Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ




1 Этап «Мотивация учащихся»

«Ребята вы можете принять участие в научном эксперименте. Ученые написали новый учебник русского языка, но у них есть сомнения по уровню трудности предлагаемых для учащихся текстов. Хотели бы вы помочь ученым разобраться в учебник какого класса поместить вот этот проблемный текст?» Если ребята ответили согласием, то продолжаем инструкцию дальше, если ученики не заинтересовались – работу не проводим (такого варианта не было в практике никогда).

2. Этап «Слушает текст»

«Сейчас вам будет прочитан текст, а затем вы ответите на 6 вопросов. Слушайте текст»

3. Этап «Вопросы»

Отвечает на вопросы письменно, ответы мы передадим ученым.

- Текст, для вас, был интересен?

- Что конкретно вас заинтересовало?

- Сформулируйте своими словами главную мысль этого текста.

- Как же ученые узнают о происхождении слов?

- Текст пока не имеет названия. Придумайте ему заголовок.

- В учебник, какого класса ты рекомендуешь поместить данный текст?

Вы умницы! Наша работа подошла к концу, но есть еще время. Хотите узнать какая у вас память? Если да то слушаем очень внимательно и запоминаем текст. Я вам прочитаю еще раз его.

4.Этап «Изложение»

Читается второй раз текст. Предлагаем детям записать на листах бумаги, что они запомнили. По окончании записи, просим их подсчитать количество воспроизведенных ими слов. И сообщает, что в тексте 308 слов.

Оценка правильности и полноты воспроизведения:

1. Анализ непроизвольного запоминания осуществляется по степени выделения учащимися главной мысли текста, качеству ответов на вопросы к тексту и анализу придуманного испытуемыми заголовка.

2. Анализ произвольного запоминания осуществляется по степени выделения учащимися смысловых блоков текста при воспроизведении.

3. Начисление баллов:

- полное, правильное воспроизведение блока текста – 3 балла;

- содержательная часть блока в целом воспроизведена верно, но не полностью – 2 балла;

- информация при воспроизведении подверглась искажению – 1 балл;

- блок не воспроизведен – 0 баллов

Оценка непроизвольного запоминания:

1. Оценка направленности интереса:

- на сюжет – 1 балл;

- на факты – 2 балла;

- на способы – 3 балла.

2. Качество выделения главной мысли, ее полнота оценивается до 3 баллов;

3. Полнота ответа на вопрос о том, как ученые узнают о происхождении слов до 6 баллов (за каждый источник по 2 балла – история родного языка, древние рукописные книги, родственные языки);

4. Оценка направленности придуманного заголовка:

- на сюжет – 1 балл;

- на факты – 2 балла;

- на способы – 3 балла.

5. Первый и последний вопросы не оцениваются.

Максимально возможный результат по этой части работы - 15 баллов

 

Оценка произвольного запоминания:

Максимальное количество баллов при воспроизведении по:

- сюжетной линии – 5 единиц * 3 балла = 15 баллам;

- фактографической линии – 11 единиц * 3 балла = 33 балла;

- доказательная линия – 4 единицы:

- способ 1 имеет коэффициент значимости 3;

- способ 2 имеет коэффициент значимости 1;

- способ 3 имеет коэффициент значимости 1;

- способ 4 имеет коэффициент значимости 3;

Поэтому формула расчета баллов по фактографической линии выглядит так:

(Количество баллов по Сп.1)*3 + (Количество баллов по Сп.2 +Сп.3) + (Количество баллов по Сп.4)*3, следовательно возможный максимум по этой линии равен 24 баллам.

Максимально возможный общий балл по воспроизведению текста равен 72 баллам.

По уровню развития произвольной и непроизвольной памяти и понимания текста можно выделить следующие группы учащихся:

высокий уровень, если учащийся заработал от 80 до 100 % от максимума.

хороший уровень, если учащийся заработал от 60 до 79 % от максимума.

средний уровень, если учащийся заработал от 40 до 59 % от максимума.

низкий уровень, если учащийся заработал до 39% от максимума.

 

При качественном анализе полученных результатов следует обратить внимание на то, какую линию лучше воспроизводит учащийся, на что направлен его интерес, что он выделяет в тексте и что запоминает в нем.

Текст к методике

Вова Бутузов и Настя Кувшинчикова играли в слова. Вова называет слово, а Настя объясняет, почему так называется предмет или человек. За каждое правильное объяснение – одно очко.

- Летчик, - говорит Вова.

- Потому что летает, - отвечает Настя.

- Сталевар.

- Потому что сталь варит. А теперь моя очередь загадывать, - сказала Настя и хитро улыбнулась.

- Ткач.

- Потому что ткет.

- Врач

- Потому что врет! – выпалил Вова.

- Ага, попался, попался! – Настя захлопала в ладоши и засмеялась.

Вова тоже засмеялся, а потом сказал: «А почему же действительно врач называется врачом, ведь он же не обманывает, а людей лечит?».

Настя предложила: «Давай у учительницы спросим!». Вова засомневался: «А ты думаешь, она знает, ведь слово то, наверное, древнее».

Учительница выслушала ребят, улыбнулась и сказала:

- Ученые умеют разгадывать тайны самых древних слов. Первый их помощник – история родного языка. Есть, например, в русском языке слово здание. Ученые знают, что в древнерусском языке не могли стоять подряд два согласных звука, они обязательно соединялись коротеньким гласным «и». Значит это слово раньше звучало «зидание». В древних рукописных книгах ученые нашли слово «зида», что означает глина. «Зидати» означает строить из глины, «зидание» – глиняная постройка. Коротенький звук «и» постепенно выпал из этого слова и получилось слово «здание». Сейчас говорят «каменное здание», «деревянное здание», а в старину это звучало бы нелепо.

Если не помогает история родного языка, обращаются к родственным языкам. Вот, например. Почему зайца назвали зайцем. Есть в литовском языке слово «жайсти», что означает «прыгать, играть». Литовское «ж» в русском языке – «з». Вот и получается, что заяц – это прыгун, игрун.

- Ну, а почему же все-таки врача назвали врачом? – нетерпеливо перебил Вова.

- Это очень просто. Раньше люди не знали, откуда происходят болезни и как их лечить. Вот и считали тех, кто умел лечить, колдунами. Колдовать на древнерусском языке звучало «врать». Врач, назывался колдун, тот кто умел лечить. Теперь люди узнали, что никакого колдовства в лечении нет, но слово врач так и осталось в руссом языке.

Образец разбивки на блоки:

Сюжетная линия текста состоит из следующих блоков:

Сюжетный блок №1

Вова Бутузов и Настя Кувшинчикова играли в слова. Вова называет слово, а Настя объясняет, почему так называется предмет или человек. За каждое правильное объяснение – одно очко.

Сюжетный блок №2

- Ага, попался, попался! – Настя захлопала в ладоши и засмеялась.

Вова тоже засмеялся, а потом сказал: «А почему же действительно врач называется врачом, ведь он же не обманывает, а людей лечит?».

Сюжетный блок №3

Настя предложила: «Давай у учительницы спросим!». Вова засомневался: «А ты думаешь, она знает, ведь слово то, наверное, древнее».

Сюжетный блок №4

Учительница выслушала ребят, улыбнулась и сказала:

Сюжетный блок №5

- Ну, а почему же все-таки врача назвали врачом? – нетерпеливо перебил Вова.

Фактографическая линия состоит из следующих блоков:

Факт №1

- Летчик, - говорит Вова.

- Потому что летает, - отвечает Настя.

- Сталевар.

- Потому что сталь варит. А теперь моя очередь загадывать, - сказала Настя и хитро улыбнулась.

- Ткач.

- Потому что ткет.

- Врач

- Потому что врет! – выпалил Вова.

Факт №2

книгах ученые нашли слово «зида», что означает глина.

Факт №3

«Зидати» означает строить из глины,...

Факт №4

«зидание» – глиняная постройка

Факт №5

Коротенький звук «и» постепенно выпал из этого слова и получилось слово «здание».

Факт №6

Сейчас говорят «каменное здание», «деревянное здание», а в старину это звучало бы нелепо.

Факт №7

Есть в литовском языке слово «жайсти», что означает «прыгать, играть».

Факт №8

Литовское «ж» в русском языке – «з».

Факт №9

- Раньше люди не знали, откуда происходят болезни и как их лечить. Вот

и считали тех, кто умел лечить, колдунами.

Факт №10

Колдовать на древнерусском языке звучало «врать».

Факт №11

Врач, назывался колдун, тот кто умел лечить. Теперь люди узнали, что никакого колдовства в лечении нет, но слово врач так и осталось в руссом языке.

Доказательная линия – способы анализа происхождения слов:

Способ №1

Ученые умеют разгадывать тайны самых древних слов. Первый их помощник – история родного языка.

Способ №2

Ученые знают, что в древнерусском языке не могли стоять подряд два согласных звука, они обязательно соединялись коротеньким гласным «и».

Способ №3

В древних рукописных книгах ученые нашли...

Способ №4

Если не помогает история родного языка, обращаются к родственным языкам.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных