Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уровни взаимосвязи обмена веществ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ГОУ ВПО «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

Учебное пособие

Для студентов медицинских вузов

Рекомендуется Учебно-методическим объединением

по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России

в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

 

КИРОВ, 2005

УДК 646.811

ББК 24.239

Н 62

 

Печатается по решению учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России

(УМО-№580) от «18» октября 2005.

 

Взаимосвязь обмена веществ: учебное пособие для студентов медицинских вузов сост. Е. Р. Бойко, Е. И. Кононов, В. Е. Ларина, В. В. Циковкина, П. И. Цапок. – Киров: Кировская государственная медицинская академия. – 2005. – 55 с.

Настоящее издание представляет собой руководство для организации самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов медицинских вузов по основному разделу биохимии – взаимосвязи обмена веществ. Для активного овладения изучаемым материалом студентам предлагаются обучающие тесты и клинические ситуационные задачи. Пособие предназначено для студентов.

Рецензенты:

Ф.Х. Камилов – зав. кафедрой биологической и биоорганической химии ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет МЗ СР РФ», Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор

 

Н.А. Терехина – зав. кафедрой биологической химии ГОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», доктор медицинских наук, профессор

© Бойко Е.Р., Кононов Е.И., Ларина В.Е., Циковкина В.В., Цапок П.И.

© Кировская государственная медицинская академия

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Взаимосвязь обмена веществ представляет собой основной механизм взаимосвязи метаболизма, химических явлений и процессов в живых организмах. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (Москва, 2000) преподавание биохимии ориентировано на конечные цели обучения: создать прочную теоретическую базу, необходимую для усвоения медико-биологических и клинических дисциплин. В соответствии с учебной программой по биохимии (Москва, 2004) на основе современных научных представлений формируется понимание механизмов взаимосвязи обмена веществ. При составлении пособия учтен большой опыт преподавания биохимии студентам высших образовательных медицинских учреждений России и зарубежья. Представлены сведения по патохимии и клинической биохимии. Мы будем благодарны за любые замечания и пожелания, направленные на улучшение данного пособия.

 

Авторы.


Цель изучения темы “Взаимосвязь обмена веществ”:

1. Сформировать представление о функционировании в организме единой высокоинтегрированной метаболической сети, включающий в себя ранее изученные отдельные метаболические пути.

2. Получить представление о комплексном нарушении обменных процессов при развитии патологических состояний, обусловленном общей реакцией метаболической сети на действие повреждающих агентов.

 

Студент должен знать:

1. Уровни интеграции обменных процессов.

2. Общий принцип интеграции отдельных метаболических путей в единую метаболическую сеть.

3. Взаимосвязь метаболических путей обмена углеводов и аминокислот.

4. Взаимосвязь метаболических путей обмена углеводов и липидов.

5. Взаимосвязь метаболических путей обмена аминокислот и липидов.

6. Центральные метаболические пути и их роль в интеграции метаболизма.

Студент должен иметь представление:

1. О межорганных метаболических связях.

2. О комплексном нарушении хода обменных процессов при развитии сахарного диабета.

 

Студент должен уметь:

1. Имея схемы метаболических путей, составлять метаболические цепи превращений соединений одних классов соединения других классов.

2. Выделять в схемах преобразования соединений одних классов в соединения других классов узловые метаболиты.

 

Рекомендуемая литература

1. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки, (в 3 томах), М., 1994.

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия, М., 1985.

3. Ленинджер А. Основы биохимии, (в 3 томах). М., 1985.

4. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека, (в 2-х томах), М., 1993.

5. Мецлер Д. Биохимия, (в 3 томах), М., 1980.

6. Николаев А.Я. Биологическая химия. М., 1998.

7. Страйер Л. Биохимия, (в 3 томах), М., 1984.

8. Уайт А., Хендлер Ф., Смит Э., Хилл Р., Леман И. Основы биохимии, (в 3 томах), М., 1981.

Уровни взаимосвязи обмена веществ

 

1.1. Метаболизм как высоко интегрированная система

метаболических путей. Уровни взаимосвязи

При изучении курса биологической химии в силу необходимости приходится искусственно выделять из всей совокупности метаболических процессов, протекающих в организме, обмен углеводов, обмен липидов, обмен аминокислот и др. В реальных клетках, органах и тканях все эти процессы интегрированы в единую систему, в которой нарушение одного из метаболических путей неизбежно сопровождается в качестве компенсаторной реакции перестройкой работы всей системы. Эти представления чрезвычайно важны для специалистов медицинского профиля, которые отчетливо должны понимать, что их вмешательство в ход обменных процессов с целью коррекции, например, обмена углеводов, неизбежно будет сопровождаться изменениями в обмене липидов, аминокислот и др. Поэтому эффективность вмешательства должна контролироваться не только по его влиянию на показатели обмена углеводов, но и по изменению показателей обмена соединений других классов.

Можно выделить несколько уровней взаимосвязей обменных процессов: информационный, структурный, энергетический, уровень энергетических эквивалентов или же уровень потока метаболитов, принимая, естественно, во внимание, что рассмотрение каждого из этих уровней охватывает лишь один из аспектов проблемы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных