ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Семинар 1. Культура и наука о культуреКУльтурология
Практикум для студентов дневного отделения всех направлений подготовки (специальностей)
Хабаровск 2017 г. Семинар 1. Культура и наука о культуре Теоретические вопросы: 1. Различные трактовки термина «культура»: естественнонаучный, философский, гуманитарный, социологический, аксиологический, гносеологический, нормативный, символический и другие подходы к изучению культуры. 2. Культура и цивилизация: сходство и различие понятий. 3. Культурология как наука и учебная дисциплина: цель и задачи культурологии.
Аналитические вопросы: 1. Дайте анализ следующих определений культуры: - культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; - культура - это духовная жизнь общества; - культура - это все созданное человеком, а не данное природой; - культура - это материальная деятельность людей; - культура - это эстетическая деятельность человека, созидание прекрасного. 2. В каких смыслах употребляется слово "культура" в следующих высказываниях: - "поп-культура - это не культура", -"сферами общественной жизни являются экономика, политика, культура", - "обществу подавленному не нужна культура". 3. Какие из нижеперечисленных элементов являются принадлежностью культуры: - этические нормы, - философия, - уголовный кодекс, - производственное оборудование, - орудия убийства, - созвездие Большой Медведицы, - научные исследования, - рыночный обмен, - представления о смерти, - тело человека, - сады и парки, - природный ландшафт, - девственный лес. 4. В каких смыслах употребляется слово "культура" в следующих высказываниях: -"мир культуры и мир человека - это одно и то же"; -"культура поведения существует там, где царит нравственность"; -"быт людей и культура - это непересекающиеся области жизни". 5. Некоторые исследователи предлагают рассматривать культуру как систему, которая включает в себя: 1) подсистему "производства" культуры (материальное производство, наука, идеология, искусство); 2) подсистему трансляции культурных форм (воспитание, образование, обычаи и т. д.); 3) подсистему социальных институтов, которые следят за усвоением и выполнением культурных норм (общественное мнение, государство, право). Дайте оценку предлагаемой модели. 6. Проанализируйте предложенные ниже определения культуры. Выделите общие признаки в этих определениях: - культура - это все созданное людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей общества; - культура - это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизни людей; - культура - это поток идей, переходящий от индивида к индивиду посредством символических действий, слов или подражания; - культура - это сумма всех видов деятельности людей, обычаев, верований, знаний. 7. Как Вы понимаете выражения: - низкий уровень культуры; - высокий уровень культуры; - необходимый уровень культуры? 8. Культура – результат человеческой деятельности. Но всякая ли человеческая деятельность создает культуру? П.С. Гуревич писал: «Человеческая активность далеко не всегда сопряжена с прорывом в области духа. «Вторая природа» включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования. Человек, который изобрел колесо, – творец культуры. Работник, который прилаживает колесо на оси – человек цивилизации. Цивилизация – это, условно говоря, вещественное воплощение культуры. Так обнаруживает себя проблема, которая в XX в. получила название «проблема культуры и цивилизации». Проанализируйте и охарактеризуйте позицию автора. 9. Дайте анализ следующих определений культурного человека: - культурный человек - это образованный человек, разбирающийся в музыке, живописи, литературе; - культурный человек - это человек, олицетворяющий ценности и идеалы своего народа; - всякий человек культурен, словосочетание "культурный человек" бессмысленно; - культурный человек - синоним духовно развитого человека. 10. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение? 11. "Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность." (А. Швейцер) Каковы особенности идеала человека в известных Вам культурах? 12. Н. Заболоцкий (1903–1958): «Два мира есть у человека Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил». О каких «двух мирах» говорится в этом произведении?
Хрестоматия: Н.А. Бердяев (1874–1948) – русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|