Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раскрытие темы детства в произведениях И.А. Куприна




С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Александр Иванович Куприн . Так же как Чехова, его глубоко волновала мысль о разобщенности двух миров — мира «больших» и мира «маленьких». Настоящим социальным протестом проникнуты его рассказы о детях, обреченных обществом на непосильную работу, на нищету и вымирание. Маленькая Сашенька напоминает «чахлую травинку в расщелинах старых каменных построек» («Детский сад»); измучен, изнурен работой прекрасный деревенский паренек Васька, шахта для него «странное, непонятное, чудище» («В недрах земли»).

Обращаясь с рассказами к детям, в самом поэтическом свете писатель изображает мир животных. Всегда справедливы, добры, самоотверженны и особенно любят маленьких друзей Слон, Сапсан, Барбос и Жулька. Так, тяжело заболевшей девочке, которой никто не мог помочь, принес спасение день, проведенный с настоящим живым слоном («Слон»).

Героями рассказов Куприна чаще всего становятся дети «из низов». Им отдает он предпочтение, в них видит людей, способных на благородные поступки, бескорыстных и добрых. Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся барыня-миллионерша и ее сын, на другой — старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Тем более острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за белого пуделя. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.

На каждом шагу писатель подчеркивает контраст между детьми: он виден и в том, как по-разному воспринимают мальчики природу: один — с полным равнодушием, другой — с восторгом; контраст этот и в их внешности — изнеженный, истеричный Трилли и ловкий, сильный и здоровый Сережа; речь Трилли, невозможная для слуха, кажется только и состоит из слов «Хоч-у-а-а!», «Мне!», ни одно слово Сережи не сказано зря, все что он говорит, свидетельствует об уме, выдержке, обстоятельности мальчика.

Тонкий психолог детства , Куприн завершает рассказ счастливым финалом, удовлетворяя справедливое чувство маленького читателя и утверждая вместе с тем победу человеческого; нравственного начала.

Способность откликаться на красоту жизни подчеркивает в своих маленьких героях-тружениках А. И. Куприн («Белый пудель», «В недрах земли»). Нередко сила, чистота нравственного чувства ребенка является для писателя единственным положительным началом, противопоставленным злу жизни (Васька из рассказа А. И. Куприна «В недрах земли»).

А.И. Куприн , обращаясь к детской теме , учитывает развлекательную функцию массовой праздничной литературы, которая должна, прежде всего, создавать радостное настроение.

 

28. Гаршин мечтал издать все свои сказки отдельной книгой с посвящением «великому учителю своему Гансу Христиану Андерсену». Многое в сказках напоминает истории Андерсена, его манеру преображать картины реальной жизни фантазией, обходясь без волшебных чудес. Не меньше любил он произведения Диккенса. Лучшей книгой считал «Робинзона Крузо»: «Эта книга учит, что человек вполне может довольствоваться самим собою, может все делать за себя сам». Причиной массы зла, полагал писатель, является использование труда других людей. Эти идеи Гаршина предвосхищали позднее учение Л.Н.Толстого.

Детство и детская литература занимали Гаршина на протяжении всего десятилетия творческой жизни. В планах начинающего писателя была «История прогимназии», большая часть его «Автобиографии» освещает детские годы жизни. Прочитав автобиографическую повесть Чехова о детстве «Степь», Гаршин доказывал окружающим превосходство над собою таланта писателя, еше широко не признанного.

Гаршин переводил для детей сказки европейских авторов, работал как редактор и критик детской литературы . Он тщательно редактировал книгу Н.А. Корфа «Друг детей» — пособие для младших школьников, выдержавшее до этого девять изданий. Он критиковал в ней отсутствие плана, невежественность, сюсюканье, стилистические ошибки и пр. Вместе с педагогом А.Я.Гердом он задумал «Обзоры детской литературы » и сотрудничал с привлеченными рецензентами (два выпуска вышли при жизни писателя, а третий — посмертно).

Рецензии в «Обзорах» анонимны, представление о взглядах Гаршина на детскую литературу можно получить косвенным путем. Популярный детский писатель А. В.Авенариус составлял сборник «Образцовые сказки русских писателей». Гаршин прислал для него «Сказку о жабе и розе» и отозвался по поводу исключения из сборника поэмы «Кузнечик-музыкант» (1788) Я.П.Полонского:

Я решительно не разделю нападок, которым мы подверглись за это помещение. Относительно любви у нас существует с детьми странная политика. Так сказать, официально наши дети считаются состоящими в невинном неведении чуть ли не до юношеского возраста; но ведь всякий, кто помнит свое детство, знает, каким безобразным путем получаются первые извращенные гнусные сведения о грязной стороне любовных отношений; и часто как рано они получаются! И мы старательно оберегаем детей от всего, дающего намек на любовь даже и в прекраснейших ее проявлениях, не даем им в руки Полонского и в то же время лицемерно стараемся забыть, что мы решительно не имеем возможности уберечь их от извращенного знания о самой грязи отношений между полами.

Я прочел поэму очень давно, еше ребенком, и , кроме самых чистых впечатлений, не вынес из нее ничего. Не могу сказать и того, чтобы в ней было много недоступного детскому пониманию (конечно, не маленьких детей); перечитывая «Кузнечика» много раз уже взрослым, я не вынес из него ничего нового (разрядка автора. — И .А.), что бы ускользнуло от моего детского понимания, а только возобновил глубокое и доброе впечатление.

Вместе с тем Гаршин утверждал, что чтение сугубо взрослых книг наносит вред детской душе. Так ему подсказывал собственный опыт. В возрасте от пяти до семи лет он читал с помощью отца романы, увлекавшие его родителей, особенно мать, — «Хижину дяди Тома» и «Жизнь негров» Г. Бичер-Стоу, «Собор Парижской Богоматери» В.Гюго, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского. Однако радость и настоящую пользу доставляли ему детская книжка «Мир Божий» Разина, сочинения Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова («Герой нашего времени» остался не понятым, только судьба Бэлы вызвала детские слезы). Эти биографические факты еще раз доказывают, что в середине XIX века детское чтение в России еще не имело четких, скрепленных традицией границ.

Раннее приобщение к миру литературы способствовало и ранним опытам сочинительства. В восемь лет Всеволод Гаршин складывал стихи о поразившей его Неве, позже участвовал в «гимназической литературе » (по его выражению), поместив в ученической газете фельетоны и даже целую поэму (в гекзаметрах, наподобие «Илиады») — с описанием гимназического быта, преимущественно драк. К педагогам повзрослевший ученик был преисполнен искренней любви и благодарности.

В круг чтения детей младшего и среднего школьного возраста вошли в основном сказки Гаршина . Среди них одна имеет подзаголовок «Для детей» — «Сказка о жабе и розе» (1884), другая была впервые опубликована в детском журнале «Родник» — «Лягушка-путешественница» (1887). Прочие сказки не предназначались автором для детей, хотя, по воле взрослых, появлялись в детских изданиях, в том числе в хрестоматиях: «АПа1еа рппсерз» (1880), «То, чего не было» (1882), «Сказание о гордом Агее» (1886).

 

29. А.Толстой повесть «Детство Никиты»

Замечательная повесть "Детство Никиты", завершающая цикл автобиографических произведений А.Н.Толстого о дворянском быте, по праву считается одной из лучших русских книг для детей. На первый взгляд «Детство Никиты» напоминает старые дворянские семейные хроники, однако повесть отличается от них. Волнующий образ родины, горячее дыхание живой поэзии, пластичность изобразительных средств, глубокая лиричность и реалистическая красочность ставят «Детство Никиты» в ряд лучших произведений А.Н. Толстого. Неувядаемая жизненность повести Толстого до сих пор определяется умением писателя «обратиться к человеку, понять которого без понимания земли и солнца», без понимания природы невозможно. Повесть А. Толстого «Детство Никиты» (в первых изданиях «Повесть о многих превосходных вещах») вводит читателя в круг не омраченных ничем, радостных впечатлений девятилетнего ребенка. В произведении А.Н. Толстого «Детство Никиты» чувствуется атмосфера любви ко всему окружающему, а сам герой представляет собой некий обобщенный образ счастливого ребенка, символ счастливого детства. Жизнь мальчика Никиты, растущего в привольном степном дворянском имении, протекает на фоне размеренного, прочного помещичье-деревенского быта, в непосредственном общении с буйной степной природой. Катание на салазках с гор, учеба с репетитором, ласки любящей матери, игры и драки с деревенскими ребятишками, приготовления к елке и встреча гостей, первая любовь – вот что формирует характер главного героя повести. Независимого, смелого, очень чуткого и впечатлительного мальчика, живущего в гармонии с природой и близкими людьми. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение. «Детство Никиты» — повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем развертывается хроника основных событий жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. В "Детстве Никиты" сказалось чудесное искусство перевоплощения писателя в ребёнка, сказалось свободным дыханием, необыкновенной рельефностью каждой показанной вещи, сказалось страстной и сдержанной любовью к природе, ко всему живому, точным взрослым знанием их и точным их детским восприятием, постижением детского характера.

 

30. А.М. Горький и детская литература. Проблема формирования личности ребенка в повести М. Горького «Детство»

Повесть «Детство», первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. Зрелый писатель обратился к теме своего прошлого. В «Детстве» он пытается осмыслить этот период жизни, истоки человеческого характера, причины счастья и несчастья взрослого человека.

В центре повести – мальчик Алеша, волею судеб «заброшенный» в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Поэтому можно сказать, что эти люди – главные в его судьбе, те, кто воспитали мальчика, заложили в него все основы. Но, кроме них, в жизни Алеши было множество людей – многочисленные дяди и тети, жившие все под одной крышей, двоюродные братья, постояльцы… Все они воспитывали героя, влияли на него, подчас сами того не желая.

Жизнь Алеши и его семьи сложна, наполнена многими трудностями. Главное ее качество – это неспокойность, нестабильность. Одно время семья деда была довольно богата, но когда Алеша пошел в школу, все разладилось. Мальчику пришлось собирать ветошь, воровать дрова. За это в школе его невзлюбили, хотя герой хорошо учился. Доходило до того, что у Алеши не было денег купить книгу, и священник не пускал его на свои занятия.

Но и кроме материальных проблем, на долю Алеши в детстве выпало много и других испытаний. Горький описывает нам жизнь и нравы купеческой среды, где царили жестокие законы: дед избивал бабушку, дяди мальчика постоянно воевали из-за наследства его матери, дети жестоко издевались над более слабыми. Смерть и горе преследовали Алешу с самого рождения. На его глазах умирали близкие: отец, братья, Цыганок, мать. Все это не могло не оставить своего следа в душе героя.

Но и такое детство закончилось для Алеши очень рано. После смерти матери дед заявил ему, что не может содержать внука и что Алеше нужно идти «в люди».

Но ребенок есть ребенок, он везде может найти радость и счастье, потому что это в его природе: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей».

Светлым пятном в жизни Алеши была его бабушка, по-настоящему нравственный и духовный человек. Именно она больше всего была близка Алеше. Именно бабушка, как мне кажется, помогла мальчику сохранить в его душе свет и пронести его потом во взрослую жизнь.

Светлым человеком в судьбе Алеши стал и Хорошее Дело. Это был довольно образованный человек, к которому Алеша тянулся всей душой. Вообще, мальчик был очень способным, многие науки, которым его учил дед и мать, герою давались легко. Но, к сожалению, в детстве мальчик не получил систематического образования.

В чем же заключается идея повести «Детство»? Автор пишет в ней: «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».

Итак, Горький уверен, что детство – очень важная пора в жизни каждого человека. Именно в детстве – истоки характера, мировоззрения, психического состояния. Другими словами, именно тогда формируется личность. И так важно, чтобы именно в эту пору ребенку на пути встретились хорошие, добрые, понимающие люди, чтобы ребенка любили и оберегали от житейских невзгод.

Своей повестью Горький продолжает традицию русской литературы, описывающей жизнь и формирование ребенка. Эта традиция глубоко гуманистична, потому что рассматривает ребенка как полноценного человека, имеющего свои особенности, требующего к себе внимания и уважения.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных