Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА




 

Человек как субъект профессиональной деятельности, труда, составляет одну из важнейших характеристик индивидуальности. Начиная с определенного возраста, большинство людей оказываются включенными в ту или иную профессиональную деятельность, а значительная часть юности уходит на подготовку к ней. Представить себе современного человека вне труда крайне сложно. Не случайно на вопрос, кто вы такой, люди в большинстве случаев называют свою профессию.

Для того чтобы понять некоторые истоки современной трудовой этики, приведем краткий обзор истории развития смысла и значимости труда.

В древней Греции господствовало негативное отношение к обязательной повседневной работе, особенно физической, которая считалась работой для рабов. Только труд, в результате которого создавалось нечто «вечное», являлся социально значимым.

В Ветхом Завете труд представлен как тяжелое испытание, наложенное Богом в наказание за первородный грех. Труд — это искупление. Труд как возмездие рассматривается и в Средние века. Смысл его — переделать и усмирить естество и таким образом способствовать самореализации человека по образу и подобию Божьему.

Реформация подчеркнула и возвысила роль труда как особой формы служения. Работа была благодатью, и чем тяжелее труд, тем лучше. В своей знаменитой работе «Протестантская этика и сущность капитализма» (1920) М. Вебер показывает, что именно эти мотивы лежат в основе буржуазной трудовой этики.

Промышленная революция XVIII-XIX веков привела к необходимости повышения уровня организации труда, для чего потребовалось заменить принуждение и насилие как основные формы прежней организации, формированием нового самосознания работников. В число добродетелей стали включаться такие качества как исполнительность, дисциплина, надежность, лояльность и др.

В XX веке труд рассматривается как основной способ самовыражения и средство удовлетворения материальных и социальных потребностей. Труд — источник положительного самоутверждения, которое помогает работнику создать внутреннюю мотивацию труда, даже, несмотря на плохие условия работы.

Своеобразно происходило становление представлений о значимости труда в России. Длительный период крепостного права привел к тому, что господствующим был ветхозаветный подход к труду, а умственный труд в качестве труда не признавался. Институт холопства сформировал определенную трудовую антиэтику: редко в каких языках существуют пословицы типа «дурака работа любит». Большинство российских предпринимателей и купцов первой, петровской, и второй волны были из сибирских или уральских крестьян или казаков, которые не знали крепостного права, а самыми зажиточными крестьянами на Руси являлись сектанты — баптисты, молокане, духоборы и др.

Октябрьская революция поставила перед обществом задачи становления нового человека, прежде всего в смысле его отношений к труду. Не случайно, в первые годы советской власти на психологию возлагались особые надежды в деле формирования «нового человека» методом условных рефлексов.

В соответствии с новыми представлениями труд являлся условием удовлетворения прежде всего социальных потребностей, а награда за труд — быть уважаемым членом коллектива. Значимость труда оценивалась через результат, результатом же являлся не столько качественный продукт или прибавочная стоимость, сколько членство в коллективе, индивидуальные потребности были отставлены на далекий второй план.

В сознательных представлениях и бессознательных установках по отношению к труду современных людей присутствуют все уровни субъективной значимости. Проведенный нами опрос представлений студентов о реальном и идеальном труде показал, что около 70% студентов считают, что стоит работать, даже если есть возможность этого не делать. При этом девушки рассматривают труд либо только как способ самовыражения, либо как самовыражение и одновременно способ зарабатывания денег. Для юношей труд, — прежде всего способ зарабатывания денег. Что касается представлений об идеальном труде, то для юношей — это интересная, приносящая удовлетворение работа. Для девушек кроме интереса и удовлетворения, в представление об идеальном труде включается еще и фактор хорошей оплаты. При этом от реального труда они не ждут особых материальных вознаграждений. Таким образом, для девушек идеальное означает недостижимое, нереальное, а для юношей оно включает в себя положительные эмоциональные ценности. Возможно, что такое различие в представлениях отражает общую гендерную ситуацию на современном рынке труда.

Являясь основным по времени и, зачастую, по значимости, компонентом человеческой жизни, профессиональная деятельность может порождать множество проблем. Это выбор профессии в юности и ее смена в кризисные периоды, мотивы трудовой деятельности и нежелание работать, материальная и психологическая удовлетворенность трудом и возможности самореализации, наконец, безопасность, комфорт и сохранение здоровья в процессе трудовой деятельности. Круг этих и подобных проблем призвана решать психология труда.

По определению крупного отечественного психолога М. А. Дмитриевой,психология труда это наука, изучающая закономерности становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек как субъект труда — профессиональная среда».

К характеристикам субъекта труда, или работника, относятся профессионально-значимые свойства — те психологические особенности, без которых невозможно достижение профессиональной успешности в том или ином виде деятельности; профессиональный опыт — знания, умения и навыки, необходимые для реализации профессиональной деятельности; профессиональная мотивация — психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека. На основе мотивов формируются отношения человека: к труду вообще, к конкретной профессиональной деятельности, к своей специальности, к себе как специалисту. Фоном для выполнения человеком профессиональных задач являются праксические состояния, которые возникают в процессе деятельности. Состояния делятся на относительно устойчивые, зависящие от отношения к труду (удовлетворенность, заинтересованность, скука); ситуативные — зависящие от взаимоотношений с партнерами и коллегами по работе и от влияния неблагоприятных факторов, неполадок; и на периодически возникающие — врабатывание, утомление, азарт.

К характеристикам профессиональной среды относятся:

объект и предмет труда — характер и система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно и/или практически оперировать;

цели и задачи труда — результат, которого требует или ожидает от человека общество;

средства труда — приспособления, оборудование и любые другие средства, которые усиливают воздействия на предмет труда;

физическая среда, включающая в себя внешние условия деятельности: микроклимат, температуру, освещенность, шум и другие специфические условия, и особенности рабочего места и помещения;

социальная среда — психологический климат и социально-психологическая структура коллектива.

Основой психологического изучения профессиональной деятельности является составление профессиограммы — описания по определенным правилам социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. В содержание профессиограммы входит следующая информация:

1. Производственная характеристика профессии и ее специализаций.

2. Указание на экономическое значение профессии.

3. Социологические и социально-психологические характеристики профессии (социальный престиж, особенности коллективной деятельности и межличностных отношений).

4. Перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство. Сроки подготовки и перспективы продвижения.

5. Гигиеническая характеристика условий труда с особым выделением профессиональных вредностей.

6. Перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинские противопоказания.

7. Составление психограммы, или характеристики требований, предъявляемых профессией к психике человека. Психограмма — это ядро и основная часть профессиограммы, она включается в любое психологическое мероприятие, связанное с исследованием в области трудовой деятельности.

Содержание профессиограммы зависит от целей исследователя. В задачах профотбора упор делается на определение относительно устойчивых свойств человека, таких, с помощью которых работников можно дифференцировать на более или менее успешных (пп. 6, 7). При профориентации внимание уделяется широкому и доступному изложению основных особенностей деятельности (пп. 1, 2, 5). Задачи профессиональной подготовки требуют точных знаний того, какие профессионально-важные качества поддаются развитию в процессе упражнений (пп. 4. 7). Рационализация режима и условий труда предполагает выявление лабильных психических функций, динамика которых может служить показателем наиболее слабых мест в организации труда (пп. 3, 5,7).

Наряду с психологией труда трудовая деятельность человека является предметом изучения ряда психологических дисциплин. Это инженерная психология, которая изучает процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств. Объектом изучения инженерной психологии являются системы «человек — техника», целью — достижение высокой эффективности подобных систем. В инженерной психологии изучается деятельность человека-оператора, который осуществляет дистанционный контроль и управление сложными производственными процессами с помощью средств отображения и передачи информации. В число задач инженерной психологии входят: конструирование технических устройств, совмещенных с возможностями человека; подбор людей, обладающих определенным уровнем профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой; а также профессиональная подготовка людей, использующих сложные технические устройства. (Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И.) Особенно актуальны инженерно-психологические исследования в области авиации, космонавтики, военной техники, в энергетике, на транспорте. К сожалению, в настоящее время именно эти отрасли производства находятся в упадке, и инженерные психологи оказываются мало востребованы.

Эргономика — наука, объединяющая методы и результаты исследований психологии, физиологии, антропологии, гигиены труда и технических наук. «Эргономика комплексно изучает человека (коллектив или группу людей), оперирующего в своей деятельности техническими средствами или техническими системами в определенной производственной среде» (Мунипов В. М.). Центральным понятие для эргономики является система «человек — техника — среда». В задачи эргономики входит создание такой производственной среды, которая была бы максимальна безопасна и в которой только минимальная энергия тратилась бы на непроизводственную деятельность. Эргономика — это одновременно научная и проектная дисциплина. Ее целями являются безопасность, производительность и комфорт. Дизайн производственной и бытовой среды во многом опирается на эргономические разработки.

В настоящее время одним из направлений исследований в эргономике и инженерной психологии является изучение деятельности человека с компьютерными системами. Внедрение новой техники во многие сферы жизни человека не только помогает, решать его проблемы, но и создает новые. В частности, по мнению Е. Б. Моргунова, при работе с системами искусственного интеллекта человек теряет часть управляющих функций, поскольку «на заложенные в программное обеспечение человеческие способы логического вывода накладываются нечеловеческие мощности в его скорости действия и переборе вариантов. В результате такой комбинации параметров компьютера предлагаемые им рекомендации становятся непонятными для их получателя. В такой ситуации пользователю гарантировано ощущение недоумения и снижение самооценки» (с. 18). То, что на первый взгляд выглядит как хорошее владение компьютером, может, на самом деле, быть простым ему подчинением. В настоящее время исследования в этой области еще только начинаются.

В последние годы активно развиваются области психологии, в которых исследования проводят в так называемых «полевых условиях», т. е. в условиях реальной деятельности, где главным исследовательским методом являются наблюдение и естественный эксперимент. К ним относятся организационная психология или, как ее часто называют, организационное поведение, и средовая психология.

Предметом изучения организационной психологии является поведение работающих людей и то, как они выполняют деятельность в рамках определенных организационных структур. В организационной психологии можно выделить три аспекта:

этический (этика — система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом), учитывающий традиции, культуру и экономику общества;

политический, включающий личную стратегию поведения и политику фирмы с учетом общей государственной политики;

психофизиологический — заключающийся в регуляции и саморегуляции функциональных (эмоциональных, когнитивных, праксических) состояний работников.

Средовая психология изучает поведение людей в реальной естественной и искусственной материальной и физической среде, а также в среде знаковой. Предмет ее изучения — взаимоотношения и взаимовлияния компонентов физической среды и поведения человека. Средовая психология изучает не только профессиональную, но и повседневную жизнь людей. Как отдельная дисциплина она возникла в 60-ые годы XX века. Первые исследователи и практики пришли в эту науку из географии, антропологии, архитектуры, городского планирования, социологии и психологии. Интерес к средовой тематике объясняется тем, что одним из наиболее значительных аспектов культуры является направление, в котором люди приспосабливают материальное окружение в угоду своим социальным установлениям.

Центральным понятием средовой психологии является среда, рассматриваемая не просто как предметное и социальное окружение, или фон, на котором протекает деятельность человека, а среда как результат взаимодействия человека и материального окружения. Человек, осваивая среду, вносит в нее себя, т. е. состояния и направления своего сознания. В среде явно или неявно закодированы социальные отношения. Не всегда осознавая свои потребности и не имея возможности выразить или реализовать свои отношения с другими людьми, человек пытается переносить их на предметный мир. Одной из возможных причин варварского отношения к общественным территориям (лестничным площадкам, газонам, скверам) является своеобразный способ самоутверждения, когда для ощущения собственной значимости необходимо, чтобы «чужое», «ничье» было плохим. Вместо того чтобы улучшать «свое», портится «чужое».

Г. И. Полторак приводит примеры конфликтов, которые могут возникать в городской среде.

1. Архитектурный замысел может быть удачен с точки зрения специалиста, но не воспринят неподготовленным потребителем (памятники архитектуры, превращенные в коммунальные квартиры в центре Ленинграда, роскошные центральные районы в Среднеазиатских республиках).

2. Посредственные решения не соответствуют потребностям взыскательного большинства жителей (учебные здания и жилые дома университетского комплекса в Петергофе).

3. Объекты и потребители оказываются в полном согласии в силу одинаково низкого уровня (спальные районы).

По определению эстонского психолога М. Хейдметса, среда — это та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует прямым или косвенным образом, это включение в жизнедеятельность субъекта объектов и явлений внешнего мира. Сложности изучения среды заключаются в том, что человек замечает среду только тогда, когда в ней что-то меняется или мешает привычной деятельности. Привычную среду мы воспринимаем как бы изнутри, бессознательно не замечая одни ее компоненты и выделяя другие. Не случайно, русские так остро реагируют на замусоренность и не благоустроенность своих городов в первые дни после возвращения из поездок по западной Европе или Америке. Через несколько дней шок проходит, и мы снова привычно бросаем мусор.

В средовой психологии можно выделить три направления исследований:

1. Изучение так называемого «территориального» поведения. Сюда включаются общие вопросы, связанные с освоением, использованием и защитой территории проживания; и вопросы функционального территориального поведения — пространственная организация жилых, учебных, рабочих помещений, мест отдыха и т. д. Основными понятиями территориального поведения являются «границы» — воплощения противопоставления «своего» пространства «чужому», внешнему, другому; «места» — часть пространства, где человек удовлетворяет какие-либо потребности и испытывает определенные чувства; «пути» — привычные траектории движения, которые избирает человек, перемещаясь в границах своей территории. Важной характеристикой территориального поведения являются «приватностъ» — стремление человека к отдельности, независимости от других, регуляция границ между «Я» и «другие». Признаками приватной территории являются контроль над ней и идентификация с ней, наделение знаками своего присутствия. В качестве, иллюстрации можно привести пример раздражения, которое возникает у большинства подростков, когда родители, не выдержав, начинают прибирать их комнату. Это обычно воспринимается, как вмешательство в личную жизнь: «только я сам имею право выбросить огрызки со стола, когда захочу». Другая характеристика поведения, определяемая пространственными отношениями, чувство стесненности — психологическое состояние дискомфорта, связанное с субъективным ощущением недостатка пространства. При этом действует не теснота сама по себе, а предполагаемая угроза собственной физической или психологической независимости со стороны других людей. Чувство стесненности может приводить либо к повышению агрессивности, когда чрезмерно увеличивается количество людей на единицу территории, либо в депрессии и пассивности при уменьшении площади, которой человек может самостоятельно распоряжаться.

2. Изучение информационно-эмоциональных отношений между человеком и средой. В этом разделе средовой психологии рассматривается а) восприятие среды, или целостное отражение свойств и характеристик окружающего мира с помощью органов чувств; б) интерпретация среды с учетом имеющихся знаний и установок, которая зависит от словесных обозначений и контекста; в) оценивание среды, или ее восприятие с точки зрения удовлетворения тех или иных потребностей. Основным понятием является «образ» — мыслимое впечатление о мире, другом человеке или событии, которое регулирует поведение человека. Исследования образов города на примере Нью-Йорка Кевина Линча и образов Петербурга Г. З. Каганова показали, что образы среды у ее проектировщиков — архитекторов, строителей, дизайнеров, часто не совпадают с возникающими образами этих же мест у ее обитателей и обывателей.

3. Третьим направлением исследований является изучение влияний факторов среды на поведение человека. В нем можно выделить следующие проблемы: а) влияние организации пространства на эффективность и удовлетворенность участников деятельности и б) влияние отдельных характеристик среды (шум, температура, освещенность, цветовое оформление, микроклимат, вибрация и т. д.) на работоспособность, настроение и состояния людей. Основными понятиями являются «социопеталъные» (способствующие) и «социофугалъные» (препятствующие) среды, неблагоприятные условия деятельности.

В рамках средовой психологии изучается предметно-пространственная организация профессиональной среды в функции регулятора социальных и профессиональных отношений работающих в ней людей, а также изучение влияния внешних факторов (шум, освещение, микроклимат, температура и др.) на эффективность деятельности, ее безопасность и удовлетворенность работников.

Понимание важности организации и дизайна производственной среды было введено в научное сознание еще Фредериком Тейлором в его фундаментальной работе «Принципы научного менеджмента» (1911). И хотя Тейлор рассматривал особенности организации рабочих мест только с точки зрения влияния на производительность труда, важность этого фактора в менеджменте в дальнейшем не ставилась под сомнение, — менялась только интерпретация характера влияний. Так, в последующие годы упор делался на изучении связи различных параметров окружающей среды с типом общения между работниками, групповой динамикой, конфликтами внутри организации. В настоящее время основное внимание уделяется таким характеристикам среды, которые получили название «качества профессиональной жизни». К ним относятся, прежде всего, комфорт, производительность и удовлетворенность.

Для объяснения влияний среды на поведение человека можно воспользоваться предположениями известного искусствоведа Генриха Вельфлина, который считал, что одним из древнейших инстинктов человека является неосознаваемая потребность одушевлять окружающие предметы. Человеку свойственна непроизвольная идентификация с окружающей предметной средой, и отношения к среде неявно переносятся на отношения к самому себе. Практически любой человек чувствует, что в удобных и красивых интерьерах его самооценка повышается.

В России традиционно материальное окружение человека и дизайн среды проживания и деятельности считались второстепенными факторами. Причины этому, по-видимому, не только экономические. Всегда поощрялся героизм «преодоления». Не являются исключениями учебные и общественные территории наших вузов, хотя психологически правильное планирование учебных площадей, даже без их реконструкции, является потенциальным ресурсом повышения эффективности обучения.

Э. Сандстрем предлагает рассматривать взаимодействия между факторами профессиональной среды и человеком на трех уровнях анализа: индивидуальном, на уровне межличностных отношений и на уровне функционирования организаций. Содержание этих уровней анализа представлено в таблице 2.

На уровне отдельных работников анализу подлежит непосредственное физическое окружение, которое включает: постоянно меняющиеся окружающие условия (освещение, температуру, влажность воздуха, шум и пр.), и относительно стабильные параметры индивидуального рабочего места. Влияние внешних факторов на индивидуальную деятельность может быть понято с помощью теории функциональных систем К. В. Судакова. Согласно этой теории вся деятельность человека обеспечивается совместным действием трех функциональных систем:

— доминантной, которая обеспечивает основную деятельность;

— субдоминантной, или компенсаторной, (их может быть и несколько), обеспечивающей второстепенные виды деятельности;

— восстановительной, деятельность которой направлена на восстановление затрат организма.

Если весь энергопотенциал оценить в 100%, то в каждый момент времени на каждую из систем приходится определенная часть энергозатрат. Состояния озарения, вдохновения, установления рекорда возникают тогда, когда все 100% приходятся на первую систему. Состояния крайнего утомления требуют, чтобы энергией снабжалась третья, восстановительная, система. При воздействии неблагоприятных факторов большая часть энергозатрат идет на обеспечение субдоминантной функциональной системы. В результате этого либо недостаточно эффективно осуществляется основная деятельность, либо не происходит восстановление сил организма.

При проектировании рабочих мест должны быть учтены воздействующие факторы, а их значения приведены к оптимальным условиям. Если же условия выходят за пределы комфортных, то должна быть разработана система защитных средств. Факторы внешней среды, воздействую на работника, могут способствовать быстрой адаптации, либо вызывать состояния утомления, напряжения, перегрузки и даже стресса. В результате это может сказаться на производительности труда и удовлетворенности.

На уровне анализа межличностных отношений в качестве средовых (внешних) факторов выступают схемы размещения рабочих мест, дифференциация и ограждение рабочего пространства, особенности офисной мебели и оборудования. Эти факторы явно или неявно определяют и отражают структуру коммуникаций между работниками. Например, симметрично поставленные в ряд столы указывают, что все работники находятся в равном положении и их самостоятельность в рамках организации невелика. Подобное расположение мест, с одной стороны, способствует лучшей управляемости группой, но с другой, — снижает активность. В этом случае люди могут пытаться усиливать свою значимость, например, интригами; или же будут игнорировать работу, выбирая столы рядом с окном. Современная офисная мебель дает много возможностей скрыто влиять на характер взаимоотношений в организации. Например, столы неправильной геометрической формы препятствуют возникновению чувства отстраненности от других. Само по себе наличие постоянного собственного рабочего места или кабинета способствует самоидентификации человека. Рабочее место выполняет также функцию самопрезентации работника, так как указывает, что для него значимо. Экзотические сувениры или фотографии членов семьи создают различный имидж хозяев стола, а как бы случайно, оставленные на столе грязная чашка или черновики неявно указывают, что их владелец не хочет, чтобы кто-то еще пользовался столом.

Возможность самоидентификации, способы самопрезентации и регулирование характера взаимодействий с помощью различных схем расположения рабочих мест — это те психологические процессы, которые могут определять адекватность коммуникаций, групповую динамику и сплоченность.

На уровне функционирования организаций в качестве элементов среды выступают расположение и дифференцирование различных подразделений организации. Конфликты между подразделениями могут возникать из-за неравенства или неудобства рабочих помещений. Территориальная оторванность администрации от основной массы работников приводит к нарушению взаимодействий между ними. Соответствие организационной и пространственной структуры офисов способствует формированию нужного имиджа организации и влияет на общую эффективность деятельности.

 

Таблица 2.

Взаимосвязь элементов физической среды и протекающих в ней психических процессов на разных уровнях анализа профессиональной деятельности

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных