Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кит №2. Жанр и творческая задача




 

Известна притча о двух каменщиках, каждого из которых спросили:

– Что ты делаешь?

– Ворочаю камни, будь они прокляты, – ответил один

– Я строю собор, – сказал другой.

Этот второй думал о цели своего труда. И он работал в другом жанре: не мучился, а творил.

 

У журналиста, конечно, тоже всегда есть цель. Даже не одна, а несколько.

Выполнить задание редакции.

Помочь герою добиться справедливости.

Продемонстрировать любимой свою гениальность.

Объяснить, кто виноват в случившемся.

Вставить фитиль коллегам.

Заработать гонорар, в конце концов!

 

Какая из этих целей сильнее всего влияет на определение жанра будущего произведения?

Та, которая формулируется, прежде всего, как информационная задача: «объяснить». Объяснением по преимуществу занимается корреспонденция. И если объяснять придется конкретное законченное происшествие (а не перспективы развития, или, скажем, произведение искусства), то предметно-функциональные отношения сложатся в пользу именно указанного жанра.

Функция корреспонденции – ответить на вопросы «почему, в чем причина», «кто виноват». Функциональная обоснованность – второй кит, на котором держится жанр.

У жанра может быть несколько функций. Та же корреспонденция, например, в течение многих десятилетий использовалась для распространения передового опыта и проверки выполнения планов и обязательств. Но в основе неизменно оставалась все-таки информационная задача – выяснение причины (успеха или неудачи) в конкретном случае. Про обязательства газеты уже не пишут, а причинами всего происходящего по-прежнему интересуются.

Можно ли одну задачу решать разными средствами? Да. Целый ряд жанров используется, скажем, в целях полемики: статья, памфлет, реплика, открытое письмо... Однако у каждого из этих жанров полемическая функция – одна из возможных, дополнительных, а при этом имеется собственная основная специальность.

Статья, например, специализируется на постановке и решении проблем, поиске ответов на вопрос «что делать»? Функции других жанров распределяются таким образом, что с их помощью обеспечивается решение наиболее распространенных, «типовых» познавательных задач. Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?», репортаж показывает – как это происходит, корреспонденцияобъясняет «почему», интервью«что об этом думает?..», обзор и помогает представить положение дел в целом, обозрениеувидеть в этом целом перспективные тенденции... Вот почему так важно для газеты разнообразие жанров: при разделении труда все вместе обеспечивает полноту и всесторонность знания о «мире сегодня».

Главные (информационные) признаки жанра остаются неизменными в течение столетий. Остальные более подвижны, но изменения их для жанра весьма чувствительны. Вот как это выглядит на практике:

У очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция – наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания...

Теперь представьте себе, что журналист обращается к участникам войны с просьбой вспомнить о самых тяжелых испытаниях, через которые им пришлось пройти.

– Я буду писать очерки, – говорит журналист. Люди, разрывая себе сердце, открывают душу – воскрешают в памяти страшное, мучительное, горькое... Все это записывается на диктофон и практически дословно входит в цикл очерков о войне. Журналист бережно сохраняет фактический материал, но выдвигает на первый план исследовательскую функцию очерка, а в качестве социальной задачи – не воспевание подвигов, а показ грязной, аморальной, бесчеловечной стороны войны. Участники предстают мучениками, жертвами или невольными соучастниками преступления, но отнюдь не героями.

Люди читают в газете: да, это наши слова, это правда... но какой обман! Разве это очерки? Очерки – это восхваление, прославление, а тут одно сплошное очернение!

Наградная функция снята – конвенция нарушена.

– Мы так не договаривались! – и считающие себя обманутыми и оскорбленными люди подают на журналиста в суд...

С функциями жанра шутки плохи.

Журналист может свободно выбирать для себя творческую задачу, но нужно точно знать, какой жанр предназначен для ее решения. Вы ведь не пользуетесь будильником для забивания гвоздя?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных