Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 36




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

 

Дисциплина: «Фармакология»

Специальность: 0401 «Лечебное дело»

 

Т Е М А: «ПРИНЦИПЫ И ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ХИМИОТЕРАПИИ.

АНТИБИОТИКИ УЗКОГО СПЕКТРА ДЕЙСТВИЯ»

 

Составлено в соответствии с

тематическим планом и

утверждено на заседании ЦМК №

Председатель ЦМК О.Ю.Шмакова

__________________________

Протокол № ___ от «___» ___ 2005 г.

 

Москва – 2005 г.

 

 

Автор: Н.Д. Белова – преподаватель фармакологии ММУ № 7

 

 

Рецензент: Л.С.Сухова – методист ММУ № 17

Г.В.Фадеева – преподаватель анатомии и физиологии ММУ № 7

 

 

Настоящая методическая разработка предназначена для студентов отделения «Лечебное дело» на теоретическом занятии по дисциплине «Фармакология». Отдельные блоки методической разработки могут быть использованы на теоретических и практических занятиях для студентов при выполнении аудиторной самостоятельной работы, преподавателями смежных дисциплин при организации «круглых столов».

Данная методическая работа является выпускной работой преподавателя на повышение квалификации.

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

В В Е Д Е Н И Е................................. стр. 4

Методический блок.............................. стр. 6

Блок контроля исходного уровня

Знаний и умений................................. стр. 9

Информационный блок........................... стр. 11

Задания для выполнения аудиторной

Самостоятельной работы.......................... стр. 24

Блок контроля эффективности обучения............ стр. 29

Литература....................................... стр. 35

Приложение...................................... стр. 36

 

 

В в е д е н и е

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Вторая половина XX века ознаменовалась огромными (и это не преувеличение) успехами в области лечения различных инфекций, в первую очередь бактериальных, затем микозов и протозойных заболеваний и, наконец, - частично вирусных инфекций. Эти успехи по значению соответствуют важнейшим достижениям науки нашего столетия.

Практический медицинский работник уже не представляет себе успешного лечения инфекционно-воспалительных процессов и особенно тяжелых инфекций без применения активных антимикробных средств. Эти препараты называются химиотерапевтическими, а этиотропная (причинная) терапия инфекций - химиотерапией.

За последние годы химиотерапия стала самостоятельным, очень важным разделом науки о лекарствах. Это определяется достигнутыми за последние годы успехами в области общей и клинической микробиологии; в изучении закономерностей возникновения и течения инфекционных заболеваний; в создании очень большого числа высокоэффективных антимикробных препаратов; в изучении механизмов их действия на микробную клетку и механизмов, определяющих развитие к ним резистентности у микро-организмов, а также широкими клиническими исследованиями по разработке оптимальных схем и режимов химиотерапии различных инфекций.

Теперь эту актуальную проблему изучают не только микробиологи, но и фармакологи, биохимики, химики, радиобиологи, технологи, медицинские работники всех специальностей.

 

ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ:

ЧТО ИЗУЧАЕМ?

Этот раздел включает сведения о натуральных (антибиотики) химиотерапевтических препаратов. В 20-веке эти средства позволили победить страшные эпидемии инфекционных заболеваний, которые терзали человечество на протяжении всей его истории. Однако лекарство – «это палка о двух концах». «Одно лечим, а другое калечим!» - говорит народная пословица. Даже при правильном применении химиотерапия может нанести вред организму пациента

За последние 40 лет открыты тысячи антибиотиков с различным спектром действия, однако в практической медицине применяются около 100 препаратов. Это объясняется главным образом тем, что большинство антибиотиков не отвечает требованиям практической медицины.

 

ЗАЧЕМ ИЗУЧАЕМ?

Вы будете знать как предупреждать побочные эффекты препаратов.

Вы будете уметь выписывать в рецептах различные лекарственные формы антибиотиков и других химиотерапевтических средств.

М Е Т О Д И Ч Е С К И Й Б Л О К

Дисциплина: Фармакология

Раздел: Химиотерапевтические средства

Тема: «Принципы и побочные эффекты химиотерапии. Антибиотики узкого

спектра действия»

Количество часов – 2

Вид занятия: теоретическое занятие

Мотивация: занятие проводится согласно ГОСТ по специальности «лечебное дело» Для создания базы профессиональных знаний студент при изучении курса фармакологии должен выработать профессиональные умения:

· владеть составлением и передачей фармакологической информации;

· распределять препараты по фармакологическим группам;

· аргументировать возможности замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакотерапевтической активностью;

· правильно выписывать рецепты.

Цель занятия: изучить:

- классификации химиотерапевтических средств;

- спектр действия;

- показания к применению антибиотиков узкого спектра действия;

- возможные побочные эффекты

Учебные цели для студентов:

- студенты должны уметь:

· выписать рецепт на антибиотики;

· объяснить пациенту возникающие проблемы приема и последствия применения химиотерапевтических средств;

- студенты должны знать:

· классификацию химиотерапевтических средств;

· особенности применения химиотерапевтических средств;

· правила и способы выписывания рецептов.

Без достижения поставленных целей невозможна подготовка грамотных, квалифицированных специалистов. Методическая разработка ориенти-рована на максимально активное восприятие темы занятий, на достижение поставленной цели. Значительное количество времени выделено на закрепление лекционного материала и учебной литературы, с которой студенты работали дома.

Место проведения занятия: кабинет латинского языка с основами медицинской терминологии

 

 

Изучив тему, студенты должны:

- знать:

* классификации антибиотиков;

· лекарственные препараты химиотерапевтических средств;

· способы применения лекарственных препаратов, характер влияния и особенности воздействия на организм человека, побочные эффекты применения лекарственных средств – антибиотиков узкого спектра действия;

- уметь:

· выписать рецепт;

· используя рецептурные справочники, выяснять особенности применения химиотерапевтических препаратов;

· объяснить больному ожидаемые или возникшие проблемы после применения лекарственных препаратов данной группы;

· оценить причину назначения тех или иных лекарственных препаратов;

· объяснить больному диету для реабилитации после курса антибиотикотерапии;

· пояснить проблемы самолечения с применением без рецептурных фармацевтических препаратов, дать или воздержаться от рекомендаций, знать и объяснить – почему.

 

Межпредметные связи:

· химия, биология, анатомия, физиология, микробиология – обеспечивающие понимание действия химиотерапевтических средств на микроорганизмы и на обмен веществ у пациента;

· латинский язык – выписывание рецепта и чтение рецептурных назначений врачом;

· терапия, хирургия, инфекционные болезни – в темах лечения заболеваний и восстановления организма после применения химиотерапевтических средств; реабилитация нежелательных эффектов химиотерапевтических препаратов.

 

 

Критерии оценки по всем видам контроля:

- более 90% верных ответов, менее 2 ошибок – «отлично»;

- 80 – 89,9% верных ответов, менее 3 ошибок – «хорошо»;

- 70 – 79,9% верных ответов, менее 4 ошибок – «удовлетворительно»

 

 

Материальное и методическое обеспечение занятия:

* настоящая методическая разработка;

· учебная и дополнительная литература,

· опорные конспекты студентов;

· библиотека рефератов,

· муляжи лекарственных препаратов.

· Аннотации новых лекарственных препаратов

· Таблица «Классификация антибактериальных средств по химической структуре»;

· Таблица «Классификация антибиотиков по характеру антимикробного действия»;

· Таблица «Классификация антибиотиков по механизму антимикробного действия»;

· Таблица «Классификация антибиотиков по спектру антимикробного действия»

· Рисунок «Бактериальная клетка»

· рецептурные бланки

 

Хронокарта занятия:

1. Организационный момент – 3 минут

2. Проверка исходного уровня знаний и умений – 10 минут

3. Теоретическая часть занятия – 20 минут

4. Самостоятельная работа студентов и обсуждение ее результатов – 40 минут

5. Выходной контроль – 10 минут

6. Подведение итогов. Задание на дом – 7 минут.

 

Основные вопросы темы:

 

1. История применения химиотерапевтических средств. Основные принципы химиотерапии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных