены с уровня сознания – человек обычно не способен воспринимать более 7-9 объектов одновременно и более 15 кадров в секунду. Чтобы это продемонстрировать, предлагаем небольшие тесты. Тест № 1 Первое небольшое задание. Проверим наше внимание. Перемножьте, пожалуйста, следующие трёхзначные числа в уме, не прибегая к помощи листочка, ручки или калькулятора: 123 х 456 = _______ Ну что, получилось? Не расстраивайтесь, если нет, без определённых навыков это довольно сложно, т.к. требует удержания во внимании большого количества элементов: два числа из трёх цифр каждое + промежуточные результаты + последовательность операций. А теперь перемножьте те же самые числа, но в столбик: Получилось? Если нет, то восполните школьную программу, спросив у Гугла (или у знакомых), как перемножать в столбик. Как правило, с выполнением этой операции справляются все взрослые люди. Давайте теперь задумаемся, что происходило, когда мы выполняли умножение в столбик? Можно ли сказать, что мы помогали своему недисциплинированному вниманию сосредоточиться, освобождая оперативную память сознания, фиксируя на бумаге промежуточные результаты выполненных операций?
Тест № 2 Ещё одно упражнение – напишите своё имя и фамилию сначала правой рукой, а потом левой (для левшей наоборот).
Какие вы испытали ощущения, когда писали левой? А если вас заставить писать много текста левой рукой? Будет раздражение, злость и отчаяние? Это один из показателей того, что ваше правое полушарие, отвечающее за процессно-образное мышление не развито. Для развития образного мышления есть специальные упражнения (смотри приложение № 2)
Тест № 3 А теперь попробуйте не торопясь прочитать следующее предложение: «Понятие — как явление в психической деятельности индивида — образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных (а также и музыкальных) представлений о Жизни, свойственных личности». Какие у вас при этом возникли ощущения? Есть ощущение растерянности, непонятности, сложности, недоумения? У некоторых возникает при этом такая реакция: «Зачем авторы так сложно написали? Так писать нельзя, надо проще!». Но давайте оставим эмоции и разберёмся с тем, что происходит в нашей психике при чтении этого предложения? Каждое слово по отдельности вам понятно? Если нет, посмотрите в словарях. Можно ли сказать, что наше недисциплинированное внимание, во время чтения, сталкиваясь с большим количеством абстрактных понятий, не успевает выстроить всю цепочку причинно-следственных связей? Т.е. пока мы читаем, кажется, что всё понятно, когда мы дочитываем предложение до конца, то мы понимаем, что по дороге что-то подрастерялось. Не правда ли, ситуация напоминает ситуацию с умножением трёхзначных чисел? Ведь двухзначные числа мы перемножаем без особых затруднений и с короткими предложениями проблем обычно нет. Так может проблема вовсе не в авторах текста, а в том, что нас не научили «умножению в столбик», но только с текстом? Любой язык в т.ч. русский, содержит в себе слова (аналогия цифр) и правила – грамматику и морфологию (аналогия математики). И если следовать этим правилам и определиться в терминологии, при условии, что автор текста сам придерживался этих правил, то мы можем извлечь из текста тот самый смысл (образ) и алгоритмику[2], который закладывал в текст автор. Всё, что нам нужно – это инструмент (подобный умножению в столбик), который будет нам помогать сосредотачивать внимание, фиксировать промежуточные результаты и, разгружая оперативную память сознания, постепенно приходить к точному конечному результату.
Тест № 4 А теперь давайте проверим вашу память. Многие думают, что их память никуда не годится, однако после выполнения этого теста вы будете приятно удивлены, обнаружив у себя способности о которых раньше и не догадывались, если конечно вы не владеете мнемопрактиками, которым в настоящее время обучают на специальных курсах. Предлагаем вам прочитать один раз, не торопясь (по 2-3 секунды на слово) несколько слов, затем закрыть брошюру и вспомнить их все в том порядке, в котором они были напечатаны: Скорее всего, у вас не получилось вспомнить все слова – около 5 вы где-то растеряли. Не торопитесь расстраиваться, сейчас мы с вами поделимся одним секретом, который увеличит ваши способности к запоминанию на порядок! Для этого вам необходимо составить из слов рассказ, а точнее представить мультфильм, в котором последовательно задействованы все предметы. Эти предметы должны не просто появляться по очереди – они должны быть привязаны друг к другу через какие-то действия. Чем смешнее и необычнее будет рассказ, тем лучше. Потренируйтесь на первом списке, а затем прочитайте не торопясь (по 2-3 секунды на слово) один раз все слова из второго списка, используя тот приём, который мы описали выше, после чего закройте брошюру и воспроизведите все слова по порядку, вспоминая свой мультфильм. Скорее всего, у вас получилось вспомнить все слова или почти все. Обратите внимание, что их было на целых 10 штук больше! Оказывается, ваша память не так уж и плоха! В чём здесь секрет? Наша память намного лучше запоминает образы, чем лексику. Образы должны быть связаны между собой определённым действием/процессом. Опираясь на эту особенность нашего восприятия, создано большое количество мнемопрактик для запоминания, которые можно назвать одним словом – эйдетика (от греческого слова «эйдос» - образ). Однако, методика схематизации является более широкой и включает в себя эйдетику, как одну из составляющих, ведь запоминания не достаточно для познания и творчества. Разбираем куздру Теперь давайте немного развлечёмся и запишем ещё одно предложение: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». С разбора этого предложения начинал свою первую лекцию по языкознанию академик Щерба[3]. Можно ли сказать, что оно не имеет смысла? Конечно, нет! Смысл можно передать примерно следующей фразой: “Нечто женского рода в один приём совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало что-то такое вытворять длительное, постепенное с его детёнышем.” Что позволяет нам извлечь этот смысл? Суфиксы, приставки и окончания, которые указывают нам на то, какие это части предложения, части речи, род, падеж, число и т.д. Если вас попросить попробовать представить глокую куздру и даже нарисовать её, что у вас всплывёт из безсознательного? Часто люди называют корову или ещё какое-то животное, которое совершает какие-то негативные действие в отношении других животных, например быка и телёнка. Почему безсознательное выдаёт такие ассоциации? Разгадка, опять же, в русском языке – его корневая база несёт в себе и некую эмоциональную окраску. Определённое сочетание букв вызывает определённые эмоции, а наше безсознательное пытается достроить картину какими-то подробностями, привязав непонятные слова к старым образам. Часто так бывает, что данная функция безсознательного (выдавать старые образы на непонятные слова) играет с нами злую шутку – не даёт понять тот смысл, который заложен в тексте. Если значение какого-то слова нам не понятно (нет конкретных образов), то наша задача заключается не в том, чтобы представить «корову» вместо «куздры» (подменить образ), а в том, чтобы выстроить тот алгоритм, по которому «куздра» взаимодействует с другими субъектами и объектами и выяснив это, соотнести полученную алгоритмику (образ) с жизнью – наполнить конкретным содержанием из ситуаций жизни. ЗАДАНИЕ: Проведите небольшой анализ и разберите предложение про глокую куздру по составляющим. Если не можете вспомнить курс школьной программы, смотрите приложение №1 в конце документа. Схематизируем куздру Теперь попробуйте составить блок-схемку на данное предложение. Для этого существительные наделите любыми геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник и т.д.), а глаголы - действия, совершаемые одними субъектами в отношении других субъектов и объектов – стрелками.
Подпишите каждый элемент схемы (в т.ч. и стрелки) либо снаружи, либо внутри. Порядок совершаемых в предложении действий можно проставить цифрами (1,2,3) или буквами (а,б,в). Ну что, получилось? Проверьте себя сами, всё ли вы отразили на схеме? Обратите внимание, что в данном предложении прилагательное «глокая» и наречие «штеко» остались не востребованными для составления схемы – это второстепенный смысл, который не так важен, как основной. Чем отличается предложение про глокую куздру от первого предложенного вам предложения про понятие? Тем, что в предложении профессора Щербы корни слов выдуманы им (т.е. не имеют конкретных образов), а в предложении с определением понятия содержатся общеупотребительные слова русского языка, каждое из которых является абстрактным понятием (т.е. за ним стоит абстрактный образ). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|