Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виктор Юзефович Драгунский




В. Ю.Драгунский (1913— 1972) — актер по образованию; он

работал в различных театрах, в цирке, однажды снялся в кино.

С 1940 года он начал писать фельетоны, клоунады, сценки-реп­

ризы для эстрады (ему, например, принадлежит сценарий одно­

актной пьесы «Великая сила искусства», исполнявшейся А. Рай-

киным). Драгунский и сам выступал на эстраде с песнями соб­

ственного сочинения.

Первая книга В. Драгунского — «Он живой и светится» — вышла

в 1961 году и состояла из шестнадцати рассказов о Дениске Ко-

раблеве, принесших автору настоящий успех. Впоследствии при­

ключения Дениски дополнялись новыми рассказами, издавались

сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с го­

лубым лицом» (1963), «Старый мореход» (1964). Всего было напи­

сано около девяноста рассказов; они много раз переиздавались,

прочно войдя в современный круг детского чтения.

Рассказы В. Драгунского для детей несут на себе печать эстрад­

ных жанров: их легко читать вслух, поскольку они написаны жи­

вым разговорным языком, каким говорят дети шести — восьми лет;

многие эпизоды в них выстроены как острые, смешные мизан­

сцены; характеры героев четко очерчены.

Прототипами главных героев в «Денискиных рассказах» были

маленький сын Драгунского и отчасти он сам. Писателя интересо­

вал герой в возрасте первоклассника: именно в это время окружа­

ющий ребенка мир значительно расширяется и усложняется, а

вместе с тем происходит самоопределение личности.

Для его Дениски уже есть прошлое — дошкольное детство,

которое он с юмором вспоминает (рассказы «Не пиф, не паф!»,

«Сверху вниз, наискосок!»). Дениска многое знает: и настоящее

имя художника Эль Греко, и что солнце стоит на небе сбоку, а не

в центре, и что в Африке есть страны-колонии. («Профессор кис­

лых щей»). Он сознает, что ему нравится, а что — нет, и имеет

свои взгляды на пение, на чувство юмора, на этику и т.д. (расска­

зы «Что я люблю...», «...И чего не люблю!», «Надо иметь чувство

юмора», «Старый мореход»), Дениска чутко воспринимает настро­

ения взрослых и зачастую понимает своих родителей гораздо луч­

ше, чем они его. Он умен и романтичен, по-рыцарски благороден

и вместе с тем по-детски наивен. Иными словами, Дениска —

личность яркая, цельная.

Да и другие герои выписаны автором с той же степенью пси­

хологической достоверности. Например, родители Дениски — люди

счастливые: они молоды, влюблены друг в друга и стараются по­

нять своего сына, поэтому Дениске хорошо с ними. Родители могут

так и не догадаться — что же он нарисовал, но всегда поймут его

обиду, грусть, мечту или радость. В рассказе «Что я люблю...» Де­

ниска вспоминает:

Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на

улице, и он спросил:

— Ты что скачешь?

А я сказал:

— Я скачу, что ты мой папа!

Он понял.

Драгунский точно выстраивает систему героев: мама строга и

вместе с тем смешлива; отец умен, но часто ведет себя как ребе­

нок (они с Дениской внутренне похожи); одноклассник Мишка

Слонов — настоящий друг; а девочка Аленка — такая же малень­

кая, каким был два-три года назад сам Дениска. Среди таких лю­

дей Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать противоречия.

Писателю важен не только взгляд Дениски на мир, но и реакция

других героев на события или поступки главного героя. Дениска

рассказывает, например, о том, как у рассерженной мамы глаза

делаются как крыжовник, как хохочет весь зал над куплетистами-

неудачниками, как у папы при воспоминании о чем-то далеком

делается серьезное и грустное лицо...

Напряжение действия в рассказах обусловлено не количеством

событий, а полнотой переживаний Дениски; поэтому острая фа­

була отнюдь не обязательна. Одни из лучших рассказов у писате­

ля — именно бесфабульные: «Поют колеса тра-та-та», «Друг дет­

ства», «Что я люблю...», «Что любит Мишка...».

Повествование динамично, ни одна деталь не задерживает стре­

мительного движения — все убыстряют темп. Текст насыщен гла­

голами действия и состояния.

Спектр комического у Драгунского достаточно широк: от са­

тиры (в адрес некоторых взрослых) и чистого юмора до мягкой

иронии, переходящей даже в лирическую грусть. Есть у писателя

рассказы вовсе не смешные, а скорее лирические или грустные

по интонации повествования, такие как «Девочка на шаре», «Он

живой и светится...», «Человек с голубым лицом». Сочетание лири­

ческого и комического начал придает его рассказам особую теплоту.

В.Драгунский написал две автобиографические повести для

взрослых: «Он упал на траву» (1961) — о начале Великой Отече­

ственной войны, «Сегодня и ежедневно» (1964) — о цирковых

артистах.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных