Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место социологии культуры в системе наук, изучающих культуру: ее объект и предмет




Составитель: канд. философ, наук, доц. В.Я. Звездин

Предназначено для студентов дневного и заочного отделения гума­нитарных факультетов.

В издании дается анализ основных категорий и ключевых понятий системы культуры, дается представление об основных закономерностях, формах, типологии, источниках культуры как системы в целом и ее струк­турных элементов.

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

Место социологии культуры в системе наук, изучающих культуру: ее объект и предмет

Общество, его социальная культура, характер регулирования отношений между людьми определяются культурой. Культура — одно из самых сложных понятий, используемых в обыденном общении и научном подходе.

Этнография изучает состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуры, особенности быта. В современных условиях к ней близко примыка­ют этнология, культурная и социальная антропология. В совокупности это сис­тематические, сравнительные науки о культурах разных обществ и эпох, бази­рующихся на основе сбора и анализа эмпирического материала.

Философия культуры определяет подходы к изучению сущности, целей и ценностей культуры, ее условий и форм проявления.

Культурология — область научного знания, призванная исследовать культуру как единую систему. Отдельные составные части и элементы культу­ры изучают следующие науки: философия, языковедение, археология, искусст­воведение, история архитектуры, религиоведение и др.

Марксистская социология культуры слишком узко определяла свой предмет. В основном ограничивалась анализом деятельности учреждений куль­туры, изучением восприятия художественных произведений различными соци­альными группами.

Сейчас предмет социологии культуры значительно расширился. Иногда культура даже отождествляется с обществом. Более верной является точка зре­ния, что ее предмет — это взаимоотношения общества и культуры.

Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функцио­нирование культуры в связи с социальными структурами и институтами при­менительно к конкретно-историческим ситуациям. Как наука она занимается: исследованием социальных закономерностей развития культуры; формами их

проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, а также образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между обществом и природой.

Таким образом, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание есть в любой целенаправленной соци­альной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д.

Объект социологии

В социологии культура рассматривается прежде всего в социальном ас­пекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодейст­вия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и мно­гомерного общественного процесса осмысления членами общества своей со­циокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения.

Культурные объекты обладают системным качеством, т.е. они имеют внутреннюю целостность. Они могут вступать во взаимосвязь друг с другом и находиться в определенных отношениях с другими аспектами человеческой жизнедеятельности. Например, системные компоненты художественного про­изведения имеют цель — донести смысл до читателя. По композиции, акцен­там, принципам организации данного произведения можно судить о его куль­турной определенности (принадлежность к художественному направлению, к эстетическому течению и т.д.), о внекультурной направленности (например,1 о темпераменте, особенностях восприятия мира художником).

Компоненты культуры обладают относительной независимостью сущест­вования. Например, художественное произведение и научная теория отражают отношение человека к окружающему миру, но могут отдавать ему различные оценки.

Культурная жизнь людей, с одной стороны, детерминируется природны­ми и искусственными условиями их существования, с другой, она сама оказы­вает влияние на их изменение. Например, люди адаптируются к природным ус­ловиям, но и сами изменяют их.

Предмет социологии и культуры российскими социологами пока уточня­ется. Многие из них считают, что одним из важных аспектов объекта и предме­та социологии культуры должно быть рассмотрение современного социокуль­турного процесса в направлении сущностного изменения роли культуры в жиз­ни российского общества.

В этом случае можно выделить следующие основные задачи исследова­ния социологии культуры:

- определить репрезентативные идеи культуры;

- установить их производителя;

- выяснить каналы и средства их распространения;

- оценить влияние этих идей на формирование и распад социальных общ­
ностей, институтов, социальных процессов.

Основным направлением исследования по субъекту (носителю культуры) выделяется: общество; наука; социальная общность (демократическая, террито­риальная и др.); класс; социальная группа; личность.

Предметом спецкурса «Социология культуры» могут быть объективные и субъективные факторы материальной-, социальной, духовной культур и взаи­мосвязи между ними.

В настоящее время в мировой социологии культура выступает как соби­рательное понятие (т.е. социология всех основных ее структурных элементов): социология различных видов творческой деятельности; проблемы межкультур­ного взаимодействия общностей (диалога и конфликта); воздействие культуры на социально-исторический процесс; на основные социальные институты (се­мью, экономику, политику и др.) и их деятельность.

Предметом исследования является комплекс общих закономерностей ди­намики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокуль-

турной жизни, а также анализ характерных для каждого из таких состояний способов, результатов и последствий деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общест­венной жизни.

Таким образом, социология культуры, базируясь на теоретических прин­ципах исследования функций, структур, динамики социального взаимодейст­вия, сосредотачивается на анализе строго определенных сторон общественной жизни и охватывает комплекс более или менее точно фиксируемых проблем, предполагающих конкретизацию общих социологических методов примени­тельно к культуре как предмету изучения. Например, социологический анализ процессов образования предполагает: выделение институциональных образова­тельных структур (дошкольные, общеобразовательные, специальные, высшие учебные заведения); фиксирование нормативных функций, закрепленных за ними; определение типичных форм социального взаимодействия, характерных для этих заведений; изучение навыков, ими транслируемых; выделение расхо­ждений между запросами и реальным массовым уровнем образования, анализ возможных способов преодоления этих расхождений; разработка соответст­вующих социокультурных технологий, и оценка последствий их применения и др. Социологический анализ содержания общественной жизни требует знания границ понятия «культура».

Границы социологического анализа культуры: культурно-природное (на­пример, в использовании энергии солнца), культурно-социальное (различия за­даны неодинаковостью предметных областей), культурно-индивидуальное. Со­циальная реальность в науке: формы человеческих отношений (конфликт, ассо­циации, диссоциации, мобильность); структуры взаимодействия и взаимосвязей людей в их совместной жизнедеятельности (социальные институты, вертикаль­ные и горизонтальные связи, направления мобильности).

Культурная реальность определяется через содержательные аспекты об­щественной жизни. Во-первых, каким содержанием наполняются социальные формы (например, конфликт выражается в ссоре, предупреждающих действиях,

войне). Во-вторых, каково функциональное содержание институциональных структур (речевых и нормативных предписаний, ценностных приоритетов). Все эти и подобные вопросы составляют предмет социологии культуры.

Таким образом, граница между социальным и культурным теоретически проходит там, где становятся заметными различия между людьми в отношении конкретных действий, оценок, символизацией этих связей в процессе их реали­зации. Так, социальное расслоение определяется по степени общественного влияния различных групп людей в пределах рассматриваемого сообщества. В основу культурного расслоения закладывается степень понимания и владения сложными искусственными объектами (научными представлениями, художест­венными образами, производственными и социальными технологиями),

Различие между культурным и индивидуальным, прежде всего, - это раз­личие между понятиями «индивид» и «личность». Индивид — конкретный че­ловек как представитель вида живого рода в природе. Личность — принадлеж­ность человека к социокультурному миру. Это социализированный индивид, обладающий определенными, специально освоенными неврожденными зна­ниями и навыками, умением их применять, т.е. культурой. Затем это разграни­чение между индивидуальными задатками, потенциями и полем их реализации. Здесь культура означает то окружение, которое существует до рождения инди­вида, из которого он черпает свои знания и навыки, и в пределах которого он их реализует.

Наконец, различие между культурным и индивидуальным выступает как качественное различие между непосредственными ощущениями и пережива-ниями индивида и их выражениием в понятных для других людей формах.Т.е.

индивидуальные особенности могут быть внекультурными (биологическими, психическими и др.). Однако любой коллективный стереотип действий, пове­дения, суждений относится исключительно к миру культуры.

В целом, предметом социологического анализа являются: мир искусст­венных предметов (от предметов личного пользования до организации освоен­ных территорий), технологии, характер специальных взаимодействий и их ре-

гуляция, социальные предпочтения и их оценки. Таким образом, социологиче­ский анализ культуру рассматривает и как целостность, и как особую качест­венную определенность совместной жизнедеятельности людей, которая обла­дает своей спецификой в каждом обществе и в каждый исторический период.

Таким образом, социология культуры — это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям, взаимоот­ношения общества и культуры в целом.

Целью спецкурса является анализ механизма взаимосвязи культуры и общества. Важно показать содержание современного социокультурного про­цесса в России: происходит кризис или формируется новая модификация куль­туры; выделить особенности формирующегося нового образа жизни различных социальных групп, российского общества в целом на современном этапе.

Основные функции социологии культуры:

1. Научно-познавательная. Обеспечивает достоверное знание о социаль­
ных факторах и механизмах, способствующих порождению или изменению
культурных процессов, о специфике закономерностей культурной динамики в
современных условиях.

2. Образовательная функция. Направлена на распространение соответст­
вующих знаний среди членов общества с целью помочь им ориентироваться в
сложных современных социокультурных условиях, раскрыть и обосновать се­
годняшнее представление о них.

3. Практическая функция. Цель: выработка научных исследований целе­направленных культурных изменений и культурной политики.

Основные этапы развития социологии культуры

1. Эмпирический. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытка систематизации.

Так, например, Платон (греч. философ), характеризуя культуру рабовла­дельческого общества, отмечал, что культура для рабов должна развиваться только лишь для удовлетворения их самых насущных потребностей. Т. Мор (англ, основоположник утопического социализма) говорил уже о гуманизации культуры, о гуманных отношениях между всеми людьми. Верас (французский • социалист-утопист) писал, что в совершенном обществе дети с семи лет должны быть государственными детьми, воспитываться посредством различных наук, искусств до 14 лет, после познают физический сельскохозяйственный труд. Цель — не развитие самой личности, а способности к производительному труду.

Немецкие ученые И.Г. Гердер и И. Форстер программу разработки куль­туры определили следующим образом: как можно более точно описать культу­ры и народы. Цель анализа разных культур — понять механизм приспособле­ния человеческой культуры к окружающей среде; познание самих себя (т.е. собственной культуры) через познания других (другой культуры).

Единство человечества связано с единством природы человека. Природ­ное в человеке противопоставлено культуре как функции приспособления че­ловеческой природы к различным условиям, в которых живут люди. Таким об­разом, было положено начало выхода за пределы собственного, замкнутого ми­ра, где в течение многих веков существовало европейское человечество. Позна­ние себя через познание других означало признание равенства себя другим.

Европейцы стали осознавать, что их история, религия, устройство жизни, весь социокультурный мир — лишь один из многих и, возможно, не самый лучший.

2. Эволюционный. Появляется концепция1-единства человеческого рода и вытекающая из этого идея единообразия развития культуры, идея прямой одно-линейности этого развития от простого к сложному.

Открытие Коперника, когда на смену геоцентристской системы Птолемея пришла гелиоцентристская система, сделало землю (место жительства челове­ка) в общественном мировоззрении одной из периферий Вселенной, т.е. откры­тие показало, что человек не центр мироздания.

Другое учение, Фрейда, выявило, что человеку присущи и бессознатель­ные инстинкты животного характера, что он не только разумное существо. От­крытия антропологической науки показали, что ни одна культура не может претендовать на право быть центром, высшей ступенью социального развития.

В эпоху Просвещения шла острая дискуссия по проблеме соотношения природы и культуры, выделились две основные точки зрения:

• природа — исходное состояние, далекое от совершенства, а культура
— как средство, путь достижения этого совершенства;

• природа — идеал гармонии, а культура — искусственное образование,
несущее в себе извращенность, пороки (спор Руссо и Вольтера). Первый счи­
тал, что культура портит человека: совершенство дано ему от природы, а даль­
нейшее вмешательство культуры сковывает, угнетает человека, искажает, ос­
лабляет отношения, а главное — вносит в них ложь. Вольтер занимал иную по­
зицию: история человека начинается с некоего дикого состояния, и именно
культура «очеловечивает» человека.

Оба эти взгляда оказали влияние в плане создания социологической мо­дели общества. У Руссо — это общество равных, в основе которого лежат ми­нимальные потребности его членов. У Вольтера — общество, в котором суще­ствует своеобразный культ богатства, как материального, так и духовного. По­ложение членов общества не принудительно-однообразное, а зависящее от их индивидуальных способностей и талантов.

В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-твор­ческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бы­тующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека. От­сюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человече­ского существования и внутренней природы самого человека.

Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, вы­полняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представлен-

ный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как сис­тема отношений между человеком и природой, человеком и обществом, чело­веком с себе подобными.

Ч. П. Сноу выдвинул в 1950-е гг. идеи, по которым сейчас идет модерни­зация образования в направлении его гуманизации. Пока в российской системе

образования пытаются дать как можно больший объем знаний, в американской

>

— учат учиться (самостоятельно приобретать знания).

Основная идея Ч. П. Сноу — всесторонний анализ разрыва между техни­ческими и гуманитарными знаниями. Разрыв идет очень быстро. Это проявля­ется в коллизиях между технической и гуманитарной интеллигенцией по про­блеме ответственности за судьбы людей, цивилизации в целом.

П. Сорокин историческую действительность рассматривал как интегра­цию иерархии культурных систем. Он выделил три основных типа культуры:

- чувственный (национальная психология);

- идециональный (рационалистический);

- идеалистический (интуитивное сознание).

Чувственный он считал кризисным из-за приверженности к материализ­му. Идеалистический — высший тип. В целом можно сделать вывод, что каче­ственно новой культуры по отношению к предыдущей создать невозможно. Она будет состоять из многочисленных национальных культур и базироваться на основе предыдущих.

Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерно­стей ее развития имеет большое практическое значение. В современных усло виях очевидно: нельзя эффективно проводить в жизнь экономические и поли тические программы без учета культурного уровня населения, именно повыше­ние его культуры является необходимо предпосылкой социально-экономического прогресса общества.

Культура в России до сих пор и низами, и верхами считается второсте­пенным, производным от социальных, экономических, политических процессов фактором. Согласно марксистской теории, культура относилась к сфере над-

стройки, определяемой экономическим базисом общества. Так как в советском обществе культура была непервичная (как базис, т.е. экономика и экономиче­ские отношения), то статус «вторичности» культуры, духовной сферы вообще оказал на российское общество крайне негативное влияние. Из статуса вторич­ности были сделаны однозначные политические и экономические выводы: что вторично, то и получает «вторичное» внимание, в том числе и финансирование. Пренебрегая «вторичной» культурой, мы сформировали «вторичную» личность и «вторичное» общество.

• *

2. Понятие культуры. К истории формирования понятия «культура»

С. Пуфендорф (нем. историк, 1632-1694 гг.) под культурой подразумевал все, что изобретено человечеством, а в особенности общественные институты, язык, науку, мораль, направляемые разумом и обычаями. Аденлунг (1732-1806гг.) в своей работе «История культуры» отмечал: культура — это облагораживание и утончение всех духовных и физических сил человека и всего народа. И. Гердер (1744-1803 гг.) в культуре особо выделял роль воспитания в процессе очеловечи­вания. На этой основе сформулировал положение общеуниверсальности культуры человечества, о необходимости преодоления евроцентризма.

В работе Э.Б. Тайлора «Первобытная культура» (1866 г.) под культурой подразумевал социальное целое, которое в равной мере состоит из верований, обычаев, навыков, орудий, одежды, морали, искусства, права собственности.

Просветители представляли себе культуру как автономную и отчужден­ную сферу, противопоставленную обществу и миру труда. Со второй половины ХIХ в. понятие «культура» приобрело статус научной, а не только философской категории. Оно стало пересекаться с категориями «цивилизация», «обществен­но-экономическая формация», «глобальная регионализация». Из научных пред­ставлений о культуре исчезли мотивы романтизма (культура как нечто возвы­шенное, духовное). Как отмечал Ф. Боас (1858-1942 гг.), культуру можно дефи-нировать как совокупность ментальных и физических реакций и деятельностей,

которыми характеризуется поведение отдельных лиц, вместе или по отдельно­сти составляющими общественную группу с учетом их естественной среды, других групп, членов самой группы и самого себя.

Культура интегрируется на основе ряда принципов: кровное родство, размножение, специализированная деятельность, использование силы полити­ческой организации.

Б. Малиновский отмечал, что дух примитивного человека не отличался от духа человека цивилизованного.

Содержание категории «Культура» — термин многоаспектный: он опи­сывает все, что создано человеком. Уникальные культурные образцы (матери­альные и духовные), существовавшие до современных поколений, и культур­ные образцы, создаваемые современниками. Существуют многообразные ас­пекты культуры, например: экономическая, религиозная, технологическая, ци-вилизационная, философская, управленческая, музыкальная, городская, сель­ская, этническая, молодежная, культура поведения и т.д. Исходя из этого, су­ществуют и многообразные Определения:

Л - описательные — перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Часто она отождествляется с цивилизацией, включает в себя знания, верования, искусство, нравственность, право, традиции, обычаи, усвоенные че­ловеком;

- исторические — характеризуются процессы социального наследования,
комплекс способов деятельности, убеждений, традиций;

- нравственные — анализируют образ жизни этноса, представления о
групповых идеалах и ценностях, энергетических способностях и деятельности
людей, культура отождествляется с цивилизацией;

- психологические — в их основе лежат процессы адаптации к среде оби­
тания или формирования приемов приспособления и их передача по наследст­
ву. Конкретное поведение не дано человеку от рождения, оно усваивается каж­
дым поколением заново путем обучения.

Культура — это формы привычного поведения, характерные для группы.

Структурные определения — культура как организованные, повторяю­щиеся реакции членов общества, наученное поведение и его результаты, пере­даваемые по наследству членам конкретного общества.

Генетические определения, в которых культура рассматривается с пози­ции ее происхождения. Культура — это искусственный продукт, а не возник­ший естественным путем, например, идеи, символы. •

Из всей совокупности системы определений (около 300) можно выделить несколько основных смыслов содержания понятия «Культура»:

- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовно­
го, эстетического развития;

- обозначение состояния общества, основанного на праве, нравственных
началах;

 

- выделение особенностей существования, образа жизни, свойственных
конкретному обществу, социальной общности, какому-то историческому периоду;

- характеристика форм, продуктов интеллектуальности, и, прежде всего,
художественной деятельности (музыка, литература, живопись, театр, кино и
др.), это наиболее распространенное, обыденное понимание культуры.

Таким образом, культура — это все то, что создано, модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью индивидов, взаимодействую­щих друг с другом. Это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобщения. Культура состоит из материальных объектов (орудий, приспособлений, предметов), а также дей­ствий, верований, установок, функционирующих в символах.

Культура — то, что отличает человека от животного, она не наследуется ге­нетически, а передается обучением. Культура связана с идеями, которые сущест­вуют и передаются в символической форме, в первую очередь посредством языка.

Таким образом, культура есть характеристика человеческого общества: это явление, факторы человеческой жизни, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе, не регулирующиеся биологическими инстинктами;

культуре обучаются, она не приобретается генетическим путем; культура орга­низует человеческую жизнь, подобно тому, как инстинкт организует ее у жи­вотных; культура — исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей в обществе, ее источником является сознание. Культура — все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Культу­ра представляет собой систему социально приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедея­тельность. Культура — способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющих собой целостную систему устойчивых идей, ориентации, оценок, норм, воплощенных в образах деятельности (поведе­ния) людей, объективизируемых в общественно-предметных и знаково-симво-лических формах, передаваемых от одних поколений к другим в процессе их социализации.

Основные типы культуры: эмпирический, представленный институтами культуры (театр, кино, литература, искусство, наука, религия и др.); норматив­ны^, — нормы и правила, регулирующие поведение людей; фундаментальные ценности, идеи, символы.

В современном понимании культуре присущи два направления:

1.Т. Парсонс (амер. школа). Понятие «культура» — набор аналитических конструктов (построений), предназначенных для анализа социальных действий.

2. К. Леви-Стросса (фр. школа). «Культура» — область феноменов, про­тивопоставленная природному. Природное — это материал для культуры, реа­лизованный способностью человека. Таким образом, под культурой понимается содержание социальной жизни людей, жизнеобеспечение, социализация, ком­муникация, рекреация (восстановление).

Предметное содержание активности составляют материальные объекты, технологии, разделяемые символические объекты, критерии оценок и ценност­ные шкалы, которые люди создают, меняют и разрушают. '

Коммуникативное содержание образует культурная информация (знание, образы, представления, эмоции), которой люди обмениваются.

К содержанию социокультурной среды относятся события и процессы, порождаемые активностью людей в процессе их совместной жизни.

Общество '— структурный аспект совместной жизни и деятельности людей.

Культура — содержательное наполнение этой структуры.

Культурные явления искусственны, они созданы людьми. Культура — искусственные средства удовлетворения и регулирования природных и челове­ческих потребностей (англ, антрополог Б. Малиновский).

М. Вебер: культура — это биологически ненаследуемая информация, ее содержание, способы организации и хранения.

Культура — заученное поведение (амер. Т. Кун, Ф. Базни, Р. Лингон).

Культура включает в себя предметный мир (материальная культура) — материальные продукты групповой деятельности.

Культура, включающая образы человеческих отношений (социальная, духовная культура) — это стандартизированное поведение в обществе.

Стереотипные формы культуры — относительно устойчивые и повто­ряющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, деятельности, пове­дения. Они могут быть универсальными для данной культуры (например, структуры государственной власти), могут быть и специфическими для региона (например, способ обработки земли), для социальной группы (например, про­фессиональный жаргон, мода).

Культурные образы могут иметь характер реальных вещей, действий и отношений или воображаемых представлений (идеалы, прогнозы).

В культуре значительное место занимает технология или специально ор­ганизованная деятельность, ориентированная на достижение определенных ре­зультатов. Культура включает в себя символические объекты: ценности, нормы.

Таким образом, культурные системы, с одной стороны, результаты дея­тельности людей, с другой — как ее регуляторы.

Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм актив­ности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), чувств (ус­тановок, отношений, ценностей).

Культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необ­ходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым образом и исполнять любые значимые для них роли.

В целом, категория «культура» обозначает биологически ненаследуемое содержание совместной жизнедеятельности людей, представляющее собой ис­кусственно создаваемые объекты (артефакты).

Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов, технологий их изготовления и оперирования ими, ус­тойчивость связей между людьми и способы их регулирования, оценочных критериев, имеющихся в обществе. Культура представляет собой созданную самими людьми искусственную среду существования и самореализации, источ­ник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Большое значение для развития и функционирования культуры в целом имеют качественные изменения в структурных элементах, особенно в науке и технологиях. Эти изменения открывают новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.

Можно выделить три качественных скачка в развитии культуры:

- появление письменности, позволившей сохранить многие произведения
культуры и обмениваться ими;

- изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился
объем распространения культурной продукции;

- современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звуко­
запись, голография, новые материалы в архитектуре и др.).

Два типа анализа культуры

1. Общетеоретический. Его основные факторы: деятельность, увязанная с социальной организацией людей (хозяйственная, политическая, правовая куль­тура); деятельность, связанная с порождением социально значимой информа-

ции: наука, искусство, религия; деятельность, направленная на приобретение навыков взаимодействия и взаимопонимания членов общества: образование, массовая культура, институты трансляции «высокой культуры». Предметные знаки сфер культуры: орудия и средства труда, навыки обращения с ними, спо­собы производственной деятельности, социально-культурные институты и их механизмы, регулирующие взаимодействия людей и распределяющие социаль­но значимые блага. Символические знаки культуры: знания, навыки, порож­дающие, поддерживающие и изменяющие осмысление людьми своего природ­ного и социального окружения и регуляции отношений с ним.

Культура охватывает общие черты совместной жизнедеятельности людей, связанные с установлением и осмыслением отношений с окружением и друг с другом. Широко распространенными, устойчивыми и повторяющимися во вре­мени являются формы отношения людей с окружением: государство, религия, письменность, деньги. Закономерными процессами культурной динамики яв­ляются урбанизация, социальная дифференциация в обществе, экономические волны. Универсальными механизмами порождения, поддержания и изменения культурных целостностей представляются традиции при поддержании, иннова­ции при порождении и изменении.

В культуре отображается совокупность устойчивых оснований, на кото­рых базируется совместная жизнь людей в обществе на конкретных стадиях его исторического развития. Теоретическое рассмотрение таких оснований позво­ляет определить состояние культуры на глобальном или цивилизованном уров­не, т.е. изучить универсальные исторические формы и способы участия людей в социокультурной форме.

2. Конкретно-исторический анализ культуры. Центр анализа культуры пе­ремещается с ее всеобщего характера на специфичные: историко-культурный ре­гион, страна, этнос, субкультура. Понятия «цивилизация», «культурно-исто­рический тип» раскрывают конкретную структурную и содержательную опреде­ленность культуры через набор ее устойчивых формообразующих характеристик.

Для конкретно-исторического уровня анализа характерно понимание то­го, что культура существует только в процессах непосредственных действий и взаимодействий людей. Социальным основанием связей людей с внешним ок­ружением принадлежит определяющая роль в формировании и динамике куль­туры. Каждый исторический период существования культуры определяется свойственным ему культурным типом.

Социологические подходы анализа культуры:

Ценностно-нормативный подход: культура — это метод ценностного ус­воения действительности в процессе поиска способа удовлетворения потребно­стей людей. Культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей и норм, регулирующих отношения людей и объединяющих их в единую цело­стность — общество. Культура — то, что постигает человек в процессе своей деятельности, что передается от поколения к поколению, а именно: знания, на­выки, традиции. Культура — это ценностно-нормативный взгляд на мир, обще­ство через призму добра и зла.

Инструментальный подход: культура — это средство.

Биологический подход: культура — это потребности.

Культурологический подход: культура — это творчество.

Функциональный подход: культура — это совокупность социальных ин­ститутов.

Культура — это совокупность процессов материальной и духовной при­роды, а также поведения, принятого обществом в качестве традиционных спо­собов решения отношений между своими членами. Современные подходы к анализу культуры: структуралистский, семиотический. Структуралистский ме­тод изучает различные виды культуры и практики. Каждый из них является са­мостоятельной системой. Антиномия (связь) «природа-культура» проявляется в различных своих формах в области языка, мифа, искусства, обычной жизни, собственности и т.д. Все, что в природе человека имеет всеобщий характер, от­носится к природе (является стихийным). Все, что определяется вынуждающи­ми нормами, относится к культуре. Для К. Леви-Стросса присуща идея о все­общей энтропии человечества.

В отличие от структуралистов, приверженцы семиотического метода счи­тают, что человек стремится жить, а не исчезнуть во всеобщей энтропии. Для биологического существования человеку достаточно удовлетворить первичные, естественные потребности. Но существование коллектива, общества без куль­туры невозможно. Русские семиотики определяют культуру как информацию (ее хранение, передача). Составные части содержания культуры: язык, миф, ре­лигия, искусство, наука, политика, т.е. культура делится на различные виды деятельности, которые отражают различные интересы и цели. Основное свой­ство культуры состоит в том, что она концентрирует, хранит свои средства ак­кумулирования информации, которые необходимы для поддержания жизни. Они существенно видоизменяются с момента возникновения языка. В целом, социологический анализ культуры дает возможность изучать социальное и тер­риториальное распределение в обществе форм и способов освоения, использо­вания и создания людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчи­вые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обуславливаю­щие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным уста­новить вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направление ее движения.

Основные закономерности в развитии культуры

1. Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий
жизни, ее обратное влияние на их изменение.

2. Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной
(вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение
культурной традиции), негативной (отрицание прежнего культурного опыта).

3. Неравномерность развития культуры, которая проявляется в 2-х аспек­
тах: расцвет в одних сферах, подсистемах обществам; упадок в других.

4. Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном
процессе.

Функции и формы культуры

Гносеологическая (познавательная) функция. Культура стремится дать
целостную картину мира, показать место и роль личности в этом мире. Она яв­
ляется средством познания и самопознания общества, социальной группы, са­
мого человека. Культура определяет систему знаний, обобщает социальный
опыт общностей, на основе чего и создается конкретная модель социального
мира и места человека в нем.

Интегрирующая функция. Культура интегрирует знания, выработан­
ные предшествующими поколениями, обеспечивает формирование определен­
ного подхода к явлениям социокультурной практики общества, транслируя со­
циальный опыт поколений, она обеспечивает связь времен (прошлого, настоя­
щего, будущего).

Ценностно-ориентационная функция. Культура создает определенную
систему координат (совокупность жизненных ценностей), в которых существу­
ет и на которые ориентируется человек.

Нормативно-регулирующая функция. Культура выступает средством
социального контроля за индивидами.

Оценочная функция. Культура определяет содержание человеческой
деятельности, поведение личности в социальной жизни и дает конкретную
оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм по­
ведения (социальных, экономических, политических, правовых, нравственных).

Социально-организационная функция. Определяет принципы организа­
ции и управления жизнью общества. Культура является организующей формой
общественной жизни, она побуждает, стимулирует и направляет человеческое
поведение.

Коммуникативная функция социального общения, обеспечивающая взаи­
модействие и адекватность взаимопонимания между социальными общностями.

Программно-целевая функция. Культура показывает цели, способству­
ет разработке субъектами программ их достижения, в целом определяет преоб­
разование, функционирование и развитие общества в истории человечества.

Прогнозирующая (футурологическая) функция. Культура моделирует будущее развитие общества. Дает представления об оптимальном его устройст­ве, к которому необходимо стремиться.

Главная из всех функции — гуманистическая (человекотворческая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

В марксистской философии, социологических концепциях культура под­разделяется только на материальную и духовную. Социальная растворялась в них. В 1-й половине XX в. было введено 3-хчленное деление культуры.

Объективные факторы культуры: культура не наследуется генетически, а передается от одного поколения к другому в результате научения.

Субъективные факторы культуры: культура связана с идеями, которые осуществляются и передаются в символической форме.

Формы культуры: материальная, социальная, духовная. Т.е. взаимоотно­шения человека со средой его обитания, отношения людей друг к другу, их по­ведение и деятельность, их идеи и ценности.

Материальная культура — совокупность материальных ценностей; куль­тура производства материальных благ, культура быта, т.е. материальная куль­тура — все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обита­ния, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования; его техническая, технологическая сторона жизнедеятельности.

Социальная культура — отношение людей друг к другу, система их ста­тусов, ролей и социальных институтов, это живая человеческая деятельность по их созданию, распространению, сохранению и развитию. Социальная культура — это характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы образ действий, проникающий во все сферы, виды человеческой жиз­недеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаи­мосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур.

Духовная культура — субъективные аспекты жизни: идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей. Духовная культура: виды, формы и уровни общественного сознания (идеи, язык, обычаи,

знания, нормы, которые люди создают, а затем поддерживают); культурные системы (образования, воспитания, учреждения культуры); виды, формы позна­ния (религия, наука, литература, искусство, нравственность). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека.

Между этими формами существуют промежуточные культуры: религиоз­ная, светская, экологическая, физическая и др.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникаю­щую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного автора, эли­тарную, создаваемую профессионалами, и массовую.

По степени восприятия и роли культура подразделяется на общепризна-ваемую (необходимую для всего общества) и субкультуры (т.е. культуру кон­кретных социальных общностей). Четкой, фиксированной границы между раз­новидностями культуры нет. Она всегда многовариантна, но ее модель задается новыми потребностями, целями социальных общностей, общества в целом.

Таким образом, культура внутренне неоднородна. Она состоит из много­уровневых моделей, это вызвано многообразием форм изменяющегося общест­ва. При этом подсистемы культуры соотносятся не по принципу соподчиненно-сти (это невозможно), а по принципу дополнительности. Все культуры необхо­димы, полноценны и не взаимозаменяемы.

В этом случае ясно прослеживается взаимосвязь между социальной структурой и социальным заказом на определенный тип поведения и функцио­нирования культурных подсистем. Единая человеческая культура складывается из множества различных культур (без которых она была бы неполной), каждая из них вносит вклад в общую.

При этом социология культуры имеет свою относительно самостоятель­ную предметную область. Это выделение ценностного компонента, позволяю­щего объединить все элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаи­мосвязь на различных уровнях. Т.е. личности, социальной группы, социальной общности — общества в целом. Социология культуры — это механизм, средст­во, регулирующие и обеспечивающие взаимосвязь между людьми. Это кон-

кретная информационная система, которая заставляет людей воспринимать ок­ружающую реальность в определенном свете, поступать, оценивать ее в свое­образном собственном понимании.

Функционалисты установили определенный культурный лаг между мате­риальной, духовной и социальной культурами, соотношение между которыми постоянно меняется. Например, информационный век уже наступил, но люди в основном продолжают пользоваться представлениями индустриального обще­ства. В частности, оценивают новые услуги мерками массового товарного про­изводства, ограничивают возможности информационного обмена. Они отстаи­вают прежние социальные стандарты, технология как бы отрывается от сло­жившейся культуры.

Одновременно можно отметить и противоположную тенденцию. Так, христианские заповеди были сформулированы как система духовно-нравственных принципов основных форм жизнедеятельности людей 2 тыс. лет назад, но до сих" пор не сформировалось такое общество, хотя материальные предпосылки для него были.

Т. Парсонс разводил социальные и культурные факторы. Под социальны­ми он понимал реальную социальную жизнь (процессы, события, факты). Культурные — это то, как люди воображают социальную жизнь, или их пред­ставления о реальности. Например, в западном обществе это свобода, демокра­тия, личность и др.

Производство и социальные отношения выполняют функцию дестабили­зации разрушения стереотипов, продвижения общества вперед. Культура вы­полняет функцию обеспечения трансляции, наследования, стабилизации, кон­сервации общественных отношений.

Культура — особый регулятивный механизм общества, средство его адаптации к среде обитания, инструмент значительного увеличения приспосо­бительных возможностей человека по сравнению со всем остальным живым миром.

В рамках культуры социальные общности вырабатывают самые различные способы разрешения многообразных экологических и социальных противоречий.

Культура неразрывно связана с мышлением и деятельностью человека. Она выявляет место человека в природе, определяет границы его возможного вмешательства в процессы окружающей среды.

•В ходе развития общечеловеческой культуры можно выделить этапы до­минирования мифологической, космологической, антропологической и техно­логической культур, выражающих специфические позиции человека и социаль­ной организации по отношению к природному окружению.

Мифологическая культура

Первым общеисторическим типом культуры предстает мифологическая, или культура архаичной эпохи. В древних архаических обществах мир воспри­нимался как единое живое существо — одушевление, одухотворение. В архаи­ческих обществах мир понимался как упорядоченный микрокосмос, за преде­лами которого представало неизвестное, хаотичное. Для архаического человека не существовало принципиальной разницы между человеческим и природным. Древний человек стремился как понять саму природу, так и сделать себя понят-ным ей. Мир представал человечески-природным единством, пронизанным высшими таинственными силами.

Космологическая культура

Эта культура сопровождала развитие древних цивилизаций: китайской, индийской, египетской, греческой, римской и др.

В космологической культуре на первый план выдвигалось тождество че­ловека и природы, установление органической связи духовного мира человека и космоса в целом.

Представления о начальном биосоциальном тождестве человеческого ро­да и природы со временем оформлялось в концепцию естественного происхож­дения общества и государства. Идеи о гармонии космического мироздания и духовной жизни вошли в основу восточных религиозно-философских систем.

Древневосточные традиции несли в своей основе представления о мире как живом организме, в котором связаны все процессы организма, мельчайшие нарушения порядка вещей выступали в качестве причин, способных вызвать значительные несчастья.

Однако уже в рамках космологической культуры становление урбанизи­рованных процессов, все большее преобразование нетронутой когда-то приро­ды во вторую природу приводило к усилению антагонизмов в общественной жизни и возрастанию противоречий человека с первой (живой) природой, на­пример, охота с выжиганием лесных массивов, строительство жилища из кос­тей крупных животных.

Оценивая в ретроспективе тупиковость развития ряда земных цивилиза­ций, есть убеждение, что многие цивилизации погибли из-за неспособности пе­рейти к более оптимальным, опосредованным отношениям с природным окру­жением. Например, Майя, острова Пасхи и др.

Антропологическая культура

Ее начало было положено эпохой Возрождения. В этот период выдвига­ются положения доступности человеческому познанию всех явлений и законо­мерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в со­ответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельно­сти. Представления о гармонии всего мира ограничиваются теперь утвержде­ниями гармоничности только человека. На первый план выходят его способно­сти, могущество. Природа — это только косная материя, человек — центр ми­роздания, природа становится его фоном.

Антропологическая культура противопоставляет человека и мир приро­ды. Преобладает прагматический мотив во взаимодействии с этим миром (на­пример, О. Конт предлагал уничтожить всякую для промышленности бесполез­ную жизнь на земле).

Технологическая культура

В XX в. вторжение человека в ход естественных процессов принимает невиданные масштабы. В технологической культуре происходит овладение че­ловеком мощнейшими техническими средствами, формируется ориентация на непрерывный рост технологического потенциала. Технологическая культура динамична. Она исходит из постоянного совершенствования техники и техно­логии на основе непрерывного роста научного знания.

Технологическая культура вступает в конфликт с культурной традицией человечества и закономерно ведет к глобальному кризису.

Поиск нового типа культуры

' Конец XX в. определил глобальный характер проблемы антропологиче­ского плана. Это потеря духовных ориентиров, смыслообразующих оснований

»

бытия человека и. общества. Главная причина — повсеместная технизация со­циальной жизни, при которой человек отрывается от почвы, теряет преемст­венность традиций. Человеческая4 жизнь оказывается научно-технической заор-

ганизованностью. В XX в. наблюдается массовый приход к власти малообразо-

ванных, неинтеллигентных людей, лишенных критического мировосприятия.

При такой власти высокоразвитые технологии неизбежно вступают в

ч

конфликт с культурной традицией человечества. В данной ситуации выдвигает­ся необходимость такого духовного роста человека, который бы не отставал от роста технологических новшеств.

Взаимосвязь понятий «культура» и «общество»

Первый подход: культуру можно изучать независимо от общества как. своеобразное самодостаточное целое. Другое понимание: общество представляет собой всеобъемлющий контекст культуры. Наконец, общество и культура разли­чаются: культура — это образ жизни и существования определенного общества.

Культура — особый способ существования жизни и общества, это произ­водный духовный мир человека, который позволяет ему преодолевать рамки своей повседневной жизни.

Дифференциация общества и культуры проявляется в неодинаковом их развитии. Например, часто шедевры культурного творчества по своему уровню не отвечают социально-экономической стороне развития общества. Нередко культурные ценности, созданные на основе пера шитых общественных of поте­ний, обладают значением «вечного культурного образца».

Культура не является и не может быть ничем другим, кроме как миром человека. Она проявляется в единстве, что го мира. Кул мура - по единство ценное™ и средств очеловечивания отдельною индивида и ею мира. С ней че­ловек отходит от дикости в самом себе и в природе.

Одновременно историю культуры, понимаемую и ее эмпирическом виде. нельзя отделить от истории человеческого общества если под ней подразуме­вается история возникновения и развития человека и его мира. Историю чело-человечества (общества) следует понимать не только как создание ценностей куль­туры, но и как историю варварского разрушения мира человека.

Одновременно составляющие культуры религия, наука, искусство, фи­лософия — устремятся воплотить в себе ее универсальные ценности.

Существуют генетические связи культуры и общества (как содержание и формы) культуры и культур (общего и частного). Социологи выделяют два типа взаимоотношений между обществом и культурой. Первый существовал в примитивных ситуациях человеческой истории, когда общественное и куль­турное в повседневной жизни почти не подразделялось. Втором характерен для современного индустриального общества, в котором проявляется разде-ленность культуры и общества (3. Бауман, польский социолог). Экономиче­ская система примитивного общества идентична его системе родственных от­ношений., связей, т.е. здесь про я в плетен недифференцированность обществен­ных и культурных сторон человеческой жизни. I; современном обществе дифференциация общества и культуры проявляется в большом числе обшественных

событий, не содержащих культурного значения. Например, общественная и культурная системы имеют раздельные механизмы внешних воздействий и связей.

В примитивных обществах вопрос о примате культуры или общества не будет иметь смысла, т.к. общественная и культурная переменные тождествен­ны. В современном обществе вопрос о соотношении культуры и общества ста­ится в теоретической и практической областях, по решить его не удается.

Т. Парсонс выделяет особые культурные системы и особые «обществен­ные системы», представляющие подсистемы общества. Общество и культура не равнозначны, но разделить их эмпирическим путем невозможно.

Американский социолог Г. Олпорт утверждает, что система культуры со­держит традиционные понятия и ценности, которые влияют на личность, в то время как взаимодействие индивидов в создании этих ценностей создает обще­ственную систему.

Таким образом, культура — все то, что не относится к природе, что выде­ляет индивида как творческую личность. Исходя из этого, культура представля­ет собой и одновременно определяется общественной реальностью и самой це­лостностью общества. Однако поэтому же культура за счет универсальности своих ценностей превосходит границы любого конкретного общества. Своими творческими достижениями наполняет истинным смыслом повседневную жизнь человека. Общество как социальная система обозначает отношения меж­ду индивидами и социальными общностями, культура определяет ценностно-смысловое значение этих отношений.

Общество --- продукт человеческих действий, т.е. общество — продукт культуры. Все изменения основных подсистем и структур общества соверша­ются при ведущей роли культуры. В общественном развитии культура первич­на. Все представления, идеи мировоззрения, убеждения, верования являются действенными в силу их активного или пассивного признания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных