Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семинар 1. Культура и наука о культуре




КУльтурология

 

Практикум для студентов дневного отделения всех направлений подготовки (специальностей)

 

 

Хабаровск 2017 г.


Семинар 1. Культура и наука о культуре

Теоретические вопросы:

1. Различные трактовки термина «культура»: естественнонаучный, философский, гуманитарный, социологический, аксиологический, гносеологический, нормативный, символический и другие подходы к изучению культуры.

2. Культура и цивилизация: сходство и различие понятий.

3. Культурология как наука и учебная дисциплина: цель и задачи культурологии.

 

Аналитические вопросы:

1. Дайте анализ следующих определений культуры:

- культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;

- культура - это духовная жизнь общества;

- культура - это все созданное человеком, а не данное природой;

- культура - это материальная деятельность людей;

- культура - это эстетическая деятельность человека, созидание прекрасного.

2. В каких смыслах употребляется слово "культура" в следующих высказываниях:

- "поп-культура - это не культура",

-"сферами общественной жизни являются экономика, политика, культура",

- "обществу подавленному не нужна культура".

3. Какие из нижеперечисленных элементов являются принадлежностью культуры:

- этические нормы,

- философия,

- уголовный кодекс,

- производственное оборудование,

- орудия убийства,

- созвездие Большой Медведицы,

- научные исследования,

- рыночный обмен,

- представления о смерти,

- тело человека,

- сады и парки,

- природный ландшафт,

- девственный лес.

4. В каких смыслах употребляется слово "культура" в следующих высказываниях:

-"мир культуры и мир человека - это одно и то же";

-"культура поведения существует там, где царит нравственность";

-"быт людей и культура - это непересекающиеся области жизни".

5. Некоторые исследователи предлагают рассматривать культуру как систему, которая включает в себя:

1) подсистему "производства" культуры (материальное производство, наука, идеология, искусство);

2) подсистему трансляции культурных форм (воспитание, образование, обычаи и т. д.);

3) подсистему социальных институтов, которые следят за усвоением и выполнением культурных норм (общественное мнение, государство, право).

Дайте оценку предлагаемой модели.

6. Проанализируйте предложенные ниже определения культуры. Выделите общие признаки в этих определениях:

- культура - это все созданное людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей общества;

- культура - это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизни людей;

- культура - это поток идей, переходящий от индивида к индивиду посредством символических действий, слов или подражания;

- культура - это сумма всех видов деятельности людей, обычаев, верований, знаний.

7. Как Вы понимаете выражения:

- низкий уровень культуры;

- высокий уровень культуры;

- необходимый уровень культуры?

8. Культура – результат человеческой деятельности. Но всякая ли человеческая деятельность создает культуру? П.С. Гуревич писал: «Человеческая активность далеко не всегда сопряжена с прорывом в области духа. «Вторая природа» включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования. Человек, который изобрел колесо, – творец культуры. Работник, который прилаживает колесо на оси – человек цивилизации. Цивилизация – это, условно говоря, вещественное воплощение культуры. Так обнаруживает себя проблема, которая в XX в. получила название «проблема культуры и цивилизации». Проанализируйте и охарактеризуйте позицию автора.

9. Дайте анализ следующих определений культурного человека:

- культурный человек - это образованный человек, разбирающийся в музыке, живописи, литературе;

- культурный человек - это человек, олицетворяющий ценности и идеалы своего народа;

- всякий человек культурен, словосочетание "культурный человек" бессмысленно;

- культурный человек - синоним духовно развитого человека.

10. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически.

Можно ли принять такое определение?

11. "Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность." (А. Швейцер)

Каковы особенности идеала человека в известных Вам культурах?

12. Н. Заболоцкий (1903–1958):

«Два мира есть у человека

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил». О каких «двух мирах» говорится в этом произведении?

 

Хрестоматия:

Н.А. Бердяев (1874–1948) – русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных