Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел I Морфология культуры.




Введение

Предлагаемый читателю курс лекций по социологии культуры рассчитан на студентов 4 - 5 курсов социологических факультетов классических университетов России. Предполагается, что студент уже освоил такие дисциплины, как культурология, социология духовной жизни и социальная антропология, предусмотренные учебным планом факультета. Первая, напомним, дает возможность студенту иметь общие представления о культуре, взаимодействии культур, истории отечественной культуры. Во второй речь идет о методологии и методах социологического анализа духовной жизни таких субъектов социальной жизни, как этнос, группа, индивид, общество в целом, взятое на различных этапах его исторической эволюции. В социальной (культурной) антропологии речь идет о культуре, функционирующей на повседневном уровне и об особенностях существования жизненных миров человека, образующихся при проживании им таких констант своего существования как труд, любовь, борьба, игра и смерть. Курс лекций по социологии культуры завершает обучение студентов факультета наукам о культуре. В нем представлены знания прежде всего о так называемой «высокой» (специализированной) культуре - науке, искусстве и религии как феноменов культуры. Логика изложения материала следует за логикой социокультурной жизни общества: творчество, трансляция, социальное функционирование и освоение людьми (социализация) продуктов высокой культуры рассмотрены в связи с функционированием элементов ее современных инфраструктур – научных учреждений, системы образования и масс - медиа (телевидение, кино, радио и книга).

Единую логику всей системе этих знаний придает авторская позиция, обусловленная антропологическим подходом к объяснению культуры: культура в целом понимается как постоянно обновляющийся результат позитивного опыта жизнедеятельности людей, «отбираемого» множественным индивидом в процессе самоорганизации (синергетизма) совместной жизни. Такой опыт фиксируется в различных семиотических системах (язык, письменность и другие знаковые системы) и обретает функции социальной регуляции путем ценностно-нормативной ориентации поведения, деятельности и взаимодействия людей.

При чтении курса автор опирался на содержание учебных пособий по социологии культуры, изданных КоганомЛ.Н., Л.Г.Иониным и Л.И.Михайловой в 1992-1999 г.г., а также на материалы первого кафедрального пособия «Социокультурное исследование».[1]

Учебное пособие создано на основе десятилетнего опыта чтения автором курса «Социология культуры» на социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Курс состоит из пяти разделов: «Морфология культуры», «Субъекты культуры. Творчество», «Социодинамика культуры», «Социализация культурной продукции» и «Социокультурное исследование».

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению 521200 – «Социология», квалификация –социолог, преподаватель социологии.

 


 

Тематический план курса.

Введение. 2-5

Раздел I Морфология культуры.

Тема 1.Общество как социокультурная система. Проблемное поле социологии культуры. 6-20

Тема 2.Типология культур общества: высокая, повседневная и массовая культуры. 20-34

Тема 3.Взаимодействие культур. Духовная практика восточных культур.

34-44






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных