Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статус кодекса получил рациональный, проверенный временем и откорректированный социальной деятельностью набор профессиональных этических норм.




 

Профессионально-этический кодекс социального работника регулирует деятельность специалистов, формирует основные принципы профессиональной морали и указывает на специфику черт личности, делающих её профессионально подготовленной к деятельности в качестве социального работника, а также освещает те социальные функции, которые возложены на профессию обществом.

Кодекс представляет собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятых ассоциацией или союзом профессиональнык социальных работников, и в дальнейшем служит стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.

 

Основная цель этического кодекса социального работника – содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом.

Главная задача профессионально-этического кодекса социальной работы – служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.

 

Этические кодексы социальной работы выполняют определённые функции, как в обществе, так и в самой профессиональной деятельности, определяя степень и меру влияния моральных норм на субъектов деятельности и способы их повседневных действий.

Устанавливая определённые критерии, необходимые для выстраивания нравственных отношений между участниками деятельности, как субъектами, так и объектами, этические кодексы призваны выполнять следующие функции:

1. Обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию.

2. Создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности.

3. Служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста.

4. Унифицировать поведение специалистов на основе предъявляемых к ним единых этических требований.

5. Обеспечить однонаправленность действий на основе определённой общей системы ценностей.

б. Обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности.

7. Обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб.

8. Гарантировать осуществление прав клиентов.

9. Гарантировать возможность осуществления взаимозаменяемости работников.

10. Обеспечить преемственность действий, как отдельных специалистов, так и социальных служб.

11. Дать социальным работникам определённую свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов.

12. Содействовать повышению уровня моральности - социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества.

13. Обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов.

14. Повысить моральный авторитет социальной работы в обществе.

15. Гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.

 

В основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников:

– общечеловеческие ценности;

– этические традиции благотворительности;

– ценности современного российского общества;

– этические нормативы зарубежных стран;

– специфические ценности современной российской социальной работы;

– личностные ценности и идеалы специалистов.

 

Профессионально-этический кодекс социальной работы определяет этические пределы, в которых специалисты организуют свою деятельность. Положения кодекса не дают жёстких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, т.е. социальный работник, принимая решения, проводя их в жизнь, сверяет свои действия с этическим кодексом, не утрачивая при этом самостоятельности и свободы выбора.

Наличие этического кодекса не освобождает социального работника от обязанности самостоятельно принимать решения и от ответственности за конечный результат в связи с принятым решением. Свобода и самостоятельность социального работника состоит нe в отказе от нормативных устоев данного сообщества, закреплённых в виде профессионального этического кодекса, а в принятии решений и действий на их основе.

Основой этического кодекса социального работника является моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы профессиональной морали в социальной работе это нe только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста. Например, требование быть гуманным, проявлять любовь к людям, стремление к достижению общественного блага и блага клиента, естественно являются нормами, которыми социальному работнику следует руководствоваться в повседневной деятельности.[1]

 

4. Структура и содержание «Профессионально-этического кодекса социального работника России»

«Профессионально-этический кодекс социального работника России» был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года.

В данном профессионально-этическом кодексе выделены 6 rрупп этических стандартов (6 разделов), которыми необходимо руководствоваться специалистам по социальной работе в процессе своей профессиональной деятельности:

1. Поведение и облик социального работника.

2. Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам.

3. Этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам.

4. Этические обязательства социального работника по отношению к руководителю или руководящей организации.

5. Этические обязательства социального работника перед своей профессией.

6. Этические обязательства социального работника перед обществом.

 

Остановимся на этих разделах подробнее.

Раздел 1 «Поведение и облик социального работника» содержит следующие пункты:

1.1. Стиль

1.2. Компетентность и профессиональное совершенствование

1.3. Честность

1.4. Учеба и исследовательская деятельность.

Основными стандартами этичного поведения являются следующие:

– социальный работник должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения;

– нести персональную ответственность за качество своей работы;

– соизмерять свои поступки с высшими стандартами профессиональной честности;

– стремиться к постоянному повышению своей квалификации, включаться в систему обучения и исследовательскую работу.

Раздел 2 «Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам» состоит из трех пунктов:

2.1. Права и прерогативы, первостепенность интересов клиентов

2.2. Конфиденциальность и сохранение тайны

2.3. Гонорары.

Взаимоотношения с клиентами должны строится на следующих этических принципах:

– социальный работник должен воспитывать и развивать самостоятельность со стороны клиента;

– не допускать никаких форм дискриминации;

– не допускать уменьшения или осквернения гражданских или юридических прав клиента;

– уважать тайны клиента, обеспечивать конфиденциальность полученной информации;

– не должен принимать ценных подарков от клиентов за выполненную работу.

Раздел 3. «Этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам» включает два пункта:

3.1. Уважение, честь, вежливость

3.2. Отношения с клиентами коллег.

Взаимоотношения с коллегами: социальный работник в процессе своей трудовой деятельности должен с уважением относиться к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов; способствовать получению и распространению среди коллег no профессии знаний, навыков и идей с целью совершенствования и самоутверждения; защищать коллег от несправедливых нападок.

В разделе 4 «Этические обязательства социального работника по отношению к руководителю или руководящей организации» рассматриваются

4.1. Обязательства по отношению к руководящей организации.

Обязанностью социального работника является совершенствование, корректировка политики своей организации, предупреждение и исключение ошибок в деятельности своей организации.

В разделе 5 «Этические обязательства социального работника перед своей профессией» определяются

5.1. Защита чистоты, неприкосновенности профессии

5.2. Работа в микрорайоне (социуме)

5.3. Развитие знаний.

Социальный работник должен отстаивать ценности, знания и методологию профессии, вносить вклад в их популяризацию и совершенствование; повышать профессионализм социальной работы, всемерно совершенствовать его; защищать профессию от несправедливой критики и делать всё возможное, чтобы укрепить веру в необходимость профессии социального работника; давать конструктивную критику профессии, её теорий, методов и практики; всячески поощрять разработку новых подходов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потребностей.

Раздел 6 «Этические обязательства социального работника перед обществом» включает пункт

6.1. Поддержка всеобщего благосостояния.

Основными этическими обязательствами социального работника перед обществом являются:

– исключение несправедливости;

– расширение личностных возможностей всех людей;

– поддержка и уважение к различным культурам;

– способствование внесению необходимых изменений в политику и законодательство для улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости.

Заключительные слова профессионально-этического кодекса социального работника России обобщают сущность и значение профессиональной социальной работы, кратко формулируют ответственность и этические принципы деятельности социального работника:

«Социальный работник – представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Посредник – связующее звено во взаимосвязи личности, семьи и общества, он призван работать в системе служб социальной помощи населению, обеспечивая медико-психолого-педагогическую и правовую целесообразность этой системы, решая в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нравственности, физического и психического здоровья, правовой и экономической защиты, организации труда и досуга, оказания своевременной социальной помощи семьям и лицам, особо в ней нуждающимся».

Резюме

· Профессиональные моральные (этические) кодексы – это совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения.

· Для выработки привычного в рамках профессиональной этики поведения необходимы предварительная работа по выявлению, систематизации, анализу и формулированию, взаимному согласованию содержания конкретных норм и правил, обоснование этического кодекса и его легитимизация.

· Основная цель этического кодекса социального работника – содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом.

· Главная задача профессионально-этического кодекса социальной работы – служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.

· В основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников:

– общечеловеческие ценности;

– этические традиции благотворительности;

– ценности современного российского общества;

– этические нормативы зарубежных стран;

– специфические ценности современной российской социальной работы;

– личностные ценности и идеалы специалистов.

· «Профессионально-этический кодекс социального работника России» был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года.

Контрольные вопросы

1. Что такое профессиональный этический кодекс?

2. Какие аспекты охватывают профессионально-этические кодексы?

3. В каких сферах человеческой деятельности потребность в создании профессионально-этических кодексов наиболее велика?

4. Что лежит в основе профессиональной этики социального работника?

5. Какие существуют средства для регулирования поведения и действий специалистов системы социальной защиты?

6. Какова основная цель этического кодекса социального работника?

7. Какова главная задача профессионально-этического кодекса социальной работы?

8. Перечислите функции этического кодекса.

9. Когда и кем был принят «Профессионально-этический кодекс социального работника России»?

10. Какова структура «Профессионально-этического кодекса социального работника России»?

11. Вспомните основное содержание разделов «Профессионально-этического кодекса социального работника России».

 


[1] Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002. –208с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных