ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Совершенствование знаний, умений и навыков.1.Лекция. Литература 20-х годов. Обзор. План лекции 1. Общая характеристика литературного процесса. 2. Литературные группировки. «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЕРИУ, «Серапионовы братья» и др. 3. Эксперименты со словом. 4. Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей 20-х г. 5. Русская эмигрантская сатира, ее направленность. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия»). 6. Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее.
Общая характеристика литературного процесса. После революции 1917 года в литературе вызревали качественно новые признаки, произошел её раскол на три ветви: советскую литературу, «задержанную» и литературу русского зарубежья. С самого начала 20-х годов начинается время развала и культурного самообеднения России. В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м. В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой. Спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями. Высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а также - на время - сам М. Горький. Если в 1921 г. открылись первые «толстые» советские журналы, то «августовский культурный погром 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную мысль. Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник». Закрыт был и сборник «Литературная мысль». В 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник» и т.п. и т.д.» Рубежный характер начала 20-х годов очевиден, но не абсолютен. В области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века» и в советское время, при всей их эволюции и вынужденном долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца: М. Волошин до 1932 г., М. Кузмин до 1936, О. Мандельштам до 1938, Б. Пастернак до 1960, А. Ахматова до 1966. Даже расстрелянный Гумилев «тайно» жил в поэтике своих последователей. «Н. Тихонов и А. Сурков, каждый на свой лад, перерабатывали интонации и приемы Гумилева в те годы, когда имя Гумилева было под запретом...». Среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были М. Булгаков, Ю. Тынянов, К. Вагинов, Л. Добычин, С. Кржижановский и др.
По всей стране было множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Каковы причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп? Обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые: "Вместе легче преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы людей, причастных к литературе и искусству". В обилии группировок сказывались и разные художественные пристрастия, и идейное размежевание. Хотя руководство правящей партии и пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такого подчинения. Создалось такое положение, что, вместо ожидаемого мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков. Наиболее заметные литературные группировки того времени: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал"; конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ). Постоянная литературная борьба за отстаивание своих узкогрупповых интересов вносила в литературную атмосферу нервозность, нетерпимость, кастовость. Наиболее заметные литературные группировки того времени: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал"; конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).
Литературная группа ЛЕФ, или Левый фронт (искусства): • возникла в 1922 г.; • просуществовала в спорах и борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928 г.; • состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления футуризма во главе с В. Маяковским, О. Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых и др.; недолгое время в эту группу входил Б.Л. Пастернак; выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства: • утверждение союза искусства с производством; • выполнение искусством функции жизнестроительства; • пропаганда веры в технический прогресс в экономике; • понимание литературы как факта, репортажа и документалистики вместо вымысла, который должен быть отменен как пережиток прошлого; • отрицание пушкинского реализма; • отвержение всякого личностного, интимного начала в творчестве.
Литературная группа "Перевал": •являлась марксистской литературной группой; • возникла в Москве в 1923—1924 гг.; • активно развивалась в 1926—1927 гг.; • имела издательскую базу в виде журнала "Красная новь" и сборников "Перевал", которые выходили до 1929 г.; • в качестве неформального лидера выступал критик А.К. Воронский (1884-1943); • в гр. входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин и др.; имела следующую литературную платформу: • отстаивание свободы писателей от навязываемого им "социального заказа"; • защита права автора на выбор темы, жанра, отвечающего индивидуальности творца; • борьба с нормативным "управляемым искусством", которое утверждалось сторонниками пролетарской литературы; • понимание художественного образа как гораздо более высокого, сложного, многозначного, чем любая голая идея, схема; •была обвинена во внеклассовом, надысторическом подходе к искусству, в культе красоты, в неверии в возможность рождения нового классового искусства; • после разгрома троцкизма и исключения из партии лидера направления А.К. Воронского была распущена как реакционная организация.
Литературная группа ЛЦК, или литературный центр конструктивистов: · возникла в 1924 г. на почве литературного направления – конструктивизма, распалась весной 1930 г.; · в группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович; имела следующую литературную позицию: - использование деловой речи, цитат из документов, описаний события; - предельно полное, рациональное подчинение образов и метафор (а в стихотворении - рифм) теме произведения; - отрицание национальной специфики искусства. Литературная группа ОБЭРИУ, или Объединение реального искусства: · являлась небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов, многие из которых почти не публиковались; · была основана в 1926 г. Даниилом Хармсом, Александром, Введенским и Николаем Заболоцким; · в разные годы в группу входили прозаик КК Вагинов, драматург Е.Л. Шварц, сотрудничали с ней художники Павел Филонов и Казимир Малевич; · находилась под влиянием идей футуристов, в частности В. Хлебникова; · преследовала целью пародийно-абсурдное изображение действительности; · участники группы чаще всего издавались в 30-е гг, как писатели для детей; · традиции и эксперименты группы были продолжены в 70 - 80-е гг. многими представителями авангардного искусства - И. Холиным, Д. Приговым, Т. Кибировым и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|