ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сообщение об уместности эмоций
Единственный действенный способ валидации эмоционального опыта пациента для терапевта – прямо сообщить пациенту, что терапевт считает его эмоциональные реакции вполне объяснимыми и понятными. При этом возможны два типа понимания. Во-первых, пациента могут информировать о том, что почти каждый человек (или, по крайней мере, многие люди) отреагировал бы на данное побуждающее событие почти так же, как и он. Это нормативная валидация. Во-вторых, пациенту помогают понять, что с учетом опыта научения пациента его эмоциональная реакция (даже если она отличается от реакций других людей в подобной ситуации) вполне понятна в данном контексте (ситуативная валидация). Однако в обоих случаях выделяются те аспекты нынешней ситуации, которые вызывают данные чувства пациента. Очень важно, чтобы терапевт валидировал не только переживание первичных эмоций, но и вторичные эмоциональные реакции. Например, пациент часто испытывает чувство стыда, вины, гнева по отношению к самому себе либо паники, если переживает гнев или унижение, чувствует свою зависимость от терапевта, начинает плакать, горевать или бояться. Именно эти вторичные реакции зачастую становятся источником самых серьезных проблем для пациента. Пациентам, которые оценивают моральность эмоциональных реакций, руководствуясь определенными религиозными критериями, следует помочь в пересмотре истинности этих убеждений. Хотя при этом терапевт должен быть очень осторожным, чтобы не подорвать моральных устоев пациента, сдерживание различных эмоций очень часто отталкивается от неверного понимания религиозных традиций. Эмоциональная валидация – важный первый шаг в содействии пациенту для изменения его реакций. Едва ли полезно будет реагировать на то, что кажется неоправданной эмоцией, убеждая пациента в том, что ему не нужно испытывать такие чувства. Терапевт часто сталкивается с подобным искушением, когда пациент эмоционально реагирует на него. Например, если пациент звонит терапевту домой (согласно терапевтическому плану) и из-за этого чувствует себя виноватым или униженным, терапевт ощутит естественное желание заверить пациента, что не стоит стыдиться или испытывать унижение. Однако такое утверждение терапевта будет, по сути, непризнанием чувств пациента. Хотя терапевт может иметь в виду, что звонок к нему домой вполне уместен и понятен, он должен понимать и то, какова природа чувства вины или унижения у пациента. Чаще всего непризнание чувств пациента возникает вследствие чрезмерного желания терапевта немедленно облегчить страдания пациента. Таким тенденциям нужно сопротивляться, поскольку они противоречат важной идее, которую должна сообщать терапия, – а именно, что болезненные эмоции можно не только понимать, но и переносить. Кроме того, если терапевт отвечает на отрицательные эмоции пациента, либо игнорируя их, либо убеждая пациента, что тому не нужно переживать определенные чувства, либо слишком поспешно переходя к изменению эмоций, то рискует уподобиться другим членам естественного окружения пациента. Попытка волевого контроля эмоций, «положительного мышления» или избегания отрицательных мыслей – ключевая характеристика инвалидирующего окружения. Терапевт должен сделать все возможное, чтобы избежать этой ловушки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|