Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ




 

Авторы Н.В. Репкина, Е.Ф. Иванова

Адаптация Овчинниковой И.В.

 

Цель методики: исследовать уровень развития процесса понимания текста, оценить уровень непроизвольного и произвольного запоминания у школьников 4...5 классов.

Методика опубликована в материалах конференции:

Список использованной литературы:

1. Иванова Е.Ф. О некоторых особенностях воспроизведения связных текстов. – Вестн. Харьк. ун-та, № 200. «Психология памяти и обучения» вып. 13, Харьков, издательское объединение «Вища школа», 1980, с. 13-20

2. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. – Томск: «Пеленг», 1997. – с. 88-90.

 

Дальнейшее совершенствование организации учебного процесса требует, прежде всего, обучения учащихся продуктивным способам самостоятельной работы. Наиболее важным в этом плане является обучение учащихся способам анализа текста как источника информации.

При чтении надо вырабатывать навыки быстро ориентироваться в тексте, уметь выделять главное, быстро читать фактографическую часть и детально разобраться в логике доказательств и умозаключений. Так что же такое понимание текста? Надо заметить, что понимание часто осознается более отчетливо как итог, чем как процесс. Поэтому, исследуя понимание иногда ограничиваются установлением уровней понимания, совсем не анализируя того, как испытуемые достигают того или иного уровня понимания, т.е. фактически сводят все к результату мыслительной деятельности.

Понимание является компонентом различных познавательных процессов в которых имеет место установление связей: осмысленного восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения и мышления. Но как компонент мышления, понимание состоит в выявлении и разрешении скрытых (невыраженных) вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеющихся знаний и применения специальных приемов.

Самостоятельная работа учащихся с текстом – одна из форм учебно-познавательной активности, деятельности ученика и может осуществляться только при наличии следующих компонентов: мотива, цели, способа и внешних условий.

Процесс воспроизведения материала может быть рассмотрен как актуализация присвоенного субъектом содержания этого материала, его логической структуры и речевой формы на основе сформированных у субъекта способов мышления и запоминания. Поэтому мы оценивали в своей работе уровень понимания текста учащимися по качеству воспроизведения ими текста на основе непроизвольного и произвольного запоминания. Нас интересовал вопрос: «Что же именно в материале запомнит испытуемый?» То, что он запомнит и является для него значимой информацией.

Поэтому для анализа воспроизведенного материала мы использовали блочно-схематический принцип. В предлагаемом испытуемым тексте можно выделить группу основных, обязательных блоков, отсутствие которых нарушает смысл текста, и группу не основных блоков, отсутствие которых на смысл текста не влияет. Блоки можно переставлять, сохраняя логическую связь между ними. Для системы оценивания мы применили бальную систему.

В предложенном тексте выделены следующие структурные единицы:

- сюжетная линия – 5 единиц;

- фактографическая линия – 11 единиц;

- доказательная линия – 4 единицы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных