Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема урока : Образование и наука в первой половине ХІХ в.

Цель урока: Определить характер правительственной политики в области образования на территории Беларуси до и после восстания 1830—1831 гг. и сущность белорусоведения.

 

Задачи урока.

! Образовательная:

Рассмотреть, как развивалось образования на территории Беларуси до и после восстания 183-\0-1831 гг.

! Воспитательная.

Воспитывать преданность идеалам просвещения и образования.

! Развивающая

Способствовать развитию умений характеризо­вать исторические явления и деятельность исторических личностей, сравнивать исторические события, обобщать исторические факты;

Тип урока. Изучение нового материала.

 

План урока:

1. Организационный момент

2. Проверка д/з.

3. Изучение нового материала, физкультминутка

4. Итоги урока, рефлексия.

Ход урока.

1. Орг. Момент. Приветствие, проверка присутствующих.

Слово учителя: Ребята, на протяжении всего XVII века в ВКЛ выстроилась своя система образования, закрепленная статутом 1588г., но после разделов РП на территории Беларуси постепенно воодилась новая система образования, верная законом Российской империи. Сегодня на уроке мы рассмотрим как же проходила перестройка системы образования на территории Беларуси.

2. Проверка Д/з. Фронтальный опрос

1. Чем фабрика отличается от мануфактуры?

2. Что представляли собой ярмарки?

3. очему большинство промышленных предприятий в Беларуси было размещено в сельской местности, а не в городах?

4. Докажите с помощью конкретных исторических фактов, что в Беларуси в первой половине ХІХ в. начался промышленный переворо

Изучение нового материала.

Изменения в системе образования. Типы школ. Высшие учебные заведения. В 1803—1804 гг. была проведена реформа образования, в соответствии с которой школы белорусских губерний были включены в состав Виленского учебного округа. Центром образования и науки являлся Виленский университет. Преподавание в университете велось на польском языке. Среди студенчества поощрялось изучение истории и местных традиций. Попечителем (главой) учебного округа стал приближенный к российскому императору Александру I князь Адам Чарторыйский. Будучи патриотом Речи Посполи-той, он сделал просвещение действенным средством распространения среди учащихся идей возрождения этого государства.

После подавления властями восстания 1830—1831 гг. просвещение стало базироваться на принципах «православия, самодержавия и народности». Это означало воспитание и обучение учащихся в духе приверженности Русской православной церкви и преданности российскому самодержавию. Царское правительство не признавало существования самостоятельного белорусского языка, считая его диалектом русского. Осуществлялся перевод обучения с польского на русский язык.

В 1819 г. в Гомеле — тогдашнем имении графа Н. П. Румянцева — была открыта первая в Российской империи ланкастерская школа взаимного обучения. Эти школы предназначались для дешевого и быстрого получения элементарного образования по системе английских педагогов Дж. Ланкастера и А. Белла. Обучение детей и взрослых в них велось более подготовленными учениками под руководством учителя.

Система образования была сословной. В соответствии с реформой П. Д. Киселева в 1840-х гг. стали открывать начальные школы для государственных крестьян, учителями в которых чаще всего были местные священники. Однако для всего крестьянства образование еще не предусматривалось. Среднее образование в первой половине XIX в. давали гимназии, созданные в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Жировичах, Свислочи, а также иезуитские коллегиумы. Среди последних уровнем образования выделялся Полоцкий коллегиум, преобразованный в иезуитскую академию, которая действовала в 1812—1820 гг.

Высшее образование существовало только для детей дворян. Европейскую научную славу имел Виленский университет (с 1796 по 1803 г. — Главная Виленская школа). При нем действовали хорошо оснащенная обсерватория, один из самых крупных в Европе ботанических садов, первый в России зоологический музей, богатая библиотека. Все это позволяло студентам получать высшее образование на уровне, который не уступал лучшим университетам Западной Европы. В 1832 г.

Формирование научных знаний о Беларуси и белорусском народе. В первой половине XIX в. происходило становление белорусоведения — науки, изучающей историю, культуру, традиции, отличительные и общие черты белорусов. Много в этой области сделали образованные представители местной шляхты. Они изучали историю родного края и народную культуру.

Одним из первых исследователей истории, устного народного творчества и языка стал Павел Шпилевский. Известность ему принесли очерки «Путешествие по Полесью и белорусскому краю».

П. Шпилевскому принадлежит попытка создания словаря и грамматики белорусского языка. Он отмечал: «. Белорусский язык так самостоятелен. предания, поверья и сказки его так оригинальны. что. становится необходимым исследовать и изыскать главный притон древней русской славянщины и познакомиться отчетливо с родоначальными ее элементами, сохранившимися в Белоруссии: изучая белорусский язык, предания, поверья и сказки белорусского народа, мы изучаем язык, понятия и верования своих предков».

Одним из первых собирателей и исследователей белорусского фольклора был поэт Ян Чечот.

Он издал 6 фольклорных песенных сборников (**1). В своих стихах и балладах поэт критиковал жестокость крепостников, призывал гуманно относиться к крестьянам.

«Нашим крестьянам мы обязаны тем, — утверждал от имени передовой шляхты Я. Чечот, — что они сохранили древнейшие обряды и песни. Им и за это мы должны быть благодарны. Поддавшись влиянию соседних племен и цивилизаций Европы, мы сами изменились быстрее, чем они; а потому и забыли мы те песни, которые далекая прапрабабка не одного из нас, может, даже в той же самой деревне пела при кудели вместе со своими родными, потомки которых от того, что не имели заслуг в крае, остались в положении подданных».

Большой вклад в становление белорусоведе-ния внесли графы братья Константин и Евстафий Тышкевичи. Они занимались изучением восточнославянской и белорусской археологии, этнографии, фольклористики. В 1842 г. Константин основал в родном Логойске первый в Беларуси исторический музей. По инициативе Евстафия в 1855 г. был создан Виленский музей древностей. При нем действовала археологическая комиссия, занимавшаяся сбором, исследованием и популяризацией исторического и культурного наследия белорусов. Е. Тышкевич стал почетным членом Петербургской и Стокгольмской академий наук, Лондонского археологического института.

 

Вывод:

Развитие научных знаний о Беларуси и белорусском народе в первой половине XIX в. свидетельствовало о пробуждении интереса к историческим корням родного края. Деятели культуры понимали роль просвещения и науки для развития края и единения его жителей.

В первой половине ХІХ в. по инициативе директора Пулковской обсерватории В. Я. Струве проводились геодезические измерения, в том числе и в Беларуси, для определения размера и формы Земли. Геодезическая дуга Струве рассматривается как одно из важнейших событий в развитии всемирной астрономии.

Итоги урока подведем посредством ответов на вопросы:

Перечислите различные типы учебных заведений, существовавших в Беларуси. Используйте картосхему в параграфе и соответствующую карту в атласе. 2. Какие изменения и по каким причинам произошли в политике властей в области образования после 1830—1831 гг.? 3. Объясните, почему в центре образовательной политики самодержавия был вопрос о языке. Для ответа используйте отчет генерал-губернатора Н. А. Долгорукова Николаю І.

 

Рефлексия:

1. Мне кажется что?

2. Я понял что?

3. Я узнал что?

Д/З пар 10. Вопр 1-4.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Урэкруты б не забралі. | Участники соревнований, условия допуска и подведения итогов.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных