Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кит №1. Тема и жанр




 

Итак: каждый жанр работает с определенным типом жизненного материала.

Жизненный материал, попавший в поле зрения журналиста – это тема.

Момент выбора темы есть шаг к выбору жанра.

А разве нельзя выбрать жанр заранее? (Бывает же задание – «На первую полосу нужен репортаж»). Можно, но тему тогда придется выбирать именно «репортажную» – соответствующую.

А разве нельзя написать на одну и ту же тему нескольким журналистам в разных жанрах? Можно, если имеется в виду тема в широком смысле слова – как целостный объект, имеющий множество разных сторон и граней. Например, журналиста направляют на объект: открытие новой областной библиотеки. Там будут и коллеги из других газет; все напишут как будто об одном и том же, однако каждый на свою тему. Одному поручено показать церемонию открытия с разрезанием ленточки, другой доставит в редакцию рассказ об уникальном архитектурном решении, третий повернет событие острой гранью и не без ехидства выскажется о наконец-то завершенном долгострое... Каждая из бесчисленных сторон объекта – особый предмет журналистского внимания и отдельная тема в более узком, конкретном понимании.

Так вот именно теме как предмету соответствует определенной жанр. В нашем примере с разрезанием ленточки – ходом события – связан репортаж, с рассказом архитектора о решении сложной строительной задачи – интервью, с печальным опытом долгостроя – критическая заметка или корреспонденция, смотря в каком масштабе будет рассмотрен факт.

Значит, сколько тем, столько и жанров? Но ведь тем бесконечное множество! Здесь требуется уточнение: предметная ориентация жанра – но не на каждый отдельный жизненный материал, а на определенный его тип.

Репортаж, например, может быть о спортивном поединке, о полете в космос, о пожаре – но обязательно о событии, точнее, о ходе события.

Статья «работает» только с проблемами.

Интервью – с мнениями.

Рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с ее отражением в фильме, в книге, спектакле...

И так для каждого жанра – свой материал.

Нарушение этого порядка приводит либо к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр. Попробуйте, например, написать рецензию на нехватку минеральных удобрений! Или сделать интервью с собеседником, у которого ни о чем нет собственного мнения: разбить кучу банальностей на вопросы – не сложно, но ведь не будет в публикации никакой новизны. И читатель получит только видимость интервью, а на деле – ноль информации.

Если же предметная ориентация жанров журналистом осознана вполне, то уже при получении задания он кое-что знает о форме будущего произведения, о возможности работы в том или другом жанре. Самой большой свободой пользуется тот, кто самостоятельно выделяет из объекта («большой» темы) предмет – тему конкретную. В этом случае можно реализовать свое личное пристрастие к определенному жанру. Тот, кому лучше всего удаются зарисовки, будет и в событийном материале выделять «роль личности», поворачивать тему человеческим лицом к себе.

Но для этого журналист должен отчетливо представлять не только «фактуру», но и задачу, которую ему предстоит решать. Осознавать цель будущего выступления.

А каждый ли думает о том, для чего он приступает к работе?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных