Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ III ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 5 страница




Схема 24. Графический метод ("радар") представления результатов мониторинга
Векторы, характеризующие факторы мониторингового наблюдения (А, В, С, D, E, F), проходят через:
" О" - точки критических качественных изменений на траектории развития предметов мониторинга;
" +" - зона положительных значений качества предметов мониторинга;
" -" - зона критических значений качества предметов мониторинга.
Каждый параметр может иметь наряду со своим порядковым номером индекс от 1 до 4, что означает:
1 - параметр мониторингового наблюдения вектора имеет тенденцию движения к критической зоне;
2 - параметр мониторингового наблюдения вектора имеет, тенденцию движения от критической зоны;
3 - параметр мониторингового наблюдения вектора находится в критической зоне и имеет тенденцию к улучшению;
4 - параметр мониторингового наблюдения вектора находится в критической зоне и имеет тенденцию к ухудшению.
Алгоритм мониторинга включает выполнение ряда следующих мероприятий:
1) обоснование векторов, которые для объекта мониторинга имеют решающее значение;
2) установление для каждого из векторов критических значений;
3) оценка тенденции движения параметров векторов;
4) обоснование целей и способов управленческого воздействия на динамику векторов развития.

Задачи и принципы мониторинга в государственном и муниципальном управлении
В сфере государственного и муниципального управления мониторинг все более широко используется для комплексной сравнительной оценки социально-экономического развития территориальных структур Российской Федерации - федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации, городов и районов. Мониторинг способствует вы-, работке долгосрочной стратегии, налаживанию взаимодействия федерального Центра и территориальных органов власти и управления, укреплению экономического пространства страны и строительства федеративного государства.
Основные задачи мониторинга, осуществляемого в рамках государственного и муниципального управления, заключаются в следующем:
получении объективной информации о социально-экономических и общественно-политических процессах в стране, регионах, городах и районах;
анализе и всесторонней оценке угрозы общественному развитию в настоящем и в будущем, доведении полученных результатов до сведения органов государственной и местной власти и населения;
обосновании мер по ускорению позитивных изменений;
разработке мер, гарантирующих безопасность систем жизнеобеспечения населения.
Основными принципами мониторинга в государственном и муниципальном управлении являются:
комплексность, обеспечивающая наблюдение за всеми основными социально-экономическими и общественно-политическими процессами, и учет дифференциации важнейших параметров развития регионов, городов и районов;
системность оценки результатов, заключающейся в иерархической взаимосвязанности частных и обобщающих показателей развития регионов и страны;
однородность систематически исследуемых объектов;
адаптивность системы мониторинговых индикаторов к существующей в России статистической отчетности;
стандартизация оценок мониторинга.

Объекты и предметы мониторинга
Объекты и предметы мониторинга в государственном и муниципальном управлении определяются функциями, целями и задачами органов власти и управления, а также состоянием научно-методической, организационно-правовой и информационной базы его проведения.
Как уже упоминалось, направлениями мониторинга являются: экологическое, экономическое, общественно-политическое, социальное, научно-техническое, медико-биологическое. Объекты, предметы и организацию мониторинга можно группировать, исходя из ряда частных признаков. Например, по угрозам устойчивости процессов и явлений (устойчивые, неустойчивые, представляющие потенциальную опасность, реальную угрозу в настоящее время и т.п.); по возможности воздействовать на них со стороны отдельных структур и общества в целом, его органов власти и институтов управления и т.п.
Мониторинг может быть направлен на процессы и явления, которые можно наблюдать на глобальном, континентальном, национально-государственном, региональном, а также уровне отдельных городов, районов или территорий.
Например, международными организациями проводится мониторинг геополитических подвижек, развития культуры и здравоохранения на континентах и в странах мира. Систематическое наблюдение за метеорологическими процессами позволило составить соответствующие прогнозы о солнечной активности, принять соответствующие меры в связи с магнитной бурей в марте 2001 г. Мониторинг болезней крупного рогатого скота в Европе помог понизить риск распространения эпизоотии на другие страны и континенты.
Национальные системы мониторинга участвуют в проведении глобальных наблюдений, представляют международным организациям соответствующую информацию, а также используют полученные материалы.
Проблемы России в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти десятилетие страна имела отрицательные показатели, в перспективе же необходимо не только наверстать упущенное, но и выйти на новые рубежи.
По оценкам Международной организации труда, для развивающихся стран темпы экономического роста должны составлять минимум 6%. Лишь при этих темпах возможны высокий уровень занятости, получение необходимых доходов населением и т.п. Для Российской Федерации темпы экономического возрождения и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение и должны в ближайшие годы составлять менее 8-10% прироста ВВП в расчете на душу населения.
При разработке и проведении взвешенной внутренней и внешней экономической политики используются, в частности, показатели порогового (минимального) значения, в том числе долей:
валового внутреннего продукта страны в целом от среднего по семи ведущим государствам мира - 75%;
промышленного производства обрабатывающей промышленности от общего объема промышленного производства - 70%;
новых видов продукции в общем объеме продукции машиностроения - 6%.
В оценках некоторые исследователи ориентируются также на ранее установленную зависимость, согласно которой расширенное воспроизводство возможно лишь в случае, если инвестиции будут не менее 25% от ВВП.
Значение научного потенциала для общественного прогресса общеизвестно. Исследователи установили, что если затраты на проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ в течение 5-7 лет не превышают 1% ВВП, то возникает опасность разрушения научно-технического потенциала страны. Эти данные также могут служить в качестве индикаторов критического состояния рассматриваемой сферы.
Продуктивной представляется постановка мониторинга экономической и предпринимательской свободы. Общие их индексы показывают, в какой степени экономическая политика и национальные институты государства и региона обеспечивают: твердость национальной валюты; надежность и прозрачность рынков; гарантии против государственных изъятий и экспроприации; свободу международного обмена, предпринимательского выбора; минимизацию рисков в бизнесе; рост предпринимательской культуры и др.
Общесоциальные индикаторы, используемые при проведении мониторинга, весьма многообразны. С точки зрения экономики наибольший интерес имеют данные об экономической активности населения, самореализации людей в труде, старения (или омоложения) населения и др.
Доля пожилых людей в обшей численности населения России достигла 21 %. В 36 регионах удельный вес пожилых и престарелых существенно превышает среднероссийские показатели. Территории страны, где он достигает значений от 26 до 28,5%, характеризуют как "зоны демографического бедствия".
В качестве пороговых мониторинговых индикаторов используются также данные о генетических изменениях (увеличение на 1-3% ежегодно врожденных уродств свидетельствует о том, что роковая черта пройдена); сокращении продолжительности жизни (пороговое значение обычно принимается за 70 лет); характере и динамике заболеваний населения; превышении допустимых коэффициентов загрязнения среды; потреблении отдельных видов продуктов.
Установлено, например, что относительно безопасное для генофонда потребление алкоголя составляет до 8 л чистого спирта на человека в год. В России его потребление более чем вдвое больше; это неминуемо отразится на будущих поколениях россиян, хотя и по-разному в различных регионах страны. Предметом мониторинга служит также структура потребления домашних хозяйств. Согласно оценкам, если из бюджета семьи ежемесячно тратится на питание 80% средств, то со временем может наступить деградация человека как личности и т.п.
Перспективным является использование индекса развития человеческого потенциала, индикаторов предпринимательского и инвестиционного климата на территории страны. Эти показатели достаточно сложны. Индекс развития человеческого потенциала, в частности, включает показатели: прогнозируемая при рождении продолжительность жизни; процент грамотного взрослого населения; количество обязательных лет обучения в школе; количество людей с высшем образованием на 1000 человек и др.
Относительно широко распространен мониторинг благосостояния населения на основе анализа потребительской корзины. В разных странах и регионах она различается существенно - и по набору товаров, услуг, и по стоимости. В России в нее включено около десятка основных предметов, в Люксембурге - 173, в Великобритании - 600 и т.д.
Мониторинг данного вида позволяет количественно оценивать такие категории, как бедность, нищета, прожиточный минимум и др. Анализ процессов маргинализации позволил, в частности, выделить среди тех, кто ниже черты бедности, различные группы и слои, относительно которых требуется проводить специфические меры социальной защиты, поддержки, а также стимулирования к самообеспечению.
Экономическим и политическим центром страны осуществляется мониторинг политических процессов, международных экономических связей и отношений, статуса России в мировом сообществе, а также отслеживается динамика развития регионов страны, оценивается мера развития и стагнации отдельных из них, действенность помощи по вертикали, основные характерные социальные и экономические процессы в регионах, соответствие индикаторов и показателей предельным уровням и др.
В регионах реализуются все основные виды общественных отношений и жизнедеятельности. Их социально-экономическое развитие проявляется как органическая часть глобальных (общемировых) и национальных процессов, однако при этом оно осуществляется с учетом региональных особенностей.
Специфическими объектами мониторинга в регионах являются:
демографические процессы, в том числе естественное движение населения;
состояние воздушного и водного бассейнов;
качество питьевой воды;
радиационное загрязнение;
транспортное загрязнение (в крупных индустриальных центрах и городских агломерациях) и др.
Предметом экономического мониторинга регионов все более становятся:
экономическая динамика в целом;
устойчивость предприятий экспортной ориентации на внешних рынках, процессы потери (уступка) или завоевания ими новых рыночных позиций;
криминализация экономических структур;
изменение трудовой мотивации населения;
движение финансовых потоков и финансового обеспечения, прежде всего, отраслей специализации и социальной сферы;
состояние технологического потенциала и др.
Перечень статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований утвержден постановлением Госкомстата России от 29 марта 1996 г. № 24. Они применяются для контроля ситуации и принятия оперативных мер.
Для целей же стратегических, своевременного выявления и устранения факторов, сдерживающих развитие муниципальных образований в средне- и долговременной перспективе, целесообразно использовать также иные индикаторы и показатели. Их разработка активно ведется во многих странах мира.
В этой связи представляется интересным подход Центра ООН по исследованию населенных пунктов - HABITAT. Для характеристики развития города предложены: основные показатели (использование земли, структура собственности, население, распределение дохода, размер и темпы формирования домохозяйств и др.); показатели социально-экономического развития (занятость населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и др.); данные об инфраструктуре, транспорте, состоянии природной среды, качестве местного управления и др.

Организация мониторинга в Российской Федерации
В последние годы основной импульс организации мониторинга в переходный период исходил из федерального Центра.
В Программе Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг." предусматривалось повышение предсказуемости экономической и социальной ситуации. Такие же задачи содержались в Программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".
В 1995 г. Аналитическое управление Администрации Президента РФ опубликовало "Концепцию региональной стратегии России" и проект "Программы помощи депрессивным районам". В них отмечалось, что региональный мониторинг (т.е. слежение за региональным развитием для своевременного предупреждения граждан о тревожных тенденциях, корректировок курса и т. п. целей), по существу, приобрел статус приоритетного.
В последующем была укреплена правовая основа мониторинга. Приняты были, в частности, постановления Правительства РФ: "Об организации Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы" (18 июня 1994 г.); "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" (6 октября 1994 г.); "О мониторинге социально-экономического потенциала семей" (14 января 1994 г.) и др. Существенные ориентиры содержатся в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию России.
Все это способствует превращению мониторинга в институт государственного и муниципального управления, фактор стабилизации общества, эффективной пространственной стратегии и региональной политики.
В настоящее время мониторинг осуществляется:
федеральными органами власти и управления;
отраслевыми министерствами и ведомствами, Администрацией Президента;
региональными структурами власти и управления, органами местного самоуправления;
научными государственными и негосударственными организациями, независимыми структурами, выполняющими аналитические разработки.
С 1998 г. Правительство РФ ввело в практику ежемесячный и ежеквартальный мониторинг. В его основу положен контроль и оценка показателей социально-экономического развития отраслей и регионов. С 1999 г. Минэкономики России представляет Правительству РФ ежемесячные и ежеквартальные доклады о ситуации в России и тенденциях на ближайшую перспективу. Это позволяет принимать оперативные меры, упреждать негативное развитие событий.
Данная модель мониторинга осуществляется с использованием 22 социально-экономических показателей: объемных (характеризующих абсолютные величины), относительных (показывающих удельные веса в общих объемах), а также показателей уровня жизни населения.
В число первых входит показатель "объем промышленной продукции (с учетом объемов производства малых, совместных предприятий и промышленных подразделений при непромышленных организациях)". Из него выделяется показатель промышленной продукции, произведенной крупными и средними предприятиями, что дает, в частности, представление о развитии малого предпринимательства в регионах.
Используются также показатели "инвестиции в основной капитал за счет всех источников", "платные услуги населению", большая группа показателей по внешнеэкономической деятельности, включая "внешнеторговый оборот", "экспорт в государства - участники СНГ", "экспорт в страны вне СНГ", "иностранные инвестиции", в том числе доля прямых и портфельных.
К числу показателей, характеризующих уровень жизни, относятся "денежные доходы в расчете на душу населения (в последний месяц отчетного периода)", "денежные потребительские расходы в среднем на душу населения (в последний месяц отчетного периода)", "реальные располагаемые денежные доходы населения (в последний месяц отчетного периода)", "величина прожиточного минимума в среднем на душу населения (на конец отчетного периода)", "задолженность по заработной плате (на конец отчетного периода)", "численность безработных (на конец отчетного периода)" и "уровень зарегистрированной безработицы в процентах от экономически активного населения (на конец отчетного периода)".
Систематическим стал мониторинг социально-экономического потенциала семей. Государственный комитет Российской Федерации по статистике и Министерство труда и социального развития России осуществили выпуск серии сборников, содержащих оригинальную информацию.
В отраслях народного хозяйства также накапливается опыт организации мониторинга в условиях переходного периода к рыночным отношениям.
Создан, в частности, аграрный институт социально-экономического мониторинга. Минсельхоз России с начала 90-х гг. XX в. осуществляет проект по созданию государственной системы рыночной информации. Цель проекта - обеспечение хозяйствующих субъектов оперативными сведениями о закупочных, отпускных и розничных ценах на основные сельскохозяйственные и продовольственные продукты и объемах их фактических продаж. В структурах управления сельского хозяйства областей и районов созданы специализированные подразделения, осуществляющие сбор, обработку и распространение данных сведений о конъюнктуре в этой сфере.
Практическая польза мониторинга обусловила инициативы, проявляемые в регионах и муниципальных образованиях. Его предметом обычно являются процессы и явления, обусловленные спецификой развития того или иного региона, города или района, сложившимися в них историческими традициями, а также характером и интенсивностью процессов трансформации и развития.
Например, в Республике Татарстан налажен мониторинг 11 социально-демографических групп. В этих целях отработан механизм исчисления совокупного среднедушевого дохода семьи, разработаны социальные стандарты и нормативы,
В Барнауле организован институт мониторинга земель и экосистем, осуществляющий научную поддержку проекта "Устойчивое развитие Алтая как очага древней цивилизации".
В Таганроге внедрена оригинальная технология сбора, хранения и использования данных о городской земле. Рыночный оборот земли стал одним из источников пополнения городского бюджета. При этом были использованы данные зарубежной и отечественной практики: количество земельных участков на территории соотносится с количеством жителей в отношении около 1:5. Сделки с конкретными земельными участками совершаются в среднем один раз в 15-20 лет, причем количество сделок в более крупных поселенческих структурах, например административных центрах регионов, существенно выше.
Расчет показывает, что для региона (города) с населением в 100 000 человек количество земельных участков может составить около 20 000, а сделок с землей - 3,5-4 в день.
Последовательное включение земли в рыночный оборот может принести существенные бюджетные поступления, так как количество землепользователей, работающих или работавших ранее на сельскохозяйственных предприятиях, в фермерских хозяйствах, садово-огородных и т.п. объединениях, превышает 50 млн человек, т.е. третью часть населения России.
Мониторинг доли местной продукции и услуг в Ставропольском крае позволил, во-первых, выявить причины крайне незначительной ее величины в конце 90-х гг. XX в., и, во-вторых, наметить меры по повышению ее удельного веса, в том числе посредством системы госзаказов, организации сети специализированных магазинов и др.
По данным мониторинга можно судить о качественных изменениях в общественно-экономических отношениях в регионе: структуры собственности; развития конкурентной среды; динамики предпринимательства; финансово-экономического состояния отраслей специализации и градообразующих предприятий; зависимости; инвестиций; конкурентоспособности отечественной продукции; "прозрачности" финансовых потоков, в том числе бюджетных средств и т.п.
О процессах в социальной сфере можно судить по динамике экономической активности населения; его участию в корпоративных формах управления (кондоминиумы, кооперативы, товарищества взаимной помощи и др.); изменениям степени дифференциации общества по денежным доходам и потреблению основных видов продуктов питания и услуг; соотношению минимальной и средней заработной платы и др.
Объектами специального мониторингового наблюдения и анализа становятся процессы формирования нового качества управления.
О новациях в этой сфере можно судить по таким основным признакам, как динамика затрат на научное обслуживание управления, подготовку и переподготовку персонала и техническое оснащение управленческого труда; количество предложений специалистов о мерах по совершенствованию условий для саморазвития экономических структур и социальной сферы.

Бенчмаркинг
Относительно новой технологией управления, получившей в последнее время широкое распространение в мировой практике, становится бенчмаркинг. Эта технология тесно связана с мониторингом. Бенчмаркинг - особая управленческая процедура, которая состоит в том, что в практику работы организации внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций - аналогов. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализация передовых методов в собственных условиях. В процессе бенчмаркинга анализируется практика лучших организаций, ищется ответ на вопрос, что, как и почему делают лидеры в процессе удовлетворения потребностей потребителей и клиентов.
Не только руководители коммерческих фирм, но и управляющие организациями общественного сектора, а также государственные служащие многих стран мира стали использовать бенчмаркинг как инструмент оценки выполненной работы в целях передачи передового опыта управления из других успешно действующих организаций.
Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций.
Бенчмаркинг - термин, который первоначально использовался землеустроителями для обозначения степени возвышения. В управлении бенчмаркинг нацелен на выявление и использование лучшего опыта в производстве товаров и услуг.
В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения деятельности организации.
Основное содержание бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались успешнее, сколько выявить факторы и методы работы, которые позволили достичь более высоких результатов. Можно выделять конкурентный и функциональный бенчмаркинг.
Конкурентный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги, и процессы работы прямых конкурентов организации. Функциональный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги и процессы работы организаций, не являющихся прямыми конкурентами данной организации.
Данные о самом лучшем в мире опыте производства продук-'ции или процессе обслуживания иногда трудно выявить в силу того, что исчерпывающая информация требует весьма высоких затрат. Поэтому бенчмаркинг часто использует информацию об организациях, которые просто оказались лучшими по тем или иным параметрам. В последующем могут быть выявлены новые лучшие образцы, и бенчмаркинг приобретает характер непрерывного процесса постоянных усовершенствований.
В отечественной практике прошлых лет бенчмаркинг более известен как использование передового опыта лучших предприятий в рамках соцсоревнования. Однако имеются важные отличия бенчмаркинга, используемого в рыночных условиях, от внедрения передового опыта в рамках соцсоревнования, используемого в условиях централизованной экономики.
Первое отличие: соцсоревнование, как правило, навязывало лучшие образцы сверху, а бенчмаркинг проводится на инициативной основе.
Второе: бенчмаркинг использует передовой опыт не только аналогичных предприятий, но и предприятий из других отраслей и сфер.
Третье: бенчмаркинг не ищет самых лучших образцов для подражания, ему достаточно использовать опыт деятельности, который по тем или иным параметрам оказался лучше, и на этой основе проводить улучшение собственной деятельности.
Четвертое: бенчмаркинг осуществляется, как правило, непрерывно, каждый раз после внедрения тех или иных новшеств проводится новый поиск лучших образцов для передачи передового опыта.
Классическим примером, широко растиражированным в западной литературе по менеджменту, стал бенчмаркинг фирмы "Ксерокс". В начале 1980-х годов подразделение этой фирмы, занятое дистрибьюцией, столкнулось с низкой эффективностью выполнения складских функций. "Ксерокс" целенаправленно изучил практику организации складских работ в различных компаниях и остановился на компании L.L.Bean, в которой складские операции выполнялись весьма эффективно с использованием передовых информационных технологий. Параметры складируемых единиц хранения у этих двух компаний были схожими, что давало основание применить в "Ксероксе" опыт организации складской деятельности L.L.Bean. Главным преимуществом L.L.Bean было то, что она на основе безбумажной технологии организовала выполнение всех складских операций в автоматизированном режиме и на этой основе добилась значительного снижения затрат. Реализация тех же подходов и использование аналогичных информационных технологий позволили "Ксероксу" существенно повысить эффективность складских операций. Интересен этот пример, прежде всего тем, что "Ксерокс" самостоятельно организовал изучение опыта других компаний, выбрал из них наиболее приемлемый, вычленил основные факторы, позволившие L.L.Bean достичь значительных показателей в своей деятельности, а затем с успехом внедрил успешный опыт L.L.Bean в собственную практику.
Бенчмаркинг нашел свое применение не только в коммерческих предприятиях, но и в государственном управлении. Национальные и местные правительства многих стран мира ищут способы уменьшить расходы, увеличить эффективность управления, усилить отдачу потраченных бюджетных средств, повысить качество услуг, предоставляемых гражданам. Однако чтобы это сделать, необходимо кропотливо и внимательно изучать имеющийся опыт и перенимать приемы и методы управления наиболее успешно действующих организаций как общественного, так и частного сектора. Бенчмаркинг является той управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта.
Для органов регионального управления наибольший интерес представляет пример деятельности аудиторской комиссии в Великобритании. Она осуществляет постоянный мониторинг качества менеджмента местных органов власти, а также организаций общественного сектора, которые действуют на местном уровне. При этом мониторинг опирается на систему показателей, которые включают в себя многие детальные показатели деятельности учреждений здравоохранения, полиции, местных органов власти и пр. Данный мониторинг направлен на выявление расхождения в эффективности использования бюджетных средств, потраченных на те или иные нужды. На основе данного мониторинга аудиторская комиссия выявляет передовой опыт лучшего с точки зрения показателей социально-экономической эффективности использования бюджетных средств финансирования государственного учреждения (им может оказаться лучшая школа, лучший госпиталь, лучшая пожарная команда и пр.). Затем лучший опыт изучается, выявляются те практические шаги, которые позволили получить лучшие результаты, затем этот опыт описывается и тиражируется при непосредственном участии сотрудников аудиторской комиссии. Таким образом, контроль, который осуществляет аудиторская комиссия, своей конечной целью имеет повышение эффективности работы многих государственных учреждений и в конечном счете повышение эффективности каждого бюджетного фунта стерлингов.
Бенчмаркинг представляет собой успешную управленческую технологию, которую целесообразно использовать в отечественной практике. Это использование может оказаться весьма успешным, тем более что имеется значительный практический опыт по применению методов соцсоревнования в государственной сфере в недавнем прошлом.
Одним из возможных подходов к использованию бенчмар-кинга является участие в различных рейтингах и оценках качества систем управления. Любое общественное признание, основанное на результатах, достигнутых в процессе открытого и гласного соревнования, может способствовать повышению качества государственного управления. Оценка качества работы государственной организации, выполненная независимыми комиссиями или общественными организациями и получившая общественное признание, содействует повышению качества управления в государственных и муниципальных органах управления. Любые общественные оценки, рейтинги и общественные конкурсы делают процесс государственного и муниципального управления более прозрачным и эффективным. В связи с этим на первых этапах использования бенчмаркинга в отечественной практике государственного и муниципального управления целесообразно организовать разнообразные конкурсы и рейтинги органов местного управления и самоуправления, а также оценки качества использования бюджетных средств.
В последнее время в ряде стран бенчмаркинг развивается в направлении создания кооперативов бенчмаркинга. Группы организаций или подразделений собираются, чтобы учиться друг у друга, используя для самооценки идентичные индикаторы. Это приводит к дальнейшему развитию организаций общественного сектора, повышению их эффективности. Это крайне интересное направление деятельности может найти свое развитие в отечественной практике, в том числе на базе таких организаций, как союзы городов, региональные ассоциации местного самоуправления и пр.
Бенчмарки нг может рассматриваться как своеобразная технология обучения. Бенчмаркинг сам по себе должен быть ориентирован прежде всего на обучение. Эффект обучения в бенчмар-кинге может возникнуть лишь при соответствующих организационных и культурных предпосылках. Это прежде всего необходимый уровень децентрализации управления, делегирование полномочий, отсутствие вертикальной иерархии и наличие средств горизонтальной координации. В то же время сам по себе бенчмаркинг играет подчиненную роль в рамках общей стратегии обучения организаций. Необходимым элементом этой стратегии является обучение тому, как следует обучаться. Дело в том, что многие организации все еще не адаптированы к новым условиям, требующим непрерывного и постоянного процесса обучения, и их способность к обучению находится ниже необходимого уровня. В связи с этим в программах обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих целесообразно предусматривать специальные тренинги, нацеленные на использование новых методов менеджмента в государственном и муниципальном управлении, а также тренинги, развивающие у государственных и муниципальных служащих способности к обучению и самообучению
Бенчмаркинг можно рассматривать как инструмент всеобщего управления качеством. Этот инструмент с успехом используется в ряде корпораций. Бенчмаркингу помогает ориентация на стандарты управления качеством и, прежде всего, стандарты ИСО серии 9000. Эти стандарты дают всемирно признанный ориентир для управления качеством. Это дает возможность при применении бенчмаркинга делать выводы относительно того, как и в каком направлении развивать управление, и одновременно дает точку отсчета для оценки системы управления. Выполнение стандартов ИСО 9000 не только в коммерческих, но и в государственных организациях, в том числе в органах регионального и муниципального управления, - важный шаг к повышению эффективности их работы. В настоящее время система
Всеобщего управления качеством достаточно широко применяется в деятельности коммерческих организаций всех стран мира. Думается, что все основные подходы, используемые во Всеобщем управлении качеством, с успехом могут применяться в деятельности местных органов власти.
Качество предоставляемых услуг становится центральным моментом в работе многих органов местного управления и местных органов власти. Учитывая практику управления качеством в коммерческих организациях, достижение качества должно опираться на соответствующие стандарты, а оценка качества предполагает процедуру внешнего аудита.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных