Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОИСК ОТВЕТА НА СПОНТАННЫЕ ОБРАЗЫ




Убедившись, что пациента посещают неприятные образные представления, те­рапевт обучает его нескольким способам ответа на них, предваряя разъяснения логическим обоснованием.

Т: Салли, у вас есть несколько возможностей разобраться с подобными мысленными картинами. И сейчас я расскажу вам о них. Трудно предсказать заранее, в каком случае какая техника окажется наиболее полезной, поэтому мы потренируемся, чтобы в будущем вы знали, из чего можете выбирать.

Существует несколько способов ответа на спонтанно возникающие пред­ставления. Первые шесть из них позволяют пациенту взглянуть на ситуацию другими глазами и тем самым снизить остроту неприятных эмоциональных переживаний; последняя техника, предполагающая переключение внимания, дает пациенту временную передышку, служит своеобразной "скорой помо­щью". Терапевт обязательно подчеркивает, что для овладения всеми этими техниками и их эффективного применения требуется практика: многократные упражнения во время сессий и между ними.

 

Завершение образа

Эта техника зачастую бывает самой эффективной, и поэтому ее можно пред­ставить пациенту первой. С ее помощью терапевту удастся лучше концеп­туализировать проблему пациента, осуществить когнитивную перестройку травмирующего образа и добиться улучшения состояния пациента. Техника заключается в том, что терапевт побуждает пациента развивать спонтанно возникший образ до тех пор, пока не произойдет одно из двух:

• пациент мысленно минует кризисную точку, и его состояние улучшится;

• в конце концов пациент дойдет в своем воображении до катастрофы, например до смерти.

 

В последнем случае терапевт получает возможность выявить наиболее пугающие пациента последствия и выяснить значение для него катастрофы.

Новые данные позволят ему эффективно продолжить терапевтическое вмешательство. Ниже представлен пример, в котором события разворачиваются по первому сценарию: пациентка представляет прохождение через определенные сложности и в итоге испытывает эмоциональное облегчение.

Т: Хорошо, Салли, представьте это еще раз, так живо, как будто это проис­ходит наяву, и дайте мне знать, когда у вас получится.

П: Я сижу в классе. Начинается контрольная работа. Преподаватель раздаст задания. Я читаю свое задание... В голове у меня пусто. Перечитываю вопросы, но ничего не понимаю. И думаю: "Вот я и попалась. Это ловушка. Конец".

Т: И вы чувствуете...

П: Мне очень, очень страшно.

Т: Что-то еще происходит?

П: Нет.

Т: Это очень типично: вы остановили свой образ на самом худшем моменте, когда вы чувствуете, что в голове у вас пусто и вы "в ловушке". Попробуйте представить, что происходит потом.

П: Гм... Я не знаю...

Т: Бы пребываете в этом состоянии целый час или дольше?

П: Манерное, нет.

Т: Тогда представьте, что происходит потом. Вы сидите на своем месте, оглядываетесь по сторонам, видите других студентов. Вы действительно в ло­вушке?

П: Нет...

Т: Расскажите, что происходит потом?

П: Я снова читаю свой билет, но не могу сосредоточиться.

Т: Потом?

П: Я пытаюсь что-то вспомнить... Первый вопрос мне совершенно непо­нятен.

Т: Так, что дальше?

П: Читаю следующий вопрос. Я не уверена, что именно нужно отвечать.

Т: Потом что?

П: Я прочитываю все вопросы, пока не нахожу тот, по которому я хоть что-то знаю.

Т: Что потом?

П: Наверное, я пишу ответ...

Т: Вы видите себя пишущей ответ?

П: Да.

Т: Очень хорошо. И что дальше?

П: Я опять читаю вопросы, пока не нахожу такой, на который могу от­ветить.

Т: Что потом?

П: Потом я возвращаюсь к первым вопросам и пытаюсь хоть что-нибудь написать.

Т: Хорошо. Что потом?

П: Наконец я сдаю лист с ответами. Как могла, так и написала.

Т: Что вы делаете потом?

П: Собираю свои вещи.

Т: И?..

П: Наверное, иду на следующий урок.

Т: И затем?

П: Сажусь, достаю учебник.

Т: И как вы себя сейчас чувствуете, в этом образе?

П: По-прежнему немного неуверенно. Я не знаю, как я написала конт­рольную.

Т: Это лучше, чем вы чувствовали себя в начале, с пустой головой и в ло­вушке?

П: Да, конечно. Намного лучше.

Т: Хорошо. Давайте посмотрим, что нам удалось сделать. Во-первых, вы вы­явили неприятный образ, который остановили в самой худшей точке. Затем вы стали представлять, что может произойти потом. Вы разворачивали мыслен­ную картину до тех пор, пока вам не стало лучше. Эту технику мы называем завершением образа. Как вы думаете, пригодится ли она вам в будущем.

В этом примере пациентке легко удалось привести воображаемую ситуацию к разумному исходу. Но в некоторых случаях терапевт предлагает изменить описываемую картину.

Т: Расскажите, что происходит потом?...Если вы сидите на своем месте, оглядываетесь по сторонам, видите других студентов, вы действительно в ловушке?

П: Я не знаю. Я чувствую, что я в ловушке.

Т: Что происходит дальше?

П: Не знаю. Я сижу и чувствую, что я в ловушке.

Т: Можете ли вы увидеть, как вы пошевелились, делаете глубокий вдох, смотрите в окно?

П: Угу.

Т: Можете ли вы увидеть, как вы трете шею, чтобы снять излишнее напря­жение?

П: Да.

Т: Хорошо, а готовы ли вы сейчас, в вашем образе, еще раз прочитать зада­ния, чтобы найти что-нибудь понятное вам?

П: Да.

Т: Вы можете представить, как делаете это? Что происходит?

П: Я нахожу легкий вопрос.

Т: И что потом?

 

Здесь терапевт, чтобы помочь пациенту выйти из тупика, вводит в образ новые элементы. Он продолжает в этом ключе до тех пор, пока пациент не под­хватит его инициативу, чтобы продолжить развитие образа.

Как упоминалось выше, иногда пациент представляет картину, которая ухудшается, порой - катастрофически. В этом случае терапевт концептуали­зирует значение этой катастрофы для пациента и проводит соответствующее вмешательство.

Т: Итак, Мари, вы видите себя в машине, которая скатывается к огражде­нию моста. Постарайтесь представить эту сцену как можно отчетливее. Что происходит потом?

П: Край моста приближается. Машина надает. (Плачет.)

Т: (Мягко.) И что потом?

П: (Со слезами.) Машина полностью уходит под воду.

Т: (Мягко.) А вы?

П: (С плачем.) Я мертва.

Т: Что происходит потом?

П: Не знаю. Дальше я ничего не могу увидеть. (Снова плачет.)

Т: Мари, я думаю, вам необходимо заглянуть немного дальше. Что самого плохого в том, что вы умираете в этой аварии?

П: Мои дети. У них больше не будет матери. Оки никому не будут нужны.

Т: (После паузы.) Мари, как вы представляете это?

В этом примере попытка завершения образа приводит к катастрофе. Терапевт продолжает мягко, но настойчиво задавать вопросы и таким образом определяет значение для пациентки этой катастрофы. Далее в этой главе пред­ставлен пример, в котором применяется техника дистанцирования — это один из способов решения проблем подобного рода. В приведенном примере паци­ентка обнаружила, что у нее присутствует другой образ - скорбящих детей на ее похоронах. И снова пациентка останавливает образ в самой худшей, самой неприятной точке. (В последнем примере этой главы вы увидите, как терапевт поможет Мари представить ее детей (которые чувствуют себя гораздо луч­ше) спустя много лет, в будущем.)

Итак, попытка завершения образа может пойти по двум сценариям. Либо проблема в конце концов разрешается и пациент испытывает облегчение, либо она обостряется и приобретает масштаб катастрофы. В последнем случае тера­певт выявляет значение катастрофы для пациента и вскрывает новую, более глубокую проблему. Затем терапевт помогает пациенту создать копинг-образ, как показано далее в этой главе.

 

Прыжок в будущее

В некоторых случаях подводить образ к завершению неэффективно, посколь­ку пациент продолжает представлять все больше негативных деталей, препят­ствий и болезненных событий, и этому не видно конца. В таком случае тера­певт предлагает пациенту представить себя в каком-либо моменте ближайшего будущего.

Т: (Подводя итог.) Итак, Салли, когда вы представляете, как приступаете к курсовой работе, вы видите, насколько сложна эта работа, сколько от вас по­требуется усилий и сколько у вас возникнет сложностей. Но если посмотреть реалистично, как вы думаете, вы все-таки осилите эту работу?

П: Наверное, да. Хотя мне, наверное, придется работать над ней и днем, и ночью.

Т: Попробуйте мысленно шагнуть в будущее и представить, что вы только что закончили писать эту курсовую. Можете ли вы вообразить эту картину. Как это будет выглядеть?

П: Думаю, да... Наверное, я делаю последнее исправление. И иду сдавать ее преподавателю.

Т: Подождите минутку. Можете ли вы еще раз представить этот эпизод, как в замедленной съемке, чтобы увидеть как можно больше подробностей, например, как вы скрепляете страницы курсовой работы или делаете копию?

П: Хорошо. Я пользуюсь компьютером в Студенческом центре. Поэтому я распечатываю две копии. Скрепляю страницы каждой копии. Кладу их светло-коричневую папку. Я складываю все в сумку, одеваюсь и иду в колледж, чтобы сдать работу преподавателю.

Т: Можете ли вы представить эту дорогу и встречу с преподавателем?

П: Да.

Т: Что вы чувствуете в этой сцене?

П: Облегчение... Как будто с моей души упал камень. Мне намного легче.

Т: Давайте посмотрим, что мы сделали. Вы представляли, как принимаетесь за контрольную работу, и чем больше вы представляли, тем больше трудностей видели и тем хуже себя чувствовали. Но когда вы представили себя в будущем и увидели, как вы завершаете курсовую, ваше состояние улучшилось. Предлагаю вам кратко описать в блокноте эту технику - прыжок в будущее, - чтобы вы могли применять ее самостоятельно, дома.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных