ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ. ТЕМА 1. МАЖОРНО-МИНОРНАЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМАМажоро-минорная ладогармоническая система - многоголосный лад смешанного типа, объединяющий аккорды мажора и минора в рамках одной тонально-гармонической системы. Процесс взаимопроникновения начался с того времени, как были оформлены лады. Сначала преобладал мажор, так как мажорная терция ближе к ряду обертонов. Наиболее распространённые разновидности: 1.Одноимённый мажоро-минор - мажорный лад, обогащённый аккордикой и мелодическими оборотами одноименного минора - низких VI и III ступеней. 2.Параллельный мажоро-минор – лад, обогащенный аккордами гармонического мажора и гармонического минора. Мажоро-минор, наряду с хроматической системой, представляет собой один из типов расширенной ладовой системы («расширенной тональности» по определению Г.Л. Катуара в «Теоретическом курсе гармонии», 1924; И.В. Способина в «ЭТМ»). 3. Одноимённый миноро-мажор (встречается несколько реже) - минор, обогащённый элементами одноименного мажора - высоких III и VI и других ступеней. Применение специфической гармоний мажоро-минора придаёт ладу многокрасочность, яркость, украшает мелодику свежими полиладовыми оборотами. Исторически мажоро-минор развился в недрах классической тональной системы. Представление о диатонических мажоре и миноре логически предшествует понятию мажоро-минор. Однако родственное явление встречается в старомодальной гармонии XVI веке (как бы первичный, ещё недифференцированный мажоро-минор), где правилом было завершать кадансы минорных дорийского, фригийского и эолийского «тонов» мажорным трезвучием. Остатки этой недифференцированности органически вошли в тональную систему в виде мажорной доминанты минора и взаимодействия её с аккордами натурального минора (см., напр., 8-11-й такты 2-й части "Итальянского концерта" Баха) и заключительное мажорное тоническое трезвучие (с «пикардийской» терцией) в миноре. В эпоху барокко мажор и одноименный минор встречаются в рамках одного построения (прелюдия D-dur из 1-й части «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха, такты 27-35), но лишь изредка в мажор внедряются аккорды одноименного минора (И.С. Бах, хоральная прелюдия «О Mensch, bewein’ dein’ Sünde gross» для органа). У венских классиков мажоро-минор становится более сильным гармоническим средством вследствие поляризации контраста между чётко разграниченными мажорным и минорным ладами. Одноименная переменность виртуозно используется в предыктах, предкадансовых участках, в серединах и разработках (модуляция D-dur - А-dur в I части 2-й симфонии Л. ван Бетховена), иногда с подчёркнуто колористическим эффектом (I часть 16-й фортепианной сонаты Бетховена). В вокальной музыке внедрение аккордов противоположного по наклонению лада может отражать контрастные поэтические образы (ария Лепорелло из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан»). Расцвет мажоро-минора во всех его разновидностях приходится на эпоху романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Лист, Р. Вагнер, Э. Григ, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов). Мажоро-минорные смешения достигают наибольшей густоты и сочности, распространяясь на соотношения и тональностей, и аккордов, и мелодических оборотов. Наслаиваясь друг на друга, отношения мажоро-минора порождают типичные для эпохи терцовые цепи (например, замкнутое секвентное последование трезвучий, отстоящих на большую терцию друг от друга, в I части «Антара» Римского-Корсакова). В музыке XX века мажоро-минор используется как нормативное средство наряду с ещё более расширенной хроматической системой (у С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, П. Хиндемита и других композиторов). Как особая ладовая система мажоро-минор был теоретически осознан в конце XIX – 1-й половине XX веков. Теоретики 1-й половины и середины XIX века (Г. Вебер, А.Б. Маркс) понимали лад строго диатонически, трактуя элементы «противолада» как выход за пределы системы («leiterfremde» - «чуждые гамме», по немецкой терминологии). В теории тональности Франсуа-Жозефа Фетиса, бельгийского музыковеда и композитора, (1784 – 1871) элементы мажоро-минора описываются в новых терминах. Ценность представляет его труд по истории гармонических систем(1844). Фетис высказал передовые для его времени идеи о подчинении всех гармонических явлений закону тяготений тонов, установил 4 фазы в истории развития гармонии – унитональность (без тональной модуляции), транзитональность (с применением модуляции в близко родственные тональности), плюритональность (с модуляциями и в отдаленные тональности) и омнитональность (буквально - «всетональность»; смешение элементов всех тональностей, когда за каждым аккордом может следовать каждый — по мысли Танеева). X. Риман, говоря о «смешанных наклонениях» и называя их «минор-мажором» и «мажор-минором», имел в виду очень ограниченные виды таких смешений (например, минорную субдоминанту в мажоре). Развёрнутое учение о мажоро-минор имеется у бельгийского музыковеда Франсуа Огюста Геварта (1828-1908). В русской литературе идея мажоро-минора появляется у Б.Л. Яворского (термины: первоначально «мажоро-минорный», впоследствии - «цепной лад»). Сходную с Гевартом теорию мажоро-минора выдвинул Г.Л. Катуар (под названием «мажоро-минорная десятитонная система») и развил далее И.В. Способин.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|