Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бердяев, Н.А. Философия неравенства: Письмо тринадцатое. О культуре.




… Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура ест явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.

Благородство каждой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. И на культуре почиет особого рода благодать священства. Культура, подобно церкви, более всего дорожит своей преемственностью. В культуре нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется этого своего положения. Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня. В культуре происходит великая борьба вечности с временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Ей дорого увековечивание, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников. Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится воскресению. В этом отношении величайшим образцом культуры религиозной является культура Древнего Египта. Она вся была основана на жажде вечности, жажде Воскресенья, вся была борьбой со смертью. И египетские пирамиды пережили тысячелетия и сохранились до наших дней…

Бердяев, Н. Философия неравенства. – М., 1990. – С. 248–249.

Задание: 1. Дать общую характеристику понимания Н.Бердяевым соотношения понятий «культура» и «цивилизация». 2. Выделить характерные черты культуры в работе Н.Бердяева. 3. Выделить характерные черты цивилизации в работе Н.Бердяева. 4. Чем принципиально отличаются культура и цивилизация? 5. Определить доминирующий смысл культуры Древнего Египта.

 

Тестовые задания:

1. Обозначьте два правильных ответа относительно культурологического понимания культуры

А) культура – это система человеческой деятельности;

Б) культура – это все созданное людьми;

В) культура – это художественные шедевры и вкусы;

Г) культура – это выдающиеся достижения человечества.

2. Разделами науки культурологии не являются:

А) теоретическая и прикладная культурология;

Б) историческая культурология и культурная антропология;

В) культурная антропология и социология культуры;

Г) философия и антропология.

3. Культурология не изучает такой аспект человеческой деятельности, как

А) биолого-генетический;

Б) знаково-коммуникативный;

В) ценностно-смысловой;

Г) нормативно-регулятивный.

4. Прикладная культурология решает задачи

А) анализа маркирующей семантики культурный объектов;

Б) описания и интерпретации событий истории культуры;

В) формирования принципов и технологий управления культурными процессами;

Г) познания объективных закономерностей развития культуры.

5. В переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология, означает

А) очеловечивание природы;

Б) обработка, возделывание земли;

В) украшение, развлечение;

Г) во всех перечисленных смыслах.

6. Термин «цивилизация» понимается как

А) уровень общественного развития;

Б) ступень общественного развития, следующая за варварством;

В) синоним культуры;

Г) во всех перечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора.

7. Культурология – это

А) социальная наука;

Б) естественнонаучное знание;

В) гуманитарная наука;

Г) интегративное знание;

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных