ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВТОРАЯ МАКЕДОНСКАЯ ВОЙНА И ОСВОБОЖДЕНИЕ ЭЛЛАДЫПосле победы над Карфагеном Рим вышел впервые на международную арену. Сразу же он был втянут в целую серию конфликтов, которые едва не стоили ему жизни и в конечном счете изменили облик тогдашнего мира. Но прежде всего необходимо напомнить, каким был тот мир, в который вступили римляне. В результате походов Александра почти весь Восток – Египет, Малая Азия, Месопотамия, Сирия, Палестина, Финикия и другие страны – были эллинизированы. Это означает, что на их территории основаны были цветущие греческие города, жило множество греков, которые вносили свои нравы и обычаи в древние земли Востока. Из греков состояла вся интеллигенция, а так же придворные и крупные чиновники. А в маленьких восточных городах и в деревнях жизнь текла так же, как принято было из покон веков. Управляли этими новыми монархиями династии, ведущие свой род от одного из военачальника Александра. Местное население к управлению не допускалось, даже языка своих подданных царь не знал. Армия была только наемной, состояла из греков и македонцев, владевших искусством фаланги, которая по сю пору считалась последним словом в военном деле. Хотя страны эти эллинизировались, т. е. испытали влияние греков, они во многом остались по облику своему восточными. Там процветали восточные культы, восточная религия, строй был деспотическим, а царь часто обожествлялся. При виде его подданные падали ниц и поклонялись ему как божеству. Самые влиятельные и богатые страны эллинизированного Востока были – Египет, где правила династия Птолемеев, государство Селевкидов, огромная многонациональная империя, куда входили Сирия, Финикия, Палестина и Месопотамия – правила ей династия Селевкидов – и Пергам, небольшое, но богатое и культурное государство Малой Азии. Отношения между ними были сложными, запутанными, нередки были войны, особенно между Египтом и державой Селевкидов. Особняком стояли две страны – Македония и Греция. Они отличались коренным образом от остальных эллинистических стран. Во-первых, их жители не делились на завоевателей и коренное население, во-вторых, они вовсе не испытали влияния Востока. В Македонии тоже правила династия царей[3], но они не обожествлялись, армия состояла из самих македонцев. Македония была очень воинственной агрессивной державой, ее армия была одна из лучших в тогдашнем мире. Положение Греции было очень тяжелым. Как мы помним из курса истории древней Греции, Филипп Македонский, отец знаменитого Александра, постепенно подчинял эллинские государства. В 338 г. он окончательно разбил их при Херонеи. В этой битве был истреблен весь священный фиванский отряд до последнего человека. А Александр стер мятежные Фивы с лица земли. Так кончилось свободное существование Эллады. Македонские цари управляли Грецией совсем не так, как впоследствии римляне. Они не объединили страну, не прекратили войн, не очистили дороги от разбойников. Вместо того они захватывали важнейшие города, приводили там к власти угодных им тиранов и вводили македонские гарнизоны. Теперь положение казалось еще хуже, чем перед македонским завоеванием. Междуусобные войны не прекращались ни на год. Этого мало. Внутри каждого города было неспокойно. Ибо всякий город стоял на пороге революции. Каждую минуту могла вспыхнуть резня между богатыми и бедными, между сторонниками Македонии и ее противниками. Во многих городах были тираны, некоторые – ставленники Македонии, другие – независимые владыки. Держались они только террором. Естественно, тысячи людей оставались без крова и пищи. Дороги кишели разбойниками. Выходить из города было опасно, посольства, посланные иностранным державам, порой до места не доходили: их захватывали заложниками или убивали. В государствах царил зачастую полный хаос. В ряде эллинских государств даже отменены были суды. Страна была вконец разорена. «Имущество пелопоннесцев, – говорит Полибий, – было совершенно истреблено македонскими царями и еще больше непрестанными междуусобными войнами». Мы помним, что раньше в Греции существовали так называемые союзы – Пелопоннесский, Афинский, беотийский. По сути это были города, подчиненные одному какому-нибудь сильному городу – Спарте, Афинам, Фивам. И сейчас на территории Греции были союзы, но это уже были совсем иные образования – федерации объединения равноправных городов, управляемых с помощью представительной системы. Самыми крупными и влиятельными было два союза – Ахейский, занимавший почти весь Пелопоннес, и Этолийский, куда входили северные горные области Греции. Этолийцы были пиратским государством. Они грабили и терроризировали соседние земли. Каждую страну, не входившую в союз, они рассматривали как неприятельскую. Ахейское государство было самой стабильной силой тогдашней Греции. Афины и Спарта держались особняком и не вступали в союзы. Греция постоянно, но тщетно стремилась избавиться от ига Македонии. Особую силу Македония приобрела при Филиппе V (221–179 гг.). Он вступил на престол 17-летним мальчиком, был очень умен, талантлив, образован и подавал блестящие надежды. Но впоследствии с ним произошла та же перемена, котиорая, согласно русским летописям, произошла с Иваном Грозным, который из мудрого законодателя и великого завоевателя превратился в свирепого тирана. Филипп стал жесток, мстителен и коварен. Ему нравилось демонстративно нарушать все установившиеся нормы морали. Над клятвами, договорами, гуманностью и религией он смеялся. В Македонии был установлен жестокий террор, он вырезал целые семьи, всюду ему чудились заговоры на его жизнь. При этом царь был хорошим полководцем и искусным политиком. Греков он постоянно оскорблял, унижал и пытался лишить последних остатков свободы. Ненависть к нему в Элладе была очень велика. Филипп мнилл себя новым Александром и стремился к власти над миром. Он, пожалуй, единственный из тогдашних царей с вниманием следил за борьбой римлян с Ганнибалом. Царь понял, что победитель станет грозной силой. После битвы при Каннах он уже не сомневался, что победителем будет Ганнибал. Поэтому он заключил с пунийцем договор. По этому договору мир как бы разделялся на сферы влияния – Греция и Малая Азия отходили Филиппу, а Запад – Испания, сев. Африка, Сицилия и Италия – Ганнибалу. Сначала Филипп должен был помочь Ганнибалу добить римлян, потом Ганнибал Филиппу – окончательно покорить греков. Но Филипп не выполнил свои обязательства. Он не решился воевать с римлянами на территории Италии. Римляне тем временем, узнав о договоре, заключили союз с этолянами, врагами Македонии. Римляне высадились на Балканах и помогали этолянам против Филиппа, чем отвлекали царя от Италии. И римляне, и Филипп вскоре потеряли интерес к войне. В 205 г. между македонским царем и римлянами подписан был мир. Теперь, когда руки Филиппа были развязаны, он приступил к покорению Востока. Стремясь к обладанию проливами, он захватывал один за другим греческие города Малой Азии и обходился с населением с исключительной жестокостью. Это вызвало ужас у греческого населения. В войну вступили Пергам и Родос, а в 200 г -- Афины. Филипп осадил Афины, эту столицу наук и искусств, и, желая уничтожить память о их былой славе, отдал приказ разрушать храмы, статуи и даже могильные памятники. Пергам, Родос и Афины обратились за помощью к Риму.. Римляне долго колебались. Больше шести месяцев народ упорно отказывал грекам. Только в июле в ответ на мольбы послов из осажденных Афин римляне обещали помочь. Они македонскому царю ультиматум, требуя, чтобы он прекратил войну со всеми эллинскими городами. Филипп отверг ультиматум. Римляне объявили ему войну. Это Вторая Македонская война (200 – 197 гг.) [4]. Какие причины заставили римлян вмешаться в этот конфликт? Ученые сейчас указывают две причины. Главным образом говорят о том, что римляне были испуганы чрезмерным усилением Филиппа, который уже нанес им неожиданный удар, заключив за их спиной договор с Ганнибалом, хотя они ни когда не враждовали с Македонией. На Грецию же римляне смотрели как на естественного союзника в борьбе с царем, хотели усилить и укрепить ее. Идеи покорения мира у римлян тогда еще не было Но была вторая причина. В римском обществе были очень сильны эллинофильские настроения. Слово э ллинофил по-гречески означает любящий греков, друг греков. Эллинофилы были горячими поклонниками греческой культуры и вообще Эллады. Почему в этот период такие люди появились в Риме в описываемый период? Во время войны с Ганнибалом римляне много воевали на юге Италии и в Испании. Там были эллинские города, и римляне иногда подолгу жили в этих городах. Греческий театр, науки, лекции по философии производили очень сильное впечатление на римлян, особенно на молодежь. В кружках молодежи читали греческие стихи и увлекались греческими книгами. Во главе этого течения стоял Сципион Африканский, ставший кумиром молодого поколения. Он был страстный поклонник греческой культуры и считал, что Рим должен эллинизироваться. Эллинофилы считали исторической миссией и долгом Рима освобождение эллинов. Энтузиазм их был в те дни очень велик. Поэтому официально война шла за свободу Эллады. Разворачивалась она на территории Балкан. Два года военные действия шли медленно и вяло. Но в 198 г. в страну прибыл новый консул Тит Квинктий Фламинин. Тит был очень молод, наделен был от природы живым умом и бурной энергией. Он буквально одержим был мечтами о приключениях и подвигах. Это был очень искусный полководец и еще более искусный дипломат. Он обладал большим личным обаянием и умел располагать к себе людей. Он восхищался Сципионом и подражал ему в новых методах войны и дипломатии. Тит был горячим и убежденным эллинофилом. Все это было очень важно для греческой войны. Греческий писатель Плутарх пишет: «Не будь римский военачальник от природы человеком великодушным, чаще обращающимся к речам, чем к оружию, не будь он так убедителен в своих просьбах и так отзывчив к чужим просьбам, не будь он так настойчив, защищая справедливость - Греция отнюдь не так легко предпочла бы новую чужеземную власть своей, привычной». Тит произвел сразу сильное впечатление на греков. Они говорили, что ожидали встретить какого-нибудь грубого варвара, а вместо того увидели приятного молодого человека, который говорил по-гречески как природный афинянин, и с искренним восторгом рассуждал о великой Элладе и ее возрождении. Тит действительно совершил чудо - ему удалось объединить в единый союз все эллинские общины. Теперь консул действительно мог выступать от имени всей Эллады. Он повел войну так искусно, что все должно было решиться одной битвой. Она произошла в горном ущелье, называемом Киноскефалы – Собачьи головы в 197 г. Бой был упорен, но македонцы были на голову разбиты. Филипп немедленно капитулировал. Эта битва и победа вызвали огромный интерес в тогдашнем мире. Дело в том, что тогда впервые столкнулись два военных строя – легион и фаланга, которая совсем недавно дала власть над миром Александру Македонскому и до сих пор считалась непобедимой. Полибий многократно участвовавший в атаках фаланг, исследует причину победы Рима. Он говорит, что фаланга представляет единое целое, говоря современным языком, машину, причем каждый воин как винтик в этой машины. Сражаются они плечом к плечу и стоят так плотно, что на каждого римлянина приходится два фалангита и 10 копий. Римский строй, напротив, рассчитан на самостоятельность каждого воина. Поэтому римляне не стоят плечом к плечу: легионеру нужно место, чтобы наносить удары, отражать их и маневрировать. Ясно, что один римлянин не отразит десяти копий, поэму фаланга все сокрушала на своем пути. Полибий даже говорит, что нет в мире силы, которая выдержала бы лобовой удар фаланги. Фаланга без труда разрезала легион. Но легион, реформированный Сципионом, невозможно было разрезать на части. Он напоминал тех животных, которых можно разрубать на куски, не причиняя им вреда, ибо каждый член продолжает жить и быстро вырастает в целое животное. Ведь легион состоял из манипул, которые легко расступались перед врагом. Так было и во время битвы при Киноскефалах. Фалангиты прорвали римский строй, но Тит он развернул правый фланг, обошел фалангу и ударил ей в бок. И такие вещи происходили всякий раз при столкновении легиона и фаланги, поэтому римляне всегда выходили победителями. После капитуляции Македонии союзники стали совещаться о том, как с ней поступить. Этоляне настаивали на том, чтобы Македония была уничтожена, а сам Филипп казнен. Тит возразил, что римляне никогда не уничтожают врага. Тут он сослался на образ действий Сципиона. Сколько зла причинили римлянам Ганнибал и карфагеняне, но хотя римляне имели возможность стереть их государство с лица земли, они его пощадили. Филиппа надо заставить освободить Грецию, но не лишать его жизни. «Победителю подобает умеренность, гуманность и сострадание», -- сказал он. В конце концов он настоял на своем и продиктовал Филиппу мир, который являлся точной копией того, который Сципион продиктовал Карфагену. Армия царя сокращалась до 6 тысяч человек, флот - до минимума. Филипп лишался права объявлять кому-либо войну без согласия Рима. Римлянам он выплачивал контрибуцию. Как и карфагеняне, Филипп лишился всех своих владений за пределами Македонии. Но Сципион не захватил отнятую у карфагенян Ливия, а дал ей свободу. Как же поступят римляне с материковой Грецией и малоазийскими общинами, отвоеванными у Филиппа? Вот вопрос, который теперь волновал всех. Однако сомнения греков длились недолго. Филипп вывел свои гарнизоны из трех ключевых городов - Акрокоринфа, Деметриады и Халкиды - города эти назывались «цепи Эллады» - и тотчас же Тит ввел туда римские легионы. Тогда греческим политика стало ясно, что произошло «не освобождение Греции, а смена господ». Среди таких-то настроений наступило время Истмийских игр (197 г.). Напомню, что спорт в нашем понимании возник в Греции. Каждые четыре года проходили всеэллинские Олимпийские игры. Но были и другие спортивные соревнования. Вероятно, самыми знаменитыми были Истмийские, проходившие близ Коринфа. В дни соревнований туда приезжали болельщики со всего тогдашнего мира -- из Малой Азии, Египта, Месопотамии. Зрители расселись на огромной равнине и с нетерпением ждали начала представления. Обычно в дни празднества болельщики разговаривали между собой о лошадях, о знаменитых атлетах и заключали друг с другом пари. Но сейчас разговоры вертелись вокруг политики. Этоляне поносили римлян и Тита и спрашивали, что лучше: македонские колодки или римские? Римские, конечно, легче и изящнее, но уж от них грекам ввек не избавится. В это время на арену вышел глашатай и произнес: «Римский сенат и полководец Тит Квинктий даруют эллинам Европы и Малой Азии свободу, дабы они не содержали у себя гарнизонов, не платили дани и жили по отеческим законам». Тут началось что-то невероятное. Поднялся страшный шум. Все требовали, чтобы глашатай повторил. Его поставили на самое высокое место и он снова прочел то же самое. И тогда раздался такой оглушительный крик и такой врыв рукоплесканий, что, говорят, птицы, кружившие над ареной, замертво попадали на сцену. Все звенело от воплей. Волна звуков долетела до моря, до зрелища никому уже не было дела. Все были как в экстазе. Все рвались приветствовать спасителя и освободителя Эллады. Говорят, в суматохе Тит чуть не погиб. Ведь каждый хотел схватить его за руку, заглянуть в лицо и излить на его груди свой восторг и благодарность. Говорят, что только молодость, ловкость и энергия спасли Титу жизнь в этот день. Он успел скрыться в палатке. Все обступили палатку и неистово кричали, но он не вышел, хотя они простояли почти до ночи. Толпа закидала палатку венками и лентами и едва не разорвала ее на части. Полибий говорит, что всеобщий восторг был такой, о котором даже трудно составить представление современному читателю. Незнакомые люди обнимались на улицах и благословляли римлян и Тита. Отныне он получил прозвище Освободитель Эллады. Благодарность греков приняла самые странные для римлян формы. Тита обожествили и воздвигли в его честь храмы. Плутарх, живший почти 300 лет спустя говорит, что видел много храмов Титу и слышал богослужения ему. Все гарнизоны были выведены с территории Греции и в стране водворен относительный мир. [1] Фасции по-итальянски «фашии». От этого слова происходит слово фашизм. Фашизм родился в Италии, и Муссолини ходил в одежде римского консула. [2] Во II в. до н.э. был принят закон о постепенном прохождении магистратур. Человек должен был сначала быть квестором, потом эдилом, потом претором и лишь потом консулом. [3] Они не происходили от Александра, так как все потомки великого завоевателя были истреблены. [4] Первой войной считается столкновение на Балканах, окончившееся в 205 г. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|