ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оценка сочетания различных факторов, повлиявших на негативный исходТехника "пирога" также позволяет пациенту осознать все многообразие причин того или иного события (рис. 12.9)
Рис. 12.9. Техника "пирога" для определения причин
Т: Салли, насколько вы убеждены в том, что получили на экзамене "С" (соответствует оценке "удовлетворительно". - Примеч.ред.) из-за своей абсолютной неспособности? П: Почти на 100%. Т: А может быть, есть и другие причины? П:...Там было несколько вопросов, которые нам никогда не объясняли на лекциях. Т: Что-нибудь еще? П: Не знаю. Несколько тем я выучила, но в моем билете ни одной из них не оказалось. Т: Похоже, вам не повезло. П: Угу. Из всех вопросов моего билета я немного знала только один. С остальными я попыталась угадать, но у меня ничего не получилось. Т: Есть ли еще причины того, что вы не сдали этот экзамен так хорошо, как хотели бы? П: Гм. Наверное, нет. Т: А как его сдали остальные студенты? П: Я не знаю. Т: Можете ли вы назвать этот экзамен сложным? П: Да, он был очень сложным. Т: Можете ли вы сказать, что преподаватель хорошо подготовил вас, доступно объяснил весь материал? П: Нет. В основном я готовилась по учебнику. И я слышала, что другие студенты жаловались друг другу, что не понимают объяснений преподавателя. Т: Можете ли вы сказать, что вам было сложно сосредоточиться на подготовке к экзамену из-за депрессии и повышенной тревожности? П: Конечно. Т: Теперь давайте все это изобразим графически. Вот круг, который мы разделим на секторы и отметим, что вы получили на экзамене "С", потому что: • преподаватель плохо объяснял материал; • экзамен был очень сложным; • вам не повезло, поскольку тех вопросов, которые вы выучили, в вашем билете не оказалось; • конспект, который вы взяли у подруги, чтобы подготовиться, оказался неполным; • вам пришлось отвечать на вопросы, которые ни разу не обсуждались на лекциях; • депрессия и повышенная тревожность помешали вам как следует сосредоточиться на подготовке; • в глубине души вы чувствуете себя неспособной.
(Пациентка заполняет круговую диаграмму, рис. 12.9.) Т: Секторы получились почти одинаковыми по размеру. Насколько вы сейчас верите в то, что получили на экзамене "С" по причине своей неспособности? П: Меньше. Может быть, на 50%. Т: Отлично!
Представляя альтернативные причины возникновения ситуации, терапевт побуждает пациента оценить дисфункциональное предположение (в данном случае "Я неспособна") и выработать более рациональное падение, учитывающее все возможные объяснения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|