ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И МОДЕРНИЗМ 5 страницаДело в том, что вместе со свободой выбора человеку приходит мысль о модных вещах, а намерение обладать модными вещами дозволяет ему пренебрегать и подавлять свободу других людей. Например, придя к кому-то в дом и выпив чашку хорошего чая или иного напитка, и будучи в приятной обстановке, можно высказать такое мнение: «О, мне не нравится этот ковёр», или «я не понимаю, что вы находите в этой картине», или же «мне совсем не нравятся ваши шторы», или «мне не нравятся эти часы», «не выношу такое расположение цветов», «терпеть не могу ваши обои», и т.д. и т.п. Сейчас, конечно, очень модно открыто выражать своё мнение в такой заносчивой манере, задевающей вкусы других людей. Но, тем не менее, если мы следуем традиционным ценностям в жизни, такое поведение человека можно расценить как весьма агрессивное и неучтивое. Мало того, что он навязывает хозяину своё мнение, так он ещё позволяет себе отпускать насмешливые замечания в отношении того, кто приобрёл эти вещи, повергая его в полное смущение. Пока обидчик развлекается таким унизительным образом, он должен просто спросить себя: «Кто я такой, чтобы говорить такие вещи, оскорбляющие другого человека?». Если бы кто-то сказал то же самое тебе, как бы ты себя чувствовал? Вопрос тут в том, что, будучи современным западным жителем, человек не в состоянии оценить что-то, не усладив собственное эго. Так что всякое действие такого рода, которое настолько высокомерно и причиняет такую боль другим людям, даёт ему самому очень большую силу эгоизма, при этом он бесконечно наслаждается собственным эго. Прелесть эго состоит в том, что обладающий им человек никогда сам его не чувствует. Он лишь наслаждается своим собственным высокомерием и своей способностью обижать других. А его эго продолжает расти, пока не станет достаточно большим шаром, парящим в воздухе, будучи оторванным от всех основ реальности; и, наконец, этот шар внезапно лопается. И только тогда такой верхогляд, подобно сказочному толстяку-коротышке Шалтаю-Болтаю, признаёт, что он действительно совершил «очень большое падение», разбившись вдребезги. Сопряжённая с приобретением вещей проблема эго заключается в том, что человек должен иметь всё больше и больше возможностей выбора, чтобы Господин Эго мог демонстрировать, какой умной, уникальной личностью он является. Положение вещей осложняется тем, что каждый желает иметь индивидуальные, уникальные вкусы. Если вы едете в американском автомобиле, прежде всего вам следует выяснить, как открывается дверь. Конструкции замков и ручек в американских машинах настолько разнообразны, что вы никак не можете разобраться в них без специальной тренировки. В случае дорожного происшествия, как бы вы ни старались, вам не выбраться из машины без помощи найденного в живых её владельца. То же самое справедливо в отношении туалетов в Америке. Лучше заранее поинтересоваться, как они действуют, прежде чем входить в них, так как каждый туалет имеет свои особенности, и иной раз, невинно войдя через дверь, вы можете упасть прямо в плавательный бассейн. Или же вы можете оказаться посредине взрыва, наподобие водяной феерии, если вместо освещения случайно включите душ. У французов - свой весьма своеобразный способ выражения собственной индивидуальности, так как их сточная система часто срабатывает в обратном направлении и поэтому довольно опасно точно выяснять, как пользоваться французскими туалетами, даже если говорят, что они большие специалисты в области туалетной культуры. Когда же французы работают в другой стране, например, в Индии, они могут установить настолько сложное и специфичное оборудование, что жители ни одной из развивающихся стран не в состоянии правильно его эксплуатировать. Например, французы установили в Индии телефонные станции, но работают они так, что только французы знают, как их эксплуатировать! Жилые дома, к примеру, должны быть разными, однако, по своим функциям они должны относиться к какому-то стандартному проекту. Особенно это касается сантехнического оборудования для туалетных и ванных комнат, которое, как я полагаю, должно быть очень простым в обращении, если вы планируете принимать гостей. Также вы должны учитывать интересы тех людей, которые покупают ваш дом. Я хотела купить один дом в Англии, в котором было пять спален и одна большая ванная комната. Владелец дома сказал: «Если вы подыскиваете дом на четыре-пять персон, они могут очень легко совместно пользоваться такой ванной». Однажды мне пришлось посетить старый дом эпохи короля Георга, построенный в стиле английского неоклассика Адама. Я спросила: «А где же здесь ванные комнаты и туалеты?». Мне ответили: «В те дни люди пользовались окнами». До сих пор не поняла, каким образом. Люди, проживающие в одном доме всю жизнь, безусловно, могут обойтись какой-то своей странной системой, но вряд ли она устроит гостей или людей, которым приходится всё время путешествовать. Конечно, можно иметь разнообразие в одежде, но лишь одежда ручной работы в состоянии принести настоящее разно-образие. В западных странах, как только начинается мода, у всех будет борода и усы, и все будут носить одежду одинакового стиля. По классовому различию некоторые могут носить только одежду от Севиль Роу или от Пьера Кардена, тогда как другие будут носить одежду от каких-то иных магазинов с дорогими ультрамодными ярлыками. Я видела многих людей, которые пришивали ярлыки дизайнеров дорогостоящей одежды на свои платья. Проблема здесь в том, что при таком массовом количестве одинаково выглядящих людей даже трудно опознать кого-то, кто вовлечён в совершение преступления. Все они выглядят абсолютно похожими друг на друга, будучи краснолицыми или очень бледными. На это ушли целые горы разнообразной одежды, а многочисленные метры тканей и масса изобретательности были истрачены, чтобы показать, как люди могут стать абсолютно идентичными благодаря высочайшему портновскому мастерству. В довершение всего у них теперь создана одинаковая для обоих полов одежда, так что становится очень трудно отличить мужчину от женщины. Кто-то может спросить: «Ну и что? Что же в том плохого?». Да, это плохо, и прежде всего потому, что это не даёт естественного и приятного для глаза разнообразия; во-вторых, не отличает людей друг от друга, что жизненно необходимо; и в-третьих, это может вызвать ужасные недоразумения и путаницу, если мужчина выглядит как женщина. Возможно, что первоначально идея о гомосексуализме возникла по случайности, когда какой-то мужчина был ошибочно принят за женщину другим мужчиной, как в кинокомедии «Тётушка Чарлея». На этот счёт есть такая шутка: ожидая в аэропорту один джентльмен видит девушку, которая выглядит как парень. Чтобы удостовериться, он спросил у рядом стоящего человека: «Как вы думаете, это девушка или парень?». Человек ответил: «Это моя дочь». Почувствовав смущение, наш джентльмен сказал: «Простите, я не знал, что вы её отец», и услышал в ответ: «Вообще-то я её мать». Вот так в наше время мы приходим к путанице в вещах. Налицо полная неразбериха в ролях, и люди уже не уверены в том, что значит быть мужчиной или быть женщиной. Бог создал два пола по серьёзной причине, и эти два пола, как я чувствую, аналогичны двум колёсам в колеснице. Конечно, между ними существует определённое пространство или расстояние, и хотя они равные и подобные, они всё же не идентичные. Одно колесо находится на левой стороне колесницы, а другое – на правой её стороне. Если вы попытаетесь переставить левое колесо на правую сторону колесницы, а правое колесо - на левую сторону, то колесница не будет работать надлежащим образом. Помимо того, если вы сделаете одно из этих колёс меньше или менее существенным, чем другое, это не даст возможности колеснице двигаться прямолинейно, и она будет ездить только по кругу. Итак, дифференциация полов или (как теперь говорят) родовых ролей являет собой часть великого разнообразия, которое было создано Богом. Каждый листочек отличается от любого другого листочка в целом мире. Господь создал эти мельчайшие различия для того, чтобы показать красоту разнообразия, тогда как со своей свободой выбора и абсурдной рациональностью мы пытаемся заставить всех людей выглядеть одинаково, иметь одинаковую походку, разговаривать одинаково – независимо от пола, культуры и возраста – и в результате от охваченной полковым поведением массы людей вас одолевает неимоверная скука и тоска. Например, сейчас в Индии женщины увлекаются западной одеждой. Вместо своих традиционных сари они носят брюки, сделанные модными портными. Эти сари – каждое из которых представляет собой индивидуальное произведение искусства величественной красоты – сделаны в деревнях простыми сельчанами, которые свободны от сельскохозяйственных работ в течение пяти-шести месяцев в году. Таким способом они могут пополнить свой доход от занятия сельским хозяйством и уравновесить свою жизнь двумя разными видами работы. Стоит лишь посмотреть, как они трудятся, чтобы удостовериться, что их ткацкое мастерство выше всяческого понимания. Такие изделия невозможно воспроизвести ни в одной западной стране. Ничего даже близкого к ним. В так называемых развитых странах люди, пресытившись искусственной продукцией, высоко ценят эти изделия ручной работы, а современные индийцы, будучи подражателями, к сожалению, не в состоянии по достоинству их оценить, потому что у них нет проницательности, чтобы увидеть основу этой красоты: изделия созданы руками обыкновенных простых крестьян, сама жизнь которых зависит от собственного мастерства и умения, в результате они вкладывают все свои лучшие навыки и внимание в это творчество. Эти сделанные вручную деревенскими жителями вещи являют собой отражение их наслаждения жизнью. Если мы знаем, как ценить их глубокое чувство гармонии и радости, то мы поймём, насколько они богаты в своих простых жизнях. Эти простодушные художники чувствуют, что какую бы красоту Господь не создал вокруг них, она питает их умы, и мир природы – цветы, листва и цвета, окружающие их, – переходят на ткань, которая, будет укрывать милых женщин, приумножая их красоту. Они знают, что тело создано Богом, и что его красота должна быть прикрыта и подчеркнута красотой человеческого творения. Удивительно, как поэтично эти простые люди описывают свою работу, когда говорят о ней. Но эти вещи также имеют и практическое, функциональное значение. Качество красивой рукодельной одежды намного лучше, и в результате она носится дольше, не теряя привлекательного внешнего вида. К тому же текстура такой одежды очень благоприятна для человеческого тела. Например, гораздо более комфортно как зимой, так и летом носить одежду из хлопка и шёлка, а не из искусственных тканей – полиэфирных волокон и штапельной вискозы, которые пристают к телу, создавая неприятное ощущение чего-то липкого и горячего. Предметы одежды, сделанные вручную из натуральных материалов, легко содержать в хорошем состоянии при минимальных затратах. Здесь нет надобности часто покупать замену, так как они изнашиваются и рвутся лишь очень нескоро. И действительно, если вы носите сари, вам не надо тратить деньги на портного. Это простой отрез материи, который можно весьма быстро приладить, получив очень красивое и элегантное платье, и который можно с таким же успехом использовать для различных других целей. Когда устареет, его можно отдать девочкам в качестве наряда для танцев. Индия – страна, где целомудрие считается женской силой (шакти). Женщины используют сари для купания в реке, или, принимая воздушные ванны, при этом сари закрывает их тело полностью, как полотенце. Сари годится для укрывания мебели или подвешивания в качестве гобелена и разделяющего комнату занавеса. В Индии сари используют для создания прохладных навесов на улице, в качестве защиты от солнца. Итак, будучи изготовленной руками человека и обладая одновременно и красотой и практичностью, эта ткань имеет такие свойства, что мы можем сказать: в ней есть нечто божественное. К сожалению, люди, живущие в тех самых странах, где изготовляются сари ручной работы, насытившись идеями от западных предпринимателей через средства массовой информации, начинают думать, что нейлоновые сари массового машинного производства лучше, так как их можно приобрести десять штук вместо великолепных двух шёлковых или четырёх хлопчатобумажных рукодельных изделий. Таким образом, даже развивающиеся страны, наподобие Индии, к несчастью, начинают заражаться деструктивной идеей, что предпочтительнее иметь много вещей, не обладающих ценностью, чем иметь немного истинно ценных вещей благородной красоты. И если, прильнув к маркам изделий массового производства, мы легкомысленно откажемся от вещей ручной работы, невозместимой потерей станет вымирание тех деревенских художников, которые создают эти чудесные сари, и их творчество исчезнет навсегда. В эпоху модернизма мы создали статические формы, определяемые прямыми линиями и резкими контрастами в проектах наших домов и в разработке фасонов нашей одежды, назвав их «простыми», «незатейливыми» или «открытыми». На самом же деле, все эти творения настолько однообразны и скучны, настолько пусты и противны, что, пожив в таких домах, люди приобретают расстройство психики или попадают в сумасшедший дом. А если не попадают, то просто увядают, впадая в уныние и становясь посредственностью от того, что носят эти «модные» одежды, в которых и смотреть-то не на что, разве что на ярлык, носимый теперь снаружи, чтобы похвастаться их дороговизной. По разнообразию материалов, из которых можно создавать украшения и предметы ручной работы, с человеком не в состоянии соперничать ни одна машина. Масса различных материалов годится для поделок, например, - стекло, глина, сандаловое дерево, слоновая кость, раковины, кокосовые орехи, дерево, шерсть, хлопок, латунь, серебро, золото. Кроме того, здесь налицо благоприятный побочный результат: польза для экологии. Благодаря тому, что вещи сделаны вручную, они не так много потребляют от Матери-Земли. Индивидуальный человеческий труд вносит естественное ограничение - сокращение слишком большого расхода сырья и рабочей силы. К тому же, руки ремесленника не создают вредного дыма, который служит причиной образования дыр в озоновом слое вокруг Земли - этом важнейшем объекте сохранения энергии и защиты нашей жизни. Единственным препятствием во всём этом является то, что, в конечном счёте, у людей будет слишком много великолепных вещей. Но это так здорово, если вы можете присматривать за всеми этими вещами, найдя им надлежащее место в своём доме, чтобы украсить и сделать гармоничной свою собственную жизнь и жизнь всех тех людей, кто приходит навестить вас. И даже если случилось, что вы купили какую-то вещь ручной работы, которой никак не можете найти применение, вы можете отдать её кому-то ещё, кто её будет ценить и наслаждаться вашим подарком гораздо больше, чем каким-то предметом массового производства, сделанным из пластмассы, поскольку та вещь настолько солидная, натурально-индивидуальная, уникальная и сама по себе красивая. В наши дни современная архитектура всё чаще оказывается под огнём критики, в частности из-за того, что архитекторы не считаются с реальными нуждами людей, желающих жить в окружении линий, которые, плавно меняясь и двигаясь, воссоздают великолепные формы, а не чувствовать себя пленниками, сурово отлучёнными от реального мира природы жёсткими линиями современных зданий. Если познакомиться с рынком жилых домов, то становится очевидным, что люди любят приобретать дома, построенные давно и с большей заботой о создании красивых форм, повторяющих природу. При этом сохраняется каждый дюйм и каждая архитектурная деталь традиционных строений, и даже в самом обветшалом состоянии они остаются в большом спросе и уходят по самым высоким ценам. К примеру, случилось, что я со своей семьёй приехала в один замечательный европейский город, известный своей богатой историей. Нас поселили в красивый отель, проживание в котором стоило очень дорого. Нас с гордостью известили, что этот отель открылся примерно в 1760 году. Но вот беда – из-за серьёзных неустройств нам пришлось съехать, не прожив в нём и пары дней. Как только мы открыли предоставленный номер, дверная ручка отвалилась, оставшись в руке. Мы очень растерялись, подумав, что нам придётся заплатить за установку новой ручки. Но к нам поднялся сотрудник отеля и сказал: «Не беспокойтесь, её можно легко поставить обратно на место», как если бы здесь каждая ручка, петля и гвоздь выпадали и ставились снова тысячу раз. Всё это место выглядело как музей антикварных предметов безо всякой реальной пользы, тем не менее, его успешно эксплуатировали как очень дорогой отель. А после драмы с дверной ручкой мы пытались повернуть кран в ванной. Он также отпал, оставшись в руке, и ванная наполнилась водой. Возможно, это происходило с каждым отдельным постояльцем, когда-либо пребывавшем здесь, но хозяева ничего не меняют, а гости продолжают повторно заезжать в этот отель, потому что люди согласны платить большие деньги за место, пусть даже очень неудобное или с потёртой мебелью, или с выцветшими украшениями, но такое, где они просто находят больше мира и спокойствия. Вряд ли найдётся желающий жить в музее, но если бы архитекторы позаимствовали хотя бы некоторые из достоинств традиционной архитектуры и воспользовались ими для создания современных, но гармоничных и естественных домов, они не только заработали бы себе на жизнь, но и несомненно дали бы гораздо больше владельцам, которые смогли бы легко наслаждаться современными удобствами, а также разнообразием и красотой традиционного жилища. Известно, что пребывание на корабле людям очень надоедает из-за того, что всё отделано материалом одного цвета и текстуры. Повсюду одинаковые занавески, и даже пища в основном одна и та же каждый день. Всё это однообразие очень быстро утомляет несчастных пассажиров. Конечно, раз уж вы сели на корабль, то ничего не поделаешь с этими проблемами, поскольку там нет возможности их разрешения. Но почему мы, находясь на материке, на твёрдой земле, на нашей надёжной и полной покоя Матушке-Земле, должны мириться с такой же скукой жизни в домах, которые производятся массовым способом по образу, не позволяющему нам как следует отдыхать и наслаждаться своей жизнью? Итак, с одной стороны, мы чувствуем, что свободны делать свой собственный выбор: выбор между печёными бобами с гренками и рыбой с картофелем, либо выбор между пиццей и макаронами. Конечно, это может быть выбор между различными видами печенья или шоколада. Теперь мы должны спросить себя, намного ли ухудшилось бы качество нашей жизни, если бы мы всегда брали «блюдо дня» и наслаждались разнообразием печенья, которое случайно там оказалось. Но, с другой стороны, когда дело касается основополагающих вещей, настолько важных в нашей жизни, как, например, дома, в которых мы живём, одежда, которую мы носим на себе, города, которые мы планируем, мы быстро осознаём, что именно все эти вещи должны быть разнообразными. Возьмите кого-нибудь, кто постоянно путешествует. Он может быть в Сан-Хосе, штат Калифорния, США, а завтра просыпается где-то в Европе. Выглядывая в окно или прогуливаясь по улице, он не может сразу сказать, где он находится, в Сан-Хосе или в Европе, потому что оба места в точности похожи друг на друга и где бы он ни был, прежде всего, он должен навести справки, в каком из мест он находится в данный момент. Возможно, спустя некоторое время, благодаря стандартизации, экономящей труд архитекторов и проектировщиков, мы придем к тому, что все города мира будут выглядеть совершенно одинаково, и нам придётся всё время вести дневник, чтобы не забывать, в каком именно городе – из целой серии неотличимых друг от друга городов – мы находимся в данный момент. Ну, теперь достаточно сказано об актуальных ограничениях, налагаемых современной архитектурой на реальную свободу выбора человека. Как упоминалось ранее, мода являет собой другую область, в которой люди оказываются искусно одураченными предпринимателями. Например, в Хельсинки я встретила недавно одну женщину. Вся одежда на ней была порвана, и у неё был очень смешной и стеснённый вид, так как через дыры проглядывалось большая часть её тела. На голове значилась первобытного стиля причёска: половина волос отрезана ножницами, а другая половина осталась абсолютно нечёсаной. К тому же, от неё разил дурной запах. Я подумала, что она слишком бедна, чтобы позволить себе приобрести приличное платье, и предложила ей хорошее чистое платье для носки. Я почувствовала, что она, наверное, невежественна и не знает, что если она идёт на встречу со святым, то, по крайней мере, должна быть телесно чистой. Но когда я спросила её, не хочет ли она принять ванну, она отказалась, сказав: «В наше время не модно принимать ванну». Предложенное же мною платье, по её мнению, - «абсолютно несовременно», тогда как платье, которое было на ней, - «абсолютный ультрамодерн». Большинство девушек из очень богатых семей одеваются так же, как она, либо всегда облачаются в траурную чёрную одежду, при этом у них остаются бледные белые лица, и ночью вы можете видеть лишь их лица и зубы, если они улыбаются, а днём они выглядят как бесцветные ведьмы. Я почувствовала, что в данном случае снова проявился закон полярности. Я подумала, что эта женщина со своей так называемой свободой выбора должно быть попала в ловушку рабского подражания моде. Она, наверное, одевалась во всевозможные модные одежды на различных этапах своей жизни. И теперь она достигла момента, когда почувствовала, что все купленные ею предметы одежды стали бесполезными, потому что они так быстро вышли из моды, и решила, что лучше надевать что-нибудь изношенное до дыр, чтобы оно сходило за антиквариат и формировало свои модели рваной одежды. Но к своему удивлению я обнаружила, что одежда, которую она носила, продавалась в специальном магазинчике «модной» женской одежды по очень дорогой цене, и что эта одежда была специально создана художником-модельером, «простирана на камнях» и порвана на заказ, чтобы иметь крайне поношенный вид, и, вот теперь её продают как нечто уникальное и первоклассное. Как и они, эта женщина из Хельсинки была убеждена, что она осуществляет свой выбор наиболее свободным образом; на самом же деле, это аналогично переходу от одной формы рабства к другой. Её случай не редкость, и мы видим вокруг себя множество таких проявлений творчества, которые смущают приличных людей своим агрессивным поведением и нищенскими одеждами. Не так давно модно было красить волосы в зелёный цвет и выбривать на голове волосы в виде орнамента, как живую изгородь, за что люди дорого платили и часто занимали на это деньги. Но теперь, если речь о панках, они скажут, что вы отстали от жизни. Так какая же самая последняя мода? В действительности это невозможно сказать, поскольку предприниматели выдают новые моды с молниеносной быстротой. Нынешнее поколение людей учат не отставать от быстрых изменений моды. Если они не в состоянии успевать за переменами, их тотчас клеймят «несовременными или устаревшими» и сбрасывают со счетов той социальной группы, к которой они принадлежат. Что же представляется как современное или соответствующее современным требованиям, есть ничто иное, как хитрая затея предпринимателей, вынуждающая вас каждый день покупать что-то новое, чтобы тем самым поддерживать работу их предприятия. Какое безрассудное рабство! Вся индустрия моды – это сплошное вымогательство денег из людей. Это удивительный способ потешить эго, заявив, что такой-то и такой-то стиль завоевал первый приз в Милане или Париже, или Тимбукту. И вы так воодушевлены этим новым шансом осуществить свой «выбор» и выбросить всю прежде выбранную вами дорогостоящую одежду как сильно устаревший хлам. Раз пристрастившись к моде, вы не представляете, как далеко пойдёте с этим антрепренёром мод, который таким путём и так любезно даёт новое измерение для проявления вашей глупости и вашей доверчивости. С такого рода принуждением к изменению мы живём на острие поверхностного восприятия действительности, и наше внимание всегда увлечено принятием решения - какую очередную ненужность заиметь, купить, присвоить или выставить напоказ. Наш излишний спрос на сырьевые материалы, необходимые для удовлетворения нашего «выбора», означает, что мы начали потреблять сверх меры, истощая Мать-Землю, создавая ужасные экологические проблемы, как для настоящего, так и для будущего времени. Чтобы прикрыть тело, вам требуется что-то основательное и не расходящееся со здравым смыслом. Несомненно, разнообразие приносит красоту, но только если это разнообразие создано настоящими художниками, а не антрепренёрами, которые не ищут ничего кроме объектов, приносящих деньги. Вот ещё один отвратительный пример того, что случается с людьми, которые становятся рабами моды и отбрасывают своё данное от природы здравомыслие. Когда началась мода на плотно облегающую одежду, я видела, что женщины, носившие эту чрезмерно обтягивающую одежду, считали себя очень красивыми, хотя со стороны они выглядели как москиты (или, можно сказать, - как больные туберкулёзом). Впоследствии из-за таких неудобных платьев у них развивалось ужасное заболевание - варикозное расширение вен. Конечно, их собственное тщеславие не позволяло им никогда и никому об этом говорить. Это хранилось в тайне как «святая святых». После этого началась другая мода – на одежду с дырками, которую стали величаво называть «худые» штаны. Во влажно-ветренном климате Англии можно встретить многих людей, гордо разгуливающих в таких дырявых штанах и, конечно же, наживающих себе очень серьёзные недуги типа ревматизма или подагры, которые проявятся впоследствии. Невозможно понять, почему в наши дни мы миримся с присутствием в обиходе такого большого количества пластмассы. Наши предки обычно обходились одной латунной тарелкой или одной серебряной тарелкой, а сейчас на Западе – изобилие пластиковой посуды и одежды из синтетических тканей даёт начало существованию, наподобие воздушного шара. Этот воздушный шар не содержит ничего существенного, лишь немного воздуха, чтобы заставить его плыть по желанию. Те люди, которые заняты разработкой и производством пластмасс, благополучно развиваются, наращивая свой финансовый имидж мультимиллионеров. Тем временем, безрассудное стимулирование потребительского интереса создаёт горы и горы пластика, и неизвестно, как они планируют решать проблему уничтожения этих искусственных гор, которые не только неприглядны на глаз, но и в состоянии портить атмосферу даже самим своим присутствием. Безусловно, перепроизводство пластмасс и искусственных волокон является серьёзным побочным продуктом принудительного стимулирования потребительского интереса, который подпитывается понятием моды. Если вы приверженец моды, то как вы можете быть свободным человеком? Ведь вы фактически становитесь заядлым читателем журналов о моде, чтобы быть на гребне всего самого современного и модного, как если бы вы участвовали в гонках и вам чрезвычайно важно выяснить, кто же идёт впереди вас. Когда детей, рождённых на Западе, предоставляют самим себе, оставляя без любви или взаимопонимания, то эти дети чувствуют себя очень одинокими и покинутыми. При наличии денег родители позволяют детям попадать в руки антрепренёров. Бедных детей они также подвергают атаке телевизионной пропаганды, открывающей перед ними всё больше возможностей выбора, имеющихся у них в распоряжении. Теперь они выступают даже с куклами, имеющими свои дни рождения, с медведями, имеющими целую цепочку родственников с именем их дедушки, с именем их дядюшки и всей их династии. Согласно заманчивым предложениям специалистов по рекламе, предполагается, что вы приглашаете к себе на обед всю родню этих кукол или медведей. Ибо все эти родственники, естественно, должны путешествовать с места на место. Если, как родитель, вы не соглашаетесь их пригласить, то эти дети нашего времени будут домогаться своего, не давая вам никакой жизни и изнурив до такой степени, что вы, наконец, будете готовы потратить даже больше денег, организуя эти вечеринки, причём каждый месяц - в какой-нибудь иной части города. Здесь посредством рекламы антрепренёр создаёт всецело ложные потребности, вводя в заблуждение публику. Более того, именно он наслаждается плодами вашего труда. Такие дети больше не имеют никаких взаимоотношений со своими родителями или с дедушками и бабушками. Они не очень-то чётко знают, кто их родные дяди и тёти, но они наизусть выучили всех псевдо-родственников этих пластмассовых кукол или медведей. В наше время дома людей в развитых странах полны таких вещей, так что дети больше привязаны к своим куклам и медведям, чем к своим собственным родителям. На днях в аэропорту я видела, как сотрудники из службы безопасности настаивали на том, чтобы кукла одной маленькой девочки-пассажирки была пропущена через рентгеновский аппарат, но эта девочка была настолько привязана к своей кукле, что хотела вместе с куклой пойти в аппарат. И когда ей не позволили, она начала рыдать, не на шутку расстроив всех взрослых своим громким плачем. Как же это происходит, что дети оказываются так привязаны к своим игрушкам, когда это не является их внутренней природой? Обычно они сначала играют со своими куклами, а затем, вдоволь насладившись ими, - бросают. Но, будучи ужасно занятыми своими модами и выбором, многие родители не имеют времени для своих детей. В такой ситуации дети переносят своё чувство привязанности и любви на свои игрушки, которые всегда остаются с ними, давая им некоторую защиту и утешение. Поскольку у родителей нет любви к детям, их любовь переходит на игрушки, которые покупают в магазине. Таким образом, человек может платить за ЛЮБОВЬ. Производство, реклама и потребление продукции идут с какой-то механической неизбежностью, но мы должны понять, что этот механизм не является нашим хозяином. Напротив, мы являемся создателями этого механизма и поэтому сами в состоянии управлять им. Кроме того, деньги созданы человеком, и как могут деньги доминировать над людьми до такой степени? Если вы думаете, что свобода означает свободу делать всё, что угодно, потакая своим прихотям и причудам, то я думаю, что идея свободы абсолютно наивна. Действительно настоящая свобода – это свобода от принуждения. А в развитых странах, наоборот, вас принуждают. Принуждают покупать вещи, в которых вы не нуждаетесь, и у вас нет никакого желания их покупать. Вас принуждают жить в окружении всевозможного хлама. И, наконец, вас принуждают снова тратить своё время и деньги, но теперь уже – чтобы избавиться от всего этого хлама. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|