ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Репетиция применения копинг-техникТерапевт использует эту технику во время сессии, чтобы помочь пациенту мысленно подготовиться к применению копинг-стратегий. Особенность ее в том, что терапевт вызывает у пациента образ применения им когнитивных техник. Для сравнения: используя технику мысленного решения проблемы, терапевт побуждает пациента вообразить, как бы он мог мысленно решить проблему, лежащую в основе спонтанно возникшего образа. Т: Значит, вы предчувствуете, что вам придется туго, когда на занятиях придется читать устный доклад? П: Да. Т: Представьте себе всю эту картину. Когда вы впервые заметите нарастание тревоги? П: Утром, едва проснувшись. Т: О чем вы будете думать? П: О том, что у меня ничего не получится. И я буду представлять себя, трясущуюся и заикающуюся, не в силах открыть рот. Т: Вы имеете в виду - в аудитории? П: Да. Т: А что бы вы могли сделать? П: Постараться расслабиться. Напомнить себе, что я много готовилась и даже репетировала этот отчет вслух. Т: Что произойдет? П: Мое дыхание выровняется. Я немного успокоюсь. Т: А можете ли вы представить, как это все происходит? П: Да. Т: Расскажите мне. П: Я чувствую себя немного лучше, но все еще нервничаю. У меня совсем нет аппетита, и я не хочу завтракать. Я только принимаю душ, одеваюсь и теперь готова идти в колледж. Т: О чем вы думаете? П: Что будет, если я стану нервничать все больше и больше? Т: Попробуйте представить, как по дороге на занятия вы читаете копинг-карточку, которую мы составили раньше. Можете вообразить, как достаете ее из сумки и читаете? П: Да... Думаю, мне станет спокойнее. Т: Когда вы подходите к классу, попробуйте представить, что вы совершаете "прыжок" в будущее. Вы уже окончили выступление и теперь садитесь на свое место, чтобы послушать других студентов....Как вы себя чувствуете сейчас, по дороге в колледж? П: Немного лучше. По-прежнему волнуюсь, но уже не так сильно. Т: Хорошо. Теперь вы входите в класс. Что происходит и что вы делаете? Пациентка продолжает разворачивать" мысленную картину и подроби представлять, как она справляется со сложной для нее ситуацией. Затем с конспектирует описания конкретных техник, которые могут пригодиться будущем.
Дистанцирование Дистанцирование - это техника, предполагающая создание копинг-образа и позволяющая улучшить состояние пациента, посмотреть на проблему шире. В следующем примере терапевт помогает пациентке увидеть преходящий характер ее трудностей и тем самым обнадеживает ее.
Т: Салли, я знаю, что сейчас вы испытываете безнадежность и вам кажется, что эти проблемы будут с вами всегда. Как вы думаете, не попробовать ли вам представить себя после этого трудного периода? П: Наверное... Но это так сложно представить. Т: Попробуйте представить себя в следующем семестре. Теперь вы — второкурсница. Сейчас, скажем, середина осени. Вы по-прежнему учитесь в колледже? П: Наверное. Т: Расскажите о себе. П: Я не знаю. Мне сложно загадывать так далеко наперед. Т: Хорошо, давайте поговорим о более конкретных вещах. Когда вы просыпаетесь по утрам? П: Около восьми часов. Т: Где вы живете? П: Я снимаю комнату и городе. Т: Одна? П: Нет, с соседкой. Т: Хорошо. Итак, вы просыпаетесь утром. Что происходит дальше? П: Я тороплюсь на занятия. Теперь мне дольше добираться до колледжа, чем раньше, когда я жила в общежитии. Т: Вы идете одна или встречаете кого-то из товарищей? П: Не знаю. Т: Это ваша мысленная картина. Вам решать. П: Ну, хорошо. Я встречаюсь с подружкой, и мы идем в колледж вместе. Т: О чем вы разговариваете по дороге? Или вы молчите? П: Мы разговариваем об учебе и общих знакомых. Т: Что происходит потом? П: Мы приходим на занятия. Т: У вас большая лекционная аудитория, как и сейчас? П: Наверное, нет. В следующем году мы будем заниматься в маленьких аудиториях, по группам. Т: Что происходит в аудитории? Вы обращаетесь к кому-нибудь или молча садитесь на свое место? П: Надеюсь, к тому времени у меня будет больше друзей. Наверное, я стану более общительной, научусь проявлять инициативу. Т: Как вы себя чувствуете, когда представляете все это? П: Неплохо. Т: Попробуйте в качестве домашнего задания закончить этот сценарий! Тогда всякий раз, когда пас будет посещать мысль "Я никогда с этим не справлюсь", "переключайтесь" на этот образ и наблюдайте, что произойдет с вашим настроением. П: Я попробую. Т: Как вы думаете, эта сцена может быть создана лишь силой вашего позитивного мышления? Или вы способны приложить усилия, чтобы все это стало правдой? И, глядя правде в глаза, разве вы уже не работаете для того, чтобы все это стало реальностью? П: Да, это правда. Техника дистанцирования позволяет освободить пациента от власти воображаемых последствий катастрофы. Мари, о которой говорилось выше в этой главе, опасалась бесконечных страданий ее детей в случае ее гибели. Терапевт побуждает Мари представить степень страданий ее детей в разные периоды времени, а не только сразу после воображаемой автокатастрофы. Эта техника подобна технике "Прыжок в будущее", хотя включает мысленный взгляд через годы, а не минуты, часы или дни. Т: Мари, как вы представляете, кто рассказывает детям о вашей смерти? П: Мой муж. Т: Как это происходит? П: (Всхлипывая.) Он обнимает их. И говорит: "Произошла авария. Мамы больше нет". Т: Что дальше? П: Они не хотят в это верить. Начинают плакать и повторяют: "Это неправда. Я хочу к маме". Т: Им плохо... П: Да, очень. Т: (После паузы.) Попробуйте посмотреть на своих детей из будущего. Скажем, спустя шесть месяцев. Можете представить их? П: Они в школе. Выглядят грустными. Подавленными. В душе у них — пустота. Т: Как они себя чувствуют? П: Им по-прежнему плохо. Т: А теперь представьте, что прошло два года. Сколько им теперь лет? П: Мелиссе восемь, а Линде шесть. Т: Что они делают? П: Играют во дворе. Это наш дом. Я не думаю, что мой муж куда-нибудь переедет. Т: Что они делают во дворе? П: Играют с соседскими детьми. Например, в мяч. Т: Как они себя чувствуют сейчас? П: Нормально, если только не думают обо мне. Т: А когда думают? П: (Вытирает слезы.) Они все еще иногда плачут. Им тяжело. Т: Так же, как и с самого начала? П: Нет, не так. Терапевт мягко проводит Мари через последовательность образов спустя пять, десять и двадцать лет после ее воображаемой смерти. В ходе выполнения этого задания Мари начинает осознавать, что первоначальное потрясение ее дочерей постепенно сглаживается и со временем сокращается до коротких периодов грусти и тоски, с которыми они в силах совладать. Подробно представляя себе, что ее дочери вырастают и создают свои собственные семьи, Мари избавляется от своего страха гибели в автомобильной катастрофе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|