Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сравнение – выявление сходств и различий между предметами




Субтест №5. «Сравнение»

Ученику предлагается сравнить понятия, указать их сходство, а затем различия.

Все свои ответы учащийся записывает. На одну пару понятий дается 2 минуты.

Если инструкция не сразу понимается, то дается образец.

Например: Вечер – утро

Эти понятия сходны тем, что это части дня, а различны тем, что утор – начало дня, а вечер – его конец.

Классификация умение производить мысленное разделение и последующее объединение предметов или явлений на основе присущих им общих признаков. Мы исследуем чувство языка, индуктивное речевое мышление учащихся, способность их чувствовать и точно понимать выражение словесных значений.

Субтест №6 «Классификация»

Инструкция: Вам даны 5 слов, четыре из которых могут быть объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Вы должны найти именно это «лишнее» слово.

Пример: Василий, Федор, Александр, Степанов, Павел.

Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака. Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в систему понятий.

Блок задач на обобщение понятий предназначен для исследования способности учащихся к абстракции, образованию понятий, при этом позволяет оценить уровень умственной образованности, а также умение учеников грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

Субтест №7 «Обобщение»

Инструкция: Вам даны два слова - понятия. Вам нужно определить, что между ними общее и назвать этот объединяющий данные понятия признак одним, двумя словами:

Пример: стихотворение – рассказ литературное произведение

Аналогия это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Использование аналогии в познании - основа для выдвижения предположений, догадок, гипотез. Рассуждения по аналогии нередко приводили к научным открытиям. В их основе лежат образование и актуализация ассоциаций. «Частные случаи и свойства доставляют усиление и конкретность, общие принципы превращают частности в единую систему».

Задание для проверкиэтой операции мышления построено на выявлении отношения между понятиями: причина - следствие, род - вид, часть – целое, и др.

Субтест №8 «Аналогии»

Инструкция:

«Посмотрите, на доске написаны с помощью знака «отношение» два слова лошадь: жеребенок. Какая между этими понятиями связь? ... Жеребенок – детеныш лошади. А справа, после знака «равно» написано одно слово – корова, знак «отношение» и в скобках сразу 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова, как жеребенок к лошади, т.е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет ... теленок. Значит, нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа».

Пример:

Лошадь – жеребенок = корова - ? (рога, пастбище, теленок, бык, молоко).

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА:

1.Субтесты «Ассоциация», «Сравнение» не имеют жесткой шкалы оценивания.

Средний балл по субтесту «Ассоциация» составил 12 баллов. Учитывается сумма слов по трем этапам.

Средний балл по субтесту «Сравнение» составил 3 балла за общий признак и 3 балла за отличительный признак по одной паре понятий (данные по результатам исследования 480 учащихся за три последних года).

2. В субтесте «Перевод» за каждое правильно переведенное слово дается 2 балла, следовательно, за операцию «анализ» максимальный балл – 6 и 4 балла присваивается за правильно выполненную операцию «синтеза».

Максимальный результат по субтесту - 10 баллов.

3. В субтестах «Абстрагирование», «Классификация», «Аналогия» - за каждый правильный ответ дается 1 балл.

Максимальный результат получается следующим:

- субтест «Абстрагирование» - 20 баллов;

- субтест «Классификация» - 10 баллов;

- субтест «Аналогия» - 10 баллов.

4. В субтесте «Обобщение» - за обобщение выполненное по видовому, категориальным признакам на теоретическом уровне познания начисляется 2 балла; за обобщение выполненное на эмпирическом уровне познания – 1 балл.

Максимальный результат по субтесту - 20 баллов.

Результаты по субтесту «Исправь ошибку» в общий балл не суммируются и оцениваются качественно:

- ученик оставил 1...2 ошибки – высокий уровень внимания, как функции контроля;

- ученик оставил 3...4 ошибки - хороший уровень внимания;

- ученик оставил 5...6 ошибок - средний уровень внимания;

- ученик оставил 7 ошибок – ниже среднего уровень внимания;

- ученик оставил 8 и более ошибок – функция контроля, не сформирована

В результате, общий балл, оценивающий уровень развития словесно-логического мышления учащихся, получился равным 88 баллов. Это усредненный показатель. Индивидуально у ребенка за счет высокого результата по субтестам «Ассоциации» и «Сравнение» общий показатель может превысить 88 баллов.

 


Фамилия_________________ имя__________ класс______ дата ________

Субтест №1 «Исправь ошибки»

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Взрослые и дти толпились на берегу.

Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

В отфет я киваю ему рукой.

Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними.

Сорняки шивучи и плодовиты.

Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня.

Настоле лежала карта нашего города.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

Количество не найденных ошибок_______________

 
 


Субтест №2 «Ассоциации»

Напишите как можно больше слов - ассоциаций на предложенные слова.

Мама - __________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Учитель - _________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Школа - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
 


Субтест №3 «Перевод»

Вам дан перевод 4 слов с языка суахили на русский язык:

Akupenda – он любит их; Я - _______________

Awapiga – он бьет тебя; люблю -__________

Nikupiga – я бью их; их - ______________

Atupenda – он любит нас.

Вам необходимо перевести с русского языка на язык суахили фразу:

«Я люблю их» - ___________________________________________________

 
 


Субтест № 4 «Абстрагирование»

Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди 2 из них, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

Озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина)

Огород (забор, земля, растение, собака, лопата)

Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

Игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила)

Лес (лист, яблоня, кустарник, охотник, дерево)

Сарай (сеновал, лошадь, крыша, стены, скот)

Библиотека (город, книги, лекция, читатели, музыка)

Война (самолет, пушки, сражения, автоматы, солдаты)

Любовь (чувство, цветы, человек, город, природа)

Субтест №5 «Сравнение»

 

Сравни понятия: Озеро - Река. Выпиши в 2 столбика общие и отличительные черты.

Общие черты Отличительные черты

_________________________________ ______________________________

_________________________________ ______________________________

_________________________________ ______________________________

_________________________________ ______________________________

 
 


Субтест № 6 «Классификация»

Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Подчеркни его.

Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной.

Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус.

Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность.

Треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник.

Дождь, радуга, иней, роса, град.

Писать, рубить, шить, читать, спать.

Футбол, хоккей на траве, бокс, волейбол, баскетбол.

Трусливый, отзывчивый, честный, верный, добрый.

Секунда, вечер, час, год, неделя.

Дряхлый, старый, маленький, ветхий, изношенный.

 
 


Субтест № 7 «Обобщение»

Предлагаются пары слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, фраза должна содержать до 3-х слов).

Герб – флаг __________________ Дождь – снег ______________________

Разность - частное _____________ Самолет – автобус___________________

Землетрясение - смерч __________ Хлеб – масло ______________________

Лев – собака __________________ Сердце – печень ___________________

Зависть - трусость ______________ Озеро – река ______________________

 
 


Субтест № 8 «Аналония»

Даны 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из 4-х, приведенных ниже, находятся в такой же связи. Найдите и подчеркните это слово.

Песня: композитор = самолет: (горючее, летчик, конструктор, аэродром)

Прямоугольник: плоскость = куб: (пространство, ребро, высота, треугольник)

Школа: обучение = больница: (доктор, больной, лечение, учреждение)

Ухо: слышать = зубы: (видеть, лечить, жевать, рот)

Глагол: спрягать = существительное: (понятие, склонять, название, образовывать)

Светло: темно = притяжение: (металл, молекула, отталкивание, движение)

Жара: засуха = дожди: (паводок, наводнение, осень, лето)

Береза: дерево = стихотворение: (сказка, богатырь, поэзия, драма)

Утро: день = январь: (мороз, зима, год, месяц, снег)

Волк: пасть = птица: (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)

 
 


ОБЩИЙ БАЛЛ

Ключ:

Субтест №1 «Исправь ошибки»

СтарыЕ лебеди склонили перед ним гордые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони. (ВЕСНОЙ....)

Взрослые и дЕти толпились на берегу.

Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. (ВНИЗУ ПОД.... или ВВЕРХУ НАД..)

В отВет я киваю ему рукой. (если киваю ему ГОЛОВОЙ, или машу рукой)

Солнце доКотило до верхушек деревьев и СПряталось за ними.

Сорняки Живучи и плодовиты.

Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. (Я уже ЗАСЫПАЛ....)

На столе лежала карта нашего города.

Самолет ЛЕТИТ сюда, чтобы помочь людям. (ИЛИ ПРИЛЕТЕЛ)

Скоро удалось мне на машине. (что удалось ?)

Субтест №2 «Ассоциации»Средний общий результат 12 слов




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных