ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виктор Юзефович ДрагунскийВ. Ю.Драгунский (1913— 1972) — актер по образованию; он работал в различных театрах, в цирке, однажды снялся в кино. С 1940 года он начал писать фельетоны, клоунады, сценки-реп ризы для эстрады (ему, например, принадлежит сценарий одно актной пьесы «Великая сила искусства», исполнявшейся А. Рай- киным). Драгунский и сам выступал на эстраде с песнями соб ственного сочинения. Первая книга В. Драгунского — «Он живой и светится» — вышла в 1961 году и состояла из шестнадцати рассказов о Дениске Ко- раблеве, принесших автору настоящий успех. Впоследствии при ключения Дениски дополнялись новыми рассказами, издавались сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с го лубым лицом» (1963), «Старый мореход» (1964). Всего было напи сано около девяноста рассказов; они много раз переиздавались, прочно войдя в современный круг детского чтения. Рассказы В. Драгунского для детей несут на себе печать эстрад ных жанров: их легко читать вслух, поскольку они написаны жи вым разговорным языком, каким говорят дети шести — восьми лет; многие эпизоды в них выстроены как острые, смешные мизан сцены; характеры героев четко очерчены. Прототипами главных героев в «Денискиных рассказах» были маленький сын Драгунского и отчасти он сам. Писателя интересо вал герой в возрасте первоклассника: именно в это время окружа ющий ребенка мир значительно расширяется и усложняется, а вместе с тем происходит самоопределение личности. Для его Дениски уже есть прошлое — дошкольное детство, которое он с юмором вспоминает (рассказы «Не пиф, не паф!», «Сверху вниз, наискосок!»). Дениска многое знает: и настоящее имя художника Эль Греко, и что солнце стоит на небе сбоку, а не в центре, и что в Африке есть страны-колонии. («Профессор кис лых щей»). Он сознает, что ему нравится, а что — нет, и имеет свои взгляды на пение, на чувство юмора, на этику и т.д. (расска зы «Что я люблю...», «...И чего не люблю!», «Надо иметь чувство юмора», «Старый мореход»), Дениска чутко воспринимает настро ения взрослых и зачастую понимает своих родителей гораздо луч ше, чем они его. Он умен и романтичен, по-рыцарски благороден и вместе с тем по-детски наивен. Иными словами, Дениска — личность яркая, цельная. Да и другие герои выписаны автором с той же степенью пси хологической достоверности. Например, родители Дениски — люди счастливые: они молоды, влюблены друг в друга и стараются по нять своего сына, поэтому Дениске хорошо с ними. Родители могут так и не догадаться — что же он нарисовал, но всегда поймут его обиду, грусть, мечту или радость. В рассказе «Что я люблю...» Де ниска вспоминает: Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил: — Ты что скачешь? А я сказал: — Я скачу, что ты мой папа! Он понял. Драгунский точно выстраивает систему героев: мама строга и вместе с тем смешлива; отец умен, но часто ведет себя как ребе нок (они с Дениской внутренне похожи); одноклассник Мишка Слонов — настоящий друг; а девочка Аленка — такая же малень кая, каким был два-три года назад сам Дениска. Среди таких лю дей Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать противоречия. Писателю важен не только взгляд Дениски на мир, но и реакция других героев на события или поступки главного героя. Дениска рассказывает, например, о том, как у рассерженной мамы глаза делаются как крыжовник, как хохочет весь зал над куплетистами- неудачниками, как у папы при воспоминании о чем-то далеком делается серьезное и грустное лицо... Напряжение действия в рассказах обусловлено не количеством событий, а полнотой переживаний Дениски; поэтому острая фа була отнюдь не обязательна. Одни из лучших рассказов у писате ля — именно бесфабульные: «Поют колеса тра-та-та», «Друг дет ства», «Что я люблю...», «Что любит Мишка...». Повествование динамично, ни одна деталь не задерживает стре мительного движения — все убыстряют темп. Текст насыщен гла голами действия и состояния. Спектр комического у Драгунского достаточно широк: от са тиры (в адрес некоторых взрослых) и чистого юмора до мягкой иронии, переходящей даже в лирическую грусть. Есть у писателя рассказы вовсе не смешные, а скорее лирические или грустные по интонации повествования, такие как «Девочка на шаре», «Он живой и светится...», «Человек с голубым лицом». Сочетание лири ческого и комического начал придает его рассказам особую теплоту. В.Драгунский написал две автобиографические повести для взрослых: «Он упал на траву» (1961) — о начале Великой Отече ственной войны, «Сегодня и ежедневно» (1964) — о цирковых артистах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|