ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА В КЛАССИЧЕСКОЕ ВРЕМЯЛекция 8 Постепенно в боях патрициев с плебеями к III в. до н.э. сложилось классическое римское государство. Римляне называли его республика (res publica), то есть общее достояние. Если бы мы спросили какого-нибудь афинянина эпохи Перикла, чем Афины более всего гордятся, он, вероятно, показал бы нам Акрополь с беломраморными храмами статуями, театр Диониса, где игрались пьесы Эсхила и Аристофана, попытался бы рассказать нам о достижениях греческой науки. Иными словами, Афины более всего гордились своей высокой культурой. Если бы мы обратились с аналогичным же вопросом к римлянину III в. до н.э., он, несомненно, сказал бы, что римляне более всего гордятся своим государственным строем и моральными качествами своих граждан. При этом они считали, что это вещи взаимосвязанные. Самый лучший народ в условиях деспотизма постепенно вырождается, становится раболепным, трусливым, лживым. С другой стороны, самый лучший строй, данным развращенному народу, не принесет ничего, кроме коррупции и бандитизма. Строй воспитывает граждан, граждане поддерживают строй. Греки познакомились с римской республикой в IV—III вв. до н.э. Они все признавали ее заслуживающей похвал и уважения. Однако с точки зрения греческой науки трудно было определить государственный строй Рима. Как мы помним, греческие ученые выделяли три правильные государственные формы: монархию, законную власть одного; аристократию, законную власть немногих, и демократию, власть всего народа при условии, что народ этот чтит свои законы. Но ни одна из этих форм неприемлема была для Рима. В 168 г. до н.э. в Рим приехал Полибий, впоследствии крупнейший историк. Римский строй его очень заинтересовал. Именно в нем он видел причину всех великих побед Рима. Полибий жил в Риме семнадцать лет, бывал в сенате и народном собрании, дружил со многими римскими политиками. И он пришел к неожиданному выводу. По его словам, республика не является ни монархией, ни аристократией, ни демократией, но равномерным смешением монархического, аристократического и демократического элементов. От монархии в Риме власть консулов, от аристократии – сенат, от демократии – народное собрание. Римляне полностью согласились со взглядами Полибия. Впоследствии их развивал великий римский оратор Цицерон. Теперь остановимся на этих элементах подробнее. Консулы это высшие должностные лица Рима. Их было двое, и они избирались народом на один год. А через год слагали полномочия и давали народу отчет в своей деятельности. Консулы прежде всего главнокомандующие. Они заведуют всем, что связано с войной. И, если мы вспомним, что Рим воевал всегда, и что в Риме была железная дисциплина, мы поймем, что власть консулов была поистине огромна. В мирное время консул мог собирать сенат и народное собрание. Но, как мы увидим, это могли делать не только консулы. Собирая сенат, консул мог достаточно жестко определить повестку дня. Консулы представляли лицо государства для иностранных держав. Кроме того, консулы могли на одни сутки арестовать римского гражданина. Более чем на сутки римлянина арестовать вообще было нельзя. Консулы заимствовали даже внешние признаки царского достоинства. По преданию, когда изгнали царей, то все атрибуты власти передали консулам, но дабы Рим опять не стал монархией, решили, что, во-первых, их должно быть двое; во-вторых, они должны властвовать только год. Они носили царское одеяние с пурпурной каймой и сидели в кресле из слоновой кости, как бы на троне. Это кресло называлось курульным. Консулов сопровождала почетная свита из 12 ликторов, которые несли знаки консульского достоинства – фасции, пучки прутьев и секиры[1]. Первоначально, секира означала право жизни и смерти. Потом все изменилось, поэтому в черте города Рима консулы вынимали секиры и склоняли фасции перед народом. Ликторы выполняли приказы консулов. Например, именно ликтор отводил в тюрьму арестованного человека. Таковы полномочия консулов. Сенат – это высший совет республики. Сенаторов было около трехсот. Состоял сенат из бывших должностных лиц, то есть после того, как они были выбраны, год исполняли свои обязанности, отчитывались перед народом, их зачисляли в сенат. Сенаторов назначали пожизненно. Был только один случай, когда сенатора можно было удалить из сената. Его мы рассмотрим позднее. Таким образом, сенаторы были выбраны народом и проверены на деле. Сенат прежде всего заведовал казной. Это было заимствовано всеми европейскими государствами. Высший совет держит в руках все финансы. Можно вспомнить борьбу короля и парламента в Англии XVII в. Король, например, объявлял войну. Парламент не мог ему этого запретить. Но он мог отказать ему в субсидии. Такую же картину мы видим в Риме. Консул, опираясь на народное собрание, мог начать войну. Но сенат мог не давать ему на эту войну денег (во второй части нашего пособия мы столкнемся с такими случаями). Вторая прерогатива сената – это дипломатия. Только сенат принимал иноземных послов, и только сенат давал наказы своим послам. Мы помним, что в Афинах послов принимало народное собрание. Не всегда это кончалось для Афин удачей. В комедиях Аристофана представлены ловкие восточные дипломаты, которые водят за нос простодушный афинский народ, суля ему златые горы. В Риме же дипломатия была в руках профессионалов. В Афинах не было и не могло быть дипломатической тайны. В Риме она была. Чаще всего заседания сената были открытыми. Но бывали случаи, когда сенат заседал при закрытых дверях. Сенатор во время заседания был неприкосновенен. Его нельзя было арестовать. Нельзя было даже прервать его речь – положение, заимствованное английским парламентом. Полибий говорит, что, если мы посмотрим на полномочия консулов и сената, то увидим, что они огромны. Мы можем спросить себя, что же остается на долю народа и остается ли вообще хоть что-нибудь. И он отвечает, что остается, притом важнейшие вещи. Первое. Только народ объявляет войну и заключает мир. Второе. Только народ принимает законы, то есть народное собрание является высшим законодательным органом. Третье. Народ выбирает всех должностных лиц и слушает их отчет. Для обсуждения всех вопросов народ собирался на Форуме, площади между двумя холмами Капитолием и Палатином. Поэтому для римлянина «форум» – в переносном смысле общественная жизнь. Отсюда слово форум вошло во все европейские языки. В Афинах народное собрание собиралась приблизительно раз в девять дней. В Риме оно собиралось нерегулярно. Созывать народ могли только некоторые должностные лица. Однако собирался народ очень часто и на народном собрании обсуждались все политические вопросы. Фактически должностное лицо о каждом своем шаге докладывало народу. Теперь остановимся на полномочиях народа подробнее. Принятие законов. В Афинах закон мог предложить любой гражданин. В Риме – только должностное лицо. Закон впоследствии носил его имя, например, Корнелиев закон, Семпрониев закон и. т. д. Примерно за месяц до голосования текст законопроекта вывешивался на улицах и площадях города. Как мы уже говорили, грамотность была поголовная, поэтому все граждане успевали с ним ознакомиться. Затем магистрат созывал народное собрание, разъяснял отдельные пункты и вообще говорил в пользу закона. Любой человек мог выступить с критикой закона или предложить в нем какие-то изменения. Но хозяином был только автор законопроекта. Он мог ничего не учесть и поставить закон на голосование. Но иногда, чувствуя, что его предложение все равно провалится, он брал его обратно. Магистраты. Должностные лица в Риме назывались магистраты, а отправляемая ими должность – магистратура (слова эти вошли во все европейские языки). Все магистраты избирались народом, были ему подотчетны и коллегиальны; все (за исключением цензоров) выбирались на один год. Это напоминает нам Афины. Но было отличие. В Афинах все, кроме стратегов, выбирались жребием; в Риме же – только голосованием. Поэтому происходила предвыборная борьба. В определенный день человек, желавший баллотироваться на должность, являлся в ослепительно белой тоге. Ослепительно-белая тога по-латыни toga candida, а одетый в белое – candidatus. Отсюда наше слово кандидат. Далее кандидат обходил избирателей и просил отдать ему голоса. Он мог давать весьма смелые обещания: завоевать какую-нибудь страну или провести угодные народу законы. Став магистратом, он мог позабыть свои обещания. Но он должен был помнить, что всего через год он будет отчитываться перед своими избирателями. Был один любопытный момент во время избирательной кампании. В Риме считалось, что магистрат должен знать всех граждан в лицо. Иначе, как войдет он в нужды людей, которых не знает? Пока Рим был маленьким городком, требование это было совершенно реально. Но, когда он стал насчитывать несколько сотен тысяч граждан, положение кандидата стало трудным. Поэтому он прибегал к услугам номенклатора. Это человек, часто раб, в обязанности которого входило знать имена всех граждан сначала всего Рима, а потом какого-нибудь его района. Так что у одного человека могло быть несколько номенклаторов. И вот гордый аристократ шел по улице в сопровождении номенклатора, останавливался перед каждым бедняком, пожимал ему руку и заботливо расспрашивал о здоровье всех родных и свояков, в то время, как раб тихо шептал ему на ухо их имена. И избиратель чувствовал, что будущий консул человек простой и входит в нужды народа. В Риме были следующие магистраты. Квесторы ведали казной; эдилы заведовали снабжением города продовольствием, порядком в Риме и устраивали праздники; преторы занимались судом; о консулах мы уже говорили[2]. Мы подробно остановимся на двух магистратурах: трибунах и цензорах. Мы уже говорили, что институт народных трибунов возник во время борьбы патрициев и плебеев и именно благодаря трибунам плебеи вышли победителями из этой борьбы. Их было 10 человек, и они ежегодно переизбирались. Мы видели, что каждый магистрат в Риме имеет строго определенные функции. Каковы же обязанности трибуна? Это защитник народа, всего народа в целом и каждого отдельного гражданина. Для того, чтобы он мог осуществлять эту защиту, у него есть два права. Во-первых, право вето. Veto по-латыни значит «запрещаю». Это магическое слово в устах трибуна. Если он его произнесет, любое действие должно остановиться. Консул, собирающийся огласить текст закона, должен прервать свою речь на полуслове. Народный трибун может опечатать казну, словом, остановить любое начинание. Второе право трибуна – принимать апелляции. Любой человек, терпящий злоупотребление от высший магистратов, мог апеллировать к трибуну. Например, консул, как мы уже говорили, может арестовать любого гражданина. Но гражданин этот может апеллировать к трибуну. И, если тот найдет, что человек невинен, он приказывает его отпустить. Таким образом, народный трибун часто противостоит консулу. Но мы знаем, что консула окружает свита из ликторов. У трибуна же нет ничего, кроме его слова. Так не должен ли он трепетать перед консулами, не являются все права его – правами на бумаге? Что защитит его от гнева высших магистратов? Нет, он защищен, он как за каменной стеной. Дело в том, что народный трибун – лицо священное и неприкосновенное. Не только убить или арестовать его нельзя. Толкнуть его, сказать ему грубое слово считалось кощунством. Более того. Трибун может арестовать на сутки самого консула. Конечно, такие случаи в истории Рима не часты. И все-таки известно, что трибун Ливий Друз арестовал консула за то, что тот прервал его речь. Мы видим, что власть трибуна велика. Зато он должен терпеть некоторые неудобства. Он не может ни на день уехать из Рима. Он не может даже в полночь запереть двери своего дома. Ибо в любой день и час обиженные и нуждающиеся должны иметь возможность к нему обратиться. Вторая магистратура, на которой необходимо остановиться, это цензура. Цензоров было двое. Они выбирались раз в 5 лет на полтора года. Чаще всего цензура была вершиной карьеры человека. Цензором становились, уже пройдя все прочие магистратуры. В Европе цензором называют чиновника, который просматривает рукописи, чтобы выяснить, не содержится ли в них каких-нибудь высказываний против правительства или религии. Он может запретить книгу или вычеркнуть из нее крамольные места. В этом смысле в Риме никакой цензуры не существовало. Можно было писать и говорить что угодно. В Афинах было не так. Самым страшным обвинением было кощунство. Кощунством считали отрицание или даже малейшее сомнение в существовании богов. Сократ был за неверие в богов казнен, знаменитый ученый Анаксагор брошен в тюрьму. А, когда философ Протагор написал, что не знает, существуют ли боги или нет, то был изгнан из Афин. В Риме тоже судили за кощунство. Но кощунством считалось оскорбление чужого религиозного чувства. Разбить статую, разграбить храм – все это было кощунством. А вера считалась личным делом каждого. Чем же в таком случае занимался цензор? Прежде всего он проводил перепись населения. Поэтому Рим уникальный для древности город. Если о других городах мы гадаем и вычисляем количество граждан иногда с точностью до 5, а то и 10 тыс. человек, то в Риме мы всегда знаем точное число граждан. Против каждого имени цензор ставил его имущественный ценз, отсюда его название. Но почему же тогда слово «цензор» перешло в Европу именно в таком смысле? Дело в том, что у цензора было еще одно право, которое античные писатели называют грозным. Они могли карать преступления, против которых закон бессилен, – трусость, ложь, предательство. Уличенного в этих грехах человека не удаляли и не казнили, но изгоняли из сената, то есть устраняли от управления. Цензорское клеймо считалось большим позором. Фактически изгонялся человек на 5 лет, ибо следующие цензоры могли восстановить его в правах. Цензор стоял на ступенях храма Кастора, который высился посреди Форума. Мимо шли люди, а он останавливал их, громко перечисляя их прегрешения. Человек не мог одновременно занимать две магистратуры, например, быть трибуном и консулом. Ни одну магистратуру нельзя было занимать дважды. Исключение составляли консулы. Консулом можно было быть дважды в жизни с интервалом в 10 лет. Преторы, консулы, цензоры и трибуны могли собирать народное собрание и предлагать законы. Чаще всего законодателями были трибуны. Если Риму угрожала смертельная опасность, выбирали диктатора. Слово его считалось законом. Все прочие магистраты слагали свои полномочия. Сохраняли свою власть только трибуны, но теряли право вето. Диктаторы сопровождало 24 ликтора. Диктатора выбирали на неопределенный срок, пока он не выполнит возложенную на него задачу. Но он не мог сохранять власть дольше шести месяцев. Награды и наказания. Награды и наказания в Риме связаны с римской традицией и образом мысли, менталитетом. Поэтому нам сложнее всего их понять, как сложно понять кодекс чести самураев и даже средневековых рыцарей. Высшая награда, которой мог быть удостоен римлянин, это дубовый венок. Его получал воин, на поле боя спасший римского гражданина. Что венок был именно дубовый (а, скажем, не золотой), было связано с римскими понятиями о чести. Более всего римлянин ценил не богатство, а славу. Перед человеком в дубовом венке почтительно вставали сенаторы и сам консул. Для полководца высшей наградой был триумф. Если главнокомандующий одержал крупную победу в справедливой (т. е. санкционированной народом) войне, то его удостаивали триумфа. В определенный день он въезжал в Рим на золотой колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней. На нем было пурпурное одеяние самого верховного бога Юпитера. Над головой его служитель держал чеканный золотой венец. За ним следовали его воины в праздничных одеждах. Триумфатор объезжал весь Рим. Его встречали с восторгом, его путь устилали цветами. Обойдя весь город, триумфатор поднимался на Капитолий и входил в храм Юпитера Всеблагого и Величайшего. Там он оставлял свою одежду и спускался уже обычным человеком. Но триумф считался величайшей честью. Люди с гордостью говорили, что их предок с триумфом въехал в Рим. Приведу один пример. Некий полководец закончил войну и, хотя не совершил ровно ничего достойного славы, стал домогаться триумфа. Наконец, всеми правдами и неправдами он добился у народа разрешения на эту почесть. Но тут один суровый трибун, возмущенный подобным поведением, сказал, что если полководец вздумает исполнить свое намерение, он своими руками стащит его с триумфальной колесницы. Трибун – лицо священное и неприкосновенное, поэтому угроза была очень страшна. Полководец призадумался: если он решится на триумф и его стащат с колесницы, это будет несмываемый позор, но, с другой стороны, отказаться от триумфа он уже не имел сил. И он придумал. В назначенный день он появился во главе триумфального шествия. Трибун в гневе приблизился, чтобы осуществить свое жестокое намерение. И тут он увидел, что триумфатор взял на колесницу свою дочь, которая крепко обнимала отца. Трибун не мог оскорбить девушку, ему оставалось только отступить Наказания удивляют современного человека еще больше наград. Мы привыкли, что государство является аппаратом насилия. В его распоряжении смертная казнь, тюрьмы, каторга, наконец, армия, которую можно бросить против взбунтовавшегося народа. И мы с удивлением узнаем, что ничего этого в Риме не было. Смертная казнь в классическое время была фактически упразднена. Смертью каралось только убийство отца или матери, преступления достаточно редкие. Каторги не было вообще. Тюрьма в Риме существовала, но это было крошечное помещенье из двух комнатушек. Более суток в нем никто не находился. Вся эта поразительная для нас система прекрасно видна из одного случая. В конце Республики один человек составил заговор с целью захватить неограниченную власть. Его сторонники должны были поджечь город и учинить резню. Но консул раскрыл его планы. Пятеро заговорщиков были вызваны в сенат. Там консул предъявил документы, доказывающие их вину. Стали думать, что делать с преступниками. Консул заявил, что в виду исключительной опасности для государства необходимо нарушить все законы Республики и казнить преступников. Но ему возразил один из сенаторов, который сказал, что римляне не должны нарушать своих законов. Он предложил держать преступников в пожизненном заключении в каком-нибудь италийском городке. Консул в ответ спросил, где же держать преступников? Где найти такие города, которые добровольно согласились бы держать у себя под стражей этих злодеев? Не жестокость ли силой навязывать им такую обузу? Между тем, речь шла о пяти человеках! Наказанием в Риме был штраф. За большие же преступления – гражданская смерть, пожизненное изгнание с конфискацией имущества. Для римлян при их необычайной любви к республике это было порой хуже смерти. Армию тоже нельзя было использовать против народа. Закон запрещал вооруженному воину переступать границы города Рима. Армия в Риме состояла только из граждан. Была всеобщая воинская повинность. Поэтому вчерашние крестьяне и ремесленники не могли попрать законы и пойти против своего народа. Религия. Мы не будем здесь говорить о римской религии как таковой, а только рассмотрим ее место в республике. Римляне были очень религиозным народом. Вся общественная и частная жизнь граждан была пронизана религиозными обрядами. В то же время религия была основана на уважении к идеалам гражданской свободы. Прежде всего в Риме не существовало замкнутой жреческой касты, как на Востоке и в Средние века. Жрецами были обычные граждане. Человек мог быть консулом и одновременно жрецом. Глава всего римского культа назывался верховный понтифик. Так называют сейчас папу римского. Но этот «римский папа» выбирался на народном собрании. Богов римляне представляли существами добрыми, которые с уважением относятся к людям и не требуют от них ничего, унижающего их достоинства. Поэтому римляне относились к богам с почтением, но без раболепства. Много политических институтов римской республики заимствованы Европой и США. Лекция 5 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|