Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Основные этапы формирования региональной культурной политики
Каждый из этапов имеет свою логику, задачи, содержание.
1. Диагностический этап: главное содержание — всесторонний анализ ситуации, выявление наиболее актуальных и типичных проблем для региона. Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о социально-политико-экономической и культурной жизни региона. Исходные данные позволяют накопить информацию о проблемах регионального характера, сформулировать на этой основе задачи, которые предстоит решить в рамках культурной политики, выделить информацию, необходимую для решения проблем. Основными методами анализа являются: контент-анализ периодической печати; анализ социально-демократической структуры региона; деловые игры, в процессе которых выявляются значимые для региона проблемы. Субъектами анализа ситуации выступают работники учреждений культуры, управленческих структур, эксперты, социологи, представители общественности. В процессе анализа социокультурной ситуации решаются взаимосвязанные задачи: анализируются проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни; определяются ресурсы и потенциалы социокультурной среды конкретной территории. В ситуационный анализ включаются как социально-культурные, так и личностные проблемы, которые обнаруживаются в каждом аспекте социокультурной среды и образа жизни. В частности, проблемы освоения предметов культуры, художественного развития личности, проблемы общения людей, их духовного самочувствия, проблемы политической культуры, отношения к собственному здоровью и др. Полученную на данном этапе информацию целесообразно классифицировать: социальные и культурные особенности и проблемы региона; характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп; творческий потенциал региона (квалификация социокультурной сферы); характеристика различных социальных и социально-демографических групп
региона по различным социально-экономико-политическим, культурным признакам. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.
2. Нормативно-прогнозный этап. Предполагает предвидение, вероятност ные суждения о состоянии в будущем, о перспективах ее развития при условии сохранения имеющихся тенденций и при условии, что они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации конкретного проекта. Методика прогнозирования предлагает определение объ екта прогноза, выявление тенденции и проблем его развития, анализ факторов, определяющих негативные и позитивные тенденции его изменения; создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отра жающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов. Прогноз позволяет предусмотреть нежелательные по следствия, которые может повлечь внедрение тех или иных программ.
3. Концептуальный этап. Его суть заключается в обосновании общего плана культурного развития региона и разработке соответствующей концепции. Ее целесообразно выстроить по схеме: развернутое описание проблем региона и характеристика их носителей (социальных групп), проблемы неоптимальной среды существования человека, кроме объективных обстоятельств (удален ность центра, отсутствие условий качественного образования и т.д.), являются и проблемы низкого культурного развития личности, социальной группы, об щества в целом; обоснование приоритетных направлений социокультурного развития; задачи культурной политики (по каждому из приоритетов). Концеп туально-мировоззренческие модели региональной культурной политики долж ны выстраиваться с учетом специфики регионов. При этом их системообра зующей основой выступает доминирующий вид культурной деятельности: про изводство, сохранение, потребление культурных ценностей. Основными проек тировочными процедурами являются: анализ ситуации, т.е. всесторонняя диаг ностика проблемы и четкое определение ее источника и характера.
4. Проектно-планирующий этап. Призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социаль но-культурной жизни региона. Реализуется он преимущественно с помощью методов социально-культурного проектирования и предполагает широкое уча стие всех реальных и потенциальных субъектов культурной политики. В со держательном аспекте приоритеты конкретизируются различными региональ ными и локальными программами. При этом актуальна проблема объективной оценки и отбора для реализации и финансирования тех, которые максимально способны решать цели и задачи культурной политики. Поэтому на данном этапе наряду с конкурсом программ целесообразно организовать их экспертную оцен ку. Ее задачи состоят в выявлении альтернативных способов решения приори тетных проблем оценке каждого проекта с точки зрения имеющихся ресурсов.
5. Исполнительско-внедренческий этап. Его основная цель — создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию управлен ческих решений и соответствующих программ (материально-технической базы, ресурсов, финансов, кадров, информационного обеспечения).
6. Контрольно-коррекционный этап. Обобщаются и анализируются про межуточные результаты реализации программы в целом и отдельных проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся действия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|