Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. Совершенствование знаний, умений и навыков.




1.Лекция. Литература 20-х годов. Обзор.

План лекции

1. Общая характеристика литературного процесса.

2. Литературные группировки. «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЕРИУ, «Серапионовы братья» и др.

3. Эксперименты со словом.

4. Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей 20-х г.

5. Русская эмигрантская сатира, ее направленность. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия»).

6. Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее.

 

Общая характеристика литературного процесса.

После революции 1917 года в литературе вызревали качественно новые признаки, произошел её раскол на три ветви: советскую литературу, «задержанную» и литературу русского зарубежья.

С самого начала 20-х годов начинается время развала и культурного самообеднения России.

В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м.

В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой. Спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями.

Высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а также - на время - сам М. Горький.

Если в 1921 г. открылись первые «толстые» советские журналы, то «августовский культурный погром 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную мысль.

Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник». Закрыт был и сборник «Литературная мысль». В 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник» и т.п. и т.д.»

Рубежный характер начала 20-х годов очевиден, но не абсолютен. В области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века» и в советское время, при всей их эволюции и вынужденном долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца: М. Волошин до 1932 г., М. Кузмин до 1936, О. Мандельштам до 1938, Б. Пастернак до 1960, А. Ахматова до 1966. Даже расстрелянный Гумилев «тайно» жил в поэтике своих последователей. «Н. Тихонов и А. Сурков, каждый на свой лад, перерабатывали интонации и приемы Гумилева в те годы, когда имя Гумилева было под запретом...». Среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были М. Булгаков, Ю. Тынянов, К. Вагинов, Л. Добычин, С. Кржижановский и др.


Литературные группировки. «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЕРИУ, «Серапионовы братья» и др.

 

По всей стране было множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений.

Каковы причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп? Обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые: "Вместе легче преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы людей, причастных к литературе и искусству". В обилии группировок сказывались и разные художественные пристрастия, и идейное размежевание. Хотя руководство правящей партии и пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такого подчинения. Создалось такое положение, что, вместо ожидаемого мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков. Наиболее заметные литературные группировки того времени: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал"; конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).

Постоянная литературная борьба за отстаивание своих узкогрупповых интересов вносила в литературную атмосферу нервозность, нетерпимость, кастовость.

Наиболее заметные литературные группировки того времени: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал"; конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).

 

Литературная группа ЛЕФ, или Левый фронт (искусства):

• возникла в 1922 г.;

• просуществовала в спорах и борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928 г.;

• состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления футуризма во главе с В. Маяковским, О. Бриком,

В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых и др.; недолгое время в эту группу входил Б.Л. Пастернак;

выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства:

• утверждение союза искусства с производством;

• выполнение искусством функции жизнестроительства;

• пропаганда веры в технический прогресс в экономике;

• понимание литературы как факта, репортажа и документалистики вместо вымысла, который должен быть отменен как пережиток про­шлого;

• отрицание пушкинского реализма;

• отвержение всякого личностного, интимного начала в творчестве.

 

Литературная группа "Перевал":

•являлась марксистской литературной группой;

• возникла в Москве в 1923—1924 гг.;

• активно развивалась в 1926—1927 гг.;

• имела издательскую базу в виде журнала "Красная новь" и сборников "Перевал", которые выходили до 1929 г.;

• в качестве неформального лидера выступал критик А.К. Воронский (1884-1943);

• в гр. входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин и др.;

имела следующую литературную платформу:

• отстаивание свободы писателей от навязываемого им "социального за­каза";

• защита права автора на выбор темы, жанра, отвечающего индиви­дуальности творца;

• борьба с нормативным "управляемым искусством", которое утвержда­лось сторонниками пролетарской литературы;

• понимание художественного образа как гораздо более высокого, слож­ного, многозначного, чем любая голая идея, схема;

•была обвинена во внеклассовом, надысторическом подходе к искусству, в культе красоты, в неверии в возможность рождения нового классо­вого искусства;

• после разгрома троцкизма и исключения из партии лидера направле­ния А.К. Воронского была распущена как реакционная организация.

 

Литературная группа ЛЦК, или литературный центр конструктивистов:

· возникла в 1924 г. на почве литературного направления – конструктивизма, распалась весной 1930 г.;

· в группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович;

имела следующую литературную позицию:
- тяготение к фактам и цифрам;

- использование деловой речи, цитат из документов, описаний события;
- стремление к преодолению в литературе человека с его слабостями, тонкостями души, архаизмом привязанностей к дому, семье и прошлому;

- предельно полное, рациональное подчинение образов и метафор (а в стихотворении - рифм) теме произведения;

- отрицание национальной специфики искусства.

Литературная группа ОБЭРИУ, или Объединение реального искусства:

· являлась небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов, многие из которых почти не публиковались;

· была основана в 1926 г. Даниилом Хармсом, Александром, Введенским и Николаем Заболоцким;

· в разные годы в группу входили прозаик КК Вагинов, драматург

Е.Л. Шварц, сотрудничали с ней художники Павел Филонов и Казимир Малевич;

· находилась под влиянием идей футуристов, в частности В. Хлебникова;

· преследовала целью пародийно-абсурдное изображение действительности;

· участники группы чаще всего издавались в 30-е гг, как писатели для детей;

· традиции и эксперименты группы были продолжены в 70 - 80-е гг. многими представителями авангардного искусства - И. Холиным, Д. Приговым, Т. Кибировым и др.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных