ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стратегии поведенческой валидации
Стратегии поведенческой валидации используются на каждом психотерапевтическом сеансе. Они составляют основной отклик на тенденцию пациентов с ПРЛ к непринятию себя и наказанию собственных поведенческих паттернов. Поведенческая валидация может сосредоточиваться на таких типах поведения, которые пациент фиксирует в своих дневниковых карточках; других видах поведения, которые имели место в промежутках между сеансами; поведении пациента, которое наблюдается во время психотерапевтического сеанса или при других взаимодействиях с терапевтом. Основная задача – получить ясное описание определенных видов поведения и объяснить их суть. Поведенческая валидация основана на представлении о том, что всякое поведение вызвано определенными событиями, которые происходят во времени, поэтому (в принципе) любое поведение объяснимо. Задача терапевта – выявить смысл реакции пациента и отразить этот аспект поведения. Хотя данные стратегии обсуждаются в терминах внешнего поведения и действий, это делается исключительно ради удобства – они точно так же могут применяться для того, чтобы помочь пациентам принять собственные эмоциональные реакции, решения, представления и мысли. Краткое описание стратегий поведенческой валидации дается в табл. 8.2.
Таблица 8.2. Стратегии поведенческой валидации
Обучение умению НАБЛЮДАТЬ И ОБОЗНАЧАТЬ свое поведение (терапевт обращает внимание пациента на соответствующие моменты или добивается этого от пациента с помощью сократического диалога[42]): • терапевт помогает пациенту отличать поведение от предполагаемых мотивов и оценочных ярлыков.
Помощь пациенту в ВЫЯВЛЕНИИ «ДОЛЖЕН»; терапевт наблюдает и описывает предъявляемые пациентом к себе искусственные поведенческие требования и нереальные стандарты приемлемого поведения: • терапевт выявляет неэффективные стратегии поведенческой модификации, применяемые пациентом; • терапевт наблюдает у пациента и описывает реакции чувства вины, «самобичевания» и других стратегий наказания.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ «ДОЛЖЕН»: терапевт сообщает пациенту о том, что всякое поведение в принципе объяснимо: • терапевт сообщает, что любой нереализованный стандарт в данный момент, по определению, нереалистичен; • терапевт сообщает, что все случившееся, по большому счету, «должно» было произойти (т. е. в принципе все, что случается, чем-то обусловлено); • терапевт обязательно проводит границу между пониманием того, что некоторое событие случилось в силу определенных условий (с одной стороны), и одобрением события как такового (с другой стороны); • терапевт использует истории, аналогии, притчи, примеры, инструкции относительно принципов поведения, чтобы помочь пациенту понять все происходящее (в том числе его собственное поведение) как естественный результат действительности – такой, какова она в данный момент.
ПРИНЯТИЕ поведения пациента, включая те «должен», которые он предъявляет к своему поведению: • терапевт реагирует на поведение пациента с некритическим отношением; • терапевт вместе с пациентом исследует уместность его требований «должен, чтобы…»; • терапевт ищет «крупицы истины» в поведении пациента.
Валидация РАЗОЧАРОВАНИЯ пациента в своем поведении.
Тактика, противоречащая ДПТ: • навязывание терапевтом своих поведенческих предпочтений как абсолютных «должен»; • сообщение пациенту о том, что он должен быть не таким (т. е. чувствовать, действовать, мыслить), каков он есть; • сообщение пациенту о том, что другие должны измениться.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|