Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 7 ЭГРЕГОР, АРХЕТИП И МОДАЛЬНОСТЬ




Добрый вечер, дамы и господа!

У нас сегодня седьмая лекция, и мы, кажется, добрались до основной темы нашего рассмотрения. Однако я хочу сказать вам, что психика — это не такая вещь, где можно сказать: «О! Вот это — центр, вот это — главное!» Точно так же, как и когда вы изучаете астрологию, на первых порах кажется, что можно найти на данного человека или на данную его проблему какой-то эзотерический значок, какую-нибудь особенную планету или астероид, который скажет вам все. Однако реально так не получается. Когда вы начинаете взаимодействовать с психикой, вы сталкиваетесь с тем, что это не столько какие-то части, пусть даже сокровенные, сколько определенные аспекты, способы рассмотрения, углы видения. И если вы найдете актуальный для данного человека аспект, точно определите, как надо посмотреть, найдете особое звучание, найдете специфическую вибрацию, то вы достигнете определенного успеха. Если же вы не найдете этого специфического для данного человека аспекта или тональности, вы можете очень долго ходить вокруг да около, говорить в общем правильные слова, но они у человека никак не отрезонируют.

 

Я уже говорил, что психика — это то, чем человек воспринимает тонкий мир. В каком-то смысле психика, душевная жизнь — это не что иное, как субъективный аспект рассмотрения тонкого мира, свойственный психологическому подходу, а объективный аспект рассмотрения тонкого мира свойственен эзотерике. И если мы говорим об архетипах как о сущностях или объектах тонкого мира, то нужно понимать их особенности и их отличия от других объектов тонкого мира, из которых наиболее популярные, наиболее известные — это эгрегоры.

И сейчас я хочу немного распространиться на эту тему, чтобы вам стала ясна разница, потому что можно все в тонком мире называть эгрегорами (или архетипами), но это будет методически неправильно, тем более, что этими двумя видами объектов (или сущностей) тонкий мир вовсе не исчерпывается.

Эгрегор. Эгрегором называется сущность в тонком мире, которая является прообразом, тонким аналогом определенного человеческого коллектива. Это может быть коллектив, собранный вместе, как, я надеюсь, у нас постепенно формируется эгрегор слушателей нашего курса лекций; бывает эгрегор школьного класса, семьи, фирмы, государства, этноса. Бывают эгрегоры, соответствующие менее собранным территориально коллективам — например, эгрегор ученых, которые занимаются той или иной наукой. Если говорить на языке философии, то можно сказать, что эгрегор это субъект общественного сознания. Например, мы говорим, что есть общественное мнение. Что такое общественное мнение? Чье это мнение? Неправильно думать, что все члены коллектива это мнение разделяют. Это как бы некоторое общее мнение, которое эгрегор коллектива навязывает каждому отдельному члену своего коллектива, и большинство его принимает и считает своим или правильным.

Эгрегорами раньше называли ангелов религий. Но сейчас, как мы видим, это понятие в эзотерике понимается гораздо шире. Для эгрегора характерна реализационная власть, то есть он обладает особой магией, которая ему дает возможность (как бы случайно) собрать определенных людей вместе, заинтересовать их одним и тем же вопросом, направить их, организовать их судьбы так, чтобы у них нашлись время, место и прочие обстоятельства, чтобы собраться вместе и что-то сделать. Эгрегор обладает энергией и этикой, которые подчинены совершенно определенной программе жизни данного коллектива. Эгрегор собирает свой коллектив, он его направляет, и он же его в какой-то момент расформировывает, рассыпает — и умирает сам.

Семейный эгрегор, я считаю, собирается (в первую очередь) детьми, которые в ней рождаются. Приблизительно за год до зачатия (а если воплощается человек высокого уровня, то гораздо раньше) душа начинает интенсивную подготовку реальности, в которой она собирается воплотиться. В жизни матери появляются сюжеты, которых у нее никогда не было, вокруг нее появляются новые люди, ею начинают владеть новые идеи, и то же самое происходит с отцом и теми людьми, которые фигурируют рядом с этой женщиной на протяжении приблизительно года до зачатия и девяти месяцев беременности.

Когда воплощается высокая душа, она обладает большой властью над земными обстоятельствами — а особенно в период, предшествующий своей материализации. Ее интересуют определенные факты земной жизни, в которой ей предстоит потом вращаться, определенные люди, сюжеты, энергии, и она как бы их к себе приглашает, причем самим будущим родителям часто не вполне понятно, что вообще происходит и зачем некоторые люди появляются рядом с ними — но душе, как говорится, виднее.

Эгрегор дает человеку определенную психическую настройку. Например, у него возникает желание, идущее, как ему кажется, изнутри. Он этим желанием переполняется, и это желание может оказаться настолько сильным, что оно может дать и обезболивание, и большую жертвенность. Так, например, действует эгрегор страны, когда идет в ней идет война. Даст Бог, нам не придется пережить это на собственном опыте, но по рассказам людей, которые участвовали в войне, там происходит прямое вмешательство государственного эгрегора в индивидуальную психику, и человек не только понимает, но и физически чувствует (по Томе, так сказать, то есть не символически, а сущностно), что Родина — это и есть главное в его жизни. Все остальное забывается, и он идет на фронт, и даже, может быть, погибает мученической смертью, ведомый эгрегором своей страны. Этот эгрегор в некоторых случаях дает столько эндорфина, что человек выдерживает нестерпимую в обычных условиях боль, переносит такие испытания, проявляет такую выдержку, которые в обычной жизни ему и не снились.

Все это — магия эгрегора. И это все то, чего не дает архетип, и я это подчеркиваю. Все, о чем я сейчас рассказываю, относится к магическому влиянию эгрегора. А у архетипов другие функции, другие энергии. Я буду чуть позже об этом рассказывать, но разделительную черту хочу провести заранее.

Эгрегор дает мощное порабощение всех членов своего коллектива. В рамках той программы, которую он ведет, он организует судьбу своих людей, он, собственно, на это и рассчитан. Например, эгрегор государства мощно порабощает свой народ, и именно поэтому правитель имеет над народом такую фантастическую власть, а системы слежки, судов и тюрем — не более, чем вспомогательные инструменты эгрегора. Например, известен диалог, который состоялся между Джорджем Вашингтоном (первым президентом Соединенных Штатов Америки) и его помощником, когда они обсуждали демократическую конституцию. Помощник сказал: «Как же так, мы же им (народу) не можем дать избирательное право! Они же выберут своих!» На что президент ответил: «Мы им дали в руки оружие! И они не поставили своих. Так что мы будем бояться демократических выборов?» И это — очень глубокое замечание.

Эгрегор определенным образом организует жизнь своего коллектива — народа, фирмы, семьи. Он в очень большой степени влияет на волю человека, направляя ее в нужную себе сторону, причем это часто происходит незаметно для человека, то есть подсознательно. Однако тут у человека не возникает лишних вопросов, человек под влиянием эгрегора ведет себя так, что если задать ему вопрос: «А почему ты так считаешь? Почему у тебя такая этика? Почему у тебя такие приоритеты?» — то он, в лучшем случае, скажет: «Я так устроен, я ничего с этим сделать не могу!» — а в худшем случае он может, например, плюнуть вам в физиономию — потому что вы задаете вопросы, которые задавать нельзя. Вы его тем самым обижаете. Почему вы его обижаете, ему не вполне ясно, но он так это чувствует. А реально чувствует не он, чувствует как раз эгрегор — но реагирует через психику, эмоции и мысли человека.

В отношениях между человеком и эгрегором есть еще многие тонкие эффекты, о которых я сейчас рассказывать не буду — не хочу слишком отклоняться от темы. Но я еще хочу сказать, что эгрегоры (как и люди) бывают поглощающие и излучающие.

Например, есть такие семьи, вроде бы и хорошие, и мягкие, и добродушные, и когда вы приходите туда, видно, что хозяева вам рады, — но они на вас накидывают как бы такую мягкую паутину. Вас начинают поить чаем с вареньем, там обязательно будет в розеточках засахаренное варенье многих разных видов и другие вкусности — но что бы вы ни делали, вы оттуда выходите, потеряв весь свой энергетический потенциал. Почему? Вам непонятно. Более того, если вы поговорите с каждым отдельным членом этой семьи вне ее пределов — он окажется вполне нормальным человеком, и с ним свободно можно общаться безо всякого ущерба для своей энергетики. Но как только члены этой семьи собираются вместе, а особенно у себя дома, то как будто включается пылесос, который вытягивает из вас энергию. Это — семейный эгрегор поглощающего (вампирического) типа.

И внутри семьи он тоже вампирический: он сосет энергию и у родителей, и у детей, — но надо понимать, что для некоторых людей, для некоторых семей — это ровно то, что нужно, и если этих людей высвободить из-под плена их семейного эгрегора, то они будут безобразничать, или, скажем мягче, дисгармонично вести себя во внешнем или во внутреннем мире, вплоть до развития душевной болезни. А так живет человек под присмотром семейного эгрегора, который у него (а также всех, кто попадается под руку) излишнюю энергию забирает.

Бывают, наоборот, семейные эгрегоры, в которых трудно долго находиться по другой причине. Там бьет такая энергия, словно в каждой комнате стоит фонтан или вулкан. Если вы скажете, что у вас какая-то проблема, вас тут же забросают идеями, и у вас возникнет впечатление, что вас советами и предложениями конкретной помощи скоро задушат. В такой семье сыграть в игру «Да, но...» по Э. Берну (когда человек ставит проблему, а окружающие дают ему разные советы, которые он последовательно отвергает) очень трудно, потому что через некоторое время вы будете просто погребены под толстым слоем советов, которые будут вам даны на хорошей энергии, и вам от них будет не так легко отбиться. Вам тут же предложат и машину, и транспорт, и фирму, которая решит вам все ваши дела, причем бесплатно. И если вы склонны играть в такую игру, вы не будете знать, что делать. В такого рода эгрегорах вырастают энергичные дети, которые, когда вы придете, обязательно сходу кинутся вам на шею, даже если вы придете в первый раз. Эта семья живет постоянно как бы на вулкане. Кому-то это нравится, кому-то не нравится, кто-то в этой атмосфере какое-то время легко дышит, а потом чувствует, что все, больше не могу, мне хочется скорее домой, на диван, где можно спокойно посмотреть телевизор и не решать каждую секунду внешних или внутренних проблем.

В неблагополучных эгрегорах часто бывает трещина, которую нужно заткнуть. Это, кстати говоря, бывает и в личных судьбах. Когда я консультирую людей с тяжелыми гороскопами, я нередко предлагаю им такую метафору: «Вы плывете на корабле, в днище которого есть пробоина. И если вы никаких мер не предпримете, то вы будете затыкать эту пробоину собой». И неблагополучный семейный эгрегор обязательно выбирает себе жертвенную фигуру: члена семьи, который затыкает собой пробоину в трюме, так что ноги у него торчат наружу, а там когда горячо, а когда и холодно, иногда корабль об мель трется, а порой и акулы рядом проплывают. Но тем не менее человек в корабле ногами (или тем, что от них осталось) наружу торчит, и ему очень плохо — но за счет этой жертвы корабль держится на плаву.

Когда человек находится в такой позиции, я ему говорю: «Ты понимаешь, ты с этого корабля никуда не денешься. Ты можешь взять на себя ответственность за этот корабль в целом, поднять свою энергетику (каким способом, это уже другой вопрос — например, путем большого личного самоотречения, или длительного обучения, или служения высокому эгрегору) и стать капитаном этого корабля. Пробоина там будет все равно, тебе все равно придется каким-то образом ее затыкать, но ты сможешь сделать это чем-то другим, менее значимой своей частью, чем собственное тело». Это хорошая метафора для проработки тяжелой карты; когда вы говорите с конкретным человеком, вы ему скажете, что это за корабль, какова его пробоина, чем ее можно затыкать и т. д.

Типичный способ затыкания трещины в семейном эгрегоре — это включение в семью дополнительного человека. Например, мужу в семье плохо, скучно, все его давят, он чувствует себя дома только что освежеванным барашком, вокруг которого собираются стервятники. И вот он едет в отпуск, и у него на пути появляется замечательная женщина, легкая, веселая, у него с ней случается яркий курортный роман — а потом его к ней продолжает тянуть и дальше, и роман продолжается, так сказать, в фоновом режиме. У мужа в целом улучшается настроение, семья смотрится уже не так паскудно. Однако если любовница имеет в виду, что он на ней когда-нибудь женится, то она не понимает своего актуального положения: фактически она выступает в роли затычки для дыры в семейном эгрегоре своего партнера. И для того, чтобы понять, каковы перспективы данной ситуации, очень важно посмотреть, как ведет себя мужчина. Если он берет свою семейную ситуацию на себя, ничего не рассказывает любовнице о своих неприятностях, старается приходить к ней как бы чистеньким, то тогда какие-то шансы у нее есть. А если он ей постоянно пересказывает, какие сложности у него в семье, и почему он на ней именно сейчас не может жениться, а вот через некоторое время, когда дети подрастут и т. п., то это означает, что семейный эгрегор приспособил любовницу мужа в роли своей дополнительной ноги и с ее помощью идет по жизни. Кого-то такое положение вещей устраивает, кого-то не устраивает, но думать о том, что можно выстроить отношения с человеком, игнорируя семью, в которой он живет, совершенно нереалистично. Человеческая жизнь едина. И семейный эгрегор часто пользуется другими людьми, приближающимися к семье, и выпускает с их помощью пар, или вставляет их в свои сюжеты иным образом.

Для достижения своих целей эгрегор определенным образом настраивает архетипы. Для проведения своей программы, для манипуляции людьми, эгрегор настраивает модальности их восприятия и поведения. И если вы, работая с клиентом, начинаете менять ему модальности поведения, то вы можете обнаружить интересный эффект: однажды он к вам придет и скажет: «Я пытался в семье перейти с янской модальности на иньскую, но у меня ничего не вышло. Они на меня так посмотрели, что мне пришлось на них заорать». А что произошло? Как именно «они» на него посмотрели? Вообще, слово «они» всегда заставляет заподозрить интенсивное включение эгрегора. Фактически произошло следующее: эгрегор возмутился, что человек вышел из предписанной ему роли и соответствующей ей модальности, и сразу дал ему по шее, спровоцировав на употребление той модальности, в которой он, по мнению эгрегора, должен выступать. Как правило, роли, назначаемые эгрегором, однозначно завязаны на модальности, соответствующие определенным архетипам, и так реализуется связь эгрегора и архетипа. Эгрегор имеет программу и определенным образом акцентирует архетипы, то есть навязывает человеку определенные модальности — с тем, чтобы тот шел по этике и линии развития данного эгрегора.

 

Вообще, активизация любого объекта (или сущности) тонкого мира всегда сопровождается определенными психологическими эффектами, которые нужно ясно себе представлять. В первую очередь, это изменение сознания, изменение положения точки сборки, то есть позиции, из которой вы смотрите на мир, и изменение сферы восприятия. Например, вы смотрели узко, а потом начинаете смотреть широко. Вы смотрели в одну сторону, а начинаете смотреть в другую. Вы смотрели одними глазами, и неожиданно для себя начинаете смотреть другими глазами, и при этом происходит магическое изменение окружающей среды.

Это опыт, который есть у многих людей. Вы идете по улице, к вам начинают приставать хулиганы. Что вы делаете? Меняете состояние сознания. Например, берете эту ситуацию и полностью загружаете ее в свое внутреннее «я». Или начинаете громко читать молитву. Когда вы выходите из своего внутреннего «я» (может быть, это будет через пять секунд), когда вы заканчиваете чтение молитвы, вы обнаруживаете, что хулиганов нет, или что они с интересом слушают вас. Вот это и есть моментальное магическое изменение внешней реальности и одновременно изменение сущности тонкого мира, которая ведет вашу ситуацию.

Активизация той или иной тонкой сущности ведет к моментальному изменению поведения человека. Когда у человека меняется модальность, когда у него меняется ведущий его эгрегор, человек меняется целиком, иногда поразительным образом, он как будто становится совсем другим.

Архетип. В переводе с греческого, архетип — это первообраз. В качестве введения я расскажу вам две истории. Одна, так сказать, обычная, профанная, то есть мирская, а другая — возвышенная. Они иллюстрируют идею архетипа с разных сторон.

Первую историю я прочитал в одном американском романе.

Герой романа, молодой, очень пылкий юноша, еще не имеющий опыта общения с прекрасным полом, влюбляется в женщину средних лет, которая старше его лет на пятнадцать, и она сначала сопротивляется, а потом уступает его домогательствам. Сколько-то времени она обучает его искусству любви, а потом расстается с ним, и говорит ему на прощание такие слова: «До свидания, дорогой. Я думаю, тебе в дальнейшем будет легко общаться с женщинами. Ты ценишь в них то, что есть у каждой из них». Говоря на нашем языке, ему нравится женский архетип.

А вторая история такая. Во дворце у китайского императора, говоря современным языком, назревал крупный скандал. Сын императора заявил, что он хочет обучаться воинским искусствам, владению мечом, что совершенно не вписывалось в рамки этикета. С другой стороны, прямо отказать ему тоже было нельзя, все-таки сын императора. Император вызвал своего главного мудреца. Мудрец подумал и сказал: «Твой сын вырос. Пора начинать его обучение. Скажи ему, что я буду обучать его воинским искусствам», — и назначил ему встречу в кабинете дворца.

Когда сын императора туда пришел, он первым делом обвел глазами комнату, но не обнаружил никаких воинских доспехов и в изумлении спросил мудреца: «А как же ты будешь учить меня? Где твой меч?» На что мудрец ему сказал: «Меч, о котором ты говоришь, это оружие простого воина. Мы же с тобой будем изучать высший вид меча: тот, который отсекает зиму от весны, а весну от лета». И тут принц сломался и начал изучать философию.

 

Так вот, архетип — это именно то, что отделяет весну от лета. Это очень хороший образ для высших архетипов, о которых у нас с вами будет идти речь, и которые лежат в основе психологии.

Как проявляется архетип? Он проявляется в определенном звучании, в определенной окраске, в определенной модальности. Другими словами, архетип — это всегда как. Это не то, что происходит, а то, как оно происходит. И надо сказать, что человек, будучи существом, настроенным на цель, как правило, на такие вещи внимания не обращает. Хотя для его подсознания и для его основных жизненных целей это «как» является часто самым главным.

По моим наблюдениям, подавляющая часть конфликтов, которые идут в семьях, имеет под собой рассогласование модальностей. Мужа не устраивает не то, что говорит ему жена, а то, как она это ему говорит. Он говорит: «Она меня попросила. Но она меня плохо попросила! Пусть она меня хорошо попросит!» Жену не устраивает не то, что муж ее неправильно понимает, а то, что он ее понимает недостаточно быстро. Ей хотелось бы, чтобы он понимал ее без слов, а ему нужно, чтобы она какие-то слова все же произнесла, то есть потратила какое-то количество работы, чтобы проникнуть в его душу.

Но выразить такие вещи в словах человек обычно не может. Есть, конечно, очевидно различающиеся модальности: вежливо — грубо, обвиняющий тон — льстивый тон. Они еще как-то в словах выражаются, и то люди чаще всего не обращают на них существенного внимания. Но есть модальности высших архетипов, которые в языке вообще не отражены.

Чем глубже мы опускаемся в психику, тем абстрактнее действующие там архетипы. Чем глубже нужные нам изменения в человеческой душе, тем на более абстрактный уровень символов и сюжетов мы вынуждены выходить.

Вот почему я читаю эти лекции (как я считаю, по глубинной психологии), следуя в основном даже не астрологическим, а философским идеям, которые по своему уровню абстракции выше астрологических. Связь тут самая прямая, и заключается она в том, что по-другому не получается: невозможно понять глубинные устремления человека, оперируя частными, конкретными понятиями.

Для того, чтобы изложение было не слишком абстрактным, надо, наверное, привести несколько примеров, показать, как действует реальность архетипа, как она волшебным образом меняет и состояние сознания человека, и его поведение, и его мировосприятие.

Модальности работы. Рассмотрим понятие работы. Если вы знакомы с астрологией, то вы можете считать, что я сейчас занимаюсь интерпретацией положения Марса в гороскопе. Зона творения — это первые четыре знака Зодиака (Овен, Телец, Близнецы и Рак), зона осуществления — следующие четыре знака (Лев, Дева, Весы и Скорпион) и зона растворения — последние четыре (Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы).

Что такое работа? Для того, чтобы нормально работать, разным людям нужно совершенно разное состояние психики. Есть, например, люди, у которых ощущение, что они действительно трудятся, возникает лишь тогда, когда активен архетип Творения, то есть когда происходит что-то новое, заваривается какая-то каша, что-то необычное, сбивающее всех с толку, например, организуется грандиозный новый проект, который еще совершенно непонятен. Вот тут человек включается в работу.

Теперь представим себе этого человека, когда активен архетип Осуществления, то есть процесс уже налажен, уже есть четкий ритм, есть четкие правила, каждому работнику нашлось определенное место, у него есть определенные обязанности и обязательства, которые нельзя нарушать. Как он будет себя чувствовать, вот этот человек, если его Марс стоит в Овне, Тельце, Близнецах или Раке, то есть в знаке творения? Конечно, жизнь, как говорится, заставляет, и он будет что-то делать. Но сохранится ли у него настоящий энтузиазм, точность, та непостижимая интуиция, которая включается у него под архетипом Творения? Нет, не сохранится. Будет этот человек работать с интересом, с огоньком на рабочем месте, которое не предполагает никаких неожиданностей, смены реальности? Никаких шансов на это нет.

А теперь представим себе, что включился архетип Растворения. На фирме это, например, чистка, ситуация, когда мы ищем, что нам не нужно и это выкидываем. Или, другой вариант, на фирме идет распад, гниение. Есть люди, которые обожают ситуации декаданса и распада, когда все основное уже сделано, и осталось лишь что-то доделать, нет никакой прямой ответственности, но вокруг распространяется тонкий аромат гниения, и человек в нем буквально блаженствует. Ему в этой ситуации может очень хорошо работаться, если у него Марс стоит, предположим, в Козероге. А если у него Марс стоит в Овне, как он будет себя чувствовать, и что станет делать? Подумайте.

 

Включения архетипов мы переживаем для себя совершенно реально. На самом же деле они окружают нас постоянно. Высшие архетипы как бы пронизывают собой всю жизнь без исключения; например, в любой ситуации активен либо архетип Творения, либо Осуществления, либо Растворения.

Вот, например, я читаю вам лекции, и у меня — так задуман наш курс — в основном активен архетип Творения, я выдаю новые идеи. Интересно, да? Но не всем. Кому-то, у кого большинство планет стоит в средней трети Зодиака, то есть в знаках осуществления, интересна подробная и практическая разработка этих идей, чем я, кстати говоря, занимаюсь в очень слабой степени. И этот слушатель будет клевать носом, хотя в принципе ему и интересно. И время от времени у него будет падать ширма на глаза, выключаться уши. Или он начнет разговаривать с соседом, или уходить внутрь себя и как-то переваривать новую информацию, пытаться хоть как-то переключиться на модальность осуществления.

А теперь другой пример. Вы приходите в гости — и сразу попадаете под влияние архетипа Творения: входите в комнату, осматриваете хозяев, вам что-то предлагают, рассказывают последние новости. А потом вдруг хлоп — и архетип Творения выключается, сменяясь архетипом Осуществления. И теперь уже идет конкретная проработка того сюжета, ради которого вас пригласили, или просто бытие в рамках ваших отношений. Этот переход ощущается психологически очень четко, хотя обычно мы не обращаем на это внимания. Потом — тоже вдруг — архетип Осуществления сменяется архетипом Растворения: чувствуется, что визит идет к концу, энергетика ситуации падает, разговор не клеится, люди смотрят в разные стороны, выплывают какие-то тонкости: «Ах, да, я забыла тебе сказать, зачем я приходила-то». Если это было что-то тонкое, что-то интимное, его под архетипом Осуществления не произнесешь, здесь нужна модальность растворения, как говорится, «под занавес».

Психологические модальности меняются необыкновенно ярко, но мы не обращаем на это внимания. А еще меньше мы обращаем внимание на то, что именно они зажигают или тушит человека.

Обида. Пример — обида. Острая тема, но я все-таки хочу ее коснуться. Бывает обида трех видов. Обида под архетипом Творения — это обида острая, она подобна пронзающему мечу. Вы задыхаетесь, вы собой не владеете, вам плохо, вас трясет. Обычно так бывает в первый момент, когда вас обидели. И есть люди, которые необыкновенно остро ощущают именно эту фазу. Так бывает, когда у вас в знаке творения стоит Луна, или Белая Луна, или Венера, или, не дай Бог, Сатурн.

А есть совсем другая обида, которая идет под архетипом Осуществления. Очень интересно: есть люди, которые включаются в работу только тогда, когда они на что-то обиделись. «Я обижен, и сейчас я всем покажу!» Энергия работы этого человека обусловлена именно этим психологическим импульсом. Сколько существует взрослых, уже зрелых мужчин, которые делают карьеру исключительно из-за обиды на своих родителей. Те говорили им в детстве: «Ты ни на что не годишься», — и потом уже давно выросшие дети всю жизнь доказывают себе и своим родителям обратное — с большими, надо сказать, издержками.

Обида в модальности осуществления — это нечто очень деятельное. Если вы думаете, что вам будет легко извиниться перед человеком, обиженным на вас в модальности осуществления, то вы ошибаетесь. (Кстати говоря, извинение тоже идет тоже в одной из этих трех модальностей.) Эта обида сейчас им движет, она сейчас — существенная часть его психического процесса. Он каждый день вспоминает, как вы его обидели, и этим живет, посылая по вашему адресу проклятья. А может быть, у него от обиды на вас усиливается трудовой энтузиазм. А вы взяли и извинились перед ним, как будто закрыли тему. Вы думаете, это подействует? Конечно, нет. Как это проявится? Он скажет, не прямо, конечно, но всем своим поведением как бы намекнет: «Ты что же думаешь? Ты меня обидел, я эту обиду интегрировал в свою психику, в свою жизнь. Я теперь с ней живу, а ты у меня эту обиду отнимешь? Фиг тебе! Я сейчас тебе покажу!» И он вас вовлекает в свое обиженное состояние. И он вас пропустит через все подробности своей обиды, как ему было и есть от нее плохо, и вы уйдете от него совершенно измочаленным. Но оно того стоит: его обида в результате перейдет в модальность растворения, и при следующем вашем визите он еще раз десять о ней вспомнит, но уже совсем другим, гораздо более мягким и почти философским тоном. Вы почувствуете, что его обида вот-вот уже растворится. Хотя, надо сказать, это не факт. В модальности растворения есть субмодальность осуществления, и там тоже можно долго находиться. Но если вам повезет, его обида пройдет через модальность растворения полностью, завершится в субмодальности растворения, и вот тогда сюжет обиды действительно закончится.

Люди, которые этого не понимают, не властны над своими модальностями. Например, попала у него обида в психику в модальности осуществления, и там функционирует, и, может быть, вообще не перейдет в модальность растворения самостоятельно — останется на всю жизнь, вопреки очевидной глупости этого обстоятельства.

Помощь. Еще один пример: помощь. Нужно очень ясно понимать, что помощь бывает в разных модальностях. Человек предлагает вам свою помощь. Однако вы посмотрите, какой над ним стоит архетип. Предположим, например, что над ним стоит архетип Растворения. Что это значит? Это значит, что помощь, которую он вам предлагает, фактически уже закончена. Он предлагает как бы из вежливости: «А не надо ли тебе сумочку поднести, бабуля?» У бабули такая сумочка, что вообще непонятно, как она ее в руке удерживает, но предложить надо. И он имеет в виду, что поднесет сумочку до светофора, а дальше ей направо, а ему налево.

А можно предложить помощь в модальности творения, то есть в роли Деда Мороза. Человеку что-то нужно, а у вас, вот сейчас, в данную минуту, этого много. Если он это сейчас возьмет, вы с удовольствием это дадите. А если завтра — извини, дорогой, поздно! Ваша ситуация изменилась, теперь для того, чтобы дать ему то, о чем он просил, вам нужно приложить существенные усилия, то есть включить архетип Осуществления, а вы этого совершенно не имели в виду. Возникает неловкая ситуация.

Тактичный, опытный в общении человек очень внимательно отслеживает такие ситуации. Если дается серьезное, большое обещание, то даже когда оно делается в модальности творения, в ней просматриваются иные субмодальности. Например, «обещатель» скажет: «Я тебе обещаю, ты ко мне заходи, а зайдешь, мы тогда обсудим, как мы проработаем вот это, и когда мы все это дело закончим». Другими словами, даже если серьезное обещание в целом идет в модальности творения, у него можно просмотреть все три субмодальности (творения, осуществления и растворения). А если они не прозвучат, то подумайте сами, что это означает.

 

Я надеюсь, вам теперь понятно, насколько сильно высшие архетипы влияют на специфику того, что с человеком происходит, хотя человек всего, о чем я говорю, как правило, в виду не имеет. Однако он учитывает это подсознательно или полусознательно. В сознании у него обычно располагается актуальный факт, которым он занимается. Ребенок подходит к маме и спрашивает: «Мама! Ты можешь дать мне три рубля на мороженое?» Мама не думает, в какой модальности находится ребенок: она соображает, есть ли у нее деньги и сколько сладкого ее отпрыск уже съел сегодня. Однако ребенок может быть под архетипом Творения. Эта идея, быть может, только пришла ему в голову, и если мама скажет: «А, некогда мне сейчас!» — он убежит и через минуту забудет о мороженом. А может быть, он находится в модальности осуществления, и для него это хорошо продуманная стратегия, то есть он имеет готовый длительный план наступления на мамин карман, и собирается просить ее не один раз, и не два: он в течение ближайшего часа двадцать раз к ней подойдет и не успокоится, пока этих денег не получит. А может быть, он находится в модальности растворения, уже отчаялся и в жизни, и в судьбе, и в маме, и в себе, и если она ему сейчас сразу этих денег не даст, то он пойдет и выбросится из окна. Однако его мама, когда он к ней подходит, обо всем об этом не думает — а оно бы того стоило.

Мы все как-то живем, взаимодействуем с людьми, некоторые из нас даже большие дела ухитряются прокручивать, и мы каким-то образом все описанные модальности чувствуем, но эти чувства остаются у нас в подсознании. А оно нас бережет. Оно хорошее, но несовершенное, необразованное, неокультуренное. И если мы хотим быть хорошими психологами, то нам нужно его окультуривать и на какое-то время выводить в сознание, проводить обучение, а потом загружать обратно. Потому что если вы мне скажете: «Какой же ты, Авессалом Бонифатьевич, умный, что ты все это постоянно видишь, знаешь и учитываешь!» — то ошибетесь. Не вижу, не знаю и не учитываю — по крайней мере, постоянно и сознательно. У меня, как и у вас, все это находится в подсознании. Разница между нами в том, что я это продумал и написал толстую книгу об основных астрологических модальностях, и теперь, когда у меня в подсознании возникает острый модальностный диссонанс, резкая некомплементарность, я могу вывести ее в сознание и выразить в соответствующих терминах, — хотя, естественно, какие-то усилия для этого все равно нужны.

 

Неправомерные обобщения. Однако я продолжаю тему психики и архетипов. Что является источником основных проблем человека, с которыми он приходит к психотерапевту, психиатру? Страхи, фобии, неврозы, навязчивые ситуации, с которыми человек не может справиться — всегда результат неправомерного обобщения. Иногда возникает впечатление, что у нас внутри сидит примитивный философ, который действует по принципу: «Обжегшись на молоке, дуем на воду». Например, человека однажды раз в какой-то ситуации обидели. И то ли в этот момент у него Тома была активна, то ли еще что-нибудь произошло, но он принял это настолько близко к сердцу, что теперь всю жизнь строит глубокую эшелонированную оборону. Его, допустим, обидел его друг Васька, а он начинает бояться всех мальчиков. А потом — всех подростков. А потом — всех взрослых. А потом — всех людей. Что это такое, что это за процесс? Такое расширение спектра критических для человека ситуаций, с которыми у него ассоциируется его травматическая ситуация, есть ничто иное, как подъем по уровню абстракции и все более откровенное включение высоких архетипов, потому что архетип — это всегда что-то очень общее, то, что как бы растворено в ситуации, событии, поступке.

Знаете сказочку о том, как богатый посмеялся над бедным? Он позвал его к себе и предложил ему супу. Тот ел-ел, наелся до отвала. Богач говорит: «Хочешь еще?» Бедняк отвечает: «Нет, больше не могу!» А тот зовет повара, и повар приносит второе — вкусное жарк о е, аппетитное, дымящееся. Бедняк не выдерживает соблазна и ест это второе, а потом еще пирожное, а богач над ним смеется: вот, а говорил, будто сыт был. Тогда бедняк зовет богача во двор, берет ящик, набивает здоровыми камнями, и спрашивает: «Полон ящик?» Богач говорит: «Полон». Бедняк берет ведро песку, высыпает его в ящик с камнями, песок уходит в щели между камнями, бедняк высыпает туда же второе ведро, и спрашивает богача: «Ну, что полон ящик?» Богач отвечает: «Полон!» Тогда бедняк притаскивает еще ведро воды, выливает ее сверху, и вода там тоже умещается.

Так вот, высший архетип — это как раз та самая вода или то самое пирожное, которое проникнет всегда, и он всегда присутствует в любой ситуации в одном из своих вариантов. И самые глубинные слои психики ориентируются именно на то, что в жизни человека присутствует постоянно. Я думаю, вы понимаете, чем отличается психологический пациент от обычного человека. У каждого человека есть какие-то моменты, где он пугается, злится или обижается, но они локализованы, они не распространяются на всю его жизнь. А фобия или невроз это то, что имеет очень высокий уровень распространенности — нередко почти на всю жизнь человека.

Например, все мы знаем, что людям доверять опасно, но все мы этим ежедневно занимаемся и не очень на эту тему напрягаемся. А есть люди, которые действительно реально всякий раз, полагаясь на какого угодно человека, поручая ему что-то, страшно нервничают, пока эта ситуация не заканчивается — и это уже невроз. Он связан с подъемом на достаточно высокий уровень абстракции, к высоким архетипам и, соответственно, с отходом от той реальной травматической ситуации, которая когда-то фактически состоялась.

 

Причины неврозов. Я продолжаю тему неврозов, проблемную, так сказать, тему. Часто задается вопрос о том, что является исходной точкой той или иной психологической проблемы. И хотя очень хочется исходную причину найти, с другой стороны, совершенно ясно, что ответ зависит не столько от фактического течения событий, сколько от философии того человека, который эту причину ищет. Один скажет, что ничего страшного, просто карма у тебя созрела и разрешилась вот в этом сюжете. Другой скажет, что причина проблемы — детские переживания, а третий — что это травма рождения; четвертый же сошлется на прошлые воплощения.

По поводу детских переживаний я должен сказать, что ни у кого из людей, которые живут на этом свете, не было полностью счастливого детства. Какие-то неприятности есть у любого ребенка: где-то его ограничивают, когда-то его обижают, где-то не дают делать того, что он хочет. Но в его психике акцентируются совершенно определенные моменты, и есть впечатление, что человек с этим рождается. То же относится и к процессу родов. Есть люди, которые прошли через очень тяжелые роды и живут довольно благополучно, есть, наоборот, рожденные легко, а неприятностей у них куча. Почему оно так своеобразно откладывается и запоминается?

По-видимому, ответа на этот вопрос нет до тех пор, пока мы не поднимаемся на уровень высших архетипов и их акцентуаций. Если у человека есть определенная акцентуация одного архетипа, другого архетипа и их определенного наложения друг на друга (что в судьбе человека прописано до его рождения и даже зачатия: мое глубокое убеждение состоит в том, что душа с этими акцентуациями прилетает), то обязательно произойдет какое-то событие, которое попадет на это скрещение акцентированных модальностей и запишется как исходная точка, или якорь для будущего невроза. Но это совершенно не означает, что если мы эту исходную точку раскроем, то невроз автоматически ликвидируется.

Я знаю массу людей, которые знают и хорошо помнят исходное травматическое событие (или длинный тяжелый период), но это совершенно их проблем не снимает. Первоначальная идея Фрейда о том, что осознание первичного травматического события и его повторное переживание решает психологическую проблему, на мой взгляд, проверки практикой не проходит. В редких, исключительных, на мой взгляд, случаях так бывает, а по большей части все-таки нет.

 

Модальности высших архетипов: практическое освоение. Тренинг, который я надеюсь предложить вашему вниманию, посвящен теме повышения культуры взаимодействия с высшими архетипами, обучению тому, как их распознавать, как их воспринимать, как на них реагировать и как себя адекватно выражать. Мне кажется, что этот тренинг может не только помочь вам в нормальной социализации, но еще и снимет или облегчит ваши глубинные проблемы, которые никакими конкретными исследованиями не решаются, независимо от того, удается вам найти их причину или же нет.

Что такое характер? На нашем языке, характер — это определенное сочетание врожденных и приобретенных акцентуаций архетипов. Что это значит? В каждой ситуации у вас есть возможность включить тот или иной архетип из данного семейства: Инь или Ян, Творение, Осуществление или Растворение, Локальный или Глобальный, — но вы, тем не менее, по какой-то причине тяготеете к какому-то одному из данного семейства, скажем, предпочитаете Инь, а не Ян, Творение, а не Осуществление. Гороскоп дает нам в этом смысле, так сказать, развернутую картину характера. Эту астрологию, то есть астрологию характера, я бы назвал атманической астрологией. И в течение нашего курса я покажу, как различные направления современной западной психологии тяготеют к разработке и использованию тех или иных высших архетипов. Это во многом очень поучительный взгляд; по крайней мере, я надеюсь, что вы после этого сможете читать гораздо более широкий спектр психологической литературы с пользой для себя.

Итак, у каждого человека есть свои любимые модальности. Модальности определяют, как человек проявляет или воспринимает архетип. У него всегда есть любимые модальности, которые им чаще всего используются и лучше им освоены, он в них легче ориентируется — и есть, так сказать, нелюбимые модальности. Последние бывают фобические, бывают невротические, а бывают и просто нелюбимые: он мог бы так, но почему-то этого не делает, не любит.

Был в свое время юмористический рассказ про ранимого Власа. Я не помню уже основного сюжета, но смысл был в том, что этот Влас всем сильно хамил, но у него находились защитники, которые говорили: «Не трогайте его, он не виноват, это он такой ранимый». А к концу рассказа кто-то к нему подошел и прямо спросил: «А чего ты хамишь? Это оттого, что ты ранимый или просто характер такой?» На что Влас ответил: «Ничего я не ранимый. Просто хамлю — и все». Ну нравится ему эта модальность, и других причин нет.

Однако нелюбимые модальности, как правило, нелюбимы потому, что они человеком плохо освоены, или вообще не освоены. Это тоже во многих случаях результат неправомерного обобщения, которое когда-то сделало подсознание, действуя по известному принципу: «Обжегшись на молоке...».

И вот, кстати, некоторое замечание для астрологов. Когда астрологи интерпретируют карту, они смотрят, естественно, на то, что бросается в глаза: на сильно стоящие планеты, на напряженные аспекты. Однако опыт показывает, что очень часто основные проблемы людей связаны с пустыми домами, то есть с теми домами, где никаких планет не стоит, и которые астрологу трудно интерпретировать по этой самой причине. Там можно что-то сказать о знаке, в котором стоит дом, а дальше-то что говорить?

А с психологической точки зрения все обстоит как раз наоборот. Планеты, особенно пораженные, и дома, в которых они стоят, человеком прорабатываются довольно быстро, часто еще в детстве. Он по опыту знает: здесь надо быть внимательным, здесь надо быть осторожным, здесь карму на кривой козе не объедешь. Бывают, конечно, люди, которым хоть кол на голове теши, что называется, и у них можно обнаружить в сорок лет совершенно непроработанный квадрат. Смотришь на такого человека и думаешь: «Чем он сорок лет занимался?» Непонятно. Но, как правило, это люди, живущие под жесткими эгрегорами по жестким жизненным программам. А обычно хотя бы минимальные проработки у пораженных планет и домов есть. А вот в пустых домах, и в связи с неаспектированными планетами, бывают огромные проблемы, потому что эти области слабо задействованы естественным порядком жизни: в какой-то момент времени они включаются, а потом быстро переключаются на что-то другое, так что человек не успевает отреагировать, не успевает понять, что это тоже важно, что этим тоже надо заниматься. И здесь — золотое дно астрологии, которое астрологами очень мало используется. Часто человеку надо рассказывать о том, чего у него нет, а не о том, что у него есть.

Например, человеку с сильным седьмым домом надо рассказывать не о том, какие у него замечательные партнеры, а о том, как он грозен как противник, какая у него сильная на самом деле личность. Просто она включается лишь тогда, когда у него появляется враг или партнер. Подумайте об этом.

А человеку с пустым седьмым домом, но с сильным первым, надо рассказывать, какие у него замечательные и интересные люди вокруг, просто он забивает их своей личностью. А если он хоть немного их послушает и даст им высказаться, ему это будет очень интересно, и у него после этого пойдет интенсивное самопознание. Ему надо объяснить, что внешний мир — это символическое отражение внутреннего, и что у сильного человека интересные партнеры.

 

Однако я продолжаю. Тонкий мир правит плотным. Модальности высокого уровня абстракции управляют модальностями более низкого уровня абстракции, которые материализуются в виде жизненных сюжетов. Если мы хотим понять глубинные структуры, которые управляют поведением и самыми тонкими, самыми тайными пружинами человеческого существования, то нам нужно изучать акцентуации высших архетипов в самой глубине индивидуального подсознания. А с другой стороны, эти самые глубинные личностные акцентуации, то, что определяет истинную неповторимость личности человека, проявляется самым откровенным и недвусмысленным образом в виде модальностей чисто внешнего человеческого поведения: жестов, манер, того, как человек одевается, как он смотрит, как он реагирует на то или другое. И если вы научитесь читать эти модальности по непосредственному поведению человека, то вы поймете самые глубинные черты его индивидуальности.

Я могу сказать по-другому: атманическое тело в символическом виде пропечатано на сетчатке глаз человека, и основной сюжет жизни человека прорывается сквозь самые мелкие акцентуации, мелкие детали его поведения. И если вы к ним внимательны, то вы к этому ритму подстраиваетесь и начинаете его хорошо чувствовать.

Если вы гармонизируете те модальности, которые человек использует во внутреннем и во внешнем мире, взаимодействуя с другими людьми, то есть устраняете его грубую некомплементарность и неконгруэнтность, то есть несоответствие друг другу его собственных модальностей, то вы тем самым на тонком уровне совершенствуете его жизнь и его судьбу.

Я не хочу сказать, в отличие от авторов различных книг по гуманистической психологии, что целью психотерапии является гармонизация жизни человека. Более того, я очень далек от этой мысли. Душа на то и воплощается, чтобы совершить какую-то работу, чтобы пережить трудные ситуации, создать и разрешить определенное напряжение, и это все есть дисгармония. Более того, многие люди созданы для того, чтобы вносить в мир дисгармонию. Вопрос заключается в том, на каком уровне человек это делает, и насколько точно то, что он делает, соответствует его жизненной миссии. А ключ к его жизненной миссии как раз и дается пониманием акцентуаций высших архетипов в его внешней и внутренней жизни. И это, с моей точки зрения, — царский путь в подсознание, к глубинам психики.

Вообще это выражение принадлежит Фрейду. Он изучал сновидения и сказал, что сновидение — это царский путь в подсознание. Потом это подтвердил его ученик Карл Юнг — может быть, не прямо, но, по крайней мере, это видно по его работам, именно таков основной путь его мысли. Всю основную информацию, которую он извлекал и из клиентов, и философского порядка, он брал из сновидений. Потом, уже во второй половине ХХ века, явился чешский психиатр Станислав Гроф, который был одним из первых исследователей ЛСД, сильного психотропного препарата, и те состояния сознания, в которые входили его пациенты, и та информация о глубинных структурах подсознания, которую он получил в результате своих экспериментов, были настолько для него поразительными и сильными, что он сказал, что царский путь в подсознание — это ЛСД.

Я ни в коей мере не склонен колебать авторитет классиков, но хочу сказать, что если сновидения и ЛСД — это подчеркнуто измененные состояния сознания, то модальности высших архетипов можно наблюдать во всех случаях, и эти наблюдения дают возможность изучать психику и подсознание человека, в том числе, и в самых обычных состояниях сознания. И при этом мы можем получить гораздо более глубокую и гораздо ближе находящуюся к сути проблем человека информацию. Это, впрочем, мое убеждение, которое пока что является гипотезой, и насколько она окажется справедливой, судить вам.

 

Три уровня взаимодействия. Как я уже говорил, архетип переживается человеком через соответствующую ему модальность. При этом высшие архетипы обладают тем свойством, что они очень легко друг на друга накладываются, как в примере с обедом из трех блюд и с ящиком с камнями, песком и водой. Когда включен один архетип (я сейчас имею в виду высшие архетипы), на него естественно накладывается другой без смены основной модальности — тогда в ней (как бы в порядке уточнения или вариации) появляется субмодальность.

И здесь можно рассмотреть три уровня взаимодействия человека с другим человеком или ситуацией в целом.

Во-первых, всегда есть фон или контекст, или общий смысл ситуации, о чем человек специально не думает, но имеет в виду.

Во-вторых, есть непосредственное действие, например, реплика, или то, что Э. Берн называет трансакцией. Это слово, заимствованное из английского, слово неуклюжее, но в русском языке такого понятия, выражаемого одним словом, нет. Трансакция — это направленное воздействие одного человека на другого, некоторый импульс, идущий от первого ко второму — может быть, словесный, может быть, телесный — например, жест, улыбка или гримаса. Трансакция — это то, что в диалоге требует ответа или им является, можно так сказать.

И в третьих, у нас есть стиль поведения, который включает в себя интонацию речи, особенности жестов и мимики, тонкие подробности поведения человека, которые на первый взгляд не являются особенно информативными, но с психологической точки зрения имеют первостепенную важность.

Итак, существуют три уровня взаимодействия, общения, три уровня коммуникации. Заметьте, насколько удобно пользоваться заимствованными словами. Насколько русским людям удобно, я понял, еще изучая математику, потому что у нас свой алфавит, кириллица, и никогда не спутаешь формулу, состоящую из латинских букв, и пояснительный к ней русский текст. А бедные европейцы и американцы пишут формулы теми же буквами, что и свои собственные слова. Так и здесь: если бы я написал слово «общение», у вас были бы ассоциации, совершенно к делу не относящиеся. А «коммуникация» — иностранное слово, ясно, что употребляется как термин, и ничего лишнего вы не подумаете.

Структура коммуникации. Итак, мы различаем три уровня коммуникации: первый уровень — это фон, или ситуативный контекст. Второй уровень — это трансакция, то есть непосредственное воздействие одного человека на другого. И третий уровень — это стиль, в котором выполняется (и воспринимается) это самое воздействие. Надеюсь, вы понимаете, что все это психологически очень существенно.

Примеры ситуативного контекста: деловой, дружеский, любовный, исповедальный, личный, семейный, ритуальный. В рамках любого из этих контекстов ситуаций, как вы понимаете, возможны подробности и вариации.

Примеры конкретного воздействия, трансакции: человек говорит: «Я ухожу» или «Вы меня не поняли», или задает любой вопрос.

Примеры стиля: он может сказать это ссутулившись, глядя вниз, жестко, мягко, с вызовом и т. д.

А теперь мы возвращаемся к теме модальностей. К каждому из этих трех уровней общения относится своя модальность, причем они могут быть разными на разных уровнях общения.

Вот, например, дружеская ситуация в иньской фоновой модальности: компания сидит, расслабляется, никто не берет на себя ответственности, все чувствуют себя хорошо, слегка выпивают, лениво переговариваются. Наоборот, в янской фоновой модальности находится группа туристов, идущих по напряженному маршруту: перед ними стоят препятствия, и они их вместе преодолевают.

Трансакция, в частности, любая направленная к собеседнику реплика тоже всегда имеет определенную модальность. Конечно, сознательно мы об этом не думаем, но подсознание определенным образом приписывает модальности абсолютно всему, что происходит с нами и вокруг нас. Например, когда ваш друг, придя к вам в гости, в какой-то момент говорит: «Ну, я ухожу», — то возможны три варианта понимания его слов. Сама по себе эта фраза находится в модальности растворения, но в этой модальности есть три субмодальности, то есть растворяться-то он растворяется, но на какой фазе этого растворения он находится? Возможно, он собирается начать уходить, то есть обозначает субмодальность творения. А может быть, он уже собрался уходить, но вот еще чайку как раз ему сейчас самое дело выпить — такова субмодальность осуществления. А может быть, он уже решительно уходит: собирает свои вещи, целует вашу жену, берет в руки портфель и таки-да уходит, реализуя субмодальность растворения.

Таким образом, одна из этих трех модальностей времени психологически всегда акцентирована, и когда человек что-то говорит другому, он ее как бы подразумевает. Другой вопрос, насколько четко он ее выражает — но у него в подсознании она всегда как-то обозначена.

И точно так же в подсознании всегда обозначена иньская или янская модальность. Реплика: «Я ухожу», — вообще-то говоря, подразумевает модальность ян. Я это делаю, совершаю направленное действие, беру на себя ответственность и жду реакции. Тогда, говоря эту фразу, человек обычно смотрит вам в глаза. Он как бы вкладывает в вас свою реплику, имея в виду, что вы как-то отреагируете, причем предполагается прямая непосредственная реакция на эти его слова, например, ваш друг имеет в виду, что если вы что-то ему еще не сказали, то сейчас — самое время, и ждет вашей реакции. Таков янский вариант этой реплики. Однако при том, что эта фраза сама по себе имеет янский смысл, она может быть сказана по-разному. Человек может сказать это, лениво развалившись в кресле, показывая тоном и телесной позицией, что он уходит, но это — его состояние, и это совершенно не значит, что он что-то такое делает или собирается сделать. Он пребывает в состоянии ухода — в том смысле, что чего-то ждет. Например, он ждет, пока я наконец соображу, что должен сделать (например, подарить ему кольцо с бриллиантом) — и тогда он наконец уйдет.

Итак, я надеюсь, вам теперь понятно, что есть модальность фона, есть модальность воздействия, и есть модальность стиля, и они могут различаться одна от другой. И хороший коммуникатор и хороший психотерапевт отличаются тем, что интуитивно, полусознательно, а часто и сознательно все эти три модальности учитывают и почти осознают, то есть держат близко к сознанию. У нас в подсознании есть много слоев: есть слой, до которого надо докапываться неделю, а есть что-то совсем близкое, то, что вы, так сказать, наклонились, взяли — и оно в вашем распоряжении. Так вот, у хорошего коммуникатора эти три модальности — фона, действия и стиля — находятся или в сознании, или близко к нему.

Таким образом, правильно выбранная система «модальность — субмодальность» — это ключ к успеху в общении. Освоив эту премудрость, вы можете брать деловых людей и им ее за большие деньги преподавать — если у вас есть талант общения с этой публикой, то есть если у вас имеются в распоряжении модальности, комплементарные тем модальностям, которые сознательно и подсознательно включит компания бизнесменов, которые соберутся вас слушать. Если же вы окажетесь им некомплементарны, они вас забросают гнилыми помидорами или боевыми гранатами (как повезет), и на том дело кончится.

Умеете ли вы слушать? Знаете ли вы, когда и как перебивать? Умеете ли вы корректно перебивать? Слышите ли вы паузы? Есть люди, которые вообще не замечают пауз: не делают их сами и не слышат у других. Однако невнимание к паузам — показатель низкого уровня коммуникации, поскольку паузы — это главное в общении.

Когда юноша впервые в жизни объясняется барышне в любви и говорит: «Я тебя люблю!» — он не очень внимательно смотрит за ее реакцией. Но когда у него появляется опыт в любовных делах, он в первую очередь обращает внимание на длину паузы, которая пройдет между его сообщением и реакцией девушки: он знает, что чем длиннее пауза — тем перспективнее для него. Самый лучший спектакль — это когда в конце представления зал минуту сидит и не может открыть рот и поднять руки, чтобы похлопать. Вот эта пауза и есть признак истинного воздействия спектакля на публику.

У пауз тоже есть свои модальности. Умеете ли вы слушать паузы? Это вам вопрос для обдумывания дома. Человек перед вами молчит. Какие архетипы в это время над ним стоят, как они друг с другом взаимодействуют? Умеете ли вы сами делать паузы? В каких модальностях они звучат?

Когда вы взаимодействуете с человеком, всегда интересен такой вопрос: кто вы для него сейчас, в данный момент? Существуете вы для него или нет? Ибо если вы его перегружаете, то его подсознание в какой-то момент выключает его из общения с вами, и вы для него становитесь чем-то вроде неприятного фона. Другими словами, в его реальности вы такой маленький человечек, который что-то кричит, размахивает руками, но надо сильно вглядываться, чтобы его увидеть, и вслушиваться, чтобы понять — на нашем языке это означает, что вы для него находитесь в фоновой модальности. Если вы будете взаимодействовать с человеком только тогда, когда он вас реально слушает, а также давать ему время на переваривание информации, которую вы ему сообщаете, то ваши коммуникативные успехи будут существенно больше. А для того, чтобы это сделать, надо, с моей точки зрения, осознавать и корректировать модальности и субмодальности, потому что некомплементарность (намеренная, осознанная или неосознанная), то есть расхождение по архетипам — это и есть основа большинства конфликтов и недоразумений в общении.

 

Тренинг «Модальности и поведение». И поскольку я говорю о коммуникации, я хотел бы провести для всех желающих, а в первую очередь — для вас практические семинары по освоению основных модальностей, которые мы будем с вами изучать: глобальной, локальной, иньской, янской, творения, осуществления, растворения, модальностей тонких планов и некоторых других. А сейчас я хочу сказать несколько слов по поводу целей и планов этих семинаров, потому что независимо от того, будете вы на них присутствовать или нет, эти темы мимо вас все равно не пройдут. Жизненный семинар по ним идет у нас каждый день.

Итак, первое, чем мы будем заниматься — это вопросом понимания другого человека. Когда мы разговариваем с человеком, мы должны воспринять его социальную роль и ее социальную модальность и обратить внимание на прямое значение его речи — так, как будто она напечатана на машинке. Часто мы на это вообще не обращаем внимания, а ориентируемся исключительно на модальность интонации, хотя сама речь в своем, так сказать, номинальном значении, тоже имеет свою модальность. И мы с вами будем учиться различать модальности текста, который человек произносит, и интонации, которые он использует.

Мы будем анализировать модальности ситуаций и поведения людей на уровнях триады фон — действие — стиль, то есть рассматривать социальные, речевые и интонационные модальности — это первый пункт наших занятий.

А второй пункт будет заключаться в том, что мы будем учиться адекватному выражению себя. Представьте, что у вас есть некоторые мысли и чувства, которые вы хотите выразить. Для этого вы ищете или создаете определенный фон или контекст. Далее вы предпринимаете непосредственное действие — произносите значимые слова, реплики, делаете определенные жесты, входите, выходите, поворачиваете голову. И вы делаете это в определенном стиле, и у вас возникают интонация и телесное сопровождение, то есть жесты, которые несут прямую семантическую нагрузку Например, когда вы слушаете человека, вы, как правило, поворачиваете к нему свое ухо. Когда вы его хотите перебить, вы смотрите на него прямо и выводите голову вперед. Такие жесты воспринимаются как слова. Если, глядя на партнера, вы расслабляетесь, садитесь в кресло, он это воспринимает как приглашение выступить в активной роли: вы заняли иньскую позицию — значит он располагается в янской.

А есть такие маленькие жесты, типа движений пальцами, мимики и т. п., которые не воспринимаются как имеющие прямой коммуникативный смысл, а относятся, так сказать, к антуражу. Таковы многие легкие гримасы, подробности расположения тела в пространстве и т. д. Все это психологически очень значимые вещи, за ними стоят модальности, которые тоже надо уметь читать. Каждое положение тела выдает определенные модальности высших архетипов, которые мы тоже будем учиться правильно видеть и правильно выражать. Например, янской модальности соответствует положение тела, когда оно несколько наклонено вперед, а руки направлены или в сторону собеседника, или в каком-то определенном направлении. Наоборот, иньской модальности соответствует тело, отклоненное назад, неподвижное или делающее плавные расслабленные движения, как бы замыкающие пространство на себя. Ян открывает пространство, инь его закрывает. Адекватно выражая себя, помните, что ваше подсознание не дремлет, оно формирует вам фон, оно создает вам и стиль. Если вы хотите быть в янской модальности, и у вас есть, что называется, драйв, то есть очень сильное стремление, но по ситуации вы находитесь в иньской позиции, делаете вид, что вас особенно ничего не интересует, что вы ничего не хотите от собеседника, то и контекст, который вы формируете, и стиль, который вы используете, вас предадут. А если вы хотите произвести определенное впечатление, войти в роль как следует (каковое умение психологу, я считаю, абсолютно необходимо), то вы должны уметь за всем этим следить и уметь это нужным вам образом формировать, и этому мы будем учиться.

 

Переключение модальностей. Осознание моментов переключения модальностей чрезвычайно важно, потому что модальности переключаются моментально, как сигнал светофора, и тут же меняется психологическое качество ситуации.

Типичный пример — чередование локальной и глобальной модальностей. Нельзя слишком долго говорить о конкретных частностях. Внезапно возникает момент, когда сама ситуация потребует от вас обобщения, то есть перехода от локальной модальности к глобальной. Вот, например, женщина, живущая в несчастливом браке, приходит к своей подруге. Она жалуется ей на своего мужа, какой он не такой, как ей тяжело — в локальном стиле, с перечислением бесчисленных подробностей. Она может час жаловаться. Но потом все-таки приходит фаза растворения, ей уже пора отправляться домой, и ей захочется как-то завершить эту ситуацию, прийти к какому-то выводу. И она может сказать так: «А, все, что я говорила, это ерунда! Я очень его люблю!» И эти слова как раз и означают переход от локальной модальности к глобальной. Правда, после них подруга впадет в транс, потому что она как раз собиралась предложить (тоже в глобальной модальности), чтобы этого самого мужа дали ей самой в пользование на некоторое время, так как ее он вполне устраивает.

С другой стороны, человек, который слишком долго говорит в глобальной модальности, то есть говорит об объекте в целом, рассматривает его со всех сторон, но издали, а конкретно о его деталях и подробностях устройства ничего не сообщает, начинает через некоторое время вызывать у нас известные подозрения или раздражение. Мы не без оснований начинаем думать, что он нами манипулирует, что он ждет от нас, что мы наконец как-то отреагируем, включим локальную модальность и в ней что-то скажем или сделаем.

Представьте, например, что у вас есть квартира, которую вы хотите сдать. Человек, с которым вы разговариваете, особенного интереса к этой теме не имеет. Как вы можете себя вести? Вы можете настроиться на глобальный архетип и начать так: «Я купил квартиру. Купил за дорого. В хорошем районе, много денег потратил на отделку. У меня такие замечательные хоромы теперь!» Вот вы так минут пятнадцать поговорите, и он не выдержит, и спросит: «А санузел в ней раздельный?» — то есть задаст конкретный вопрос, включит локальный архетип и вот тут вы ему уже расскажете все: и о санузле, и обо всех комнатах по очереди, и о кухне, и о гарнитуре. Он же первый локальную модальность употребил — сам виноват, и теперь вы ему вполне синтонно отвечаете. И может быть, что вы теперь его локальной модальностью задавите и квартиру ему сдадите.

Существуют неписаные правила переключения модальностей, и когда какая-то модальность сильно включена, то культурный человек не станет ее ломать. Например, ваш партнер вам что-то оживленно рассказывает, он вошел в раж, он держит вас за пиджак или за руку и что-то очень возбужденно излагает, он в вас это буквально вбивает, и вам совершенно очевидно, что его нельзя сейчас перебить. Ему надо дать выговориться, надо дождаться, пока его ян несколько ослабнет. Когда это произойдет, то сам собой включится иньский архетип: партнер вдруг как-то стихнет, обмякнет, отпустит ваш пиджак и совершенно другим, мягким и неуверенным голосом спросит: «А ты-то сам как на это смотришь?»

Вообще, этот вопрос по своему непосредственному смыслу задан в янской модальности. Прямой вопрос всегда подразумевает янскую модальность, но интонация, в которой он был мною произнесен, была совершенно иньская. Вы это услышали?

Таким образом, находясь по-прежнему в янской модальности, ваш партнер сменил интонационную субмодальность на иньскую, и в этой ситуации вы понимаете, что дело идет к смене модальности, и можете начинать брать инициативу в свои руки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных