Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре




Природа и культура

...во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы. Или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком; и наоборот, все что возникло и выросло само по себе, может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям, а если оно и на самом деле есть не что иное, как природа, то и должно быть рассматриваемо таким образом. В объектах культуры, следовательно, заложены (haften) ценности. Мы назовем их благами (Guter), чтобы таким образом отличить их как ценные части действительности от самих ценностей как таковых, не представляющих собой действительности, и от которых мы здесь можем отвлечься. Явления природы мыслятся не как блага, а вне связи с ценностями, и если от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью простой природы. Благодаря такому либо наличному, либо отсутствующему отнесению к ценностям мы можем с уверенностью различать два рода объектов, и мы уже потому имеем право делать это, что всякое явление культуры, если отвлечься от заложенной в нем ценности. Необходимо может быть рассмотрено как стоящее также в связи с природой и, стало быть, как составляющее часть природы.

Что же касается рода ценности, превращающей части действительности в объекты культуры и выделяющей их этим самым из природы, то мы должны сказать следующее. О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только, что значат (gelten) или не имеют значимости. Культурная ценность или фактически признается общезначимой, или же ее значимость и тем самым более чем чисто индивидуальное значение объектов, с которыми она связана, постулируется, по крайней мере, хоть одним культурным человеком. При этом, если иметь в виду культуру в высшем смысле слова, то речь должна идти не об объектах простого желания (Begehren), но о благах, к оценке которых или к работе над которыми мы чувствуем себя более или менее нравственно обязанными в интересах того общественного целого, в котором мы живем, или по какому-либо другому основанию. Этим самым мы отделяем объекты культуры как от того, что оценивается и желается инстинктивно (triebartig), так и от того, что имеет ценность блага, если и не на основании одного только инстинкта, то благодаря прихотям настроения…

 

Исторические науки о культуре

 

…Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в значимости, а не в их фактичности. Но ценности связаны с действительностью, и связь эта… имеет два смысла. Ценность может, во-первых, таким образом присоединяться к объекту, что последний делается, тем самым, благом, и она может также быть связанной с актом субъекта таким образом, что акт это становится, тем самым, оценкой. Блага же и оценки могут быть рассматриваемы с точки зрения значимости связанных с ними ценностей, т.е. когда стараются установить, заслуживает ли какое-нибудь благо действительно наименования блага и по праву ли совершается какая-нибудь оценка. Однако я упоминаю об этом только для того, чтобы сказать, что исторические науки о культуре при исследовании благ и людей – оценивающих субъектов, не могут дать на подобные вопросы никакого ответа…

Следовательно, тот метод «отнесения к ценности», о котором мы говорим и который должен выражать собой сущность истории, следует самым резким образом отделять от метода оценки, т.е. значимость ценности никогда не является проблемой истории, но ценности играют в ней роль лишь постольку, поскольку они фактически оцениваются субъектами и поскольку поэтому некоторые объекты рассматриваются фактически как блага. Если история, следовательно, и имеет дело с ценностями, то все же она не является оценивающей наукой. Наоборот, она устанавливает исключительно то, что есть…

При этом, само собой разумеется, исторически важным и значительным считается не только то, что способствует, но даже и то, что мешает реализации культурных благ. Только то, что индифферентно по отношению к ценности, исключается как несущественное, и уже этого достаточно, чтобы показать, что назвать какой-нибудь объект важным для ценностей и для актуализации культурных благ еще не значит оценить его, ибо оценка должна быть всегда или положительной, или отрицательной. Можно спорить по поводу положительной или отрицательной ценности какой-нибудь действительности, хотя значительность последней и стояла бы вне всякого сомнения. Так, например, историк как таковой не может решить, принесла ли Французская революция пользу Франции или Европе или повредила им. Но ни один историк не будет сомневаться в том, что собранные под этим термином события были значительны и важны для культурного развития Франции и Европы и что они поэтому как существенные должны быть упомянуты в европейской истории. Короче говоря, оценивать – значит высказывать похвалу или порицание. Относить к ценностям – ни то, ни другое…

(Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология. XX век. Антология. М., 1995. С. 73–83).

Задание: 1. Какое различие между объектами природы и культуры выделяет автор? 2. Что такое ценности культуры? 3. Каким образом ценности связаны с действительностью? 4. Соотношение понятий «ценность» и «оценка», «ценить» и «оценивать.

 

Тестовые задания:

1. Ценности культуры – это……….

А) создаваемые человеком материальные блага;

Б) полезные человеку предметы;

В) культурные и природные объекты так таковые;

Г) усмотренная человеком способность предмета удовлетворять потребности и быть источником положительных эмоций.

2. Свобода, любовь, справедливость относятся к классу ценностей…….

А) фундаментальных;

Б) периферийных;

В) инструментальных;

Г) материальных.

3.Двумя ценностями современной культуры являются…………

А) размеренность;

Б) развитие;

В) скорость;

Г) традиция.

4. Признание ценности человека как личности называется ……………

А) альтруизмом;

Б) эгоизмом;

В) гедонизм;

Г) гуманизмом;

5. Сущность социально-культурного кризиса составляет …………….

А) ненормативное поведение;

Б) дезинтеграция ценностных систем;

В) переживание личного чувства растерянности;

Г) вульгаризация языка.

Образец:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

По дисциплине «Культурология»

Студента группы (…) ФИО (…)

 

Сравнительный анализ

Например:

1. Двух типов культур: (1.специализированная и обыденная; 2.элитарная и массовая; 3.материальная и духовная);

2. Культуры и цивилизации;

 

Наименование Тип культуры Тип культуры
Сходства      
Различия      
Заключение      

 

Образец:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

По дисциплине «Культурология»

Студента группы (…) ФИО (…)

 

Заполнить таблицу «Характеристика первобытного типа культуры»:

Период Занятие человека и тип хозяйствования Тип и форма социальной организации Представления о мироустройстве
       
       
       
       

 

Образец:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

По дисциплине «Культурология»

Студента группы (…) ФИО (…)

 

Заполнить таблицу «Основные модели культурной динамики»:

Модель культурной динамики Авторы Основные положения концепции
     
     
     

 

Образец:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

По дисциплине «Культурология»

Студента группы (…) ФИО (…)

 

Опишите одну из известных Вам типологий культуры, выделите основания данной типологии, проведите сравнительный анализ 2-х или 3-х или 4-х типов культур из данной типологии, выделите общие черты и различия. Дайте оценку методу типологизации.

 

Образец:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5

По дисциплине «Культурология»

Студента группы (…) ФИО (…)

 

 

Выразите один и тот же смысл передаваемой информации последовательно естественным языком, искусственным языком и вторичным языком. Сравните полученные результаты. Оцените коммуникативные возможности каждого класса языков культуры.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6

По дисциплине «Культурология»

Студента группы (…) ФИО (…)

 

Определить параметры сравнения и осуществить сравнительный анализ мифологии, религии и науки как феноменов культуры.

Сделать вывод об их соотношении и роли в культуре на протяжении всей человеческой истории.

 

 

Примерные вопросы к зачету

 

1. Предмет, цели и задачи культурологической науки. Культурология как интегративная наука. Практическое применение культурологии.

2. Происхождение и история слова «культура». Подходы к определению культуры в современной науке.

3. Смысл и сущностные характеристики культуры. Основные значения выражения «культурный человек». Бескультурье.

4. Понятие, функции и строение культуры.

5. Развитие представлений о культуре (античность, средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение). Критика культуры и цивилизации Ж.-Ж. Руссо и Ф. Ницше.

6. Значение культурной антропологии XIX в. (эволюционизм, диффузионизм, функционализм) в становлении понятия «культура». Возникновение циклических теорий культуры.

7. Символическая концепция культуры Э. Кассирера. Символические формы. Понятие символа. Значение символа в культуре.

8. Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Г. Гессе, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Финк,Ф. Ницше и др.).

9. Культура как регулятор бессознательных желаний человека в учении
З. Фрейда.

10. Учение К. Юнга о коллективном бессознательном. Понятие архетипа.

11. Социальная и культурная природа бессознательного в учении неофрейдизма (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Маркузе, С. Гроф и др.).

12. Понятие ценности. Типы ценностей. Классификация ценностей и уровни культуры. Общечеловеческие ценности. Ценности и нормы.

13. Ценностно-нормативная концепция культуры (Г. Риккерт,
В. Виндельбанд и др.). Культура как система ценностей.

14. Понятие субкультуры и ее значение в жизни общества. Традиционная культура и субкультура. Контркультура.

15. Проблема культурогенеза в современной науке. Орудийно-трудовая теория возникновения культуры (Ф. Энгельс). Мутагенетические версии происхождения культуры (Л.Н. Гумилев, Б.Ф. Поршнев, Т. Маккена).

16. Социально-психологические концепции культурогенеза: фрейдистская, игровая (Й. Хейзинга, Э. Финк), символическая (Э. Кассирер), магическая (Т. Роззак) и пр.

17. Семиотическая концепция культуры. Коммуникационная и знаковая природа культуры. Свойства и функции знаков. Типы знаков. Знаковые системы культуры.

18. Язык как знаковая система. Функциональная классификация вербальных языков. Язык и культура. Языковая картина мира.

19. Традиции и новаторство как механизмы развития культуры.

20. Проблемы динамики культуры. Циклические, волновые и эволюционные модели социокультурной динамики. Теория культурного взрыва
Ю.М. Лотмана. Идеи синергетики в культурологии.

21. Проблема типологии культуры. Различные подходы к построению типологии культуры. «Аполлоническое» и «дионисийское» начало в культуре (Ф. Ницше).

22. Типология культур П. Сорокина.

23. Историческая типология культуры(Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер,
А. Тойнби,К. Ясперс и др.).

24. Элитарная и массовая культура. Предпосылки появления массовой культуры. Основные характеристики массовой культуры. Понятие элиты и специфические черты элитарной культуры.

25. Основные черты первобытной культуры.

26. Исторические типы культуры: особенности древневосточных культур, культуры античности, средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения.

27. Основные тенденции современной культуры.

28. Этапы развития и основные черты русской культуры.

29. Дихотомия «Запад» – «Восток» в культуре.

30. Смысл понятия «цивилизация»: история и основные значения термина, основные характеристики, соотношение понятий «культура» и «цивилизация» (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и др.).

31. Искусство как феномен культуры. Виды искусства. Теории происхождения искусства.

32. Религия как феномен культуры. Особенности религиозного миропонимания. Значение религии для личности и общества.

33. Религиозная типология культур. Буддийский тип культуры. Христианский образ мира. Система ценностей мусульманской культуры.

34. Мифология как феномен культуры. Особенности мифологического мировосприятия. Значение мифа в культуре.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных