ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ЧУДЕСАМДоктор Тулес (автор замечательной книги “Правильное и извращенное мышление”) — психолог, который верит в объективные, очевидные факты, а не увлекается сверхъестественным, подобно мистику или духотворцу. Вполне очевидно, что ему чужды спекуляции вокруг экстрасенсорного восприятия, не говоря уже о более удивительных феноменах, которые мы называем чудесами. Что же люди подразумевают под сверхъестественным? Ватсон отвечает довольно кратко: На самом деле при пристальном рассмотрении не существует ничего “сверхъестественного”. Все, что мы имеем,— это сообщения о явлениях, находящихся за пределами привычных понятий, но список таких феноменов все расширяется. Сообщения стали настолько частыми и поступают буквально отовсюду, что игнорировать их существование было бы непростительно для настоящего ученого. Однако только после того, как доктор Раин, отец современной парапсихологии, благодаря строгому научному подходу к исследованию “пси-фактора” обнаружил, что по крайней мере один из пяти человек обладает определенными экстрасенсорными способностями (а сделал он это в 30-х годах XX в.), западная публика стала чувствовать себя спокойно при обсуждении паранормальных явлений. Все же возникает сомнение, что при использовании традиционной методики научный метод с его требованиями к объективности, количественности и повторяемости подходит для проверки или понимания экстрасенсорного восприятия (ЭСВ) и других чудес. Паранормальные явления по своей природе субъективны, качественны и уникальны. Например, если в данный момент вы прочитали мысли вашего друга и он подтверждает это, то нет объективных способов (кроме его свидетельства) доказать успешность эксперимента. Конечно, экспериментатор может предложить вашему другу специфический предмет для размышлений, но, возможно, в этот конкретный момент вы не сможете читать мысли. Более того, нет удовлетворительного способа количественно оценить, насколько точно вы прочитали его мысли, потому что данный телепатический опыт единичен и неповторим. Не исключено, что само умение читать чужие мысли непостоянно и, пока вы не стали мастером, повторный опыт может оказаться неудачным. Это не означает, что мы не можем использовать научный подход к изучению чудес. Однако эффективность эксперимента возможна лишь с учетом субъективного фактора при сохранении традиционного объективного подхода к исследованию. Ученому следует иметь представление о причинах и природе этих явлений и проникнуться системой ценностей, принятой у чудотворцев. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|