Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения




Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много психических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее предпринимательскую деятельность и, естественно, не дающее возможность создать положительный деловой имидж. В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы их приостановки. Рассмотрим их в порядке перечисления.

1. Всегда разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на рациональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется процесс поведения.

2. Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуаций? Сыграйте роль этого человека. Это поможет забыть про себя и охладить гнев.

3. Можно представить и такую картину. Между вами и вашим партнером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слышите, что он говорит. Отпадает нужда отвечать тоже «рычанием». Найдите деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбившийся набок галстук и т.н.) и посмотрите внима­тельно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услышите в ответ: «Какая, к черту, пуговица!» Покажите: «Вот эта».

4. Вы закипели от гнева, готовы кинуть партнеру тяжелые слова, но пересильте себя: спокойно, вы уверены, вы владеете собой, улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка.

Большое значение в решении конфликта имеет применение техники самоуспокоения. Основные методы самоуспокоения - это рационализация, визуализация и релаксация.

Метод рационализации гнева требует, прежде всего, осмысления причины, поро­дившую гнев, и придать ей другое значение. Поищите что-либо положительное в том, что случилось

Метод самоуспокоениявизуализация гнева.

Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении как бы на внутреннем экране и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание, зрительно представить позитивную, юмористическую картинку, например, уменьшить рост человека, вызвавшего ваш гнев или увидеть этого человека в смешном виде.

Метод самоуспокоениярелаксация (сила связи между нервной и мышечной системами). Ее техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности:

1. Прежде всего, попытайтесь смягчить свой гнев и унять свою агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.

2. Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутотренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а настоящую, но, правда, весьма ироничную

3. Чтобы быстрее успокоиться, остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Следите за своим дыханием. Делайте его как можно более глубоким.

4. Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше.

Для сглаживания конфликта соблюдайте следующие 8 правил критики:

1. Прежде всего, выслушайте объяснения.

2. Сохраняйте ровный тон.

3. Прежде чем критиковать - найдите, за что похвалить.

4. Критикуйте поступки, а не человека.

5. Не ищите "козла отпущения".

6. Ищите вместе решение, а не обвиняйте.

7. Не критикуйте при свидетелях!

8. Помните: ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции.

 

6 способов прекратить разговор, не обидев собеседника:

1. Поблагодарите (за содержательную беседу, за информацию, за откровенность, за то, что нашел время зайти, и т.п.).

2. Кратко объясните, как собираетесь поступить, и покажите, что приступаете к этому немедленно.

3. Предложите собеседнику срочно сделать что-то, объяснив, почему это лучше сделать безотлагательно.

4. Встаньте, пожмите руку, попрощайтесь.

5. Проводите посетителя до двери.

6. Приведите в действие "соглашение о спасении".

 

ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 7.

Задание 7.1.

Определите вид конфликта по каждой ситуации, выделите конфликтоген, вид метода решения конфликта и предложите способ ликвидации конфликта.

Ситуация 1.

На сегодняшнее утро вы для беседы вызвали подчиненного, который часто опаздывает на работу. Вы задержались дома и пришли на работу с опозданием. Подчиненный ждет вас. Может ли эта ситуация перерасти в конфликт? Как вы поведете себя?

Ситуация 2.

Покупатель увидел на витрине понравившийся ему галстук. Он проявил желание купить его. Продавщица ответила: "К сожалению, мы не снимаем товары с витрин. Может вам понравится какой-нибудь из этих галстуков". "Нет, я хочу именно этот" - последовал ответ. Ваши дальнейшие действия как продавца.

Ситуация 3.

На работника поступило анонимное письмо. Его обвиняют в аморальном поведении в одной из командировок. Вскоре об этом узнали многие члены коллектива. Анализ показал, что письмо - злостная клевета. Какие действия должен предпринять руководитель?

Ситуация 4.

В фирме назрел конфликт между отделом сбыта и кредитным отделом. Стараясь увеличить объем продаж, отдел сбыта не укладывается в рамки, установленные отделом кредитов. Это ведет к сокращению возможностей получения кредитов и, следовательно, к снижению авторитета кредитного отдела. Ваши действия как руководитель фирмы, по предотвращению ситуаций.

Ситуация 5.

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью. В чем причина конфликта?

 

Задание 2.

Проанализируйте свои качества по следующим личностным тестам.

Тест 1. "Вы не конфликтная ситуация личность?

Этот тест поможет вам определить, тактичный или конфликтный вы человек. Для этого вы должны от­метить один из трех вариантов ответа, в наибольшей степени характеризующий вас.

Вопросы.

1. Представьте, что в общественном транспорте на­чинается спор. Что вы предпринимаете:

а) избегаете вмешиваться;

б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;

в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точ­ку зрения?

2. На собрании вы критикуете руководство допу­щенные ошибки:

а) нет;

б) да, но в зависимости от вашего личного отно­шения к нему;

в) всегда критикуете за ошибки?

3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который кажется вам нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

а) если другие вас поддержат, то да;

б) вы обязательно будете поддерживать свой план;

в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных и т.п.?

4. Любите ли вы споритьсо своими коллегами, друзьями:

а) только с теми, кто не обижается, и когда спо­ры не портят ваших отношений;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) вы спорите со всеми и по любому поводу?

5. Кто-то пытается пролезтьвперед вас без очере­ди. Ваши действия:

а) считая, что и вы не хуже его, пытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете негодование?

6. Представьте себе, что рассматривается рациона­лизаторское предложение, экспериментальная ра­бота вашего коллеги, в которой есть смелые пред­ложения, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

а) выскажетесь и о положительных, иоб отрица­тельных сторонах этого проекта;

б) выделите положительные стороны работы и предложите предоставить возможность про­должить ее;

в) вы станете критиковать ее: чтобы быть новато­ром, нельзя допускать ошибок?

7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости бережливости, экономии, а сама то и дело. Покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:

а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорите, что эта вещьбезвкусная;

в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого?

8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете:

а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за плохо воспитанных чужих озорников?»;

б) делаете замечание;

в) если это происходит в общественном месте, то вы их отчитаете?

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае вы не даете ему чаевых, кото­рые заранее приготовили, если бы он поступил честно;

б) просите, чтобы он еще раз посчитал сумму;

в) это будет поводом для скандала?

10. Вы в доме отдыха. Администратор сам развлека­ется, вместо того чтобы выполнять свои обязанно­сти, не следит за уборкой в комнатах, разнообра­зием меню. Возмущает ли вас это:

а) да, но полагаете, что если вы даже и выскаже­те ему какие-то претензии, вряд ли это что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

в) вы вымещаете недовольство на младшем пер­сонале — уборщицах, официантках?

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждае­тесь, что он прав. Вы признаете свою ошибку:

а) нет;

б) разумеется, признаете;

в) какой же у вас авторитет, если вы признаете, что были не правы?

Ключ:

за каждый вариант ответа «а» — 4 балла;

за каждый вариант ответа «б» — 2 балла, за каждый вариант ответа «в» — 0 баллов.

Диагноз и консультация психолога. Сумма от 30 до 44 баллов. Вы тактичны, не лю­бите конфликтов, даже если и можете их сгладить, из­бегаете критических ситуаций. Когда же вам прихо­дится вступать в спор, то вы учитываете, как это от­разится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окру­жающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем са­мым вы теряете уважение к себе и в глазах других?

От 15 до 29 баллов. О вас говорят, что вы конф­ликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое рвение, невзирая на то, как отразится это на вашем положении. И вас за это уважают.

От 10 до 14 баллов. Вы ищете поводов для спо­ров, большая часть которых излишня, мелочна. Лю­бите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем по­скандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?

 

Тест 2. "Самооценка рационального поведения в конфликте"

Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале на следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 — для вас не характерно такое поведение.

№   Позиция       Оценка  
  Критически оцениваю партнера       1 2 3 4 5  
  Приписываю ему низменные или плохие намерения       1 2 3 4 5  
  Демонстрирую знаки превосходства       1 2 3 4 5  
  Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру       1 2 3 4 5  
  Игнорирую интересы соперника       1 2 3 4 5  
  Вижу все только со своей позиции       1 2 3 4 5  
  Уменьшаю заслуги партнера       1 2 3 4 5  
  Преувеличиваю свои заслуги       1 2 3 4 5  
  Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера       1 2 3 4 5  
  Раздражаюсь перед партнером множество претензий       1 2 3 4 5  
    Раздражаюсь, перехожу на крик, повышение голоса       1 2 3 4 5  

 

Оценка результатов

Отклонение вправо от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточ­ными навыками рационального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального по­ведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конф­ликте и заняться тренировками.

Тест 3. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте

Проанализируйте свои действия по пяти позициям «мудрого поведе­ния» в конфликтах, которые происходили с вашим участием и оцени­те их по пятибалльной шкале по следующей матрице:

№п/п   Позиция   Оценка   Позиция  
  «Открытость» ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента   5 4 3 2 1   Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента  
  Позитивное отношение к оппоненту   5 4 3 2 1   Негативное отношение к оппоненту  
  Рациональное мышление. Вы контролируете свои эмоции   5 4 3 2 1   Вы отдаетесь стихиям и эмоциям  
  Сотрудничество. Вы не делаете ставку на односторонний выигрыш, а ориентируетесь на равенство и сотрудничество   5 4 3 2 1   Вы стремитесь к одностороннему выигрышу  
  Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть   5 4 3 2 1   Вы нетерпимы к оппоненту, вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения, не совпадающая с вашей  

 

Оценка результатов

Отклонение влево от показателя "3" по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками "мудрого поведения" в конфликте.

Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными признаками "мудрого поведения" в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

 

ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных