ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ1. Культура и традиции Культурная динамика имеет свою историческую природу, т.е. последующие культурные изменения, причинно обусловленные предыдущим ее состоянием. Так смена стиля в искусстве или в научной теории предопределяется накоплением эмпирического материала (индивидуальных образных представлений, научных данных), не укладывающегося в рамки прежних оснований. Например, функционализм в науках об обществе и культуре пришел на смену эволюционизму из-за чрезмерной абстрактности трактовки социокультурной динамики, из-за отсутствия системной ее картины в пределах определенного общества. Культура имеет дифференцированное содержание: классовое, этническое, региональное, цивилизованное. Определенные элементы культуры направлены специально па поддержание и укрепление специфических, отличающихся друг от друга социальных объединений. Например, представители различных социокультурных слоев отличаются друг от друга речью, одеждой, стилем жизни и т.д. Этнические различия проявляются в языке, нравах, обычаях, обрядах социальных сообществ. Эти черты культуры тщательно сохраняются и передаются от поколения к поколению. Региональная и цивилизационная культурные специфики фиксируются: в языке межэтнического общения, определенной идеологии (религиозная, политические доктрины, моральный кодекс), отношении к окружающему миру, степенью активности и форм его усвоения и др. Эти специфики могут иметь закрепление в нормативных актах, предписаниях, в произведениях искусства, т.е. она объективируется и специально демонстрируется, особенно в традициях. Традиция — это процесс передачи, поддержания и сохранения идей, ценностей, принципов, образцов, норм поведения и деятельности в письменной и устной формах от поколения к поколению. Без традиций не существует ни одной культуры, без них невозможно представить и существование самого общества. Традиции — это духовная основа существования культуры, общества, цивилизаций, т.к. это совокупность ценностей, норм, идей, обычаев, содержащихся в исторической памяти отдельного индивида, группы, этноса, человечества в целом. Традиции — необходимое условие жизни человека. Их авторитет основывается на длительном повторении поведения и постепенном привыкании к определенным общественным требованиям. Источник традиций находится в онтологической структуре человека. Традиции позволяют человеку жить во времени и определенном социальном пространстве. Традиция — это важная предпосылка непрерывности развития культур; интеграционный процесс, который не подразумевает критического сознания. Фактор исторической тотализации в традиции принимает значение традиционализма, который оказывается неспособным передавать от поколения к поколению духовные факты без опасения манипуляций и злоупотребления традициями. Традиции имеют свое актуальное культурное, историческое, эстетическое, политическое значение только тогда, когда под традицией понимают процесс активного критического отбора культурных ценностей, исторической то-тализации конкретной культуры. Если же традиция определяется только как однозначная интеграционная коммуникация, это может означать, что она является просто непрерывной передачей созданных и унаследованных ранее культурных ценностей без любых изменений. Тогда эта модель традиции, в которой современное культурное сознание остается пассивным, нетворческим, превращенным в консервативный традиционализм. Основные подходы к определению категории «традиция»: 1. Понятие традиции как регресса и стагнации в культуре. 2. Традиция как условие культурной динамики. 3. Как различие действия традиции в материальной и духовной культуре. Недиалектичные подходы к традиции как к фактор) регресса и стагнации культуры основываются па гипертрофировании негативных и неизменяемых культурных ценностей, которые передаются с традицией, а также и на злоупотреблении традицией в моменты социальных перемен. Позитивные функции традиции проявляются не только в сохранении и поддержании постоянных культурных ценностей, но и в том, что традиция присутствует в развитии культуры и представляет собой неотъемлемую часть преемственности каждой национальной культуры. В разнообразных формах современной культуры передаются транспонированные подлинные культурные ценности, а также получившие новые формы ценности и нормы, которые проявляются в содержании фольклора, религии, образа жизни конкретной группы и народа. В области материальной культуры разрыв с традицией гораздо более заметен, чем в области духовной культуры. В материальном производстве традиция действует как одно целое, передает существующий способ производства и тем самым делает возможным возникновение нового. Критическое усвоение традиции, ее динамическое присутствие в области материального производства более очевидно, чем в области духовной жизни. Обычаи, религия, верования и другие плоды духовного развития наиболее оправдано используются с характеристикой «традиционное». Поэтому понятно, что они более устойчивы к переменам и занимают в современной культуре гораздо более заметное место, чем этого можно было ожидать. 13 материальном производстве непосредственно проявляется замена традиции прогрессом. Этот же самый прогресс происходит гораздо медленнее и незаметнее в области духовной жизни, часто он приобретает лишь символическое значение. Полому и понятно, что в материальном производстве взаимопроникновение и взаимодействие традиции и прогресса выражено больше, чем в духовном производстве. 2, Культура и цивилизация Категория «цивилизация» впервые стала осмысливаться энциклопедистами в XVIII в. Цивилизация, по их мнению, общность социального и технического про-гресса. Под цивилизацией они подразумевали усовершенствование государства, законодательства, на которых основывается и общий прогресс человечества. Тер- мин «цивилизация» в употреблении его энциклопедистами означал высшую стадию культуры, которая наступает после периода «дикарства и варварства». Дикарство (по Ф. Энгельсу) охватывает период присвоения человеком готовых естественных продуктов, варварство, когда развивается животноводство и земледелие, а цивилизация — это период, когда человек приобретает такие знания, которые позволяют ему заниматься творческим отображением действительности, развитием искусства. Таким образом, цивилизация — это общественный процесс, общественная организация высшего порядка, которую отличает прогресс искусства, науки, тотальная культура людей, народов, стран. В соотношении понятий «духовная культура» «материальная культура» цивилизация распространяется только на материальную (в первую очередь техническую) культуру. Эволюционист Л.Г. Морган отмечал: «цивилизация — это историческая фаза в развитии культуры, которая заменяет фазу дикарства и варварства». После этой фазы начинается период человеческой истории, когда люди стали использовать фонетическую азбуку и письмо. . К концу XVIII в. культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою естественную ограниченность. В Германии, а затем в России, сложилась антитеза «Культура и цивилизация». Культуре как средоточию духовных, моральных, эстетических ценностей противостоит цивилизация. Это нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась прежде с материальным и технологическим процессом. Культура характеризовалась процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, процессом, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которым категория прогресса неприменима. Носителем культуры материальной и духовной является весь народ (этнос). Позднее социологи установили, что на определенных этапах цивилизованного развития материальное доминирует, определяя культуру и способ жизни в целом. В более высокоразвитых обществах духовная культура доминирует над материальной. Соотношение культуры и цивилизации довольно широко рассмотрено в трудах просветителей. В их понимании цивилизованное общество основано на разуме и справедливости. В XIX в. цивилизация обозначала капиталистическое общество в целом. Но уже вскоре культура и цивилизация стали противопоставляться друг другу. Ф. Теннис (нем. соц.) выделил два типа социальных отношений: общинные и общественные. Первые основаны на эмоциях, привязанностях, т.е. чисто человеческих отношениях. Такие отношения характерны для общностей: соседство, род, нация. Это отношения в рамках общей культуры. В основе общественных отношений лежит рациональный обмен находящихся во владении вещей. Эти отношения имеют вещественную природу и характеризуются противоположно направленными устремлениями участников. Отношения этого типа имеют целиком рациональную (па экономической выгоде) структуру. Их субъектами могут быть не только индивиды, но и социальные группы, общности, государства, их сообщества. Это отношения в рамках цивилизация. По Теннису развитие социальной организации идет от «общины» к «обществу». То есть общественный процесс связан с утратой культурного компонента отношений, с разрывом традиционных связей, снижением доли человечества в отношениях людей друг к другу. Их место занимает расчет и рационализм. Подобные оценки состояния и перспектив развития культуры обусловили идеализацию отношений типа общинных, необратимо уходящих в прошлое, и привели к концепции культурного пессимизма, к так называемой критике культуры, т.е. по существу, к критике современности, ведущей якобы к распаду и гибели культуры. В это же время появилось понятие «локальная цивилизация», в частности, Европейская цивилизация противопоставилась восточным. Хотя три четверти исторического человечества прошли восточно-государственный путь развития. Абсолютизм, как разновидность власти восточного деспотизма, был присущ всем европейским странам. Азиатские формы эксплуатации обнаруживаются и в ранних капиталистических государствах. Крепостничество в различных формах присутствовало в европейских странах (плантаторское рабство в США). Ценности западной цивилизации: индивидуализм, вещизм, религиозная нетерпимость, атеизм привели к уничтожению целых народов, многих исторических ценностей, тысяч видов животных, растений, создали оружие массового уничтожения, вызвали экологический кризис и другие негативные факторы. Ценностям западной цивилизации противостоят восточные: альтруизм, коллективизм, умеренный достаток, скромность образа жизни, веротерпимость и другие духовные ценности. Н. Данилевский в книге «Россия и Европа» (1871 г.) выделил 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, арабский, европейский. Посредством анализа их он сформулировал общую типологию культур. Показал, что нет всеобщей истории, а есть история культур, цивилизаций. Каждый из этих типов имеет собственную историю (древнюю, среднюю, новую). Все они находятся на разных фазах, уровнях развития, поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества. Н. Данилевский на основе культурно-исторических типов выделил 13 цивилизаций. Каждая из них проходит замкнутый цикл из следующих стадий: зарождение, расцвет, дряхление и умирание (т.е. сравнивается с биологическим организмом). После чего она становится базой для других цивилизаций. Н. Данилевский сформулировал пять законов исторического развития, вытекающих из идеи циклизма: - каждый этнос (народ) или группа этносов имеют отдельный язык (или - чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историчес - цивилизации одного культурно-исторического типа не наследуются (не - полнота содержания цивилизация зависит от разнообразия этнографиче - ход развития культурно-исторических типов неопределенно продолжи В XX в. исследователи стали анализировать постоянные, общие элементы, присутствующие во многих культурах. Появились так называемые циклические теории культурного развития, которые отмечали эволюционное развитие всех культур, проходящих определенные фазы. Некоторые цивилизации характеризуют конец культурного развития определенного общества. Так, Ф. Ницше, О. Шпенглер увидели в цивилизации свидетельство грядущей гибели Запада, т.к. якобы цивилизация — это совокупность крайне внешних, искусственных состояний, к которым способны адаптироваться люди, достигшие последних стадий развития. Цивилизация есть завершение развития, она следует за культурой, как смерть за жизнью. О. Шпенглер основным признаком цивилизации считал развитие индустриализации в обществе. Это последний итог развития культуры: урбанизация образа жизни, потеря нравственности и т.д. Культура перерастает в цивилизацию, которая не нуждается в творчестве. Творчество перерастает в механическую и другие виды энергии. Для сторонников такой позиции противопоставление культуры и цивилизации — это противопоставление духовного, органического, творческого нетворческому, неорганичному, всеобщему. О. Шпенглер в работе «Закат Европы» (1918 г.) выдвинул идею о наличии восьми культурно-исторических кругов: римская культура, египетская, ассиро-вавилонская, индийская, арабская (магическая), ангинная, мексиканская и западноевропейская. «Культура — это организмы, история мира — это их общее, коллективное жизнеописание». Каждая культура — полный организм, она повторяет историю растительного мира. Каждая культура имеет свой способ рождения и гибели. Возникновение любой культуры совпадает с образованием города, который также понимается как биологическое существо, которому чуждо все кочевое или сельское. Любые ранние периоды культуры и города тако- вы, что в них получают свое воплощение не только культуры, но и народы, государства, политика, наука и искусство. Культура, понимаемая как биологический организм, после роста и периода своего высшего развития теряет творческие силы, чахнет и исчезает. Каждому виду культуры он отводил тысячу лет ее развития. Закономерный исход этого исчезновения — цивилизация. Цивилизация, по мнению О. Шпенглера, это крайние и наиболее искусственные состояния, на которые способна высшая раса людей. Эти состояния представляют собой завершение, они приходят после того существования, которое существовало, как после жизни — смерть, после развития — неподвижность, после села и социального детства — духовная старость и большой каменный город, который делает каменным все вокруг. Цивилизация — это неотвратимый, неизбежный конец каждой культуры и исторического развития, за которым следует вне историческое состояние человечества. По О. Шпенглеру цивилизация знаменует неминуемую судьбу культуры — ее рассвет (апогей), но и неизбежный закат (конец). А. Тойнби цивилизацию рассматривал как ступени или лестницу, ведущую к высшим вещам в религиозном и ценностном плане. По его теории трудно отделить одну цивилизацию от другой. Под общим понятием «цивилизация» можно понимать и несколько, и одну, охватывающую многие нации, государства и общественно-экономические формации. М. Вебер попытался уточнить границы понятий «культура» и «цивилизация», разграничить их функции, особенно такие, как цель и средства. В своей социологии культуры он различает три фактора, которые проявляются во взаимодействии культуры и цивилизации: социальный процесс, культурное движение, цивилизованный процесс. Социальный процесс — форма, в которой начинает формироваться всеобщность естественных человеческих сил и воли, который ограничен естественными условиями (географическими, климатическими и др.). Духовно-культурный процесс в обществе содержит компоненты: развитие сознания населения, растущую духовную номинацию (преобладание) над природой, актуализацию и конкретизацию интеллектуального пространства (знания), превращение его в средства, методы, организационные принципы, дающие жизнь конкретным социальным структурам. Цивилизованный процесс — это духовный процесс, имеющий собственные законы, необходимости подъема и стагнации. Культурное движение и цивилизованный процесс проявляются в их неодинаковом и даже различном отношении к социальному процессу, они имеют разные законы и формы развития. Социальный и цивилизованный процесс взаимообусловлены, а культурное движение имеет особую свободу и самостоятельность. Тип развития культурной среды отличается от типа развития цивилизационной сферы. Цивилизация, по М.Веберу, это единый процесс просвещения, который проходит через всю историю человечества и ведет к определенной цели. В культурном движении появляется созидание, не связанное с фундаментальной необходимостью, т.е. культура представляет собой существенный элемент в оформлении общества и цивилизации. Социальный процесс, цивилизованный процесс и культурное движение всегда находятся во взаимосбалансированном и динамичном соотношении. Культурное движение зависит от исторического организма (конкретного общества, общественно-экономической формации). Культурному движению всегда удается вобрать в себя и социальный, и цивилизованный процесс. В 70-е г. XX в. Г. Маркузе противопоставил западноевропейскую цивилизацию (индустриальную) культуре, как жесткую и холодную повседневность л вечному празднику, как реальность — утопии. Для него культура — это плоды философии, искусства, литературы и музыки, накапливающиеся и пронизывающие всю историю человечества. Духовный труд культуры противостоит материальному труду цивилизации, как будничный день — выходному, работа — досугу, царство необходимости — царству свободы. По мнению Г. Маркузе, культура соотносится с более высоким изменением автономии и существования, чем цивилизация, которая обозначает царство необходимости, диктуемого потребностями общества, труда и поведения. В цивилизации, в отличие от культуры, человек не находится в рамках своего собственного существа, он подчинен закону, внешним условиям и потребностям. Средства культуры впитали в себя ее цели. Интеграция культуры и цивилизации ведет к гарантированной всеобщности современного общества. Всеобщность идеологизации и политизации современной культуры — это глобальная тенденция современного общества. Культура все в большей степени начинает принадлежать повседневной жизни и труду. Это свидетельствует о начале исторического процесса преодоления противоречий, которые возникли с историческим разделением труда между культурой и цивилизацией. . В идеологии марксизма также есть элементы критики цивилизации, а именно, торгашеской, буржуазной цивилизации, уничтожающей подлинность человеческих отношений. Так, в Манифесте коммунистической партии отмечается, что пролетариат — продукт безжалостной рациональной, технической цивилизации. Его задача состоит в том, что при помощи социалистической революции победить эту цивилизацию, затем, обогатив себя всем культурным богатством, накопленным человечеством, воссоединить цивилизацию и культуру. Покончить с «пагубным» влиянием цивилизации, разлагающей человеческие отношения, призывала и идеология нацизма. Взамен безликому и бесчувственному космополитизму нацизм предлагал эмоциональную близость членов рода, нации, расы (естественно, германской), представители многих других наций, рас просто уничтожались. 3. Социокультурный процесс Культура зарождается и развивается одновременно с человеческим сообществом. Она является связующей субстанцией, полем притяжения любого социума. На определенных этапах развития человеческой цивилизации культура постепенно вытесняет чисто жизненные мотивы и потребности развития сооб-ществами в современном обществе обретает самодостаточное значение и созидательную роль. Зарождение цивилизации, возникновение традиционных государств связано в основном с культурным сдвигом в социальном развитии. Именно в это время появляются письменность, институты образования, науки, ремесла, мануфактурные технологии. Зарождаются города, развиваются рынки, усиливается неравенство, формируются сословия и классы, устанавливаются монархические системы управления. Социальная коммуникация и культурная трансформация приобретают самостоятельный институциональный вес. Развитие индустриальных обществ выводит производство и технологии (т.е. материальную культуру) на первый план общественных ценностей, превращая их в основной источник развития. Урбанизация, возрастающая социальная мобильность сближает жизненные стандарты различных социальных групп, смягчается социальное расслоение. Формируются многонациональные государства, империи, которые к концу XX в. неизбежно все разваливаются. Мигранты делают многие государства многонациональными. В условиях мировой рыночной экономики некоторые страны (особенно развивающиеся аграрного типа) теряют свою идентичность, чувствуют себя отсталыми и неконкурентоспособными, потерявшими перспективу. Подобное переживают и страны социалистической модели, вступившие на путь капитализации и проведения рыночных реформ по западному образцу. В историческом противоборстве капитализм победил. Основным средством при этом была социализация, т.е. культурное многообразие и терпимость к нему современных обществ — это реальный путь к выживанию. Современное постиндустриальное (информационное, технотронное) общество только начинает развиваться. Это высоко урбанизированное общество, в котором основная часть национального дохода тратится на производство средства информации и человека, а не на средства физического существования. Поэтому развитие многообразия культур, саморазвития человека — характерные черты нового века. Таким образом, культура в процессе развития цивилизации, видимо, вновь начинает доминировать. П. Сорокин отмечал, что социальные изменения в обществе связаны с макропроцессами в социокультурных системах. Социальные изменения в любой сфере происходят в определенном количественном и качественном направлении, пока не будет достигнута «точка насыщения», затем изменения идут по инерции. Исчерпав потенциал экономических, политических, моральных ценностей, система начинает обратное движение. При этом она не повторяет прежние стадии, а приобретает новое содержание и формы, но на принципах, лежащих в основе конкретных стадий. Таким образом, происходит замена одной социокультурной системы другой, альтернативной, которая затем под влиянием новых ценностных ориентации людей, начинает движение в другом направлении до «точки насыщения», затем все повторяется. Современные социокультурные изменения становятся все более разноплановыми, они то затухают, то ускоряются, резко меняют свою направленность. Аналогичное сегодня происходит в России. В целом суть мирового социокультурного процесса — резкое повышение роли культуры в жизни современного общества. Характерными чертами социокультурного процесса в России становятся: расширение рамок массовой культуры; коммерционализация культуры; падение престижа социокультурной деятельности; снижение общего уровня культуры населения, в том числе и правящих кругов. Социокультурный процесс — это всегда конфликт культурных образцов: старых и новых норм, ценностей, ориентации, деятельности и поведения. Это конфликт традиционных и зарождающихся культурных форм на уровне индивидуального или группового сознания. По мнению американского антрополога Ф. Бека, существуют следующие способы разрешения этого конфликта. Геттоизация, когда представители другой культуры или отдельных культурных образцов (субкультур) под давлением или добровольно создают свои замкнутые сферы и формы жизнедеятельности, например, особые районы проживания или род деятельности. Ассимиляция. Индивид или социальная группа (насильственно или добровольно) отказываются от своей культуры и стремятся усвоить необходимую для сносной жизнедеятельности новую культуру (ее отдельные образцы). Процесс этого очень сложный, т.к. индивиду, группе сложно сразу усвоить новую культуру. Нередко ее представители отталкивают «чужаков», создавая различные социальные и другие препятствия, границы. Промежуточный способ заключается и культурном обмене и взаимодействии. Для этого необходима готовность, открытость к взаимообогащению представителей различных культур, что в истории встречается крайне редко. Наиболее характерный пример — формирование российской цивилизации. Частичная ассимиляция, когда индивид, социальная группа отказывается от каких-то своих культурных образцов в пользу инокультурной среды. Например, в трудовой деятельности воспринимают нормы, требования инокультурной среды, в быту руководствуются своими нормами, традициями, навыками. Такая практика разрешения конфликтов различных культур чаше всего встречается в реальной жизни. Наконец, способ преодоления конфликта культур — колонизация. Одна из форм культурной колонизации — политическая. Пришельцы замыкаются в своей культуре и не воспринимают культуру населения колонии, а поэтому почти не воздействуют на нее. Например, политически господствующее длительный исторический период белое меньшинство на юге Африки. Колонизация в широко распространенной форме — оказание помощи слаборазвитым народам (государствам) со стороны более развитых. Например, политика царской России в Сибири, Средней Азии, Советского Союза в отношении развивающихся стран и др. Сегодня страны Запада внедряют новые (часто индустриальные) модели технологической, организационной, управленческой культуры, к которой вынуждено приспосабливаться население зависимых от них государств. Разновидностью культурной колонизации является распространение образа жизни. Например, после второй мировой войны американский образ жизни, начавшийся распространяться в Европе, сегодня продолжает колонизировать многие развивающиеся страны, активно проникает и в Россию. Россия, после «социалистической» индустриализации, разрушившей прежний уклад жизни в городе и деревне, сегодня переживает вторую культурную колонизацию. Смена социально-экономической системы сопровождается активным внедрением и усвоением западных ценностей, норм, поведенческих, сексуальных, организационных и других моделей. В мировой социологии такой социокультурный процесс характеризуется термином «модернизация». Термин имеет оценочный аспект и предполагает, что новые культурные модели, идущие на смену старым, носят более совершенный по содержанию и форме тип культуры. Если культурный колониализм преследует цель навязать свою культуру другим народам и, таким образом, закрепить право своего господства над ними, то культурный национализм формирует право освобождение от этой зависимости. В этом случае высшая форма национализма — политический национализм Т.е. формирование национально-культурной идентичности увязывается с необходимостью формирования национальной государственности. Тогда происходит либо отделение, выход из полинационального государства, либо автонали-зация в его рамках. Но есть более совершенная форма национальной идентичности — не политический, а культурный национализм. Единую национальную культуру можно рассматривать как непременное следствие современного индустриального, технологического развития. Оно приводит, во-первых, к разрушению типичных для аграрной эпохи изолированных культурных анклавов, во-вторых, к созданию урбанизированной жизненной среды, мегаполисов, куда стекаются большие массы народа с различными элементами культур. Все это требует унификации образа жизни и культурных навыков. Вследствие этого создаются крупные единообразные культуры, индивиды которых сначала осознают свою культурную идентичность, а затем начи-нают стремиться к политической идентичности. Складывающаяся таким образом в процессе индустриализации культурная идентичность, как таковая, в историческом аспекте отсутствует. В большинстве государства национальная элита не является подлинно национальный культурном смысле, точнее, ее следует называть космополитической. Для массовой мобилизации своих сторонников она конструирует национальный культурный идеал. Традиционная национальная культура в современных крупных городах практически отсутствует. Она состоит in множества локальных и региональных культур. Нормирование национально-культурного идеала происходит на основе одной из этих культур, остальные остаются невостребованными. Почти все национальные идеологии, заводившие мир в исторический тупик, были сформированы на основе национальных идей. Если они становились реальностью, если в них верили и они внедрялись в жизненную практику сверху или при помощи масс, то эти идеи превращались в миф и обретали огромный энергетический потенциал, выражающийся в завоевательных походах, революциях и т.д. Мифологический национализм — самая глубинная форма национализма. Острота проявления национализма в национальном возрождении и революциях зависит от степени мифологизации национальных чувств. «Великая история и славное прошлое» — это чисто мифологическая выдумка, сложенная национальной элитой или интеллектуалами по ее заказу. Однако часто она становится образом жизни, превращается в мифический менталитет, против которого бессмысленно, бесполезно выступать и предостерегать, т.к. как это то же самое, что предостерегать человека против него самого, против его собственной жизни. Мифологическая идентичность — это подлинная национальная идентичность. Именно на ее основе создается культурная и политическая «надстрой-ки». Это не миф, который отражает прошлое, а миф, который представляет собой современную реальность. Современное и традиционное существуют одновременно. Это присуще и для общества, и для каждого индивидуума. Ни один социокультурный процесс нельзя оценить однозначно «хорошо-плохо», что для России очень актуально. Российские формы организации культурной жизни распадаются в поразительно короткое время. В сложнейшей ситуации находятся система образования, паука. здравоохранение, имена новых писателей практически не появляются, старые политизировались; учреждения культуры — библиотеки, театры, музеи — ветшают. Но одновременно резко увеличилась интенсивность культурной жизни. Появились новые журналы, газеты, выставки, учебные заведения, учреждения религиозных культов. Наблюдается коммерционализация культуры, формируются новые культурные элиты. Таким образом, социокультурный процесс в России очень сложен и противоречив. Не совсем ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Но уже можно выделить в нем несколько тенденций. 1. Деидеологизация культуры (очередная спекуляция), точнее, исчезновение а) в содержательном плане это привело к большей свободе творчества и б) к потере контроля за качеством предлагаемой потребителю культурной 2. Наблюдается приватизация и коммерционализация культуры. Новый 3. Растет интерес к дореволюционному культурному наследию, в том 4. Происходит обособление национальных культур и использование их в 5. Идет усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление инте 6. Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|