Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 2: Зороастрийская религия. Манихейство. Движение маздакитов. Реформы Хосрова Ануширвана.

В 3 веке нашей эры происходит падение Парфянской державы и появлению нового, локального, лидера – Сасанидского Ирана. В этом государстве начинают складываться феодальные отношения.

Чиновники, которые собирали ренту, становились фактически собственниками тех земель, где они её собирали. Так крестьяне, подчинявшиеся ранее только государю, получают нового господина.

Параллельно идёт процесс расхищения земель так называемыми «сильными домами». Такие процессы характерны для всех государств в период феодализма.

 

Всё это приводило к вспышкам социального протеста. Для того, чтобы протестовать, нужно объединить народ. А объединить народ можно только на основе какой-либо идеологии. В средневековье такой идеологией могла стать только религия, так как другой формы идеологии ещё не существовало. Нужно было создать новую религию, в противоположность уже существующим. Таким образом, многие протесты начинают идти под знаком ересей. А также вскоре появилась религия ислама.

 

В это время в Сасанидском Иране официальной религией был Зороастризм, который появился ещё при Парфянах. Религия эта складывалась на протяжении многих столетий. У него было несколько этапов развития. Но основные незыблемые принципы оставались.

Вообще, зороастризм – это одна из древнейших и интереснейших религий. К настоящему времени осталось очень мало последователей зороастризма. Основная их часть живёт в Индии на Малабарском побережье в городе Мумбаи. Их называют парса. Они имеют очень большое влияние в этой местности. К примеру, огромная холдинговая компания Концерн Тата принадлежит одной из богатейших семей мира, которая является семьёй последователей зороастризма. На территории Ирана почти не осталось зороастрийцев. Это связано с тем, что мусульмане, которые поначалу относились к ним достаточно веротерпимо, начали гонения на последователей зороастризма. В особенно крупных масштабах это наблюдалось при имаме Хомейни. Многие зороастрийцы были физически уничтожены.

 

Главный источник по религии зороастризма – это, конечно, священная книга этой религии – Авеста. Она является не только религиозным, но и также величайшим художественным произведением.

 

Основатель религии известен. Его имя – Зороастр (его имя также часто переводят на русский язык как «Заратуштра» или «Заратустра»), от его имени и происходит название религии. Называются самые разные даты жизни и деятельности Зороастра. К примеру, есть версия, что Зороастр жил за 758 лет до Александра Македонского. Но, скорее всего, это поздновато. И вообще, нет ничего, что могло бы подтвердить, когда жил Зороастр. Язык Авесты довольно архаичен, что могло бы давать возможность для предположения даты её написания. Однако, существует мнение, что язык Авесты был искусственным языком, созданным специально для богослужения.

Исследователь Зороастризма Мэри Бойс, которая жила долгое время среди зороастрийцев и очень хорошо их знает, считает, что она имеет очень много схожих реалий с Ведами. Поэтому, можно предположить, что зороастризм образовался сразу после того, как произошло разделение индийцев и иранцев. Вполне возможная дата – рубеж 1-2 тысячелетия до нашей эры. Многие принимают также датировку: 12-6 века до нашей эры.

 

Формирование Авесты происходило на территории Ирана и Средней Азии. Зороастр был жрецом, с помощью книги интерпретировал свои взгляды и принял смерть за веру. Был он убит конкурентами, однако, его идеи получили поддержку власти и стали распространяться по всему Ирану.

 

Общее восприятие мира зороастрийцами было крайне дуалистично. Исследователь Золотарёв связывает это с существованием двух родов, которые соперничали между собой. В Зороастризме этот дуализм представляет собой рассмотрение всего через борьбу света и тьмы.

Повествование Авесты обличено в мифологическую форму. Изначально существовал один бог – бог времени Зурван, который вынашивал в своей утробе двух сыновей. Одного из них звали Ахура-Мазда – божество, олицетворяющее светлое начало. Тёмное же начало олицетворял второй сын – Ангра-Манью.

Когда Ахура-Мазда родился, он решил воплотить все светлые начала, но злобный Ангра-Манью вырвался из живота Зурвана, чтобы ему помешать.

 

Согласно зороастрийской религии, вся история человечества (как прошлое, так и будущее) может быть поделена на следующие три этапа:

1) Творение

2) Смешение

3) Очищение

На первом этапе Ахура-Мазда породил 6 бессмертных святых. Вместе с ним они стали называться «Бессмертная семёрка». Каждый из них сотворил одно из семи светлых начал:

1) корова (это отражает очень важное место скотоводства во время появления зороастризма)

2) огонь

3) земля

4) небесный свод

5) вода

6) растения

7) человек – самое лучшее, что есть в мире.

Каждый из этих святых, согласно своим именам является одним из этических качеств человека. Например, имя святого по имени Арта означает «правда».

Ангра-Манью противопоставил всем этим качествам свои. Например, правде он противопоставил ложь (Друга). В противовес домашним животным (таким как корова) он противопоставил всяких тварей (хищников, и.т.п.), в противовес огню – едкий дым, в противовес благочестивой плоской земле-равнине, где так хорошо пасти скот, Ангра-Манью создал горы, ущелья, сделал непригодной для жилья, а в противовес культурным растениям он создал различные сорняки. Наконец, человек был создан изначально Ахура-Маздой бессмертным. Ангра-Манью же создал смерть. Так начался второй этап – этап смешения, который длится до настоящего времени.

В перспективе есть ещё третий этап, когда произойдёт отделение и иллюминирование зла. И тогда всё будет так, как задумывали 7 святых. И это неизбежно. Основной вопрос заключается в том, когда это произойдёт. Каждый человек волен выбирать, на чьей он стороне. Чем больше человек будет на стороне Ахура-Мазда, тем быстрее настанет эпоха очищения.

После смерти душа человека должна пройти по мосту Черват над пропастью. Если душа прекрасна, этот мост широкий и её провожает прекрасная девушка – олицетворение совести. Если же душа грешна, мост становится узок как лезвие, а если ещё душа может балансировать на этом мосту, на неё налетает страшная ведьма – тоже олицетворение совести, и утаскивает в пропасть – «гиену огненную». В этом воплощается идея загробного воздаяния.

Все благие сущности будут воссозданы в третьей эре, история закончится и начнётся вечное блаженство. Но, конечно же, понятно, что Ангра-Манью так просто от своих козней не откажется.

В Зороастризме впервые прозвучала идея спасителя: В одном из горных озёр хранится семя Зороастра. От этого семени нужно зачать спасителя, который получит имя Саашьянт. Люди не поймут его и убьют. Это будет его жертва за человечество. После этого сразу же произойдёт переход в третью эру.

 

Зороастризм повлиял на многие мировые религии, в том числе и на христианство, но сам он не смог стать мировой религией. Остался локальной, исторической, хотя своими идеями щедро поделился с другими. А произошло это по причине многих сложностей и неприятных моментов в зороастризме.

Деяния семи святых нельзя осквернять, но тогда возникает вопрос: куда девать мусор? – Если его закапывать, то будет осквернена земля, если сжигать, то оскверняется огонь. В итоге придумали выкапывать яму и обделывать её керамикой.

Смерть – это тоже деяние Ангра-Манью. Поэтому, куда девать покойников тоже неизвестно. Так родился обряд, когда труп выносили за пределы селенья, где оставляли на корм хищникам. После этого кости собирались, клались в сосуд и закапывались. Такие сосуды назывались асуари. Скорее всего этот обычай возник ещё до зороастризма, так как общение со своими мёртвыми – одно из наиболее важных составляющих человеческой культуры. В Зороастризме же если человек умер, о нём нужно навсегда забыть. Однако, пока это маленькое селение, можно просто выносить за его пределы, но когда селения расширялись, на окраинах городов стали возводить так называемые «башни молчания», в которых оставляли труп и там грифы и другие падальщики делали своё дело. Но города тоже разрастались, и такие башни начинали оказываться в самом центре города.

Калеки в зороастризме тоже считаются социально-неполноценными людьми, так как это козни Ангра-Манью. Женщины тоже долгое время считались нарушением принципа целостности. Поэтому их избегали. Помощь роженицам в зороастризме тоже оказывать нельзя, так как это является нарушением одного из основных принципов – принципа целостности.

Все деяния Ангра-Манью должны быть уничтожены, поэтому, например, всех тварей (хищников, пресмыкающихся, и.т.п.), встретившихся на пути настоящий зороастриец должен убивать.

После соприкосновения с кознями Ангра-Манью обязательно нужно было пройти обряд очищения водой, песком и коровьей мочой. Многое из этого, конечно, совсем не привлекало людей, поэтому в Иране довольно быстро распространился ислам.

Сейчас в Зороастризме есть тенденции, чтобы упростить религию, но ортодоксы сопротивляются. Если его упростят, он может ещё распространиться.

Но, как бы там ни было, Зороастризм – очень важный шаг в сторону монотеизма, так как Ахура-Мазда – несомненно главный бог, хоть пантеон и довольно большой.

 

При Сасанидах появился второй пророк зороастризма. – Кирдэр. Он занялся организацией культа. Ранее каждая община имела свои обычаи и была сама по себе. Кирдэр всё это объединил в единую структуру. Существовал вечный огонь, который жрецы должны поддерживать. При этом была придумана специальная технология, чтобы не было дыма. Была создана иерархия церкви. Все жрецы подчиняются верховному жрецу. Все остальные религии были запрещены. Для большей убедительности Кирдэр объявил, что слетал на небо, посоветовался там с Ахура-Маздой и Зороастром, которые сказали, что всё он сделал правильно. После этого ему уже никто не возражал. Кирдэр был единственным из тех, кого увековечили в надписи на скалах, который не являлся царём (оттуда и известно о его полётах на небо).

Конечно же, существовали и противники этих изменений. Формировались эти взгляды под руководством пророка Мани (215-176). Родился он в Вавилоне в семье персидского аристократа, мать была иудейкой. Много общался с представителями различных идеологий. В это время широко распространяется агностическая философия, которая считает идеальным образом то, что наиболее совершенно. Однако, чтобы это применять, существует материя – это клетка, оскверняющая идею. Отсюда пошли идеи так называемого манихейства о том, что скоро наступит страшный суд, борьба закончится великим пожаром, который будет длиться 1468 лет, после чего всё будет хорошо.

Мани не призывает ни к каким восстаниям, и.т.п., а только предлагает вести монашеский образ жизни, что включает и обет безбрачия, что весьма полезно, так как когда человеческий род прекратит своё существования, тут же начнётся страшный суд. Те, кто ещё не готов к этому, могут просто поддерживать их.

Манихейство начинает противостоять власти. Власть не поддерживает и потому, что если все уйдут в монастырь, никто не будет и работать. Поэтому, в манихействе было неприятие существующей жизни и власти. Неприятие власти очень привлекало людей. Власть стала бороться с последователями Мани. Они ушли в подполье.

Дальнейшее развитие манихейство получило в 5 веке в виде нового оппозиционного движения – во главе с Маздаком. От его имени происходит и названия движения – Маздакиты. Они утверждали, что только действия тьмы случайны и хаотичны, а действия света – целенаправленны и справедливы. Конец света близок. Поэтому все богатства надо успеть справедливо поделить, так как они нажиты неправедным путём. При этом они хотели поделить не только богатство, но и, например, женщин, так как иранское общество было полигамным, и чем больше гарем, тем более значим человек в обществе, а юноши из бедных семей не имели возможности создать семью. Вскоре запылали поместья.

Маздака поддерживал даже шахиншах Кавад V. Он дал ему в помощь отряды солдат.

Сам Кавад в своё время долго жил среди кочевников-эфталитов, потом его выкупили (кстати говоря, поэтому археологи находят очень много монет с эфталитским начеканом), поэтому ему очень были близки эти «демократические» идеи. Но когда он стал поддерживать маздакитов, против него произошёл заговор, так как правитель, всё-таки, должен персонифицировать интересы элиты, которая не собирается делиться. Поэтому постепенно Кавад перешёл от политики поддержки маздакитов к политике их подавления.

Его сын, Хосров I, продолжает эту политику. Он вызвал руководтво маздакитов на «совещание», а они – доверчивые – приходят, где их и схватили. Лидера маздакитов Хосров лично убил из лука, а остальных подверг мучительной и страшной казни: их растоптали боевыми слонами.

 

Хосров Ануширван провёл следующие реформы:

Административная: была ликвидирована должность верховного главнокомандующего, который ограничивал власть шахиншаха. Было поставлено четыре коммандующих по четырём сторонам света. Был понижен в ранге верховный жрец.

Военная: Создание военных поселений, регулярной армии. Хосров ведёт активную внешнюю политику. Завоёвывает южную часть аравийского полуострова. Делал всё, чтобы торговые пути перенести на территорию Ирана. На Востоке ему тоже сопутствовала удача. Вступает в непосредственный контакт с тюркско-монгольским миром, где постоянно появлялись новые агрессивно настроенные этносы. Ранее Иран был отделён от них другими государствами (например, государством эфталитов).

В это время тюрки находятся на подъёме, что не замедлило сказаться: они попытались вторгнуться на территорию Ирана. В первой битве тюрки потерпели поражение, но свою пассионарную4 энергию они передали своему победителю – полководцу Бархаму, который двинулся вглубь страны, чтобы свергнуть центральную власть. В городе Термез он провозгласил себя шахиншахом и пошёл на столицу. После того, как он процарствовал около года, его разбили.

 

Значительно расширил границы государства Сасанидов Хосров II. Он действовал в союзе с Хазарами и даже захватил Египет. Но это было временно, так как он был убит в результате заговора. Сасанидский Иран вступает в полосу нового кризиса, чем воспользовались новые завоеватели – арабы, которые жили на территории Аравийского полуострова – в пустынях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОБЛИК СМЕРТИ В КУЛЬТУРЕ | Собак-поводырей можно перевозить без намордника и на коротком поводке без выкупа всех мест в купе.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных