ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ1 Этап «Мотивация учащихся» «Ребята вы можете принять участие в научном эксперименте. Ученые написали новый учебник русского языка, но у них есть сомнения по уровню трудности предлагаемых для учащихся текстов. Хотели бы вы помочь ученым разобраться в учебник какого класса поместить вот этот проблемный текст?» Если ребята ответили согласием, то продолжаем инструкцию дальше, если ученики не заинтересовались – работу не проводим (такого варианта не было в практике никогда). 2. Этап «Слушает текст» «Сейчас вам будет прочитан текст, а затем вы ответите на 6 вопросов. Слушайте текст» 3. Этап «Вопросы» Отвечает на вопросы письменно, ответы мы передадим ученым. - Текст, для вас, был интересен? - Что конкретно вас заинтересовало? - Сформулируйте своими словами главную мысль этого текста. - Как же ученые узнают о происхождении слов? - Текст пока не имеет названия. Придумайте ему заголовок. - В учебник, какого класса ты рекомендуешь поместить данный текст? Вы умницы! Наша работа подошла к концу, но есть еще время. Хотите узнать какая у вас память? Если да то слушаем очень внимательно и запоминаем текст. Я вам прочитаю еще раз его. 4.Этап «Изложение» Читается второй раз текст. Предлагаем детям записать на листах бумаги, что они запомнили. По окончании записи, просим их подсчитать количество воспроизведенных ими слов. И сообщает, что в тексте 308 слов. Оценка правильности и полноты воспроизведения: 1. Анализ непроизвольного запоминания осуществляется по степени выделения учащимися главной мысли текста, качеству ответов на вопросы к тексту и анализу придуманного испытуемыми заголовка. 2. Анализ произвольного запоминания осуществляется по степени выделения учащимися смысловых блоков текста при воспроизведении. 3. Начисление баллов: - полное, правильное воспроизведение блока текста – 3 балла; - содержательная часть блока в целом воспроизведена верно, но не полностью – 2 балла; - информация при воспроизведении подверглась искажению – 1 балл; - блок не воспроизведен – 0 баллов Оценка непроизвольного запоминания: 1. Оценка направленности интереса: - на сюжет – 1 балл; - на факты – 2 балла; - на способы – 3 балла. 2. Качество выделения главной мысли, ее полнота оценивается до 3 баллов; 3. Полнота ответа на вопрос о том, как ученые узнают о происхождении слов до 6 баллов (за каждый источник по 2 балла – история родного языка, древние рукописные книги, родственные языки); 4. Оценка направленности придуманного заголовка: - на сюжет – 1 балл; - на факты – 2 балла; - на способы – 3 балла. 5. Первый и последний вопросы не оцениваются. Максимально возможный результат по этой части работы - 15 баллов
Оценка произвольного запоминания: Максимальное количество баллов при воспроизведении по: - сюжетной линии – 5 единиц * 3 балла = 15 баллам; - фактографической линии – 11 единиц * 3 балла = 33 балла; - доказательная линия – 4 единицы: - способ 1 имеет коэффициент значимости 3; - способ 2 имеет коэффициент значимости 1; - способ 3 имеет коэффициент значимости 1; - способ 4 имеет коэффициент значимости 3; Поэтому формула расчета баллов по фактографической линии выглядит так: (Количество баллов по Сп.1)*3 + (Количество баллов по Сп.2 +Сп.3) + (Количество баллов по Сп.4)*3, следовательно возможный максимум по этой линии равен 24 баллам. Максимально возможный общий балл по воспроизведению текста равен 72 баллам. По уровню развития произвольной и непроизвольной памяти и понимания текста можно выделить следующие группы учащихся: высокий уровень, если учащийся заработал от 80 до 100 % от максимума. хороший уровень, если учащийся заработал от 60 до 79 % от максимума. средний уровень, если учащийся заработал от 40 до 59 % от максимума. низкий уровень, если учащийся заработал до 39% от максимума.
При качественном анализе полученных результатов следует обратить внимание на то, какую линию лучше воспроизводит учащийся, на что направлен его интерес, что он выделяет в тексте и что запоминает в нем. Текст к методике Вова Бутузов и Настя Кувшинчикова играли в слова. Вова называет слово, а Настя объясняет, почему так называется предмет или человек. За каждое правильное объяснение – одно очко. - Летчик, - говорит Вова. - Потому что летает, - отвечает Настя. - Сталевар. - Потому что сталь варит. А теперь моя очередь загадывать, - сказала Настя и хитро улыбнулась. - Ткач. - Потому что ткет. - Врач - Потому что врет! – выпалил Вова. - Ага, попался, попался! – Настя захлопала в ладоши и засмеялась. Вова тоже засмеялся, а потом сказал: «А почему же действительно врач называется врачом, ведь он же не обманывает, а людей лечит?». Настя предложила: «Давай у учительницы спросим!». Вова засомневался: «А ты думаешь, она знает, ведь слово то, наверное, древнее». Учительница выслушала ребят, улыбнулась и сказала: - Ученые умеют разгадывать тайны самых древних слов. Первый их помощник – история родного языка. Есть, например, в русском языке слово здание. Ученые знают, что в древнерусском языке не могли стоять подряд два согласных звука, они обязательно соединялись коротеньким гласным «и». Значит это слово раньше звучало «зидание». В древних рукописных книгах ученые нашли слово «зида», что означает глина. «Зидати» означает строить из глины, «зидание» – глиняная постройка. Коротенький звук «и» постепенно выпал из этого слова и получилось слово «здание». Сейчас говорят «каменное здание», «деревянное здание», а в старину это звучало бы нелепо. Если не помогает история родного языка, обращаются к родственным языкам. Вот, например. Почему зайца назвали зайцем. Есть в литовском языке слово «жайсти», что означает «прыгать, играть». Литовское «ж» в русском языке – «з». Вот и получается, что заяц – это прыгун, игрун. - Ну, а почему же все-таки врача назвали врачом? – нетерпеливо перебил Вова. - Это очень просто. Раньше люди не знали, откуда происходят болезни и как их лечить. Вот и считали тех, кто умел лечить, колдунами. Колдовать на древнерусском языке звучало «врать». Врач, назывался колдун, тот кто умел лечить. Теперь люди узнали, что никакого колдовства в лечении нет, но слово врач так и осталось в руссом языке. Образец разбивки на блоки: Сюжетная линия текста состоит из следующих блоков: Сюжетный блок №1 Вова Бутузов и Настя Кувшинчикова играли в слова. Вова называет слово, а Настя объясняет, почему так называется предмет или человек. За каждое правильное объяснение – одно очко. Сюжетный блок №2 - Ага, попался, попался! – Настя захлопала в ладоши и засмеялась. Вова тоже засмеялся, а потом сказал: «А почему же действительно врач называется врачом, ведь он же не обманывает, а людей лечит?». Сюжетный блок №3 Настя предложила: «Давай у учительницы спросим!». Вова засомневался: «А ты думаешь, она знает, ведь слово то, наверное, древнее». Сюжетный блок №4 Учительница выслушала ребят, улыбнулась и сказала: Сюжетный блок №5 - Ну, а почему же все-таки врача назвали врачом? – нетерпеливо перебил Вова. Фактографическая линия состоит из следующих блоков: Факт №1 - Летчик, - говорит Вова. - Потому что летает, - отвечает Настя. - Сталевар. - Потому что сталь варит. А теперь моя очередь загадывать, - сказала Настя и хитро улыбнулась. - Ткач. - Потому что ткет. - Врач - Потому что врет! – выпалил Вова. Факт №2 книгах ученые нашли слово «зида», что означает глина. Факт №3 «Зидати» означает строить из глины,... Факт №4 «зидание» – глиняная постройка Факт №5 Коротенький звук «и» постепенно выпал из этого слова и получилось слово «здание». Факт №6 Сейчас говорят «каменное здание», «деревянное здание», а в старину это звучало бы нелепо. Факт №7 Есть в литовском языке слово «жайсти», что означает «прыгать, играть». Факт №8 Литовское «ж» в русском языке – «з». Факт №9 - Раньше люди не знали, откуда происходят болезни и как их лечить. Вот и считали тех, кто умел лечить, колдунами. Факт №10 Колдовать на древнерусском языке звучало «врать». Факт №11 Врач, назывался колдун, тот кто умел лечить. Теперь люди узнали, что никакого колдовства в лечении нет, но слово врач так и осталось в руссом языке. Доказательная линия – способы анализа происхождения слов: Способ №1 Ученые умеют разгадывать тайны самых древних слов. Первый их помощник – история родного языка. Способ №2 Ученые знают, что в древнерусском языке не могли стоять подряд два согласных звука, они обязательно соединялись коротеньким гласным «и». Способ №3 В древних рукописных книгах ученые нашли... Способ №4 Если не помогает история родного языка, обращаются к родственным языкам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|