Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕОРИЯ МУЗЫКИ ЛЕКЦИЯ 3. КВАРТО-КВИНТОВЫЙ КРУГ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Квинтовый круг тональностей, или, как его ещё называют, квартово-квинтовый круг – в теории музыки это схематическое изображение последовательно расположенных тональностей. Впервые квартово-квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» от 1679 года русско-украинского композитора Николая Дилецкого.

Принцип выстраивания всех тональностей по кругу основан на равномерном удалении их друг от друга по интервалам чистой квинты, чистой кварты и малой терции. В музыке используются два основных лада – мажорный и минорный.

Квинтовый круг мажорных тональностей создан для того, чтобы было легче разобраться в существующих 30 тональностях, мажорных из которых – 15. Эти 15 мажорных тональностей в свою очередь делятся на семь диезных и семь бемольных, одна тональность – нейтральная, в ней нет никаких ключевых знаков.

У каждой мажорной тональности есть своя параллельная минорная. Для определения такой параллели необходимо от заданной ноты выбранного мажорного лада построить вниз интервал «малая терция». То есть отсчитать три ступени (полтора тона) от данной исходной точки в направлении понижения звуков.
Если двигаться по окружности слева направо, в направлении повышения звуков, то мы получим диезные тональности. Следуя, наоборот, справа налево по окружности, то есть в сторону понижения звуков (то есть если строить квинты вниз), мы получим бемольные тональности.

 

Вообще, квинтовый круг мажорных тональностей не замыкается, устройство его скорее больше походит на спираль. С каждой новой квинтой происходит переход на новый виток, как в пружине и трансформации продолжаются. С каждым переходом на новый уровень спирали к очередным тональностям прибавляются знаки при ключе. Их количество растёт и в бемольном и диезном направлениях. Просто вместо обычных бемолей и диезов появляются дубль-знаки: дубль-диезы и дубль-бемоли.
Одноимённые тональности различаются на три знака. Напоминаю, что одноимённые тональности – это те, у которых одна и т а же тоника, но противоположное ладовое наклонение (ну, к примеру, фа мажор и фа минор, или ми мажор и ми минор и т.д.). Так вот, в одноимённом миноре всегда на три знака меньше по сравнению с одноимённым мажором. В одноимённом мажоре, по сравнению с одноимённым минором, наоборот, на три знака больше.
Кварто-квинтовый круг отображает наиболее используемые тональности, и их энгармоническое равенство (тональность Фа-диез мажор энгармонически равна тональности Соль-бемоль мажор).


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ. ТЕМА 1. МАЖОРНО-МИНОРНАЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | ТЕОРИЯ МУЗЫКИ ЛЕКЦИЯ 4. ЗВУКОВЫСОТНЫЕ СООТНОШЕНИЯ СТУПЕНЕЙ ЛАДА.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных